Урок по теме "Население Северного Кавказа"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Лаптева Ольга Васильевна

интерактивный  урок по географии в 9 классе по изучению республик Северного Кавказа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_naselenie_severnogo_kavkaza.doc490.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Европейский Юг. Население Северного Кавказа.

Цели урока:

# Определить национальный состав населения Северного Кавказа.

# Выявить особенности населения региона.

# Составить характеристику населения по типовому плану.

Основное содержание: многонациональный состав населения Северного Кавказа. Народы Северного Кавказа. Многообразие культурных миров. Традиции и обычаи на родов Северного Кавказа. Религии Северного Кавказа.

Способы действий учащихся: проанализировать статистический материал, текстовый материал, карту народов России, сделать выводы.

Ценностный компонент урока: многообразие культурных миров; уважение традиций и обычаев народов Северного Кавказа — ценностный элемент сознания учащихся.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и знаний о географии народов Кавказа, их многообразии и географическом размещении,  о религиозном составе населения Кавказа.

Метапредметные: извлекать информацию из различных источников знаний (статистические материалы, текст, карта).

Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре, религии, традициям, языку, ценностям народов России.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания (состав и ЭГП Европейского Севера).

  1. Какие экономические районы России мы изучили? Какой сейчас изучаем? Какие будем изучать? (карта) 1 чел. по карте у доски
  2. Какие субъекты входят в состав Европейского юга? (карта) 1 чел. по карте у доски
  3. Как оценим ЭГП этого района: выгодное или нет? Почему? устно, фрон-но

II. Новая тема

Сегодня на уроке:

Рассмотрим фото. Почему эти писатели и поэты? Что объединяет их?

Писали о Кавказе. «Кавказский пленник».

Отрывки о народах Кавказа прочитать: Михаил Лермонтов — Измаил-Бей

                           

 ***

И дики тех ущелий племена,
Им бог – свобода, их закон – война,
Они растут среди разбоев тайных,
Жестоких дел и дел необычайных;
Там в колыбели песни матерей
Пугают русским именем детей;
Там поразить врага – не преступленье;
Верна там дружба, но вернее мщенье;
Там за добро – добро, и кровь – за кровь,
И ненависть безмерна, как любовь. 

Вывод:   Какая тема? Что будем изучать? Цели урока?

Народы. Изучить какие народы проживают, составить характеристику населения района.

Составляем общую характеристику населения Кавказа.

Цель — используя статистические данные составить общую характеристику населения района. Что нужно нам для этой работы? Каким источником информации вы воспользуетесь?

Работа с таблицей:

1. Общая численность? Место в России? 22,4 млн. 2 место в России

2. Лидеры? Краснодарский край, Ростовская область, Дагестан

3. Уровень урбанизации? 55,4% средний, значит половина населения проживает в сельской местности, почему?

4. Города-миллионеры? Ростов-на-Дону, Краснодар

5. Национальный состав? Ваша версия — какой? Разнообразный почему?

Изучаем многонациональный Северокавказский район.

Работа в группах. Цель — выявить особенности населения республик Северного Кавказа.  Работаем в группах. Каждая группа работает с текстом, картой и должна определить:

1. Определите название республики.

2. Определите столицу республики.

3. С помощью карты народов (атлас стр. 8-9  ) определите какие народы проживают здесь.

4. Определите религию.

5. Определите предмет-символ.

6. Выделите  главную особенность населения республики?

Заполнить карту: формат А3, выступить с отчетом!

Подготовка 5 минут

Каждая группа выступает 2-3 минуты.

Стол с предметами разными (кинжал, макет мечети, шапка, адыгейский сыр, минеральная вода, морская ракушка, изделие из козьего пуха)

Каждой группе карта + текст.

1 группа - Дагестан

2 группа – Чеченская республика

3 группа - Адыгея

4 группа – Ингушетия

5 группа - Крым

6 группа – Северная Осетия (Алания)

7 группа - Кабардино-Балкария

1 группа — Дагестан

 Определите республику Северного Кавказа  по описанию и ответьте на вопросы. Заполните карту республики.

 

   Это самый южный регион России крупнейший среди семи субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Территория республики простирается от побережья Каспийского моря до заснеженных вершин Большого Кавказа, и ни один из регионов страны не может сравниться с этой республикой в многоликости ландшафтов.

     Это самая многонациональная республика России и чемпион страны по языковому разнообразию . Здесь проживают  более 60 народностей, а разговаривают местные жители почти на 30 языках. Существует также множество диалектов, и порой люди живущие в соседних аулах, просто не понимают друг друга. На помощь приходит русский язык, которым владеет подавляющее большинство граждан.

