Мастер-класс "Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках географии"
статья по географии (5, 6, 7, 8 класс)

Аршиева Мадина Матвеевна

Материал рассказывает о способах развития функциональной грамотности на уроках географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m-k_uud_seminar_31.10.2022.docx18.17 КБ
PDF icon m-k_31.10.22.pdf660.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Развитие функциональной грамотности обучающихся

на уроках географии»,

данный на школьном семинаре 31.10.2022 г

В м-к в качестве дополнительного источника информации прилагается фильм студии «Скороходы»

        Функциональная грамотность – это способность применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненно важных задач в различных сферах.  Ее смысл - в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее - синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.  Функциональная грамотность формируется по следующим направлениям:

читательская грамотность

математическая грамотность

естественнонаучная грамотность

финансовая грамотность

глобальные компетенции

креативное мышление

          Функциональная грамотность учащихся по географии проявляется в умении находить и извлекать необходимую информацию, ориентироваться  и использовать различные источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач, относящихся к естественнонаучной грамотности.

           Несмотря на то, что географические знания и умения входят составной частью в естественнонаучную область, формирование функциональной грамотности на уроках географии подразумевает высокие результаты, в основном, по   трем направлениям. По сути, формируются УУД.

            Универсальные учебные действия (УУД) - базовый элемент умения учиться; совокупность способов действий учащегося и навыков учебной работы, обеспечивающих его возможностью самостоятельно развиваться и совершенствоваться в направлении желаемого социального опыта на протяжении всей жизни. В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом - комментированное чтение (в 5 – 6 классах), которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное

- работу с географической картой;

- работу со статистическими данными;

- составление простой таблицы на основе параграфа учебника (в 5 – 6 классах);

- составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия географических объектов или явлений (7 – 9 классы);

- высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы (9 классы);

- составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схем;

- составление развернутых планов и конспектов параграфов;

- создание схематичного рисунка по тексту;

- нахождение географических ошибок в предложенном тексте;

- заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу;

- составление кроссвордов (в 5 – 7 классах);

- чтение и анализ художественного текста из произведений.

        В результате учащиеся должны определить природную зону, географический объект, описать погоду, объяснить суть или причину того или иного географического явления или процесса. Данный прием успешнее всего можно использовать при подготовке команды учебного заведения к участию в различных географических конкурсах.

Большое внимание уделяется работе с картой.  

           Итак, от теории – к практике.

Проблемный вопрос

24. В начале XIX века историк Николай Михайлович Карамзин обнаружил эти записи в древлехранилище Троице-Сергиевого монастыря. Прочитал и был поражён: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших описаний европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века... В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара...». Что это были за тексты и кто их автор?

А) «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»;

Б) «Книга Паломник» Антония Новгородца;

В) «Хождения за три моря» Афанасия Никитина;

Г) «Путешествие Зосимы, дьяка Троице-Сергиева монастыря, 1419–1422 гг»

Как начиналась эпоха Великих географических открытий?

 

Чтение фрагмента параграфа на стр. 11.

Просмотр видеофильма                Целевые вопросы: 

- Из какого города началось путешествие?

- Какие моря пересек Афанасий Никитин?

Практическая работа

- Рассмотрите  фрагмент карты. Выберите условный знак, обозначающий путешествие А. Никитина.

- Как называется труд Никитина, описывающий путешествие?

- Из какого города началось путешествие купца?

- Почему так называется?

- За какие три моря ходил купец с командой? Назовите их.

- Какую страну описал А. Никитин?

- Найдите в тексте год, в котором Васко да Гама добрался до Индии. (1498)

- За какое время до него там побывал русский путешественник и купец? (за четверть века)

- Четверть века - это сколько? (25 лет)

- Посчитайте, в каком году российский путешественник побывал в Индии? (1473)

 - Ответьте на вопрос, поставленный в начале урока 

 - Что это были за тексты и кто их автор?

Домашнее задание на выбор:

- найти и прочесть книгу «Хождение за три моря»

       или

- посмотреть художественный фильм «Хождение за три моря»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»

ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...

Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»

Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"

Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...