Конспект урока: "Стороны горизонта и ориентирование"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Исаева Вера Васильевна

Конспект урока: "Стороны горизонта и ориентирование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_storony_gorizonta._orientirovanie_.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОУД

Организационно – мотивационный этап урока.

Стадия вызова.

Эмоциональный настрой на предстоящую работу

-Здравствуйте, садитесь.

-Проверьте, все ли готово у вас к уроку. Отлично!

-Настроимся на приятную работу.

-Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало. Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу,что не все. Ну что же, кто не смог это сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!  Молодцы.

-Теперь вы готовы к работе. Я хочу пожелать вам удачи.

Учащиеся выполняют действия

Фронтальная

Актуализация знаний. Сообщение новой темы. Постановка целей

Постановка учебной задачи.

-Ребята, а кто из вас любит путешествовать?

-И мультяшные герои, юные путешественники друзья Тралик и Валик, тоже обожают путешествовать.

Слайд 1

-Давайте с вами посмотрим внимательно небольшой видеофрагмент и скажем, какое он имеет отношение к нашему сегодняшнему уроку?

Внимание на экран.

-О чем этот видеофрагмент?

-Итак, кто догадался? Как  будет звучать тема нашего урока?

-Правильно, молодцы ребята!

-Сегодня мы с вами работаем с рабочими листами, которые лежат у каждого на парте.

Слайд 2

-Записываем число и тему урока.  «Стороны горизонта. Ориентирование».

Слайд 3

           -Какую цель вы поставите перед собой на этот урок?

Стороны горизонта. Ориентирование.

Сформировать представление о сторонах горизонта и ориентировании

Фронтальная

Процессуально – содержательный этап урока.

Стадия познания.

Изучение нового материала

-Я предлагаю тоже отправиться в путешествие, чтобы больше узнать об ориентировании и основных сторонах горизонта.

-Ребята, как тема нашего урока связана с  нашей жизнью? Для чего нам необходимо это знать?

-В теме нашего урока прозвучало такое слово, как горизонт, давайте, выясним, что это такое? Есть предположения?

Откройте учебники. Пользуясь материалом учебника стр.78, найдите ответ на данный вопрос – что такое горизонт?

Запишите определение в рабочий лист.

-Молодцы! А теперь внимательно, послушайте загадку.

                Это линия все время

                Между небом и землей.

                Хоть весь год к ней прошагаем,

                А на месте мы с тобой?

-Молодцы!

-А можно ли до нее дойти?

-Если двигаться вперед, то линия горизонта будет все время удаляться. Дойти до нее невозможно.

-Еще одно слово, которое прозвучало в теме нашего сегодняшнего урока, это ориентирование

-В переводе с латыни «ориенс» означает «восток».

-Причем здесь восток? Давайте с начало дадим определение понятию что такое «ориентирование», а там возможно в конце урока вы сами сможете ответить на этот вопрос.

Давайте с вами вспомним из курса окружающего мира, что это такое?

 Верно! Молодцы

Найдите в учебнике на стр. 79 определение, что такое ориентирование.

Запишите определение в рабочий лист.

Ориентироваться на местности можно разными способами.

Кто знает какими?

- В знакомой местности мы не заблудимся. Отправляясь в школу, магазин и тд. Мы можем легко объяснить прохожему как пройти к музею, найти нужную улицу.

-А как понять в незнакомой местности – в степи, море, глухом лесу –где мы находимся и в каком направлении нужно идти?  Что нужно для этого знать?

Слайд 4

Итак, внимание на экран, посмотрите внимательно видео-фрагмент из сказки «Алладин».

Ребята, про какие четыре стороны говорит Джин?

Верно! Молодцы!

Приступаем к заданию № 1 в рабочих листах.

Пожалуйста, объединившись  с соседом по парте, прочитайте задание и ответьте на вопросы. На работу вам дается 3 минуты.

Слайд 5

Ситуация: Мальчик заблудился в лесу. Он ходил т в одну сторону, то в другую. Он несколько раз вспоминал, когда пошел рано утром из деревни  в лес, солнце ему жгло спину.

-Итак, проверим, что у вас получилось.

1. Скажите, почему мальчик не смог вернуться сам домой?

2. Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации?

3. Что нужно знать для того, что бы  ориентироваться на местности?

-Действительно, необходимо знать стороны горизонта и уметь определять их на местности.

-Что вы уже знаете о сторонах горизонта?

Да, правильно. Основными сторонами горизонта являются Север, юг, запад, восток. Стороны горизонта  по-другому называют странами света. А еще их называют румбами.

Слайд 6

Именно поэтому на некоторых компасах северное направление помечено буквой N? А южное S. Но голландцы были еще и прекрасными моряками. Именно они изобрели особой формы головной убор для моряков. Это брезентовая шляпа, надежно закрывающая плечи моряка от ветра и дождя. Называлась она Зюйдвестка.

-Угадайте ветер какого направления сильно досаждал  голландским морякам?

Перед вами 4 буквы, нужно правильно расставить название сторон горизонта. Может кто-нибудь это сделать?

