Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.
план-конспект занятия по географии на тему

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Тематические     требования

Разноуровневые   задания

Тема: Введение

Называть и показывать:

• форму и размеры Земли (длину окружности);

• угол наклона земной оси к плоскости орбиты

(можно в теме «Атмосфера»);

• основные мероприятия по охране вод своей

местности;

• использование вод своей местности

 

1 уровень

Как представляли Землю люди в древности?

Какую форму имеет планета Земля?

Приведите примеры окружающих нас предметов, сходных по форме с Землей.

Назовите два основных вида движения Земли.

2 уровень

Приведите доказательства шарообразности Земли.

Перечислите источники загрязнения вод

Перечислите мероприятия по охране вод своей местности.

Как используются воды вашей местности?

Определять (измерять):

• при помощи приборов

t °С воздуха;

• формы поверхности и

характер залегания

горных пород

1 уровень

Где можно увидеть характер залегания горных пород?

2 уровень

Назовите формы рельефа. Определите форму поверхности наблюдаемой местности.

Определите по рисунку характер залегания горных пород

Определите по коллекции горные породы своей местности

Описывать:

 сезонные изменения состояния

водоемов, растительности и животного мира

своей местности.

Приводить:

 примеры из истории географических исследований и открытий

1 уровень

Опишите, как изменяется состояние водоема по

сезонам года.

2 уровень

Объясните, почему меняется растительный и животный мир по сезонам года?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематические    требования

Разноуровневые  задания

Тема:  «План местности»

Называть и показывать

• примеры использования в деятельности

человека различных видов планов;

• существенные признаки плана местности

Определять (измерять):

• на местности стороны горизонта, направления, расстояния;

• по плану местности географические объекты, направления, рас-

стояния, высоты

1 уровень

Приведите примеры использования планов местности в практической деятельности человека.

Назовите местные признаки определения сторон горизонта.

2 уровень

В чем сходство и различие между планом местности и аэрофотоснимком?

Объяснять:

• последовательность приемов построения планов местности;

• сущность понятий:

– план местности,

– азимут,

– масштаб,

– абсолютная высота,

– относительная высота

1 уровень

Объясните последовательность полярной съемки местности.

Дайте определение понятий: абсолютная высота, относительная высота.

2 уровень

Чем отличается полярная съемка местности от маршрутной? Чем отличаются понятия абсолютная и относительная высота?

Определять (измерять):

• на местности стороны

горизонта, направления, расстояния;

• по плану местности географические объекты, направления, расстояния, высоты

1 уровень

Назовите основные и промежуточные стороны горизонта. Какими способами можно измерить расстояние на местности?

2 уровень

Определите на местности стороны горизонта.

Изображать объекты

1 уровень

Начертите условные знаки: фруктовый сад, колодец, смешанный лес, школа, грунтовая дорога, болото, кустарник.

2 уровень

Изобразите при помощи горизонталей холм высотой 17,5 м. Высота сечения 5 м (западный склон крутой, восточный – пологий). Изобразите при помощи горизонталей впадину, глубиной 17,5 м. Высоту сечения выберите самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geo_6kl.docx56.28 КБ
Microsoft Office document icon dlya_silnykh_uch-sya_6kl.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разноуровневые задания по  курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требования

Разноуровневые   задания

Тема: Введение

Называть и показывать:

• форму и размеры Земли (длину окружности);

• угол наклона земной оси к плоскости орбиты

(можно в теме «Атмосфера»);

• основные мероприятия по охране вод своей

местности;

• использование вод своей местности

1 уровень

Как представляли Землю люди в древности?

Какую форму имеет планета Земля?

Приведите примеры окружающих нас предметов, сходных по форме с Землей.

Назовите два основных вида движения Земли.

2 уровень

Приведите доказательства шарообразности Земли.

Перечислите источники загрязнения вод

Перечислите мероприятия по охране вод своей местности.

Как используются воды вашей местности?

Определять (измерять):

• при помощи приборов

t °С воздуха;

• формы поверхности и

характер залегания

горных пород

1 уровень

Где можно увидеть характер залегания горных пород?

2 уровень

Назовите формы рельефа. Определите форму поверхности наблюдаемой местности.

Определите по рисунку характер залегания горных пород

Определите по коллекции горные породы своей местности

Описывать:

 сезонные изменения состояния

водоемов, растительности и животного мира

своей местности.

Приводить:

 примеры из истории географических исследований и открытий

1 уровень

Опишите, как изменяется состояние водоема по

сезонам года.

2 уровень

Объясните, почему меняется растительный и животный мир по сезонам года?

Тематические    требования

Разноуровневые  задания

Тема:  «План местности»

Называть и показывать

• примеры использования в деятельности

человека различных видов планов;

• существенные признаки плана местности
Определять (измерять):

• на местности стороны горизонта, направления, расстояния;

• по плану местности географические объекты, направления, рас-

стояния, высоты

1 уровень

Приведите примеры использования планов местности в практической деятельности человека.

