конспект учебного занятия: «Определение сторон горизонта. Компас. Ориентирование. Действия при потере ориентировки»
план-конспект занятия (5 класс)

Сергеева Татьяна Александровна

Цель: научиться ориентироваться с помощью компаса, местных признаков вспомнить стороны света, изучить действия при потере ориентировки

Скачать:


Предварительный просмотр:

конспект учебного занятия: «  Определение сторон горизонта. Компас. Ориентирование. Действия при потере ориентировки»

педагог дополнительного образования ЦКиТ Сергеева Т.А.

Тип занятия: повторение пройденного, изучение и первичное закрепление новых знаний

Цель: научиться ориентироваться с помощью компаса, местных признаков вспомнить стороны света, изучить действия при потере ориентировки

Оборудование: стакан, магнит, карандаши, иголка, бумага, компас, мел, доска, картонная стрелка, рисунки животных, схемы, карта ,проектор

        

Ход занятия

1.Вводная часть.

1.1.Организационный момент (приветствие, организация рабочего места)

Посмотрите-ка ребятки, все готовы? Все в порядке?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

1.2. Определение целей и задач (педагог объясняет тему, цель, задачи, план занятия).

1.3.Повторение и закрепление пройденного материала

Опрос : Что такое компас? Стороны света, ориентирование.

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

                                 «Под стеклом сижу,

                                  На север и юг гляжу,

                                  Со мной пойдешь –

                                 Дорогу найдешь»

(Ответ, компас).

Компас — это прибор, с помощью которого человек может определить направления света: север, юг, запад, восток.

Умение находить путь с помощью компаса и карты называется ориентированием.

Ориентироваться на местности - значит найти направление сторон горизонта и свое местонахождение относительно окружающих местных предметов и элементов рельефа.

Сегодня мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, вспоминая  еще несколько способов нахождения сторон горизонта.

В мире есть четыре брата:

 Север, Юг, Восток и Запад.

Братья это-страны света,

Ну, а дом их-вся планета.

 Север- белый властелин,

Царь снегов , морозов , льдин,

Он на глобусе вверху,

Насылает нам пургу .

Юг, его горячий брат,

Солнцу ласковому рад …

Справа брат В о сток живет,

Там где солнышко встает.

 Ну, а Запад-брат ютиться

Там где солнце спать ложиться.

 (М.Погарский, А Щепин)

2.Основная часть.

2.1. Объяснение нового материала

Итак, какие стороны горизонта вы знаете? 

стороны света: СВ (северо-восток), ЮВ (юго-восток), ЮЗ (юго-запад) и СЗ (северо-запад).

 Чтобы их запомнить, мы сделаем рисунок. Чем мы могли бы сделать большой круг и еще один поменьше?

Рисуем компас при помощи стакана

Магнитный компас изобрели около трёх тысяч лет назад китайцы. В Европе компас появился значительно позже – примерно 600 лет назад. И на сегодняшний день мы пользуемся этим уникальным прибором. Все вы его видели. Устройство и назначение его знаете.

Рисунок компаса для детей

Делаем компас с детьми при помощи стакана с водой, намагниченной  иголки, бумаги.

Для того, что бы убедиться в правильных показаниях нашего компаса, мы должны так же  применить знания о местных ориентирах. Давайте их вспомним. Откроем нашу картину .

Сегодня мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить, вспоминая  еще несколько способов нахождения сторон горизонта.

Показ рисунков «Стороны Света»

Игра «Стороны Света»

Практически туристу приходится ориентироваться все время, применять самые различные приемы и средства ориентирования: карту, компас, часы, небесные светила, очертания рельефа, различные местные предметы и признаки. У опытных путешественников вырабатывается даже особое чувство ориентирования в пространстве. Для начинающего же туриста основой основ является умение работать с компасом и картой, а также определять стороны горизонта различными способами.

Это в городе вы обычно ходите по тем же самым улицам, которые хорошо знаете и прекрасно в них ориентируетесь. А если вам нужно попасть в какое-то место, где вы еще ни разу не были – то вы всегда можете спросить дорогу у местных жителей. А вот в поход люди часто ходят в те районы, где они никогда не бывали, чтобы увидеть что-то новое, пройти новые перевалы или покорить новые вершины.

И в походе дорогу спросить не у кого, так что приходится ориентироваться самостоятельно. А для этого необходимо уметь работать с картой, компасом, а также использовать различные другие ориентиры, такие как солнце, луна, звезды.

Шаг за шагом люди познавали Землю. Уже в далёком прошлом они пускались в плавания через бурные моря и открывали неведомые земли. В этих путешествиях надёжными путеводителями людям служили солнце, луна и звёзды. По ним смелые моряки вели свои корабли в нужном направлении.

