Формирование читательской грамотности учащихся на уроках географии
статья по географии (7, 8, 9 класс)

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

учитель географии МБОУ СШ№ 95

                                                                                 Макаренко Татьяна Борисовна

Целью образования в школе является развитие личности, которая готова к взаимодействию с миром, саморазвитию.

Главное место среди метапредметных УУД это чтение и работа с информацией.

Сформированность у обучающихся читательской грамотности делает обучение в школе успешным.

Читательская грамотность – способность учащихся понимать текст и использовать его, задуматься о тексте и читать   для того, чтобы достигать   своей   цели, расширять свой кругозор, принимать   участие в жизни.

Читательская        грамотность        включает    компетенции: от знаний: слов, грамматики, структуры текста до знаний об окружающем нас мире.

Виды чтения: просмотровое - выборочное; ознакомительное -  при охвате содержания, понимания главного; смысловое – цель   чтения.

Уровни читательских умений учащихся

1. Умение найти и извлечь информацию из текста.

Задания первого уровня читательских умений.

Задание    1.     Прочитайте     текст «Глобальное     потепление.

Гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопросы.

Глобальное потепление. Гималайские горы готовят смертельный удар

Эксперты Организации объединенных наций пришли к выводу, что причиной таяния древних гималайских ледников стало глобальное потепление. Для исследования этого горного района была создана специальная группа альпинистов, которая была направлена в регион. В течение двух недель лучшие альпинисты мира, многие из которых являются по совместительству и экологами, изучали в горах последствия глобального потепления. К сожалению, информацию они предоставили самую неутешительную. По свидетельству альпинистов, признаки уже полностью вступившего в силу потепления видны всюду: на скалах обнаружены глубокие следы отступающих ледников, а ледниковые озера уже наполнены измельченным льдом. Знаменитый ледник, с которого около пятидесяти лет назад поднимались на Джомолунгму ее первые покорители -Эдмон Хиллари и Норгей Тенцинг, отступил более чем на пять километров вверх, и его таяние продолжается. Свыше сорока гималайских ледниковых озер могут вскоре выйти из берегов. Если это произойдет, то последствия будут самыми плачевными. Переполнение ледниковых озер вызовет горные сели и наводнения, представляющие угрозу жизням тысяч людей.

Исследования, проведённые в Непале и Бутане, показали, что, начиная с середины 1970-х годов, повышение температуры почти на один градус по Цельсию привело к таянию снежных равнин и ледников и, как следствие, наводнению озер. В 1985 году в Непале переполненное озеро разрушило 14 мостов. Только в Непале и Бутане обнаружено по меньшей мере 44 потенциально опасных озера. (по материалам зарубежной печати)

Тестовые задания

• Лучшие альпинисты мира и по совместительству экологи, изучали:

1) последствия глобального потепления;

2) причины глобального потепления.

• Лучшие альпинисты мира и по совместительству экологи, изучали:

1) последствия таяния гималайских ледников;

2) причины таяния гималайских ледников.

• Лучшие альпинисты мира обнаружили признаки:

1) предстоящего потепления;

2) вступившего в силу потепления.

Традиционные вопросы

• Кто вошел в состав группы экспертов ООН по изучению состояния ледников Гималаев?

• Что, по мнению экспертов, стало причиной таяния древних гималайских ледников?

• Из кого составили специальную группу для исследования гималайских ледников?

• Какие признаки уже полностью вступившего в силу потепления были обнаружены в горах?

• Сколько потенциально опасных озёр было обнаружено в Непале и Бутане?

Итак, чтобы верно ответить - сопоставляем текст вопроса и   текст  который был задан, не обязательно знать где находиться Непал и Бутан, почему озёра опасны.

 Уровни читательских умений учащихся

2.Возможность интегрирования и интерпретации прочитанного.

 Это читательское умение   дает интеграцию и интерпретацию прочитанного текста. Учащиеся извлекают информацию из текста, которая не сообщается напрямую. Чтобы ответить на этот вопрос нужно   уметь отличать   главные мысли текста  от второстепенных, устанавливать взаимосвязи, разобрать информацию, которая находиться в тексте. Эти умения нужны для полного понимания   прочитанного текста.

Задания второго уровня читательских умений.

Задание        2.Прочитайте        текст «Глобальное потепление: Гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопросы.

Тестовые задания

По результатам проведенного в горах исследования альпинисты представили информацию

1) тревожную и неутешительную;

2) занимательную и любопытную;

3) занимательную, но тревожную;

4) тревожную, но ошибочную.

Традиционные вопросы

• Почему для исследования Гималаев в состав группы были включены альпинисты-экологи?

• Объясните, в чём заключается потенциальная опасность состояния ледниковых озер в Непале и Бутане.

• Какие последствия вызовет таяние ледниковых озер?

• Для кого переполнение озер вызывает угрозу? В чём она заключается?

• Можно ли предотвратить возникновение селей или ослабить их возможные отрицательные последствия? (Очевидно, что на этот вопрос невозможно ответить, не зная, что такое сель и как он образуется.)

