Методическая разработка урока Географии "Численность населения"
методическая разработка по географии (8 класс)

Иванова Полина Константиновна

На этом уроке дети погрузяться в прошлое, настоящее и будущее нашей страны.  Познакомятся с новыми терминами и расширят свой кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.2-urok.docx45.34 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока учителя географии Иванова П.К.

Тема урока: Численность населения России.

Тип урока. Изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для развития умения определять понятия. Задачи:


Образовательные: 1) ввести понятия «демография», «демографический кризис», «демографический взрыв», «естественный прирост», «рождаемость», «смертность»; 2) продемонстрировать изменение демографических показателей России в XIX-XX вв.; 3) научить рассчитывать и анализировать показатели естественного прироста населения России;


Развивающие: 1) продолжить развивать умение и навыки анализировать аналитические и картографические материалы, строить диаграммы; 2) развивать аккуратность, усидчивость, логическое мышление, умение применять полученные навыки на практике; 3) развивать навыки работы со справочным материалом;


Воспитательные: 1) формирование чувства любви к родной природе, бережного отношения к природе; 2) формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем речной системы своего края;

Оборудование: физическая настенная карта России; Атлас 8-9 класса; учебник А. И. Алексеева «География России. Природа и население» 8 класс - § 38; ИКТ;

Планируемые результаты:

Предметные

определять место России в мире

по численности населения на основе статданных.

-Наблюдать динамику численности населения

В 20 веке и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны

-выделять (узнавать ) существенные признаки понятий по теме «Население»

-определять параметры воспроизводства населения

метапредметные

Анализировать графики, диаграммы, таблицы Сравнивать,вести поиск

информации в разных источниках,        решать практические задачи на вычисление

Личностные

-умения определять понятия как форма логического мышления

-осознание себя как члена общества

-профессиональное

Ресурсы урока :        -учебник Е.М. Домогацких и др.,9 класс

-плакат с новыми понятиями        -

-компьютер и проектор- мультимедиа        -

-плакат «перепись населения»

-толковые словари

-презентация

-политическая карта мира

-тест

- Статистические данные страны и своего региона

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

  1. Мотивация познавательной деятельности

-Посмотрите ,пожалуйста, на слова записанные на плакате:

.демография

.воспроизводство

.демографический кризис

.естественный прирост

.демографическая политика

.рождаемость

-Кто из вас может объяснить значение этих слов?

-Фиксирует затруднение, акцентирует на этом внимание

-Выход из него тип урока

Смотрят и читают.

Высказывают предположения,затрудняются.

Фиксируют затруднение и выявляют причину и выход: определяют тип урока

Личностные (формируем мотивацию к обучению и целенаправленной

деятельности )

Предметные (умения ориентироваться в своей системе знаний)

  1. Актуализация необходимых знаний

-С чем связаны все эти понятия?

-Кто догадался, какую тему сегодня будем изучать?

Верно.

-Что такое население? Почему тема

населения является животрепещущей на

сегодняшний день?

Формулируют тему (Население)

Отвечают, формулируют цель, задачи урока

Регулятивные (определение темы, постановка цели и задач урока)

Коммуникативные (формулировать речевое

высказывание)

-С чего лучше начать изучение этой темы?

-Постановка цели , учебных задач урока.

  1. Организация познавательной деятельности

-Из каких источников мы можем получить информацию о населении?

-Какая наука изучает вопросы населения?

-Сообщает о специальной науке ( обращает внимание на термин

записанный на плакате )

-Вспомните численность населения в мире?

В России?

В Нижегородской области? В районе, своем селе?

-Организует работу с рисунком учебника

«Численность населения крупнейших стран мира»

-Какова численность населения в России?

-Какая страна имеет самую большую численность населения?

-Какое место занимает наша страна по

численности населения среди стран мира?

-Целевая установка запомнить.

-Ребята , как узнают численность населения?

-Демонстрация слайдов презентации»

Переписи населения », плаката «Перепись 2010»

Называют (интернет, карты…)

Извлекают информацию (что такое демография )из толкового словаря

записывают в тетрадь определение «демография» запоминают

Высказывают предположения

.Сравнивают с статистическими

данными(опережающее задание ученика с сайта Росстат)

Анализируют диаграммы ,отвечают на вопросы, записывают численность населения России в

тетрадь ,находят и показывают страны на карте

Отвечают по переписям.

Смотрят презентацию, созданную учеником (опережающее задание), плакат

Слушают вопросы учителя и отвечают на них.

Регулятивные(планирование действий )

Предметные (умения

ориентироваться в своей системе знаний)

Познавательные

Регулятивные

Познавательные (умение находить информацию)

Предметные ( картографические умения)

Познавательные

Коммуникативные(умение оформлять свои мысли в устной форме)

Личностные (профессиональное )

-Что такое переписи?

-Зачем государству и вам нужно знать численность населения?

-Люди каких профессий занимаются вопросами

населения? Что такое ЗАГС?

-Предлагает рассмотреть и проанализировать график «Изменение

численности населения» (с рис. Учебника )

-Назвать факторы влияющие на численность населения.

-Предлагает оформить в виде кластера ( схемы) ,поработать в парах

-Формирует убеждение человек – высшая ценность на Земле.