Ориентирование по компасу.

Перед дорогой всегда надо проверить исправность компаса.

Для этого отпускают у компаса тормоз и ставят в горизонтальном положении на землю, стол, пень и т.п. Затем подносят к стрелке любой железный или стальной предмет, выводя её из равновесия. Убрав этот предмет, проследи, остановится ли стрелка компаса на прежнем месте. Если этого не произойдёт или если стрелка долго не успокаивается – использовать компас нельзя.

Пользоваться компасом можно не везде. Так, вблизи линий электропередачи и электрифицированных железных дорог, в районе магнитных аномалий, во время грозы показания компаса искажаются, и ориентироваться на месте приходится другими способами.

Кроссворд про компас для детей

Вопросы: Компас указывает направление на… (север)

Что может испортить показания компаса? (магнит)

Это направление находится справа от севера (восток)

 Вращающаяся часть компаса (стрелка)

Есть южный, северный и магнитный (полюс)

 В какой стране появились первые компасы? (Китай)

Кроссворд про компас для детей

Загадка : Во все стороны глядит: В лесу и в поле пригодится – не позволит заблудиться.

2.2. Закрепление нового материала:

Игра «Север, юг, запад, восток»

Играют 10-15 человек, построенные в 2 шеренги и разомкнувшиеся на один шаг. По компасу  указывают играющим стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Затем громко называют какую-либо сторону горизонта, например <север>, а все играющие должны быстро и четко сделать поворот, став лицом к северу. Кто ошибается, получает штрафное очко. Руководитель называет другие стороны горизонта. Выигрывает тот, кто получит меньше штрафных очков.

Игра «Жители сторон света»

В начале, водящий так же определяет стороны света, называя детей. Далее дети, на которых указал водящий, выбирают изображение животного, которое может жить на данной стороне света. Следующий водит тот,  кто оказался на месте «Юг». Затем следующие дети должны будут вспомнить и других животных по такому же принципу.

Действия при потере ориентировки

-Что нужно делать заблудившись и не найдя свои следы

-Заблудившись, категорически НЕЛЬЗЯ

-Что нужно делать отстав в походе от группы

Игра «Найти  потерявшихся по меткам»

Отставшая группа повернула на развилке в неправильное направление. Приняв неправильное решение продвигаться дальше, ребята все же оставляли метки. В качестве меток дети использовали карточки с буквами. Вернувшаяся на поиски потерявшихся группа детей должна найти и собрать все метки. Условия игры: сначала первая группа прячет метки(16 букв), а вторая группа отворачивается и закрывают глаза, затем поворачиваются и ищут. Затем меняются ролями и вторая группа прячут еще 16 букв. После того, как все карточки найдены объявляется ,что одной буквы не хватает, так как в алфавите 33 буквы. И дети объединив усилия, должны во-первых разложить буквы в алфавитном порядке и отгадать какой буквы не хватает.

Упражнения «Обратный маршрут»

ВИДЕО ОРИЕНТИРОВАНИЕ

3. Заключительная часть.

3.1. Подведение итогов занятия

Мы на сегодняшнем занятии научились ориентироваться с помощью компаса, местных признаков вспомнили стороны света, изучили действия при потере ориентировки. И теперь в случае необходимости сможете правильно и грамотно сориентироваться в любых условиях. Все вы молодцы, показали на сегодняшнем уроке свои способности сосредоточиться, быть внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. И благодаря коллективным усилиям мы узнали столько много нового.

3.2. Домашнее задание

Дома  узнайте у  родителей, может быть, они знают еще какие-нибудь способы ориентирования в природе. И тогда на следующем занятии вы поделитесь с нами теми советами, которые узнаете у своих родителей.

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа. Определение сторон горизонта

Практическая работа для 6 класса....

конспект занятия - Определение сторон горизонта

Конспект занятия "Определение сторон горизонта" разработан для первого года обучения по образовательной программе туристско-краеведческой направленности "Юный турист"...

Практическая работа по географии 6 класс. "Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту".

Практическая работа по географии 6 класс."Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту"....

тест для 6 классов. "Действия при потере ориентировки"

Тест к учебнику В.Н. Латчук, С.Н. Вангародский 6 класс....

Основные действия с компасом. Определение сторон горизонта. Ориентирование. Карты

Формирование знаний и умений у обучающихся в определении сторон горизонта разными способами....

конспект учебного занятия: «Упражнения по определению своего местонахождения на различных картах. Определение сторон света по местным предметам»

Цель: Сформировать знания и умения у обучающихся в определении своего местонахождения на различных  картах и определении сторон света по местным предметам....

Конспект урока: "Стороны горизонта и ориентирование"

Конспект урока: "Стороны горизонта и ориентирование"...