Назовите местные признаки определения сторон горизонта.

2 уровень

В чем сходство и различие между планом местности и аэрофотоснимком?

Объяснять:

• последовательность приемов построения планов местности;

• сущность понятий:

– план местности,

– азимут,

– масштаб,

– абсолютная высота,

– относительная высота

1 уровень

Объясните последовательность полярной съемки местности.

Дайте определение понятий: абсолютная высота, относительная высота.

2 уровень

Чем отличается полярная съемка местности от маршрутной? Чем отличаются понятия абсолютная и относительная высота?

Определять (измерять):

• на местности стороны

горизонта, направления, расстояния;

• по плану местности географические объекты, направления, расстояния, высоты

1 уровень

Назовите основные и промежуточные стороны горизонта. Какими способами можно измерить расстояние на местности?

2 уровень

Определите на местности стороны горизонта.

Изображать объекты

1 уровень

Начертите условные знаки: фруктовый сад, колодец, смешанный лес, школа, грунтовая дорога, болото, кустарник.

2 уровень

Изобразите при помощи горизонталей холм высотой 17,5 м. Высота сечения 5 м (западный склон крутой, восточный – пологий). Изобразите при помощи горизонталей впадину, глубиной 17,5 м. Высоту сечения выберите самостоятельно

Тематические    требования

Разноуровневые  задания

                 Тема «КАРТА – ОСОБАЯ МОДЕЛЬ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ»

Называть и показывать:

примеры использования в деятельности человека различных видов карт;

• существенные признаки  географической карты;

• виды масштабов, картографических изображений

1 уровень

По физической карте определите, в каком направлении от  Астаны находятся г.Астана

и Париж. Назовите основные элементы географической карты.

2 уровень

В чем сходство и различие условных знаков плана и карты?

Определять (измерять):

• по географической карте географические объекты, направления, расстояния, высоты и глубины точек;

• по картам и глобусу географические координаты

1 уровень

Определите по физической карте, какое море глубже (два по выбору).

2 уровень

По физической карте мира определите, в каком из заливов – Гудзоновом или Мексиканском – больше

воды. Ответ поясните

Объяснять:

• построение градусной сетки на картах;

• черты сходства и различия плана местности и

географической карты;

• сущность понятий:

– географическая карта;

– географические координаты;

– географическая широта;

– географическая долгота

1 уровень

Что такое градусная сетка?

Через сколько градусов проведены на карте и глобусе параллели и меридианы?

2 уровень

Выделите черты сходства и различия плана местности и географической карты.

Почему карты имеют иные условные знаки, чем планы?

3 уровень

Покажите очертания материков и океанов на карте полушарий и глобусе. Объясните, где их очертания ближе к истинным. Ответ поясните

Тематические  требования

Разноуровневые  задания

                                                                  Тема: «Литосфера»

Называть и показывать:

• основные части сферы и части внутреннего строения Земли;

• крупнейшие равнины и горные системы земного шара;

• основные формы дна океана;

• характерные природные явления, изменяющие

рельеф земной коры;

• правила поведения при землетрясениях

1 уровень

На карте полушарий покажите крупнейшие горные  системы каждого материка.

Какие движения земной коры приводят к образованию гор?

2 уровень

Чем океаническая земная кора отличается от материковой? Используя физическую карту  в атласе, дайте описание физико-географического положения самого высокого действующего вулкана страны.

Чем литосфера отличается от земной коры?

Определять (измерять):

• протяженность, среднюю и абсолютную

высоту равнин и горных систем земного

шара;

• принадлежность горных пород своей местности к генетическим группам: магматическим, осадочным и метаморфическим;

• по образцам осадочные и магматические

горные породы

1 уровень

По физической карте определите протяженность (км) Уральских гор с севера на юг и Амазонской низменности с запада на восток. Определите по карте преобладающую и максимальную высоту гор Анд. По каким признакам можно определить магматическую горную породу?

2 уровень

По физической карте мира сравните по высоте Гималаи и Кавказские горы.

По образцам сравните осадочную и метаморфическую горные породы (мел и мрамор).

3 уровень

С помощью карты мира определите, какие высоты преобладают в Африке и какие глубины преобладают в Тихом океане

Описывать:

• внешний вид основных форм рельефа суши:

равнину и горы;

• влияние рельефа на особенности быта и жизни

человека

1 уровень

По карте дайте описание рельефа территории.

Назовите отличительные признаки вулкана.

2 уровень

Назовите внешние силы, под воздействием которых

изменяется рельеф вашей местности

Объяснять:

• происхождение землетрясений;

• сущность понятий:

– литосфера;

– земная кора;

– горы;

– равнины

1 уровень

Дайте определение понятий: литосфера, низменность, возвышенность, плоскогорье.