Скажите, а если взять любую карту? Верхняя рамка карты, это какая сторона горизонта? А нижняя рамка карты? Левая рамка? Правая рамка?

Кто на карте может показать где север, юг, запад, восток?

Запомните это!

Почему остались лишние буквы?

Действительно, есть основные стороны горизонта, а есть промежуточные. 

Кто сможет доделать рисунок?

Выполняем задание № 2 в своих рабочих листах. (Подпишите основные стороны горизонта красным цветом, а промежуточные зеленым)

-Молодцы, проверим вашу внимательность. Выполним небольшое графическое задание.

У каждого на парте лежит маленький листочек в клетку.

-Поставьте точку посередине листа. Проведите без отрыва: 4 клетки на запад, 4 клетки на север, 2 клетки на северо-восток по диагонали 2 клетки на юго-восток, 4 клетки на юг.

Какой рисунок у нас получился?

Правильно, желаю всегда возвращаться домой, какие бы трудности не встретились на вашем пути.

Физминутка: Когда я говорю «север» - тянитесь вверх, «юг» - приседаете, «запад» - поворот налево, «восток» - поворот направо.

Слайд 7

С помощью чего можно определить на местности стороны горизонта?

Правильно, ориентирование на местности на нахождение сторон горизонта можно с помощью специального прибора – компаса.

А сейчас, посмотрим еще одно видео, которое нам расскажет, как устроен компас

Просмотр видео «Фиксики. Компас

Найдите на стр. 80 определение, что такое компас?

Запишите его в рабочий лист.        

Молодцы. Вновь объединимся. Возьмите карточку-памятку «Как работать с компасом». Познакомьтесь с правилами работы компаса, сам компас также лежит перед вами.

Выполняем задание № 5 в рабочих листах.

На работу 5 минут.

Правила работы с компасом

  1. Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности.
  2. Проворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (букваN ) совпадет с красным концом магнитной  стрелки.
  3. В этом положении стрелка компаса показывает направление на север.

необходимость умения ориентироваться на местности, для того, чтобы не заблудиться в природе.

Горизонт- это видимое глазом пространство.

линия горизонта

нет

ориентирование - это умение находить свое положение  в пространстве.

Компас, звезды, муравейник, деревья.

Стороны горизонта

север, юг, запад, восток.

мальчик не умел ориентироваться в лесу

страх и паника, которая мешает вспомнит имеющиеся знания и быть внимательным, поэтому заблудившись в лесу, не стоит поддаваться паники);

нужно знать какие стороны горизонта существуют, уметь определять стороны горизонта на местности

Юго-западный

Домик

необходимо знать стороны горизонта.

компаса

Этап закрепления и первичной проверки

Стадия осмысления

Закрепить и проверить знания по данной теме.

Сейчас чтобы узнать насколько хорошо вы усвоили знания по сегодняшней теме,  я предлагаю вам выполнить небольшой тест.

Выполняем задание № 4 в рабочих листах

Давайте проведем взаимопроверку. Обменяемся в парах бланками ответов. За каждый правильный ответ 1 балл. Максимальное количество 5 баллов.

Проверяем. Внимание на экран Слайд 8

Самостоятельная работа.

Обязательное задание

Слайд 9

Изучить с. 78-80 и ответить на вопросы после параграфа 

 Стадия рефлексии

Рефлексия деятельности

Ребята, какую цель сегодня на уроке мы ставили?

Как вы думаете, мы справились с этой задачей? Да.

То есть цель урока достигнута? Да.

Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?

Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?

Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?

Слайд 1

Отвечают на вопросы

Осуществляют рефлексию деятельности на уроке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметный урок "СТОРОНЫ ГОРИЗОНТА И КОМПАС. СПОСОБЫ ОРИЕНТИРОВАНИЯ"

знакомство с видами компасов, их основным устройством, научить пользоваться компасом....

Презентация по географии "Стороны горизонта и ориентирование" 5 класс

В презентации раскрыты понятия горизонт, линия горизонта. Рассмотрены основные и промежуточные стороны горизонта. Что такое компас. Как найти стороны горизонта, если не оказалось компаса под рукой....

Презентация Стороны горизонта и ориентирование 6 класс

Рассматриваются ориентирование по местным признакам, правила ориентирования по компасу, составлен кластер по теме...

Информационная карта к уроку «Стороны горизонта. Ориентирование» (теория)

Информационную карту применять на этапе самостоятельной работы учащихся над новым материалом. Работа предполагается в группах не более 4-х человек, либо в парах (если класс сильный). Время выполнения ...

Урок "Стороны горизонта, ориентирование"

Презентация к уроку для 6 класса....

конспект учебного занятия: «Определение сторон горизонта. Компас. Ориентирование. Действия при потере ориентировки»

Цель: научиться ориентироваться с помощью компаса, местных признаков вспомнить стороны света, изучить действия при потере ориентировки...

Презентация: "Стороны горизонта и ориентирование"

Презентация: "Стороны горизонта и ориентирование"...