   Туристы могут чувствовать себя здесь в безопасности. Особых запретов для них в республике, где около 96% населения исповедуют ислам, не существует.

    Столица республики расположена на побережье Каспийского моря.  В республике находится самый древний российский город — Дербент, возникший более 2 тыс. лет назад!

    Традиционное холодное оружие этой страны гор и всей местности – это кавказский кинжал. Его использовали не только для самозащиты, но и в быту: рубка хвороста, забой скота и так далее. На территории республики кинжалы было принято носить еще с подросткового возраста. И сегодня это оружие является неотъемлемой частью национального костюма.

1. Определите название республики.

2. Определите столицу республики.

3. С помощью карты народов (атлас стр.   ) определите какие народы проживают здесь.

4. Определите религию.

5. Определите предмет-символ.

6. Выделите  главную особенность населения республики?

2 группа — Чеченская республика

  Определите республику Северного Кавказа  по описанию и ответьте на вопросы. Заполните карту республики.

      Располагается на востоке Северного Кавказа. Площадь 16 1 71 км². С севера на юг простирается приблизительно на 170 км, с запада на восток — приблизительно на 100 км. Граничит со на западе — с Ингушетией, на северо-западе — с Северной Осетией и Ставропольским краем, на северо-востоке, востоке и юго-востоке — с Дагестаном; на юго-западе и юге  граничит с самостоятельным государством — Грузией. 

     Это удивительный и прекрасный край, изобилующий великолепными пейзажами, горными водопадами, красивейшими озерами. Это место имеет богатейшее культурное наследие. На ее территории находится множество исторических архитектурных памятников, построенных в средние века и намного раньше, во времена первобытных людей. 

     Здесь высока доля коренных народов, ведь большую часть населения составляет именно  коренной народ, а русских здесь проживает всего  1%. Государственных языков два: русский и свой национальный.  

   Еще одной особенностью республики является распространение ислама издревле, еще с 15 века. Не случайно одной из достопримечательностей республики является Соборная мечеть с поэтичным названием «Сердце ….»грандиозный мусульманский храм, расположенный в столице республики. Мечеть со стройными минаретами является  самой большой  в России и Европе. Это грандиозное, невероятно красивое и очень дорогое сооружение, отделка которого производилась чистым золотом и редкими породами камня. В ночное время она освещается подсветкой, что представляет собой потрясающее зрелище. 

1. Определите название республики.

2. Определите столицу республики.

3. С помощью карты народов (атлас стр.   ) определите какие народы проживают здесь.

4. Определите религию.

5. Определите предмет-символ.

6. Выделите  главную особенность населения республики?

+ видеофрагмент «сердце Чечни»

3 группа — Адыгея

 Определите республику Северного Кавказа  по описанию и ответьте на вопросы. Заполните карту республики.

   У этой республики любопытное географическое положение. Она является единственным регионом России, разместившимся в пределах другого административного субъекта: со всех сторон республику окружают земли Краснодарского края. Она раскинулась на левобережье реки Кубани, не имея выхода к морю, но отсутствие пляжных курортов с избытком возмещается природными богатствами, поражающими даже самых искушенных путешественников. Каньоны и пещеры, альпийские луга и густые леса, водопады и бурлящие горные реки не раз становились местом для пейзажных съемок, привлекали многих знаменитых фотографов, режиссеров популярных кинофильмов и сериалов.

     В республике  насчитывается всего два города. Но здесь есть колоритные станицы, аулы, где по-прежнему живут коренные жители, сохраняющие традиции своего быта и занимающиеся древними ремеслами. Поэтому в республике наблюдается высокая  концентрация сельского населения в крупных сельских поселениях. Средняя плотность населения 58,4 чел./км2, наиболее плотно заселена северная равнинная часть республики. На территории республики зарегистрированы  92 религиозные организации, в том  числе 60 православных  и 13 мусульманских общин.

  Одна из ведущих отраслей хозяйства — сельское хозяйство и пищевая промышленность. Предприятия производят хлебобулочные и кондитерские изделия, мясные и молочные продукты, мясные и плодоовощные консервы, фруктовые соки, растительное масло, различные алкогольные и безалкогольные напитки.  Традиционная кухня  включает множество супов, целую гамму кисломолочных продуктов, сыров. Среди вкусных сувениров – домашний  сыр. Только здесь можно узнать его подлинный вкус. Сырные головки бывают копчеными, свежими и даже сушеными. Кроме того, гурманы оценят и другие сорта, предлагаемые сыроварами республики.

