Доклад: «Реализация рабочей программы воспитания в школе на уроках географии» 2023
методическая разработка по географии

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

Доклад:

 

«Реализация рабочей программы воспитания

в школе на уроках географии»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc149 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Михайловская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова»

Черемисиновского района Курской области

Доклад:

«Реализация рабочей программы воспитания

в школе на уроках географии»

Учитель географии

Дубровкина Елена Васильевна

2023г

В концепции национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» указывается, что школа является критически важным элементом в процессе воспитания. «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [8; 36].

Любой урок воспитывает. Решение задач уже играет воспитательную роль, поскольку дисциплинирует ум, формирует логичность мышления, вырабатывает усидчивость, развивает волевую сферу учеников.

Знания, усваемые на уроке, не только расширяют кругозор учащихся, но и содействуют их личностному становлению, формированию определенных ценностей и ценностных отношений, мировоззренческих установок и жизненных позиций, жизненных планов. Для того чтобы урок воспитывал, необходимо специально проектировать воспитательные цели и реализовать их  через различные компоненты урока.

Проблема соотношения воспитания и обучения существенно значима для педагогов. Еще Платон в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать – искусства воспитывать», а в «Законах» утверждал, что самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». При этом под воспитание он понимал формирование у ребенка позитивного отношения к тому, чему его обучают, приобщая к знаниям и способам деятельности.

В последующие столетия многократно делались попытки дать определения воспитанию и обучению, развести эти процессы, проанализировать их соотношение. Хочется привести некоторые подходы к решению этой проблемы отечественными учеными конца 80-90 – х г.г. ХХ в. и начала XXI века.

И.Я. Лернер утверждал, что и обучение, и воспитание решают одну и туже главную задачу – передачу подрастающим поколениям социального опыта. Полноценное обучение – это воспитание, обращенное на все компоненты   социального опыта, обеспечивающие не только знание, умение и готовность к творчеству, но и отношение учебной деятельности как ценности.

О.С. Газман ставит обучение и воспитание в рамках одного процесса образования. И делает вывод, что обучение направлено на формирование

«образа действия», а воспитание – на формирование «образа жизни».

Большую часть школьного времени ребенок проводит на уроке. Поэтому и роль урока столь велика в процессе обучения и воспитания. «Обуроке нужно говорить, как о фрагменте жизни», - пишет доктор педагогических наук, профессор Н.Е. Щуркова [8; 12]. Надежда Егоровна утверждает, что на уроке воспитывают и внешний вид учителя, и порядок в классе, взаимоотношения, эмоциональная окраска, выполнение определенных правил и требований, мизансцены, создание ситуации успеха.

Таким образом, в воспитании учащихся большое значение имеет культура урока и личность учителя.

Это концепция поддерживается, развивается, интерпретируется в соответствии с особенностями определенного этапа. Свою особенность имеет и современный этап.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отводится большая роль воспитанию. «Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно- нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни» [3;23].

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Перед школой поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер обучения, который ставит главной задачей развитие личности учащегося.

В итоге краткого обзора ведущих основополагающих педагогических концепций складывается комплексная педагогическая идея, суть которой можно определить следующим образом: развитие школьника на основе тесного взаимодействия обучения и воспитания - это путь личностного роста ученика.

География – наука особая, ее однозначно нельзя относит к естественным или общественным наукам. География - наука пространственная. Этим она отличается от других предметов, в этом ее уникальность. Школьная география - учебный предмет, который развивает и расширяет кругозор учащихся, воспитывает их ответственными гражданами, знающими географические закономерности, умеющими экономически мыслить, экологически грамотно действовать, лучше понимать людей, населяющие разные страны. География готовит к выбору профессии и социальной роли, помогает изучить свою страну и свой край. Это наука все больше поворачивается лицом к человеку, помогает сохранить традиции и определить перспективы. Одним словом, география вносит большой вклад в формирование общей культуры учащихся.

Школьное образование играет важную роль в становлении ребенка, она как особый социальный механизм отражает проблемы, характер, противоречия общества. Слияние в один поток процесса обучения и процесса воспитания  является  успешным только тогда, когда каждому уроку будет придана воспитательная направленность. Этим вопросом обозначается актуальность данного вопроса и значимость его изучения и решения.

Школьная география способна направить развитие личности в нужное рациональное русло. Задача учителя заключается в том, чтобы создать образовательную среду более значимую для ученика, а также помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни. Для того чтобы выявить воспитательный потенциал предмета необходимо соотнести целевые приоритеты воспитания с ресурсами и возможностями учебного предмета.