Объясните причины водных землетрясений.

Почему в районах вулканической деятельности возникают горячие источники?

2 уровень

Объясните, почему в западной части Южной Америки часты сильные землетрясения?

3 уровень

Объясните, где состав полезных ископаемых более разнообразен – на суше или в Мировом океане?

Почему?

Объясните, какое из понятий – «горные породы» или «полезные ископаемые» – шире по своему содержанию. Где бы вы предпочли жить – в горах или на равнинах? Ответ обоснуйте

Оценивать, прогнозировать:

• влияние хозяйственной деятельности человека на земную кору;

• изменение рельефа  своей местности под воздействием человеческой деятельности

1 уровень

Как в результате хозяйственной деятельности человека изменяется поверхность земли в вашей местности?

2 уровень

На какой территории Казахстана  больше всего городов? Почему?

3 уровень

Оцените положительные и отрицательные стороны действия вулканизма

Приводить примеры:

• характерных природных явлений в земной коре;

• горных пород и минералов, их использования человеком

1 уровень

Приведите примеры осадочных горных пород.

2 уровень

Приведите примеры горных пород, используемых при строительстве зданий. Ответ поясните

Тематические   требования

Разноуровневые  задания

                                                              Раздел:   «Гидросфера»

Называть и показывать:

• основные части гидросферы: океаны, моря,

заливы, проливы, течения, реки, озера;

• области оледенения;

• источники питания рек;

• элементы речной долины;

• среднюю соленость вод Мирового океана;

• главную причину образования течений;

• основные мероприятия по охране гидросферы

1 уровень

Назовите составные части гидросферы.

Перечислите моря и заливы Атлантического океана.Назовите острова и полуострова Тихого океана. Перечислите источники питания рек и озер. Назовите виды движения воды в океане. Какой источник питания характерен для всех рек? Перечислите меры, которые принимает человек для охраны гидросферы.

Назовите, какие причины влияют на:

а) увеличение солености воды;

б) уменьшение солености воды.

2 уровень

В чем сходство и различие между океаном и морем?

3 уровень

По схеме сформулируйте понятие «речная система»

Определять (измерять) по картам основные природные особенности объектов гидросферы

1 уровень

Назовите природные особенности (температуру, соленость, замерзаемость, глубину) морей, расположенных:

а) в полярных широтах;

б) в умеренных широтах;

в) в экваториальных широтах.

По описанию внешних признаков узнайте представителей органического мира Мирового океана(планктон, нектон, бентос).

2 уровень

Сравните природные особенности Волги и Амазонки (питание, режим, замерзаемость)

Описывать:

• значение Мирового океана и вод суши в хозяйственной деятельности человека;

• внешний облик представителей органического мира гидросферы

1 уровень

Назовите приспособления организмов для жизни.

2 уровень

Какую роль играет река в твоей жизни?

3 уровень

Опишите в форме сочинения свой путь по водным объектам из Актобе до Астаны .

Объяснять:

• происхождение ветровых волн, цунами;

• особенности очертаний и размеров озерных

котловин, в зависимости от способа их образования;

• влияние рельефа на направление и характер течения рек;

• образование ледников;

• сущность понятий:

– океан;

– море;

– река;

– озеро;

– гидросфера;

– круговорот воды

1 уровень

Назовите характерные черты озер, которые находятся:

а) в прогибах земной коры,

б) в разломах земной коры.

Какие условия необходимы для образования ледника? Дайте определение понятий: океан, море, река, озеро, гидросфера.

2 уровень

Объясните причину образования цунами, где наиболее часто они бывают?

Объясните, в каком направлении движется вода в ветровых волнах?

По карте определите, какое из озер Африки расположено в разломе земной коры? Свои предположения поясните.

По каким признакам можно определить горную

и равнинную реки?

Объясните влияние рельефа на характер течения рек.

3 уровень

Назовите главную природную особенность озера Балхаш. Объясните ее происхождение.

Может ли в настоящее время в Актюбинской  области образоваться ледник? Свой ответ обоснуйте

Оценивать, прогнозировать:

• влияние человека на гидросферу;

• изменение объектов

гидросферы своей местности под воздействием человеческой деятельности

1 уровень

Какое значение имеет освоение человеком океанских глубин?

2 уровень

Предложите меры по охране гидросферы.

3 уровень

Как изменилась речная долина реки Или  со

строительством Капчагайского  водохранилища?

Как изменится природа края, если осушить  Капчагайское  водохранилище?

Отразите взаимосвязи человека и океана в виде таблицы:

Влияние океана на человека

Влияние человека на океан

-

+

-

+

Приводить примеры:

• характерных природных явлений в гидросфере;

• взаимодействия «река –рельеф»

1 уровень

По карте мира приведите примеры теплых и холодных течений в океане.