-Предлагает проанализировать таблицу (слайда)

-В какие годы наблюдалось резкое

снижение рождаемости? Как можно назвать этот период?

Сколько их пережила Россия в своей истории?

Отвечают (демограф ,статистик …)

Извлекают информацию из графика

Составляют кластер в тетрадях (работают в парах), двое у доски

Факторы влияющие на численность населения.

Утрата        экономич.условия семейных ценностей

здоровье        религии

рождаемость

миграции        Численность населения

Образ жизни        Смертность                войны преступность

Уровень здравохранения        ДТП

Извлекают информацию из таблицы (слайда) .Дают определение «демографический кризис»

Объясняют .Дают определение

Получают формулу Еп=Р-С . Записывают . Дают определение

Познавательные ( формируем умение извлекать информацию из графика)

Предметные (умения объяснять особенности динамики

численности населения) Коммуникативные (умение работать

в паре)

Познавательные ( формируем умение представлять

информацию в виде схемы)

Познавательные ( формируем умение извлекать информацию из таблицы)

Личностные (умение давать определение)

К

Предметные

Предметные

-Предлагает объяснить по показателям

населения 1990 года как получена цифра 2

,2

-Вводится понятие «Естественный прирост»

-Предлагает записать в буквенном выражении по начальным буквам

-Акцентирует внимание ,что расчет Еп ведется в расчете на 1000 человек( в промиллях)

-Предлагает рассчитать по статистическим данным Еп для своего района .Сделать вывод.

-Дайте определение понятию «

естественная убыль населения»?

-Есть ли региональные различия в Еп ? Каковы причины? При затруднении организует работу по тексту учебника.

-Попробуйте дать определение понятию

«Воспроизводство населения»

Какие типы воспроизводства можно выделить ? В чем различия?

- При затруднении рекомендует прочитать по  тексту учебника.

-Каковы прогнозы изменения численности населения в настоящее время ? Грозит ли

что такое « естественный прирост»

Решают практическую задачу на вычисление        Еп

,делают вывод об убыли населения.

Формулируют определение понятию «Естественная убыль населения»

Отвечают .При затруднении читают текст учебника

Формулируют определение понятию.

При затруднении находят определение в тексте учебника .Называют различия

Отвечают. Вступают в диалог. Высказывают свою точку зрения

Пытаются дать определение «        демографическая

Познавательные Л

Предметные

Познавательные (поиск

и умение извлекать информацию из текста)

Предметные (прогнозирование)

Коммуникативные

Личностные

вымирание россиянам ?

-Что такое «демографическая политика? Почему государство ее проводит?

Обращает внимание на трудности стоящие перед страной.

-Предлагает рассмотреть слайд презентации

политика»

Смотрят и читают информацию на слайде

,сопоставляют со своим знаниями

  1. Подведение итогов

-Первичное закрепление знаний

-Предлагает обратиться к записям слов на плакате

-Можете ли вы сейчас объяснить значение этих понятий?

Диагностика планируемых результатов.

-Организует проверку знаний и умений в форме тестовых заданий.

- Организует взаимопроверку,

Предлагает оценить результат. Рефлексия

Обращает внимание на то, как можно улучшить результаты

Выполнение тестовых заданий самостоятельно. Взаимопроверка.

Самооценка.

Предметные

Предметные, метапредметные Личностные (оценка и

рефлексия собственной деятельности на уроке )

Регулятивные (оценка) выделение и осознание уч-ся того, что усвоено и что еще подлежит усвоению

  1. Домашнее задание

Проводит инструктаж. п.9 ответить на вопросы стр.54

Предлагает на выбор : 1)составить синквейн «Население».

2)провести проектно-исследовательскую работу «Демографическая ситуация в районе»

-Благодарит за работу на уроке.

Выбор д.з. в соответствии с результатами урока

-индивидуальный характер д.з. Записывают д.з.

Личностные

(принятие домашнего задания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Население Австралии"

В  презентации  собраны  интересные  материалы  о  населении  Австралии,  помещены  карты.  задания. Это  хорошее  подспорье  к  у...

Методическая разработка урока в 9 классе по теме: «Национальный и религиозный состав населения России»

Цели и задачи:                         Познакомиться с разнообразием народов Ро...

Население и страны Южной Америки - методическая разработка урока

Урок по теме "Население и страны Южной Америки" включает в себя набор опций: сценарий урока, раздаточный материал и презентацию....

Размещение и миграции населения 10 класс Методическая разработка урока

Методическая разработка урока географии «Размещение и миграции населения» 10 класс. Урок изучения нового материала. Цель урока: сформировать представление об особенностях размещения населения на...

Методическая разработка урока - панорамы по географии для 8 класса «Этнический, языковой и религиозный состав населения»

Урок–панорама формирует знания по теме этнический, национальный и религиозный состав России.  Способствует  усвоению большего объема знаний за наиболее короткое время путем перераспределения...

Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...

Методическая разработка урока в 9 классе "Европейский ЮГ.Население".

Урок -исследование.Расширяет знания обучающихся о  сложном многонациональном  составе, традициях, нравах, вероисповедании народов Европейского Юга.Обучающиеся выявляют проблемы и предполагаю...