Уровни читательских умений учащихся

3.Осмысление и оценивание прочитанного и предполагает опору на знания, опыт, собственные убеждения.

Это читательское умение дает возможность   осмыслить и оценить прочитанное и опирается   на знания учащихся, его опыт.

Задание 3. Прочитайте текст «Глобальное потепление: Гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопросы.

Традиционные вопросы

• Разделяете ли вы оценку экспертов ООН о возможных последствиях таяния гималайских ледников?

 На уроках для формирования   читательской грамотности учащихся необходимо применять различные приёмы.

Приёмы формирующие читательскую грамотность на уроках

географии

Восстановление текста (приём работы,   который связан с  текстом, в нем пропущенные слова).

Пример:

В Австралии и Новой Гвинее живёт маленький зверёк, покрытый

         , - ехидна. Размером и игольчатым покровом она напоминает нашего          . На самом же деле ехидна очень        ___от ежа. Она относится к

древней, почти                    группе           млекопитающих. Свои яйца она вынашивает        на животе. Во время своих путешествий ехидна переносит детёнышей в сумке. Питается ехидна                   . Удлинённые челюсти

её лишены зубов, а длинный клейкий               помогает ей успешно отправлять в рот муравьёв.(по Д. Акимушкину)

Формулирование суждений по словам, которые заданы в тексте:     набор различных слов, терминов, из которых можно выявить закономерность).

Пример:

атмосферных, признаков, количества, из, одним, является, с, осадков, климата, запада, на, уменьшение, восток, континентальности (одним из признаков континентальности климата является уменьшение количества атмосферных осадков с запада на восток).

Инсерт (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений)

V - Ставим это знак, если это мы знаем.

+ - Ставим это знак, если это новая для тебя информация.

 - Ставим это знак, если   новая информация противоречит старой.

? - Ставим это знак, если     информация не понятна для тебя.

 Упражнения вопросно-ответные (необходимы для запрашивания информации и   предоставление новой    информации).

Упражнения на дополнение (основан на   одном из отрывков   текста или незаконченного предложения, которое нужно закончить).

Исправление (необходимо исправить не верное   в тексте).

Пример:

В состав Центральной России входят: Центрально-Чернозёмный, Волго- Вятский, Северо-Западный, Поволжский районы. Центральная Россия богата природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф. Район специализируется на наукоёмком машиностроении, на производстве черных металлов. В Центральном районе преобладает сельское население (ошибки: подчёркнуты).

Нахождение сходств и различий, сопоставление (происходит   сравнение объектов).

Информация перекодируется (переносится информация из одной   формы в другую: текст- блок - схема).

«Мозаика» (разделяем на части текст и восстанавливаем текст).

Составление списка (перечисляем объекты, которые связаны   с темой).

Множественный выбор (выбираем правильный ответ).

Викторина – опрос – соревнование (отвечают на вопросы по тексту).

Заполнение таблицы (информацию вносят в таблицу).

Конспектирование (записывают краткую информацию   как заметки).

Логические цепочки (строи логические   цепочки).

«Тонкие» и «Толстые» вопросы

«Тонкие» – это вопросы, которые требуют однословного ответа,      вопросы репродуктивного плана: Кто? Что? Когда?

«Толстые»         вопросы        –        это        вопросы, которые         требуют размышления, привлечения знаний -  дополнительных и умения анализировать: Объясните, почему…? В чём различие? Верно ли? Предположите, что будет, если…? Почему, вы так думаете?

Верные и неверные утверждения (выбираем суждения  или ответы, которые  осуществляет путь соотнесения высказываний ссодержанием текста).

Пример (по теме «Население и страны Южной Америки):

Коренные жители Южной Америки – индейцы.

В Южной Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.

Большинство населения Южной Америки говорит на английском языке.

На территории Южной Америки много стран, как и в Африке.

Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.

Синквейн (задания   на синтез материала, материал излагается в   главных словах и выражениях).

Корзина идей (берем   слова, которые необходимы на данном уроке: топливо, энергия, электростанция, розетка, ГЭС, АЭС, ТЭС, нефть, газ, экспорт, уголь, Западная Сибирь, дорогие тарифы, энергия Солнца, энергия ветра и т.д.  Формируем кластер «Состав топливно-энергетического комплекса» и выясняем, какое представление об этом у учащихся).

Кластеры (в виде схемы  представляем графический материал).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Задания для формирования читательской грамотности учащихся на уроках русского языка

Задания  ,  развивающие  читательскую грамотность учащихся на уроках русского языка....

«Проектная деятельность как средство формирования читательской грамотности учащихся на уроках истории и во внеурочное время»

При работе над проектом у ребят идет развитие всех универсальных учебных действий: регулятивные - при постановке целей и задач проекта; познавательные действия - в процессе поиска информации  её ...

Формирование читательской грамотности учащихся на уроках английского языка

laquo;Читательская грамотность - способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно-практических з...