По карте полушарий приведите примеры горных и равнинных рек

Тематические  требования

Разноуровневые  задания

Тема:   «Атмосфера»

Называть и показывать:

• источники поступления тепла на Землю;

• угол наклона земной оси к плоскости орбиты;

• положение Солнца над горизонтом на экваторе и

тропиках в дни равноденствий и солнцестояния;

• основные части атмосферы;

• причины изменения t  C воздуха в течение

суток, года;

• примеры влияния на климат различных при-

чин: высоты места, близости океана, океанических течений, расположения горных хребтов;

• основные следствия суточного и годового

движения Земли;

• главную причину образования ветра, облаков, осадков;

• мероприятия по охране атмосферного воздуха

1 уровень

Определите по рисунку время суток.

Какое положение занимает Солнце на экваторе дни осеннего и весеннего равноденствий? В дни солнцестояния?

Что такое атмосфера, назовите ее составные части.

Назовите причины, вызывающие изменение погоды в течение суток.

Перечислите основные показатели, характеризующие погоду.

Назовите источники загрязнения атмосферы.

2 уровень

Что, кроме Солнца, является источником поступления тепла на Землю?

Приведите примеры связей между элементами погоды.

Как охраняется атмосфера в вашей местности?

По предложенным данным постройте круговую

диаграмму «Состав атмосферы», показав долю основных газов

Определять (измерять):

• при помощи приборов атмосферное давление,

направление и скорость ветра;

• по статистическим данным среднюю t °С воздуха

за сутки, месяц, год, суточную и годовую амплитуду t °С, преобладающее направление ветра;

• результаты мероприятий по охране атмосферы своей местности;

• фенологические сроки начала времен год

1 уровень

Расскажите, как измеряется:

а) t °С воздуха по термометру;

б) атмосферное давление по барометру;

в) направление и скорость ветра по флюгеру.

По данным собственных наблюдений определите:

а) среднюю t °С за сутки, месяц, год;

б) суточную амплитуду t °С и годовую амплитуду t °С;

в) какие ветра преобладают на территории Актюбинской области?

2 уровень

Определите нормальное атмосферное давление для г. Актобе.

Постройте по табличным данным график суточного хода t °С; годового хода t °С.

Постройте розу ветров за месяц по данным личных наблюдений.

Постройте диаграмму среднего количества осадков (по данным, предложенным учителем)

Оценивать экологическое состояние атмосферного воздуха

1 уровень

Перечислите основные источники загрязнения атмосферного воздуха

Описывать:

• внешний вид слоистых, кучевых и перистых облаков;

• времена года своей местности

1 уровень

Опишите внешний вид:

а) слоистых, б) кучевых, в) перистых облаков.

Какие виды облаков вы знаете? Какой тип облаков образуется ниже всех?

Опишите погоду вашего края:

а) летом, б) зимой, в) весной, г) осенью.

2 уровень

Заполните таблицу:

Вид облаков

Внешний вид

Высота образования

В какой сезон образуется

Причины образования

Объяснять

• особенности нагревания атмосферы;

• зависимость t °С воздуха от угла падения солнечных лучей;

• образование атмосферных осадков, ветра;

• изменение погоды, народные приметы данного явления;

• причины смены дня и ночи, времен года;

• зависимость климата от географической широты;

• значение атмосферы и необходимость охраны атмосферного воздуха;

• сущность понятий:

– атмосфера;

– ветер;

– атмосферные осадки;

– погода;

– климат

1 уровень

Почему происходит нагревание атмосферы?

Почему изменяется t °С воздуха в течение суток, года?

Почему в полярных широтах всегда низкая t °С

Почему в полярных широтах всегда низкая t °С воздуха?

Почему на экваторе t °С воздуха мало меняется в

течение года? Назовите условия, которые способствуют выпадению осадков. Объясните, как образуется ветер.

Дайте определение понятий…

2 уровень

Объясните, почему 22 июня в северном полушарии –

самый длительный световой день?

Объясните, почему самая низкая в течение суток

температура воздуха наблюдается после восхода Солнца?

Объясните взаимосвязь суточного хода t °С воздуха и изменения высоты Солнца над горизонтом (по графику или рисунку).

Выберите условия, способствующие выпадению осадков:

а) близость моря,

б) внутренние силы Земли,

в) теплые течения,

г) наличие подземных вод,

д) удаленность от океана,

е) ветер с моря,

ж) холодные течения.

Почему кучевые облака образуются в теплое время года?

Почему не из всех облаков идут осадки?

Облака исчезают, как и куда?

По календарю наблюдений за погодой сделайте вывод о влиянии облачности на t °С воздуха.

Зависит ли влажность воздуха от подстилающей поверхности? Свой ответ объясните.

Объясните причины изменений атмосферного давления с изменением t °С и высоты места. В чем сходство и различие тумана и облака (росы и инея)?

Назовите местные признаки предсказания погоды.

Дайте им научное объяснение.

