Технологическая карта урока Тема: «Население России» Урок обобщения и систематизации знаний
план-конспект урока по географии (9 класс)

Материал урока нацелен на формирование знаний о населении России: его численности, естественном приросте, миграции, размещении населения, рынке труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboshchayushchiy_urok_po_teme_naselenie._9_klass.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема«Население России»

Урок обобщения и систематизации знаний

Учитель Минникова Наталия Васильевна

Цели урока:

Образовательные цели: 

- обобщить и систематизировать знания по теме « Население России»;

- подвести итог по особенностям  демографических кризисов;

- выяснить, с чем связаны демографические потери населения в XX веке в России и в Ставропольском крае

Развивающие цели: 

- раскрыть причинно-следственные связи, влияющие на изменение численности населения, размещении населения;

- формировать у учащихся умения строить и анализировать графики, статистические материалы.

Воспитательные цели: 

- воспитывать чувство патриотизма к России и  к своей  малой Родине.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

- формирование знаний о населении России: его численности, естественном приросте, миграции, размещении населения, рынке труда;

- формирование знаний о демографических кризисах и их причинах.

Метапредметные: 

- формирование умений:

1) создавать простейшие модели (графики) на основе статистических данных;

2) находить и отбирать информацию в соответствии с учебными задачами;

3) использовать учебную информацию для достижения результата;

4) работать в группе, паре;

5) анализировать графики и делать самостоятельные выводы.

Личностные: 

- осознание факта, что человек – высшая ценность на Земле.

Деятельность обучающихся: Работают в парах

- определять место России в мире по численности населения на основе анализа статистических данных;

- определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны, в своём регионе (Ставропольском крае) по статистическим данным;

- наблюдать динамику численности населения на основе анализа статистических данных по Ставропольскому краю.

- строить и анализировать график изменения численности населения в своём регионе по статистическим данным;

- прогнозировать темпы роста населения России и её определённых территорий на основе статистических данных.

Ценностный компонент урока: 

- человек – высшая ценность на Земле.

Оборудование: учебник: География. 9 класс: учеб. для общеобразовательных организаций,  физическая и политико-административная карты России, атлас, статистические данные по Ставропольскому краю.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-ный момент.

Учитель приветствует обучающихся.

Приветствие учителя.

2.Актуализация знаний

Учитель задаёт вопрос: Кто создаёт материальные и духовные блага?

Правильно, т. е. человек является высшей ценностью на Земле, так как всё создаётся именно для него и с помощью него.

Учащиеся отвечают: «Люди»

3.Содержательный этап.

Учитель раздаёт маршрутные листы и объясняет как по ним работать.

Станция «Термины»

Задание № 1: Внимательно изучи таблицу и найди правильный ответ (таблица в приложении).

Задание №2: Вставь в текст недостающие слова.

Признаки современного типа воспроизводства населения - _______________ числа детей в семье, ______________ рождаемость, ______________ смертность, ___________________ естественный прирост или ___________ .

Станция «Карта»

Задание№ 1: Найдите и покажите на административной карте РФ  пять республик и их столицы.(Подготовка к ОГЭ)

Станция «Реши задачу»

Задание №1. Проанализируйте таблицу и определите недостающие данные (рождаемость, смертность, естественный прирост). Данные даны на 1000 человек населения по Ставропольскому краю. Сделайте вывод.

.(Подготовка к ОГЭ)

Задание №2. Проанализируйте таблицу «Численность населения Ставропольского края с 2016 по 2018 год», подсчитайте, на сколько увеличилась или уменьшилась численность края. В выводе напишите причины такой динамики.

Задание №3: Рассчитайте плотность населения в Ставропольского края если его площадь 66500, а численность населения –2785400.

(Подготовка к ОГЭ)

Станция «Трудовые ресурсы»

Задание: ответьте на вопрос – Какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно устроиться на работу?

Станция «Объясни»

Василий Иванович отработал на угольной шахте в Воркуте 25 лет. Он вышел на пенсию. Вместе со своей семьей переехал на постоянное место жительство в город Краснодар. Укажите вид миграции и причину.

(Подготовка к ОГЭ)

Обучающиеся заполняют маршрутные листы.

Заполняют таблицу.

Учащиеся  работают в парах, высказывают свои предположения и вставляют в текст недостающие слова.

Обучающиеся заполняют таблицу по республикам России и показывают их на карте.

Обучающиеся высчитывают естественный прирост населения по Ставропольскому краю . Делают вывод, что ЕП населения по Ставропольскому краю отрицательный, так как смертность превышает рождаемость.

Еп=Р-С, т.е. характерна естественная убыль населения. Необходимо снижение смертности, стимулирование рождаемости (пособия, материнский капитал, земельный участок, предоставление льгот), повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни, улучшение экологической ситуации.