Личностное развитие обучающихся и формирование системы знаний о различных принципах развития России и мира лежит в основе программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования [1, с. 8].

Школьная география влияет на воспитательную работу, поскольку дисциплинирует, формирует логическое мышление, вырабатывает усидчивость, развивает волевую сферу, расширяет горизонты познания. Ученик пребывает на уроке практически большую часть школьного времени. На школьный урок ложится основная задача обучения и воспитания. А различные виды уроков являются пробными смоделированными ситуациями в жизни ученика.

Современный воспитательный образец – это творческий, высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий и несущий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в культурных и духовных традициях многонационального народа своей страны.

Различные функции обучения помогают формировать необходимые качества, а уникальность уроков  географии является одновременное исследование проблем окружающей среды и общества. В процессе обучения  географии  складываются некие предпосылки для формирования эмоционально-ценностного отношения к человеку, его жизни и здоровью, природе, Родине, знаниям и труду. Слияние в единое целое процесса обучения и процесса воспитания  является  результативным только тогда, когда все уроки будут иметь воспитательную направленность [3, с. 44].

Считаю, что патриотическая, экологическая, краеведческая, эстетическая и гуманистическая направленности помогают реализации воспитательного потенциала подрастающего поколения на любом уроке учебного курса.

При проектировании современного урока нужно это делать так, чтобы ученик понимал смысл каждой темы и каждого вопроса. На каждом уроке географии идет разговор с детьми о взаимосвязи человека и природы. Изучение экологических проблем на моих уроках разделяю на три уровнях: глобальном, региональном, локальном. Обязательно должна быть продумана и разработана мотивационная составляющая каждого урока. Подбираются соответствующие задания, направленные на формирование предполагаемого результата.

На сегодняшний день актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней гражданин будет искренне любить свою Отчизну. Чтобы воспитать чувства любви к Родине, необходимо её знать и передавать знания последующим поколениям [2, с. 87].

Существуют основные принципы, которые помогают осуществить патриотическое направление: принцип единства мысли и чувства учащихся. Он заключается в эмоциональной окраске и подаче материала урока, а также принцип связи с жизнью, который отображает способность ученика связать события или явления с реальной жизнью.

Основными воспитательными задачами, которые помогает решить урок географии, являются духовно – нравственное, патриотическое и экологическое воспитание учащихся

Большое значение имеет ознакомление с духовным миром русских ученых-географов и путешественников, с их благородством, самоотдачей, энтузиазмом, другими личностными качествами, с их достижениями иоткрытиями, что может помочь обратить чувства ребят к пониманию Родины, научить гордиться принадлежностью к нации, дать почувствовать единение с родной страной. В курсе «География России» (8 класс) урок по теме «Географическое изучение территории» проводится в форме урока- портрета, на котором учащиеся рассказывают о путешественниках, исследователях, внесших огромный вклад в изучение нашей страны.

Мне хотелось бы остановиться на возможностях экологического воспитания на уроках географии.  

Важность экологического образования и воспитания школьников в современном мире переоценить невозможно. Практически на каждом уроке географии затрагиваются вопросы экологической тематики.

Главная цель – показать учащимся единство природы и человека, формировать экологическое мышление и экологическую культуру.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зави- сит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете или его ждет вымирание и деградация с последующей мутацией. География, по сравнению с другими дисциплинами, отличается большей экологизацией. Изучение экологических проблем ведется на трех уровнях: глобальном, региональном, локальном.

Если человек экологически образован, то нормы и правила экологиче- ского поведения станут убеждениями этого человека. Ответственное от- ношение к природе означает понимание законов природы, проявляется в пропаганде идей правильного природопользования, борьбе со всем, что гу- бительно отражается на окружающей природе.

Формированию перечисленных качеств личности у учащихся способ- ствует рассмотрение на уроках географии следующих вопросов:

  • по теме «Природные ресурсы»:меры, которые вы можете предложить для более рационального использования запасов полезных ископаемых;
  • виды природных ресурсов, относящиеся к группе невосполнимых;
  • пути решения сырьевой проблемы в металлургии России;
  • по теме «Внутренние воды»:
  • опасность загрязнения водоемов сточными водами;
  • какие мероприятия по защите водоемов вы можете предложить;
  • по теме: «Охраняемые территории»:
  • перечислите формы охраны природных территорий, которые вы знаете. Сформулируйте правила поведения в них;
  • ваша личная роль в деле охраны природы.