3 уровень

Почему одним из краткосрочных прогнозов погоды

является удлинение струн музыкальных инструментов?

Какое изменение погоды предсказывает данный признак?

Какие последствия для природы Земли вызовет

остановка ее вращения вокруг своей оси?

Что изменится, если земная ось будет перпендикулярна плоскости орбиты? Как изменился бы климат и природные условия  Актюбинской области, если бы на территории поднялись высокие горы?

Оценивать, прогнозировать:

• влияние человека на атмосферу;

• изменение газового состава атмосферы своей местности; в результате хозяйственной

деятельности человека;

• погоду на ближайшие сутки

1 уровень

Почему атмосфера нуждается в охране?

2 уровень

Каково влияние промышленных предприятий на состав атмосферы?

Какие облака являются признаком изменения погоды?

Приводить примеры:

• характерных природных явлений в атмосфере;

• связей между элементами погоды;

• изменения погоды в

связи со сменой воздушных масс;

• влияния климата на водоемы, растительный и животный мир в природе

1 уровень

Какие стихийные природные явления связаны с атмосферой?

2 уровень

Какую роль играет снег в жизни растений? Опишите погоду сегодняшнего дня. Как проявляется взаимосвязь между элементами погоды?

3 уровень

Приведите примеры влияния климата на:

а) образ жизни человека;

б) жилище человека;

в) одежду человека;

г) пищу человека

Тематические    требования

Разноуровневые   задания

                                                                    Тема:  «Биосфера»

Называть и показывать:

• границы распространения живого вещества;

• представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу

• наиболее характерных животных и растений своей местности;

• основные мероприятия по охране органического мира

1 уровень

Перечислите оболочки земного шара, в которых

распространена жизнь.

Назовите составные части биосферы.

Назовите верхнюю и нижнюю границу распространения живых организмов. нения живых организмов.

Назовите представителей растительного и животного мира родного края, занесенных в Красную книгу. Назовите причины неравномерного распределения живых организмов по поверхности земного шара.

Перечислите меры, которые помогут сохранить

органический мир.

2 уровень

Объясните, как количество живых организмов в океане зависит от глубины и географической широты?

3 уровень

Разработайте правила разумного поведения человека в природе

Описывать особенности внешнего облика,

поведения, образа жизни, приспособлений к

условиям существования отдельных видов

животных и растений

1 уровень

Опишите представителей растительного и животного мира одной из природных зон.

2 уровень

Как растения приспособились к недостатку и из-

бытку влаги? Приведите примеры и укажите место на Земле, где произрастают эти растения.

3 уровень

Почему большинство африканских антилоп и львы имеют желтоватую окраску, а слоны, бегемоты и носороги в серую.

Оценивать, прогнозировать:

• влияние человека на

биосферу, роль деятельности человека в ее изменении;

• изменение растительного и животного мира

своей местности в результате хозяйственной

деятельности человека

1 уровень

Какое влияние оказывает деятельность человека на растительный мир? Приведите примеры. Какое влияние оказывает деятельность человека на животный мир? Приведите примеры.

2 уровень

Перечислите все возможные отрицательные по-

следствия сведения лесов. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на растительный и животный мир в своей местности. Ответ обоснуйте.

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Приводить примеры

воздействия организмов

на компоненты неживой природы

1 уровень

Приведите примеры приспособления животных и растений к различным климатическим условиям

Тематические  требования

Разноуровневые  задания

Тема: «ВЗАИМОСВЯЗИ ЗЕМНЫХ ОБОЛОЧЕК»

Называть и показывать:

• примеры взаимосвязей между земными оболочками;

• компоненты ПК;

• правила поведения в природе

1 уровень

Приведите примеры взаимодействия земных оболочек:
а) атмосферы и литосферы,

б) атмосферы и гидросферы.

Назовите (перечислите) особенности природного комплекса.

Какие правила поведения в природе должны соблюдать туристы?

2 уровень

Изобразите в виде схемы взаимодействие земных оболочек:

а) атмосферы и литосферы,

б) атмосферы и гидросферы.

3 уровень

Изобразите в виде схемы характер взаимодействия земных оболочек.

а) атмосферы, гидросферы и литосферы,

б) атмосферы, гидросферы, литосферы и биосферы

Определять (измерять) особенности ПК

1 уровень

Из каких компонентов состоит природный комплекс?

2 уровень

Как вы думаете, изменяются ли ПК на Земном шаре? Ответ подтвердите примерами

Объяснять:

• сущность понятия

«природный комплекс»;

• особенности биокомплекса, влияющего на

жизнь;

• взаимосвязи между отдельными компонентами

1 уровень

Сформулируйте понятия: природный комплекс, географическая оболочка.

2 уровень

Почему в пустынях, где наблюдаются самые высокие температуры воздуха на Земле, очень бедный органический мир?