Обучающиеся подсчитывают численность населения Ставропольского края го. Делают вывод, что численность населения уменьшилось. Высказывают своё мнение о

причинах такой динамики.

Обучающиеся высчитывают плотность населения по краю по формуле: численность населения : на площадь края Решение и ответ записывают в маршрутный лист                                                          

Обучающиеся перечисляют качества , которыми должен обладать человек, чтобы успешно устроиться на работу.

Обучающиеся обсуждают и указывают причины и вид миграции.

4.Рефлексия

Ответьте на вопросы:

1)Чему я научился на уроке?

2)Что мне дала такая работа?

Учащиеся дают ответы на вопросы.

5.Домашнее задание.

Повторить тему «Население»

Ученики записывают домашнее задание в дневники.

Приложение

Маршрутный лист

Фамилия, имя

Станция «Термины»

Станция «Карта»

Станция «Реши задачу»

Станция «Трудовые ресурсы»

Станция «Объясни»

Итог

  1. Станция «Термины и понятия»

Задание № 1: Внимательно изучи таблицу и найди правильный ответ

Термины

Ответ

Определение

Урбанизация

1

Выезд за пределы страны

Городская агломерация

2

Трудоспособное население

Трудовые ресурсы

3

Передвижение населения с одного района (страны) в другой

Эмиграция

4

Процесс увеличения числа городов, возрастание роли городов, городского образа жизни

Миграция

5

Огромные скопления городских поселений вокруг крупнейших городов страны

Задание №2: Вставь в текст недостающие слова.

Признаки современного типа воспроизводства населения - _______________ числа детей в семье, ______________ рождаемость, ______________ смертность, ___________________ естественный прирост или ___________ .

  1. Станция «Карта»

Задание№ 1: Найдите и покажите на административной карте РФ (Стр.232-233) пять республик и их столицы.

Республика

Столица

1

2

3

4

5

Станция «Реши задачу»

Задание №1. Проанализируйте таблицу и определите недостающие данные (рождаемость, смертность, естественный прирост).

Субъект РФ

Года

Рождаемость

Смертность

Естественный прирост

Ставропольский край

2016

36385

32503

?

2017

32253

31480

2018

30670

32070

Сделайте вывод _________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание №2. Проанализируйте таблицу «Численность населения Ставропольского края с 2014 по 2021 год», подсчитайте на сколько увеличилась или уменьшилась численность края с 2014 по 2021 год. В выводе напишите причины такой динамики.

Субъект РФ

Год

Численность населения

Ответ

Ставропольский край

2014

2 794 508

2015

2 799 473

2016

2 801 597

2017

2 804 383

2018

2 800 674

2019

2 795 243

2020

2785400

Решение

Вывод: _________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Задание №3: Расчитайте плотность населения в Ставропольского края, если площадь края 66500 км², а численность населения –2785400.

Решение:                                                                   Ответ:

  1. Станция «Трудовые ресурсы»

Задание: ответьте на вопрос – Какими качествами должен обладать человек, чтобы успешно устроиться на работу?

Ответ: _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Станция «Объясни»

Василий Иванович отработал на угольной шахте в Воркуте 25 лет. Он вышел на пенсию. Вместе со своей семьей переехал на постоянное место жительство в город Краснодар. Укажите вид миграции и причину.

Ответ: _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Обобщение и систематизация знаний по теме «Основные классы неорганических соединений» .

Химия 8 класс, прилагается интерактивная презентация к уроку в программе Smart Notebook....

Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"...

Технологическая карта урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Четырехугольник», с учетом требований новых ФГОС (геометрия 8 класс)

Заключительный урок по теме "Четырехугольник" по геометрии в 8 классе, на котором происходит  систематизация теоретического материала и применение полученных знаний к решению задач. Уро...

Технологическая карта к уроку «Обобщение и систематизация знаний по теме свойства квадратного корня».

laquo;Обобщение и систематизация знаний по теме свойства квадратного корня»Повторение и обобщение материала по применению свойств арифметического квадратного корня....

Технологическая карта урока по теме "Синтаксис и пунктуация" 5 класс, урок обобщения и систематизации знаний.

Урок по русскому языку, 5 класс по теме "Синтаксис и пунктуация", заключительный урок по этой теме, разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока «Обобщение и систематизация знаний по теме «Моделирование объектов в программе SketchUp».

Рассмотреть интерфейс и режимы работы программы для моделирования относительно простых трёхмерных объектов, закрепить использование различных инструментов этой программы...

Технологическая карта урока ^Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах»

Cистематизация знаний учеников по теме «Жизнь организмов на разных материках, в морях и океанах». Технология проблемного обучения (И.Я. Лернер).Учебник « Биология» 5к...