При изучении темы «Глобальные геоэкологические проблемы», эф- фективным является использование на уроке кейс-метода. Суть которого в следующем: учащиеся работают в группах, которым раздаются разные ста- тьи с описанной конкретной экологической ситуацией (кейсы). Учащиеся в группах отвечают на вопросы и выполняют задания, которые одинаковы для всех кейсов:

  1. Выделите основные экологические проблемы и оцените пути их решения.
  2. В чем актуальность и злободневность проблем, описанных в статьях?
  3. Сравните известные вам прогнозы ученых с реальными последстви- ями, которые возникли в природной среде в результате крупномасштабных географических изменений. Примеры разных проблемных ситуаций:
  1. парниковые газы являются главной причиной антропогенного из- менения климата;
  2. демографический взрыв в развивающихся странах и демографи- ческий кризис в развитых;
  3. разрушение озонового слоя над Антарктидой и т. д.

В итоге, группы озвучивают свою работу по вопросам к кейсам и сравнивают проблемы, затронутые в статьях.

Так, на уроках

«Распространение жизни в океане» (6 класс), «Природные зоны материков» (7 класс), «Растительный и животный мир России» (8 класс), «Водные ресурсы и человек» (8 класс), Практическая работа «Оценка и пути решения экологических проблем Волги» (9 класс) вопрос экологии становится в ряд вопросов первой важности. На уроках идет работа с фактами, дополнительной информацией, проводятся исследования, практические работы, экскурсии, работа с картами, создаются творческие проекты. Например, на уроке «Водные ресурсы и человек» учащиеся работают над проектом «Охрана вод России». Обучающиеся ежегодно участвуют в конкурсах экологических плакатов и проектов.

     Процесс формирования экологической культуры на уроках географии рассматривается как единство трех проблем:

- обсуждение и  разъяснение гибельных последствий загрязнения среды обитания;

- формирование навыков  экологического подхода к организации экономики и другим сферам жизни и деятельности общества;

-  конкретизация общих вопросов взаимодействия природы и общества конкретными примерами хозяйственной деятельности населения своей местности;

Многие темы по географии:

6 класс – «Погода», «Климат», «Причины, влияющие на климат», «Биосфера», «Взаимосвязи компонентов природы» и «Человек – часть биосферы».

7 класс – «Земля – уникальная планета», «Атмосфера», «Литосфера», «Географическая оболочка», «Природные комплексы», «Земля - планета людей».

8 класс - «Особенности природы и природные ресурсы», «Климат и человек», «Водные ресурсы», «Почвы и почвенные ресурсы», «Природные комплексы России».

9 класс – «Природные условия и человек», «Население России», «Хозяйство России», «Отрасли промышленности»,  «АПК»,  тесно связаны с вопросами экологии и их невозможно представить без анализа экологических проблем.

       Одним из приемов формирования экологической культуры на уроках географии является использование поэтических образов, которые оказывают благотворное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту родной земли, прививают бережное отношение  к ней.

     Наибольшие возможности для решения экологических задач открываются в курсе географии 9 класса. Здесь рассматриваются различные сферы материального производства, в процессе изучения которых  возможно акцентировать внимание на их специфических экологических проблемах и их путях их решения. В курсе экономической географии подробно рассматриваются экологические  вопросы на примере строительства каскада водохранилищ на реке Волга, что предусматривает практическая работа «Экологические проблемы Волги - оценка и пути их решения».

     Вопросы экологии освещаются в обязательном порядке при рассмотрении всех промышленных комплексов, начиная с АПК и заканчивая ВПК с последствиями использования ядерного топлива и ядерного вооружения.

    Экологическое содержание курса географии располагает еще и  огромными возможностями для воспитания нравственности, гражданственности, чувства патриотизма.

В теме "Климат России" указывается, как его особенности отразились на характере русского народа:  - продолжительные снежные и морозные зимы – выносливость людей;

 - стремление в короткое северное лето, отпущенное природой, переделать много дел породила способность населения к напряженному труду с последующим генетически врожденным трудолюбием.

     Все указанные приемы способствуют формированию экологической культуры учащихся, учат их  любить и беречь природу.  Однако, из – за нехватки времени расширение экологической информации возможно в ограниченных размерах.

Эстетическое воспитание на уроках географии

Уроки географии позволяют учащимся многое узнать о своей стране, увидеть красоту природы, богатство ресурсов. Уроки географии несут и эстетическую направленность. Они учат школьников понимать прекрасное в природе, музыке, литературе, изобразительном искусстве. Чтобы развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники архитектуры, красоту родной природы, на уроках необходимо использовать произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения, поэзию и прозу.