Докажите, что вода – важнейший компонент природного комплекса. Покажите ее взаимосвязи с

другими природными компонентами. Выясните

взаимодействие растений с другими компонентами ПК. Ответ дайте в виде схемы.

Объясните, почему большинство животных влажных экваториальных лесов ведут древесный образ жизни.

Объясните, как приспособились растения и животные к жизни в условиях

а) влажного теплого климата экваториальных лесов,

б) пустыни.

Объясните, почему большинство животных тропических пустынь ведут ночной образ жизни.

Объясните, почему хищные животные не могут

существовать без такого природного компонента, Объясните, почему хищные животные не могут существовать без такого природного компонента, как почва?

В чем сходство и различие между ПК и ГО?

Оценивать и прогнозировать роль человека

в формировании ПК

1 уровень

Какие виды хозяйственной деятельности ухудшают окружающую среду?

2 уровень

Какую роль в ПК играет человек? Ответ подтвердите примерами.

Приведите отрицательные примеры вмешательства

человека в ПК и нежелательные последствия этого.

3 уровень

Спрогнозируйте, что произойдет с ПК бассейна таежной реки и самой рекой, если вырубить лес в ее бассейне?

Тематические  требования

Разноуровневые  задания

                                             Тема: «Природа и население своей местности»

Определять и измерять

• на местности наиболее очевидные особенности ПК;

• взаимосвязи между отдельными компонентами ПК;

• результаты мероприятий по охране природы

своей местности

1 уровень

Назовите природные сообщества (комплексы) в

вашей местности. Назовите природные компоненты ПК окрестностей

вашей школы. Расскажите о связях между ними. Назовите природные компоненты этих комплексов. Выявите взаимосвязи между отдельными компонентами ПК.

2 уровень

Расскажите о положительных и отрицательных сторонах осушения болот. Определите, какие ПК есть в окрестностях вашей школы?

3 уровень

Разработайте правила поведения в природе, которые должны соблюдать:

а) туристы,

б) охотники,

в) рыболовы

Описывать ПК своей  местности

1 уровень

Дайте описание ПК вашей местности по плану

Оценивать, прогнозировать причины и

следствия изменения ПК своей местности

1 уровень

Какое влияние окружающая среда оказывает на

здоровье человека?

2 уровень

Как изменится ПК, если: а) осушить болото,

б) оросить пустыню?

3 уровень

Приведите примеры вмешательства человека в природный комплекс и нежелательные последствия такого вмешательства (на примере своего края). Спрогнозируйте, как изменилась бы природа вашей местности, если бы климат стал:

а) более сухим,

б) более влажным



Предварительный просмотр:

        

     

 

  Настоящий  сборник  задании  предназначен для сильных учащихся и составлен в соответствии с КТП по географии на 2014-15 учебный год.

Главная цель – дать учащимся углубленные знания по географии Земли: отразить  целостность и неоднородность Земли  в пространстве и во времени на основе углубленного изучения  нашей планеты.

1 тема. Изображение земной поверхности и их использование.

2 тема. Развитие географических знаний о Земле.

3 тема. Земля – планета солнечной системы.

4 тема. Литосфера – каменная оболочка Земли.

5 тема. Гидросфера – водная оболочка Земли.

6 тема. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

7 тема. Биосфера – оболочка жизни.

       Каждая тема включает вопросы по 8 видам заданий.

  1. Задания на проведение сравнения.
  2. На проведение анализа с последующими выводами.
  3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.
  4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.
  5. Задания на группировку объектов.
  6. Задания на узнавание объектов и явлений.
  7. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.
  8. Задания на прогнозирование географических ситуаций        

Система заданий повышенной трудности.

1 тема. Изображение земной поверхности и их использование.

1. На проведение сравнения.

Сравните физическую карту полушарий и физическую карту России. Чем они отличаются, в чем их сходство?

2. На проведение анализа с последующими выводами.

Пользуясь физической картой мира, соотнесите площадь суши и океана и обоснуйте «правильность» или «неправильность» названия нашей планеты.

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

В 1519 году от берегов Испании, в поисках нового неизвестного океана, отплыли пять кораблей под начальством Магеллана. Его задачей было найти этот океан, проплыть по нему и вернуться  сначала в Азию, а потом и в Европу. Он поехал на запад и должен был вернуться с востока.

После трудного трех летнего путешествия моряки, наконец-то, вернулись на родину. Это было 6 сентября.

Но на берегу, на родине, засмеялись:

- Вы уже и числа перепутали; сегодня не 6, а 7 сентября.

Моряки проверили свои журналы, в которых точно и аккуратно изо дня в день в течение 3-х лет велись записи – все верно. Но, на берегу настаивали, что моряки прибыли не 6, а 7 сентября.  Сомнений не оставалось: пропали сутки.

Действительно ли моряки потеряли сутки? Если «Да», то по какой причине?