1. Определите название республики.

2. Определите столицу республики.

3. С помощью карты народов (атлас стр.   ) определите какие народы проживают здесь.

4. Определите религию.

5. Определите предмет-символ.

6. Выделите  главную особенность населения республики?

4 группа — Ингушетия

 Определите республику Северного Кавказа  по описанию и ответьте на вопросы. Заполните карту республики.

   Это республика на западе граничит с Северной Осетией, на востоке — с Чеченской Республикой, на юге — с Грузией. Самый малый по площади регион Российской Федерации.

   Республика  является самой молодой на территории России: она образована 4 июня 1992 года. Столица республики, название которой переводится как «город солнца»,   является одним из самых малонаселенных городов России.

   Население республики  — менее полумиллиона человек, в основном коренные жители. Основная религия — ислам, более 80% населения — мусульмане. В 2020 году республика стала абсолютным лидером рейтинга, где  зафиксировали самую высокую ожидаемую продолжительность жизни в стране — 81,2 года.

   Минеральную воду, добываемую здесь совершенно официально называют гордостью республики. В республике пьют только ее, она стоит на столах во время всех правительственных мероприятий, а кроме того эта вода   входит в список 100 лучших товаров России и копит золотые медали международных выставок.  Минеральные источники в этой воды известны с 1860 года, однако завод в селе Средние Ачалуки был построен позже, в 1929 году.  В 2000-х принято решение возродить былую всесоюзную славу ингушской воды: производство значительно расширили и модернизировали, бутилированную воду начали отправлять во все регионы России.  Сейчас производится 6 основных разновидностей минеральной воды, которые различаются по составу и свойствам.

1. Определите название республики.

2. Определите столицу республики.

3. С помощью карты народов (атлас стр.  8-9 ) определите какие народы проживают здесь.

4. Определите религию.

5. Определите предмет-символ.

6. Выделите  главную особенность населения республики?

5 группа  - республика Крым

 Определите республику Северного Кавказа  по описанию и ответьте на вопросы. Заполните карту республики.

     Эта республика расположена на  полуострове, который омывается  с востока Азовским морем, с юга и запада – Черным. На севере полуострова расположен соленый залив Сиваш.  Республика была передана Украине в 1954 году в основном по экономическим причинам: так удобнее было решать вопросы с водо- и энергоснабжением территории, у которой не хватало своих мощностей. После распада СССР республика  осталась в составе Украины.  С марта 2014 года республика   в результате референдума вышла из состава Украины и стала субъектом Российской Федерации.

    Всего в республике 1020 населённых пунктов, в том числе 72 городских и 948 сельских. 

Православные христиане составляют 58% населения , за ними следуют мусульмане (15%, в основном татары) и верующие без религии (10%).  Республика многонациональная, но русские составляют  более половины населения - 58,32%

      «Артек» - круглогодичный крупнейший лагерный комплекс для детей, расположенный в республике,  занимает 7-километровую полосу побережья. Это 10 автономных лагерей со своими программами. У каждой смены есть своя тема, но детям дополнительно предложат выбрать специализацию: заняться туризмом, журналистикой, мультипликацией, спортом, изучить морское дело.

    Побережье республики  - это  круглогодичный, востребованный, конкурентоспособный, международный центр туризма Российской Федерации. Основой для развития туризма является особое географическое положение, пляжные комплексы Черного и Азовского морей, горы, около 900 пещер. Туризм безусловно  является основой  экономики республики. В год сюда приезжает более 5 млн. туристов.

1. Определите название республики.

2. Определите столицу республики.

3. С помощью карты народов (атлас стр. 8-9 ) определите какие народы проживают здесь.

4. Определите религию.

5. Определите предмет-символ.

6. Выделите  главную особенность населения республики?

6 группа —    Северная Осетия (Алания)

 Определите республику Северного Кавказа  по описанию и ответьте на вопросы. Заполните карту республики.

    Расположена эта республика  на юге Европейской части России, в предгорьях и на северном склоне Главного Кавказского хребта. Граничит на юге с Грузией и Южной Осетией. На западе граничит с республикой Кабардино-Балкария, на востоке с Ингушетией. В составе республики  5 городов и 1 посёлок городского типа. 

    Для республики характерны повышенные показатели рождаемости: 12,3 на 1000 жителей.   Большинство населения составляют христиане, принадлежащие к Русской православной церкви.   Коренные жители  составляют 68,1% , русские – 20,6%. Республика является одним из самых густонаселённых субъектов  РФ — 87,86 чел./км², занимая 5-е место в стране по этому показателю. Реальная плотность населения в местах проживания основной части населения составляет более 140 чел./км².

    Объём промышленной продукции по стоимости на 18,5% превышает объём сельскохозяйственной продукции. В экономике  выделяется производство цинка, свинца, вольфрама, твёрдых сплавов. Металлургическое производство функционирует на базе  добычи (месторождения Садонского рудного узла, Джимидонское свинцово-цинковое). В республике  действуют заводы  по выплавке свинца и цинка, вольфрама, заводы по выпуску кирпичей, металлоконструкций, щебня.

    Неотъемлемой  деталью   традиционного национального костюма является шапка.  Ни о каком другом предмете своей одежды горец не заботился так, как о своей шапке.  Как беден бы не был горец, но шапку старался иметь всегда отличную. Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин, носить шапку и пусть сменит ее на платок, и тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине.

1. Определите название республики.

2. Определите столицу республики.

3. С помощью карты народов (атлас стр.  8-9 ) определите какие народы проживают здесь.

4. Определите религию.

5. Определите предмет-символ.

6. Выделите  главную особенность населения республики?

 7 группа - Кабардино-Балкария

Определите республику Северного Кавказа  по описанию и ответьте на вопросы. Заполните карту республики.

   Этот  субъект Российской Федерации расположен на юге Европейской части России, в центральной части Северного Кавказа.  На западе граничит с Карачаево-Черкессией, Ставропольским краем на севере, на востоке и на юго-востоке – с республикой Северная Осетия-Алания и на юге – с Грузией. Республика  и её столица  находятся в сердце Кавказа — центральной и самой массивной части знаменитых гор. Путешествие в республику означает встречу с уникальными достопримечательностями: высокими вершинами, безбрежными горными панорамами, головокружительными каньонами, бурными реками. 

   Бóльшую часть населения  составляют  два коренных народа : с давних времен на равнинах проживали одни, а в горах – другие. Сегодня ситуация практически не меняется. Республика, религия и язык которой неразрывно связаны с началом истории этих народов, не спешит урбанизироваться. На территории республики расположено всего 8 городов, которые остаются верны заветам старины.  Большинство верующих – мусульмане. Зарегистрировано 137 мусульмальских организаций.

    Явное отличие коренных народов  – их невероятное гостеприимство. Они способны пригласить в гости того, с кем едва успели познакомиться. По традиции, ни дети, ни хозяйка не садятся за стол с гостем и мужчинами. Они наблюдают со стороны, ожидая момента, когда может понадобиться их помощь. В городах эта традиция почти забыта, но в селах ее твердо придерживаются.

     Главная достопримечательность республики и всего Кавказа — гора Эльбрус. В любой сезон окрестности высочайшего «пятитысячника» России и Европы, куда стремятся поехать поклонники активного отдыха, всегда полны туристов. Покорять знаменитую гору в приезжают альпинисты со всех уголков нашей большой страны. 

    В республике  активно занимаются пчеловодством, там много пасек и бесподобный мед. Популярен Козий рынок.  Кроме меда на  Козьем рынке можно взять чаи из горных трав. Ну и основная специализация  рынка, что видно из его названия  – шерстяные вещи, в том числе из козьего пуха и шерсти. Это носки, свитеры, жилеты, шали разных расцветок и дизайна. Вообще вязание спицами и валяние – традиционные  ремесла коренных народов.

1. Определите название республики.

2. Определите столицу республики.

3. С помощью карты народов (атлас стр. 8-9  ) определите какие народы проживают здесь.

4. Определите религию.

5. Определите предмет-символ.

6. Выделите  главную особенность населения республики?

Выступления групп сопровождаются слайдами и видеофрагментами.

Подводим итог — цель была изучить особенности населения Северокавказского района.

Какие особенности мы смогли определить?

  1. Самая многонациональная республика (район) — от группы  Дагестан
  2. Преобладание ислама и высокая доля коренных народов — от группы Чечня
  3. Высокая концентрация сельского населения — от группы Адыгея
  4. Высокая продолжительность жизни — от группы Ингушетия
  5. Многонациональные и смешение религий — от группы Крым
  6. Высокие показатели рождаемости — от группы Северная Осетия
  7. Низкий уровень урбанизации, гостеприимность — от группы Кабардино-Балкарии

Оценка работы групп учителем: + и -

 Закрепление материала.  Подумаем вместе:

Вопросы, представленные на слайдах в сопровождении фотоматериалов.

1. Более 50% долгожителей мира проживают  именно на Кавказе. Как вы думаете — почему?

2. Северный Кавказ является родиной кефира. Кефир здесь пили столетиями, а в европейской части России о нем узнали только во второй половине 19 века. Исследования показали, что кефир получился благодаря случайному добавлению кумыса в коровье молоко. Почему?

3. В Северной Осетии в 40 км. От Владикавказа расположено уникальное село Даргавс, которое сами жители называют Городом мертвых. Сотни лет здесь покойников не закапывали в земля, а помещали в каменные башни высотой до 4 этажей. Благодаря горному воздуху и низким температурам тела быстро мумифицировались и сохранялись в целости. Как вы думаете откуда появилась эта традиция?

4. Самым героическим народом в годы ВОВ были осетины. 33 представителям этого народа было присвоено звание героя Советского Союза (каждому из 11 000). У кабардинцев — один на 23 000.  Как вы думаете, чем это можно объяснить?

Все, кто едет из Владикавказа в Алагир, на подъезде к селу Дзуарикау неизменно притормаживают. У горной реки Фиагдон, над серой скалой, соприкасаясь крыльями, застыли в вечном полете семь белых журавлей. Монумент посвящен братьям Газдановым. Один за другим Магомед, Дзарахмет, Хаджисмел, Махаербек, Созырко, Шамиль и Хасанбек ушли в годы Великой Отечественной войны на фронт. Ни один из них домой, в родное осетинское село, не вернулся.

Их мама Тассо умерла, когда пришла третья похоронка. Еще трижды потом сельский почтальон стучался в их дом с горестными вестями. Когда пришла седьмая похоронка, он отказался нести ее Газдановым. Эту трудную миссию взяли на себя старейшины. Глава семьи, Асахмат, упал замертво, когда увидел, что к нему во двор входят аксакалы, одетые во все черное…

Итог: рефлексия

  • Какие цели и задачи были определены вначале урока?
  • Достигли ли целей? Выполнили ?
  • Какая республика вас больше всего заинтересовала?  В какой республике вам хотелось бы побывать больше всего?

 

Определите правильность утверждения: устно, фрон-но

  1. Самая многонациональная республика Европейского Юга — Дагестан.
  2. Самая распространенная религия на Северном Кавказе — православие.
  3. Республики Северного Кавказа отличаются низким ЕП.
  4. Более 50 % долгожителей мира проживают на Северном Кавказе.
  5. Столица республики Крым — Севастополь.
  6. Европейский Юг отличается от других экономических районов высокой концентрацией сельского населения.
  7. Выход к Каспийскому морю есть только у одной республики — Адыгея.
  8. Самые большие города Европейского Юга — Ростов- на -Дону и Краснодар.

Оценки за урок. Домашнее задание: подготовить характеристику по плану 1-4 пункты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 9 классе "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья методом компьютерного моделирования"

Урок географии в 9 классе по теме "Сравнение Северного Кавказа и Поволжья"  Цель урока: систематизировать знания об экономических районах: Поволжье и Северном КавказеЗадачи:1.Формирование у ...

Открытый урок " Северный Кавказ"

Конспект  интегрированного  урока  географии  и  литературы по теме «Северный  Кавказ» в 9 классе Цели  и задачи урока Дать  оц...

Разработка обобщающего урока географии в 9 классе на тему "Урал. Северный Кавказ. Поволжье".

Данный урок проводится в 9 классе при закреплении изученных тем "Урал. Северный Кавказ. Поволжье."  Этот урок позволит закрепить знания об экономических районах европейской части России, определи...

конспект урока по теме " Северный Кавказ - самые южный регион страны, самые молодые и высокие горы"

Разработка урока по теме "Северный Кавказ - самые южный регион страны, самые молодые и высокие горы" в разделе "Природно-территориальные комплексы России" 8 класс...

Урок-путешествие по Северному Кавказу. (региональный компонент)

Урок-путешествие по Северному Кавказу. (региональный компонент)Учащиеся 5б класса приняли участие в  интегрированном уроке-путешествии литературы и природоведения «Путешествие по Северному Кавказ...

План-конспект открытого урока на тему:" Северный Кавказ"

Природные условия и ресурсы.Кавказ – грандиозное, молодое горное сооружение альпийской складчатости. От Восточно – Европейской (Русской) равнины он отделён Кумо - Манычской впадиной, на месте которой ...