Для обучения важен ум, а для воспитания – чувства. Что же объединя- ет мысли и чувства? Конечно же, образ! Географический образ – совокуп- ность ярких характерных знаков, символов, описывающих какое-либо про- странство. В наше время каждое государство стремится к формированию своего положительного образа. Это является миссией и учреждений обра- зования, и предприятий. В типовой учебной программе по географии ука-зывается, что одна из целей этой дисциплины – формирование и укрепле- ние политического, социального и экономического имиджа страны.

Считаю, что для создания положительного образа страны необходимы следующие условия: позиция педагога, его отношение к данной террито- рии, мотивация отбора положительной информации о регионе учащимися. Эта работа осуществляется в ходе практических заданий.

В методической копилке преподавателя должны быть приемы, фор- мирующие образ территории, региона. Эти приемы и методы хорошо реа- лизовывались в проекте колледжа «Моя Малая Родина», участники кото- рого готовят, а затем представляют материалы о своей малой родине. С це- лью коррекции деятельности по формированию образа территории я про- вожу анкетирование, например: «Какие мы – русские?».

Используя на уроках репродукции картин художников также можно формировать образ территории. Предлагаю ответить на вопросы:

  • Какая форма рельефа изображена художником на репродукции кар- тины? Объясните, почему вы так считаете.
  • Какому уголку страны может соответствовать изображенный на картине пейзаж?

Постоянно подчеркивается красота и хрупкость природной среды по- казом на учебном занятии слайдов «Кружева в природе».

Учащиеся проводят «географический разбор» художественных тек- стов, которые подбираются к соответствующим темам (например, при изу- чении физико-географической провинции Полесье):

Таким образом, воспитательный потенциал уроков географии неис- черпаем. Практически каждая тема занятия позволяет использовать раз- личные методы и приемы, помогающие реализовывать не только образова- тельные задачи, но и задачи воспитания подрастающего поколения.

Не менее важным является школьное географическое краеведение. Здесь важна эстетическая направленность краеведения и воспитания патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты родной природы. В душе каждого русского человека находится миниатюрный портрет его родного края. Учащиеся изучают свой край и во внеклассной работе: на занятиях по внеурочной деятельности, во время экскурсий. Ежегодно совершаем экскурсии по родному краю. Это и мемориал «Курская Дуга», и заповедный участок «Лес на Ворскле», и Борисовская художественно-керамическая фабрика, областной краеведческий музей и т.д. Здесь можно использовать возможности школьного музея, где есть материалы об истории села и школы, выдающихся земляках. Очень широко образ родного края прослеживается и через исследовательскую деятельность обучающихся.

Патриотическое воспитание на уроках географии

Одним из средств достижения цели по проведению яркого, содержательного и интересного, патриотичного урока может стать использование дополнительной литературы. Это могут быть не только статьи различных газет и журналов, но и использование отрывков из художественной литературы. При этом, конечно, отбираемое описание должно открывать географическую специфику объекта, подчеркивать привлекательность и развивать интерес. Учащиеся с большим интересом относятся к описанию природы, которое надолго остаются в памяти. В художественной литературе много описаний отдельных растений, животных, природных явлений, в которых показано их приспособление к реальным условиям жизни, их практическая красота.

Для многих учеников проблема - правильно выразить свои мысли, сформулировать правильно и красиво предложение, дать развернутый ответ на вопрос.

При изучении экономики России и ее природных особенностей, я обращаю внимание на темы, которые вызывают чувство гордости за свою Родину. Преподаю их таким образом, чтобы учащиеся чувствовали свою сопричастность к проблемам страны. Ведь знающий, активный, думаю- щий, ищущий пути решения проблемы молодой человек, неравнодушный к судьбе своей Отчизны, уже наполовину патриот. Ведь не зря говорят:

«Патриотизм начинается с глубокого познания своей Родины».

При изучении темы «Природные ресурсы России» раскрывается природно-ресурсный потенциал нашей страны, что позволяет формировать чувство уважения к своей стране, осознать необходимость бережного от-ношения к ее богатствам. На уроках поощряю проявление творчества, са- мостоятельности учащихся. При изучении темы «Полезные ископаемые» учащаяся заинтересовалась вопросом о жидких полезных ископаемых и уделила много времени изучению вопроса о минеральных водах страны.

При изучении темы «Рекреационные ресурсы» с группой учащихся у нас завязалась дискуссия о преимуществах отдыха в стране по сравнению с другими странами. Учащиеся разделились на две группы. Одни антиаргументировали отдых в стране низким уровнем сервисного обслуживания, развитием инфраструктуры в нашей стране. Аргументы других:

  1. отдых в своей стране значительно легче организовать (меньше хло- пот с оформлением паспортов, виз);
  2. отдых можно удешевить за счет уменьшения транспортных расходов;
  3. не изменяется поясное время – не надо дважды проходить акклима- тизацию;
  4. дешевле обходится телефонная связь с родными и друзьями;
  5. минимизируется риск заболеть экзотическими болезнями;
  6. отсутствует языковой барьер;
  7. можно не менять привычное меню и избежать расстройства пище- варения;
  8. культурную программу можно разнообразить (посещением усадеб, рыцарских турниров и т. д.).

Я видела, как менялись взгляды учащихся в процессе дискуссии и по- нимала, что мы, педагоги, можем, а значит должны влиять на жизненную позицию молодого поколения.

Используются небольшие видеоролики по изучаемым темам. Испы- тать настоящую гордость за нашу страну учащимся позволил просмотр ви- деоролика о преимуществах МАЗов на мировом рынке при изучении темы

«Машиностроение».

Большими возможностями для воспитания патриотизма служат такие темы уроков, как «Географическое положение и границы России», «Реки России», «Озёра России», «Природные зоны» и другие.

Но уже начальный курс географии даёт большие возможности для воспитания чувства патриотизма.

Школьники узнают о путешественниках и первооткрывателях. При этом важно рассказать детям вдохновенно, привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они добивались поставленной цели. И обязательно подчеркнуть, что все эти люди – русские.

Во введении, в части о накоплении географических знаний о Земле и о современных исследованиях, для воспитания патриотических чувств школьников я рассказываю об Афанасии Никитине, Н.М.Пржевальском, Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве. Важно рассказать вдохновенно,привести примеры мужества этих людей, рассказать, как они  добивались поставленной цели.

Например, при изучении темы «Литосфера» я подчеркиваю большой вклад в мировую науку наших учёных и инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинногобурения скважины на Кольском полуострове.

При изучении темы «Землетрясения» говорю, как быстро приходит помощь из всех уголков Земли людям, терпящим бедствие. Но при этом подчеркиваю, что россияне всегда были и остаются в числе первых, кто приходит на помощь.

Изучение землетрясений также имеет большое воспитательное значение. Переживание трагических последствий этого природного явления на примере землетрясения в Ташкенте и Спитаке, в Нефтегорске, узнавая о том, как быстро пришла помощь со всех уголков страны, вызывает чувство гордости за нашу страну. Мы всегда в числе первых приходим на помощь тем, кто в ней нуждается, будь это Турция или Иран.

Изучая районы РФ, мы с учениками говорим о структуре хозяйства, роли городов, о роли разных народов России в развитии русской культуры, об их обычаях, традициях. Но при этом напоминаю школьникам и историю своей области, своего района.

При изучении темы: «ГП и природа Северо-Западного района» особое внимание уделяю Ладожскому озеру, по которому в годы войны было проложена «Дорога жизни». Ведь именно по этой «дороге жизни» в блокадный Ленинград подвозили продовольствие, оружие и боеприпасы, а обратным рейсом вывозили больных и ослабевших людей. При этом мы подчёркиваю, что любовь к Родине, к своему народу, т. е. глубокое чувство патриотизма были присущи советским воинам.

Работая с картой, нужно обратить внимание, что ни в одной стране нет такого огромного количества рек: плавных, величавых рек равнин и стремительных        шумных        горных        рек. Таким образом, можно сказать, что начальный курс физической географии обладает довольно большим воспитательным потенциалом, позволяет прививать любовь к родной природе, воспитывать чувство гордости за достижения в науке и технике, позволяющие познать тайны природы.

Изучение курса «Физическая география России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. В этом курсе воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края.

В курсе «География России» также есть немало возможностей для патриотического воспитания подростков. С каждым годом всё больше внимания уделяем изучению темы населения. Ведь хозяйства без населения не может быть. Учащиеся находят удивительный материал о жизни, быте и традициях больших и малых народов.

Священное чувство любви к Родине складывается у каждого человека многими путями, но очень важной составляющей этого чувства является красота земли, и, прежде всего тех мест, где ты родился, сказал первые слова, учился, мужал. В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал «Красота родного края – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества родины приходит к человеку постепеннои имеет своими истоками красоту». Вот эту красоту и познаём, изучая географию родного края.

Способствует усвоению знаний об истории и функциях российских городов проверка в виде виртуальных экскурсий по городам, просмотр фильмов из личной коллекции учителя и учащихся.

Проведение научно-практических конференций при изучении географии является важной составляющей в организации работы по патриотическому воспитанию.

В этих темах есть немало возможностей для гражданско- патриотического воспитания подростков. Демографическая ситуация в стране не самая обнадеживающая. Государство ведет грамотную демографическую политику по стимулированию рождаемости, но этого недостаточно. Необходимо с раннего возраста, учитывая возрастные особенности ребенка говорить на темы полового воспитания (при формировании понятий «рождаемость», «смертность», «естественный прирост», «убыль населения», «депопуляция», «младенческая смертность», в процессе выявления факторов влияющих на демографические показатели) приучать детей к мысли, что сила государства в крепкой и дружной семье.

При изучении темы «Человеческий капитал страны» необходимо постоянно подчеркивать значимость России в мире, а значит систематически воспитывать у учащихся чувство гордости, патриотизма за свою Родину.

Необходимо говорить о проблемах, которых предостаточно у нашего государства. Причем главным акцентом считаю разговор о том, что именно им - нынешним учащимся через 10-15 лет участвовать в решение этих проблем.

Задача каждого учителя состоит в воспитании у школьников чувства патриотизма потому, что возрождение великой России, будущее русского народа будет зависеть от тех , кто является настоящим патриотом своей Родины.

Я привела лишь немногие примеры работы по патриотическому воспитанию. Но география для этого имеет действительно большие возможности.

Велика роль предмета в формировании навыков здорового образа жизни, охране здоровья человека.     Эти вопросы изучаются на уроках

«Климат и человек»,  темы «География населения мира», на уроках темы

«География крупных регионов России».

Уроки географии позволяют воспитывать понимание необходимости укрепления здоровья детей, потребности в здоровом образе жизни.

В 8 классе при изучении темы: «Кто мы?» сообщаю детям, что по оценке специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье и продолжительность жизни на 50 – 55% зависят от образа жизни, а на 20% - от наследственных факторов, раскрываю понятие «образ жизни» и «здоровый образ жизни», подчеркивая необходимость занятия физкультурой, закаливания, соблюдения правил гигиены, правильного питания, отказа от вредных привычек (курения, употребления алкоголя, наркотиков и т. д.).

Все больше мы говорим сегодня о духовно-нравственном воспитании детей и подростков, в том числе и на основе православной культуры. Вопросы религии также изучаются в курсе географии. На уроках географии можно использовать факты влияния религии на экономическое и социальное развитие государства, народа.

Одно из наиважнейших современных требований к полноценному образованию состоит в нравственном и духовном воспитании на достаточно высоком уровне. Это необходимое условие для того, чтобы развитие человечества не пошло по тупиковому пути развития, более того, по пути самоуничтожения.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках        географии        должно        включать:

  1. подачу материала урока, обязательно выделяя нравственную составляющую в каждой изученной теме в правильной и понятной для детей форме;
  2. воспитание уважения к истории, традициям, культуре своего и других народов;
  3. воспитание любви к природе, своему краю, ко всей Земле.

Начальный курс географии. Первые уроки имеют огромное значение для учащихся. И здесь огромная роль отводится педагогу. Только от его интересного, красивого, самозабвенного описания красот нашей планеты, страны, края зависит интерес школьника к предмету. С этого момента и начинается долгий увлекательный путь ученика в мир географии, где центральное место занимает география страны и родного края. В разделе «развитие географических знаний о Земле »(6 класс), ученики слышат рассказ о путешествиях Афанасия Никитина, Н.М.Пржевальском, Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве и многих. Одна из самых сложных и интересных тем: «План и карта». Решаем, ставшие энциклопедическими, задания:

10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты – 69o ю.ш. и 91o з.д. (остров Петра I). В 1937 г. В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелѐт по маршруту Москва – Северный полюс – Северная Америка (49o с.ш. и 123o з.д.). Обозначьте на карте маршрут перелета и его направление. Изучая тему «Рельеф» необходимо использовать дополнительный материал, помогающий ученикам увидеть, красоту величественных гор и бескрайность равнин, в работах И.И.Шишкина, А.К. Саврасова, И. Левитана; услышать произведения, посвященные России. Все эти приемы помогают по-другому взглянуть на содержание темы, увидеть красоту и неповторимость природы России. Испытать чувство любви и гордости за свою страну. Раздел «Материки, океаны и страны» обладает гораздо меньшими возможностями для воспитания чувства патриотизма. Но и здесь, рассказывая о странах и континентах необходимо подчеркивать одну из главных истин: «Родина у человека одна»! И какой бы непроходимой не была для нас Амазонская низменность и безжизненной пустыня Сахара – это чей-то дом, чья-то Родина, которую местные жители любят. Как радуемся мы возвращаясь домой, даже из самого непродолжительного путешествия! Это ли не любовь к родному дому, краю, стране?

Наша страна – самая большая в мире по площади, и поэтому ее природа, люди и хозяйство настолько разнообразны. Слова «первый», «первая тройка»,

«первая десятка» помогают ребятам с первых уроков почувствовать свою причастность к величайшей стране мира. Этими словами необходимо начинать знакомить детей с географией нашей страны. Учителю необходимо пробудить восхищение природой, гордость и искреннюю любовь к своему краю, нужно говорить детям об огромных ее размерах, великих границах и движениях народов, территории, о «русском человеке и его характере». Вовлекая детей в разговор о загадочной русской душе в некоторых темах уроков, учитель расширяет представление ребят о самих себе, одновременно усиливает их познавательный интерес к географии России. Здесь необходимо давать опережающие задания, используя местный материал сделать сообщения о выдающихся земляках: участниках войн, учителях, родственниках и др. Не менее важным является школьное географическое краеведение.

Академик Д.С. Лихачев сказал: «Краеведение - прекрасная школа воспитания гражданственности. Оно должно воспитывать не только любовь к Родине, но и гражданскую ответственность за ее судьбу, а топонимические знания своего района помогут способствовать формированию интереса к обучению на уроках географии, ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственности, духовности и культуры». Географическое краеведение связано, прежде всего, с изучением природы и хозяйства родного края и района. Очень важно и даже необходимо использование содержания краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников, чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его топонимике, тем действеннее окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Топонимика занимает весомую часть в изучении краеведческого материала на уроках географии. Предлагаю на основе имеющегося топонимического материала, используя краеведческую литературу разработать краеведческие проекты. Этот вид деятельности помогает воспитывать активную гражданскую позицию, оказывает наибольшее влияние на становление личности ребенка, формирование его мировоззрения, убеждений, высоких чувств к родному краю, стране, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма. Уроки географии также имеют большой потенциал по развитию духовно-нравственных качеств подростков.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. На уроках географии могут и должны формироваться базовые ценности: природа, многонациональность России и мира. Ценность человеческой жизни связана с бережным отношением к природе как к жизненно важной среде. Разрушение ресурсов природы равносильно разрушению человеческой жизни: в природе человек черпает, поддерживает и сохраняет свои жизненные силы. Потребительское отношение к природе становится опаснейшим явлением, грозящим экологическими катастрофами для всего человечества. Одним из способов их решения становится перестройка отношений между человеком и окружающей средой, бережное отношение к природе. Поэтому так важно воспитать подрастающее поколение в духе единства с природой.

Школьная география помогает учащимся осознать значение природы для общества, понять ,что природа- источник удовлетворения жизненных и духовных потребностей человека, осмыслить необходимость ответственного и бережного отношения к ней. На уроках географии происходит формирование и развитие у школьников нравственных норм и привычек поведения в природе.

На уроках активное взаимодействие учителя и ученика в духовно-нравственном направлении. В курсе 9 класса в разделе «Население России» говорится о том, что Россия во все времена была многонациональной державой. Вопросы межнациональных отношений являются насущными в государстве, конечно же, доминирующим началом всегда выступала, и будет выступать русскаянация. Но как раз величие русской нации состоит в том, что этот народ смог объединить вокруг себя так много народов и культур. Вот та идея, которую должен использовать педагог, руководствуясь лозунгом: «Все мы разные - все мы равные»!

Современный культурный человек – это не просто образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность включает терпимость к чужим мнениям, верованиям, уважение человеческого достоинства и прав других, прощение, сострадания, милосердие, сотрудничество.

География даёт возможность воспитывать у учащихся это чувство.

При изучении темы «Этнический состав населения России» в 8 классе дети узнают, что Россия – страна многонациональная, в ней проживает более 100 различных народов: русские, татары, коми, мордва, ненцы, карелы и другие народы, отличающиеся друг от друга внешними признаками, нормами поведения бытом и рядом других признаков.

Важно подчеркнуть, что Россия принимает на своей гостеприимной земле граждан всех государств мира. Русские люди всегда были терпимы к чуждой вере и национальности.

Данная тема позволяет воспитывать у учащихся толерантность, умение жить в мире с окружающими, терпимо относится к их взглядам, обычаям, традициям.

В тесной взаимосвязи с патриотическим воспитанием находится экологическое воспитание.

При изучение темы: «Воспроизводство население» в 8 классе закладываем и основы нравственного воспитания. На примере кавказских семей, где особо почитаются старшие, воспитывается с детства любовь и уважение к родителям, воспитываем уважение к старшим, родителям в наших русских семьях.

Уроки географии успешно решают задачи профессионального и трудового воспитания. Учащиеся знакомятся с профессиями, связанными с географической наукой: картографы, почвоведы, экологи, океанологи, синоптики, гидрологи, экономисты и др. Здесь уместно проводить уроки в форме ролевой или деловой игры, групповой работы.

Кроме того, уроки географии позволяют решать и задачи трудового, профориентационного воспитания.

В 8 классе при изучении темы «География рынка труда», а в 10 классе при изучении темы «Научно-техническая революция» говорю детям, что сейчас за хорошие рабочие места идет жесткая конкуренция.

Предприниматели имеют возможность выбирать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более ценен, чем больше он умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков - необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуется активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке, перспективы её изменения. А сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство - умение общаться с людьми, достойно себя вести в самых разных ситуациях.

Перечисленные черты характеризуют качество трудовых ресурсов страны. Но закладываются они в характере и поведение каждого человека со школьной скамьи. Об этом и говорим мы с учениками на уроке географии.

На уроках, проведенных в нетрадиционной форме: урок – исследование, урок – практикум, урок – репортаж, урок – портрет, конференция, деловая игра, в большей степени проявляется творчество, развивается любознательность, образное мышление, дети учатся выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение, общению.

Проблемное изложение материала, выполнение творческих заданий, организация выставок творческих работ – это некоторые из форм работы, которые помогают раскрыться учащимся как личности, прививают интерес к предмету.

Содержание уроков географии вносит существенный вклад в воспитание эмоционально-нравственной личности ученика. Одна из задач учителя на уроке – формирование эмоционального настроя. Эмоциональный настрой проявляется в форме переживания, связанного с положительными и отрицательными ситуациями. Из разных эмоций важны романтические (стремление к необычному, таинственному).

Таким образом, уроки географии оказывают всестороннее влияние на ребенка, имеют большой воспитательный потенциал. Воспитывающий потенциал урока и внеклассного мероприятия может быть очень высоким,если воспитание происходит под комплексным воздействием: стиля образовательного общения, дидактической структуры урока, формы учебного занятия, методических приемов, используемых учителем. Оптимальный выбор всех этих средств – и есть педагогическое мастерство, оказывающие влияние на развитие личности школьников.

Таким образом, воспитательный потенциал уроков географии неисчерпаем. Каждая тема урока позволяет использовать различные методы и приемы, успешно решающие не только образовательные задачи, но и задачи воспитания подрастающего поколения. Рационально подобранные различные формы организации деятельности учащихся способствуют более продуктивному решению данного вопроса.

Подводя итог, можно подчеркнуть уникальность уроков географии, которая будет отражаться в  проблемах окружающей среды и общества, которые будут затронуты непосредственно на уроках, изучение  общества и природной среды во взаимосвязи. Если воспитательный процесс происходит под комплексным воздействием: стиля образовательного общения, дидактической структуры урока, формы учебного занятия, методических приемов, используемых учителем, то воспитывающий потенциал урока и внеклассного мероприятия может быть довольно высоким. Положительное влияние на развитие личности учеников может наблюдаться при оптимальном выборе средств и методов обучения, это и есть педагогическое мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков географии в 7 классе в соответствии с требованиями ФГОС

На сайте представлены рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии в 7 классе по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского "География. Материки и океаны" издатель...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС

На сайте представлены рабочая программа и календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе по учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского "География: Физическая география. 6 класс" и...

Рабочая программа воспитания в школе

Новая рабочая программа воспитания содержит четыре основных раздела и Календарный план воспитательной работы...

Рабочая программа воспитания в школе 2022

Рабочая программа воспитания приведена в соответствие с ФГОСС для введения с 2022-23 уч.года...

Рабочая программа воспитания классного коллектива 2022-2023 г.

Деятельность в 2021-2022 учебном году строилась на основе плана воспитательной работы школы, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, ...

Рабочая программа воспитания учащихся 9 класса на 2022 - 2023 уч. год

Рабочая программа воспитания соответствует новому ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....