4. Задания по выявлению размещения географических объектов и явлений.

Самый простой факт на всех местах земного шара: если встать лицом к северу, то направо будет восток, налево запад, сзади – юг. А есть ли на Земле такое место, где куда не повернись – всюду юг?

5. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные понятия на группы, дайте название каждой группе: именованный, долгота, численный, широта, линейный.

6. Задания на узнавание объектов и явлений.

О каком виде съемки идет речь?

При этом виде съемки наблюдатель должен находиться всегда в одной точке и фиксировать находящиеся вокруг него объекты. Необходимо умение определять азимут.

7.  Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Как, по вашему мнению, происходило бы освоение Земли, если бы отсутствовали карты?

8. Задания на прогнозирование географических объектов.

Как вы считаете, у науки картографии в XXI веке есть будущее? Какое оно на ваш взгляд?

Система заданий повышенной трудности.

2 тема. Развитие географических знаний о Земле.

1. Задания на проведение сравнений.

Сравните, чем отличается представление о Земле  древних китайцев, древних греков и древних египтян.

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

Что послужило стимулом к развитию познаний о Земле в средние века?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

 Почему Х.Колумб при открытии им материка Америка, встречающих его людей назвал индейцами?

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев на двух шлюпках – «Восток» и «Мирный», отправились в экспедицию и 28 января 1820 г. Достигли точки с координатами 69022/ ю.ш. и 2015/ з.д.. Что это за место и началом чего послужило это открытие?

5. Задания на группировку объектов.

Кто лишний: Магеллан, Колумб, Беринг?

6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Представь, что Америка ещё не открыта. Предложи свою модель развития мира без участия Америки.

7. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Немало географических открытий сделал он, но самое большое открытие, обессмертившее его имя, - это «открытие» им человека среди «первобытных людей». Л. Н. Толстой в письме к путешественнику так оценил его научный подвиг: «Вы первый, несомненно, опытом доказали, что человек везде человек, то есть доброе, общительное существо, в общении с которым можно и должно входить только добром и истиной…. И вы доказали это подвигом истинного мужества». Назовите имя этого исследователя.

8. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Составь прогноз  исследования Земли, когда уже открыты и нанесены на карты все материки.

Система заданий повышенной трудности.

Тема 3.  Земля – планета солнечной системы.

1.Задания на проведение сравнений.

Пользуясь физической картой России, объясните, почему летом в Санкт – Петербурге бывают «белые» ночи, а в Москве – нет.

2. На проведение анализа с последующими выводами.

Установите, сколько бы длился период обращения Земли вокруг Солнца, если бы расстояние от нее до Солнца было больше примерно в 10 раз.

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Истинный полдень на меридиане, проходящем через любую точку Земли, наступает ровно в 12.00. В это время тень, отбрасываемая предметами на поверхность Земли – самая короткая. Однако измерения, проведенные на местности, показывают, что в момент, когда тень от предметов самая короткая, часы показывают время, не соответствующее 12.00. Определите, в какое время тень от предмета будет самой короткой, если истинное время в данной точке опережает поясное на 30 минут.

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

Объясните, почему на Земле происходит смена дня и ночи.

5. Задания на группировку объектов.

Разделите предложенные названия городов в соответствии со временем года (зима, лето), которое  будет в них 15 января: Буэнос-Айрес, Канберра, Нью – Дели, Мехико, Якутск, Пекин, Бразилиа, Дакар.

6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Была бы возможна жизнь на Земле, если бы она двигалась по орбите Венеры? Обоснуйте свою точку зрения.

7. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Следствие этого явления  - отклонение всех горизонтально движущихся тел в Северном полушарии – вправо, а в Южном – влево. Следствие какого явления описано? Как называется отклоняющая сила?

8. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Определите, на каких параллелях располагались бы тропики, если бы угол наклона земной оси был 450С.

                 Система заданий повышенной трудности.                             

4 тема. Литосфера – каменная оболочка Земли.

1. Задания на проведение сравнений.

Сравните географическое положение Альп и Кавказа

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

Можно ли спрятать самую высокую горную вершину на Земле в самой глубокой впадине? Почему?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Известно, что литосферные плиты постоянно движутся. Объясни причину их движения и последствия.

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

На какой равнине России больше всего городов? Почему?

5. Задания на группировку объектов.

На карте полушарий покажите крупнейшие горные

системы каждого материка.

6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Постройте модель развития хозяйства в вашей местности, если бы вы жили не в горах, а на низменности.

7. Задания на узнавание объектов, явлений по их признакам.

Эта низменность в древние времена была морским дном. Расположена полосой до 120 – 150 км вдоль  Черного и Азовского морей от  устья Дуная на западе до реки Кальмиус на Востоке.  

8. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Оцените положительные и отрицательные стороны действия вулканизма.

Система заданий повышенной трудности.

5 тема. Гидросфера – водная оболочка Земли.

1. Задания на сравнение.

Сравните природные особенности Волги и Амазон-

ки (питание, режим, замерзаемость)

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

Это море не имеет твердых берегов. Часто его называют Море водорослей. Что это за море и почему его так называют?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Моряки говорят, что это самое жаркое и самое соленое море на Земле. Можно поверить им. Когда измерили температуру воды моря, она оказалась настолько высока, что просто не верилось: +35,5 0С. Пыльный горизонт, белесое небо. До тошноты теплая вода. Во время песчаных штормов красная пыль  пустыни обоих морских берегов закрывает горизонт. В каком море побывали моряки? Что определило название моря?

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

В каких океанах проходят:

Южное пассатное течение_____________________

Течение Западных ветров______________________

Течение Гольфстрим__________________________

Перуанское течение___________________________

5. Задания на группировку объектов.

Из перечисленных ниже морей и заливов выбери те, которые принадлежат к: 1) Тихому океану, 2) Атлантическому океану.

* Моря: Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Карибское, Охотское, Черное, Японское, Карское, Северное, Филиппинское, Саргассово, Тасманово, Аравийское, Берингово.

* Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский, Гудзонов.

6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Вы попали в джунгли. Несмотря на довольно влажный климат, в джунглях человек может погибнуть от потери влаги. Вопрос водообеспечения – один из важнейших. Как ты его будешь решать?

7. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

О каком природном явлении идет речь?

«Хоть в это поверить не очень легко,

Но Волги вода есть в реке Лимпопо,

И, путешествуя облаком пара,

Воды из Волги текут в Ниагару.

Волги вода и в Байкале, и в Ниле,

И в Танганьике, и в нашей квартире».

8. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Как болота могут повлиять на хозяйственную деятельность людей?

Система заданий повышенной трудности.

6 тема. Атмосфера – воздушная оболочка Земли.

1. Задания на проведение сравнений.

В чем сходство и различие тумана и облака (росы

и инея)?

2. Задания на проведение анализа с последующими выводами.

Над крупными городами выпадает значительно

больше осадков, чем над сельской местностью. Как

это можно объяснить?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Объясните причины изменений атмосферного дав-

ления с изменением t °С и высоты места.

4. Задания по выявлению закономерностей размещения географических объектов и явлений.

Почему в полярных широтах всегда низкая t °С

воздуха?

5. Задания на группировку объектов.

Выберите условия, способствующие выпадению

осадков:

а) близость моря,

б) внутренние силы Земли,

в) теплые течения,

г) наличие подземных вод,

д) удаленность от океана,

е) ветер с моря,

ж) холодные течения.

6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Какие последствия для природы Земли вызовет

остановка ее вращения вокруг своей оси?

7. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

Определите, о каком виде облаков идет речь в стихотворении русского поэта А. Фета

«…Вот там, на заре растянулся

Причудливый хор облаков.

Все будто бы кровли да стены,

Да ряд золотых купалов…»

8. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Какие облака являются признаком изменения

погоды?

Система заданий повышенной трудности.

7 тема. Биосфера – оболочка жизни.

1. Задания на проведение сравнений.

Установите соответствие между живыми организмами и условиями их обитания:

1. нектон                      а. обитают на дне океана

2. планктон                  б. движутся самостоятельно

3. бентос                       в. движутся с током воды

2. На проведение анализа с последующими выводами.

Почему большинство африканских антилоп и львы

имеют желтоватую окраску, а слоны, бегемоты и

носороги – серую?

3. Задания на поиск и раскрытие причинно – следственных связей.

Развитие человеческой цивилизации сопровождается бурным развитием производства. Какие последствия для биосферы может иметь этот процесс?

4. Задания на выявление закономерностей размещения географических объектов и явлений.

В какой части материка  Евразия находится основная область распространения представителей монголоидной расы?

5. Задания на группировку объектов.

Приведите примеры положительного и отрицательного влияния человека на растительный и животный мир в своей местности. Ответ обоснуйте.

Положительное влияние

Отрицательное влияние

6. Задания на моделирование географических ситуаций и явлений.

Объясните, почему происходит смена растительного и животного мира при подъеме в горы.

7. Задания на узнавание объектов, явлений по признакам.

О какой группе живых организмов идет речь?

«Это мелкие организмы: растения и животные, которые перемещаются с током воды и населяют верхнюю часть водной толщи. Они служат основной пищей для многих морских животных».

8. Задания на прогнозирование географических ситуаций.

Пользуясь картой «Заселение планеты человеком», предположите в какой последовательности в древности люди заселяли материки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии.

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии. Функциональная грамотность –рассматривается как способность личности использовать все постоянно приобретаемые в жизни зн...

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии

В презентации раскрываются основные формы и методы работы с учащимися для формирования функциональной грамотности....

Формирование читательской грамотности учащихся на уроках географии

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта...