Технологическая карта урока урока по географии по теме "Географические координаты" в 5 классе
методическая разработка по географии (5 класс)

Быкова Валентина Владимировна

Технологическая карта урока по гаографии в 5 классе. Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_bykova.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Быкова В.В., учитель географии

МБОУ «СОШ №35» МО г. Братска

Класс

Предмет

Тип урока

география

Урок «открытия» нового знания

Тема:

Географические координаты.

Цели

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее нового понятия «географические координаты»;

Деятельностная: формирование у учащихся умений определять географические координаты географических объектов, определять географические объекты по заданным географическим координатам;

Планируемый результат

Предметные результаты

Универсальные учебные действия, ключевые компетенции

Учащийся научится:

- давать определение понятия «географические координаты»,

- использовать для определения географических координат понятия

«географическая  широта, географическая долгота»;

- определять географические координаты объектов;

- определять на карте географические объекты по заданным географическим координатам;

Учащийся получит возможность научиться: использовать полученные географические знания на практике.

Личностные: развитие познавательного интереса как основы мотивации учебной деятельности.

- умение использовать географические знания для созидательной деятельности.

- понимание значимости знаний о географических координатах для практической  жизни людей.

Регулятивные: самостоятельно определять и формулировать цель учебной деятельности, преобразовывать учебно-практические задачи в познавательной деятельности, осуществлять деятельность по реализации плана, соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать свой результат, вносить коррективы и дополнения в способ своих действий.

Коммуникативные: умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, умение вступать в диалоги, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение организовывать учебное сотрудничество в группе, в паре, с учителем, со сверстниками.

- формировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы

Познавательные: - умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации перерабатывать информацию для получения необходимого результата, преобразовать информацию и выбирать наиболее удобную для себя форму, представления информации; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, в зависимости от конкретных условий, давать определения понятия. Представление о географической науке, как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в повседневной жизни.

Критерии достижения планируемых результатов

Ученик научится:

Знает понятия: «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты

Знает алгоритм определения географических координат объектов

Умеет определять географические координаты

Основные понятия

Опорные: географическая  широта, географическая долгота, меридианы, параллели

Новые: географические координаты

Организация образовательного

пространства

Межпредметные связи

 Формы, приемы, методы работы

Ресурсы

 математика

Формы: групповая работа, работа в парах и фронтальная работа.

Технологии и методы: деятельностный метод обучения

Приемы: работа с алгоритмом, работа с предложенным образцом.

Аудиовизуальные: презентация по теме.

Дидактический материал: чистые листы бумаги, карандаши, задания, карточки с алгоритмом работы.

Печатные: учебник, атлас, контурные карты.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося/ Осуществляемые и формируемые действия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Задачи этапа: организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

1. Приветствие.

Слайды: видеоряд.

Многие из нас любят путешествовать.

- Зачем люди отправляются в путешествие?

Мы так хотим покинуть город

И новые познать пути.

Хотим в другие страны, горы,

Осуществить свои мечты.

Мечтает кто-то о Париже,

О Праге, Лондоне, Москве.

О Швеции прочел он книжек

Столько, что и во сне не снилось мне.

Увидеть мир-мечта каждого человека. Сколько всего нового и прекрасного таит в себе наша планета. Сколько на свете стран - столько и неизведанных далей, дорог и открытий. Кого-то манит нетронутая человеком природа, а кто-то хочет побывать в шумном мегаполисе с небоскребами и миллионами людей, кому-то хочется открыть тайны многовековых замков и дворцов, а кто-то мечтает о теплом солнце на морском побережье.

У всех нас разные увлечения и пристрастия, в зависимости от них мы выбираем свой вид путешествия. Одно можно сказать точно, путешествие – это всегда что-то яркое и незабываемое, это море улыбок и хорошее настроение.

Но иногда в пути случается непредвиденное. Во время путешествий случаются бедствия и тогда путешественникам нужна помощь.

 - Как попросить о помощи, рассказать о месте своего пребывания? Вы умеете? Знаете ли вы правила подачи сигнала бедствия?

Прежде чем отправиться в наше путешествие, давайте вспомним, какие знания нам могут понадобиться.

Проведение наблюдения.

Установление причинно-следственных связей.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушать собеседника, строить высказывания.

Контролируют готовность к уроку.

Соотносят имеющиеся у них знания с учебной задачей.

II этап. . Актуализация и пробное учебное действие.

Задачи этапа: подготовить и мотивировать учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения

1.Условная линия на карте и глобусе, которая делит земной шар на Северное и Южное полушарие:

    А) экватор;

    Б) параллель;

    В) полюс;

    Г) меридиан

2.Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:

а) экватором;

б) параллелью;

в) тропиком;

г) меридианом.

3.Направления запад → восток показывают:

а) параллели;

б) меридианы.

4.Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:

а) 90°;

б) 360°;

в) 180°.

г) 135°

5. На корабле, идущем из Европы в Австралию, возник пожар. С корабля по радио сообщили, что судно находится на 20˚ю.ш. и 80˚в.д., капитан просит о помощи. Покажите на карте точкой то место, куда надо направиться для оказания помощи терпящим бедствие?

 Выполняют задания теста, определяют затруднения

Работают в парах – устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают.

Формулируют собственное мнение, аргументируют и координируют мнения с позициями одноклассников.

Оценивают правильность выполнения действий.

Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.

III этап. Выявление места и причины затруднения.

Задачи этапа: организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

Учитель просит показать и назвать объект.

- В чем проблема?

Учитель. Почему вы не смогли определить место бедствия?

Итак, перед вами проблема. Но вы же знаете, что практически любую проблему можно решить.

Учитель: А что нужно сделать, для того чтобы определить местоположение объекта?

- Ваши предложения, что для этого нужно сделать?

Обнаруживают незнание.

Учащиеся открывают «Физическую карту полушарий» и пытаются выполнить задание, но у них ничего не получается, т.к. они не знают как определяется широта и долгота.

Учащиеся фиксируют свои затруднения (проговаривают вслух). «Мы не знаем, как определить географическую широту и географическую долготу»

Сравнивают, ведут диалог, вносят предложения, доказывают, обосновывают.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушают собеседника, строят высказывания. Аргументируют свою точку зрения.

Оценивают правильность выполнения действий.

Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.

IV этап. Целеполагание и организация деятельности (построение проекта выхода из проблемы)

Задачи этапа: определяется цель урока - устранение возникшего затруднения, формулируется тема урока

Слайд: аудиофайл

Песенка о географических координатах (Сергей Дин)

Чтобы мы в огромном мире

Не плутали наугад,

Старый глобус расчертили

Сеткою координат!

И в походе, и в работе

Нам без них нельзя никак

Не доехать, не дотопать,

Ничего не отыскать!

Гонит ветер в море синем

Очень сильную волну,

Нет спасенья от стихии

И идёте вы ко дну!

Принимайте меры спешно -Позывной радист стучи!

С точным градусом, конечно,

Широты и долготы!

И услышав вас, не медля,

Набирая полный ход

Ориентирована верно,

Помощь вовремя дойдёт

Если от других отстал ты,

Если угодил в беду,

Шли в эфир координаты

И на выручку придут!

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(определять координаты)

Сформулируйте тему урока: «Географические координаты»

Сформулируйте цели урока: Узнать что такое географические координаты, научиться определять географические координаты объектов и находить их на карте.

(Что такое географические координаты объекта?

Можем мы сразу определить наши географические координаты?

Почему?

Проблема – научиться находить географическую долготу, а затем определять географические  координаты.)

Запишите в тетрадь тему урока «Географические координаты»

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для каких профессий это особенно важно? (например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. И наша с вами задача научиться определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.

Предложите, как мы будем действовать, чтобы работа наша была продуктивной.

Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач, поставленной цели.

Предлагают составить алгоритм определения географических координат

Используют речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Самостоятельно анализируют условия и пути достижения цели, ставят цель урока.

Самостоятельно анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Учатся основам прогнозирования.

V этап. Реализация построенного проекта.

Задачи этапа: организуется реализация учащимися построенного проекта в соответствии с планом

Работа с учебником.

Работа в тетрадях индивидуально:

1. Составьте алгоритм определения географических координат объекта.

2. Самопроверка алгоритма.

Индивидуально составляют алгоритм определения географических координат.

Структурируют текст, выстраивают последовательность событий.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.

Слушают собеседника, строят высказывания. Аргументируют свою точку зрения.

Оценивают правильность выполнения действий.

Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.

VI этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Задачи этапа: организуется коммуникативное взаимодействие для самостоятельного решения типовых заданий на новый способ действия с проговариванием решения вслух 

Работа с картами атласа.

Работа в тетрадях индивидуально и в парах:

1. Определите географические координаты заданных объектов по составленному алгоритму.

2. Взаимопроверка в парах (сравнение результата).

Выполняют задание по алгоритму.

Слушают собеседника, строят высказывания. Аргументируют свою точку зрения.

Осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнера, умение убеждать.

Оценивают правильность выполнения действий.

Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.

VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Задачи этапа: организовать самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление их самопроверки.

Практическая работа №4. «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам».

Работа в группах:

Задание:

1. Определите географические координаты географических объектов.

2. По географическим координатам определите о каком географическом объекте идёт речь в тексте.

3. Обозначьте географические объекты на контурной карте.

4. Определите, чья группа первой придёт на помощь терпящим бедствие. Расскажите, как вы это определили.

Работают в группах, определяют географические координаты объектов. Отмечают географические объекты на контурной карте по заданным географическим координатам.

Осуществляют выбор наиболее эффективного решения задачи.

Осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнера.

Оценивают правильность выполнения действий.

Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.

VIII этап. Включение в систему знаний и повторение.

Задачи этапа: Представление результатов деятельности

Проверка результатов работы групп по образцу на слайде презентации (после представления работы).

Представляем свои географические объекты. Один выходит и дает полный отчет о проделанной работе.

Каждая группа оценивает свою работу и заполняет оценочный лист.

На доске заполняет учитель сводный оценочный лист.

Представляют результат своей работы.

Строят монологическое высказывание. Используют языковые средства для отображения содержания выполненных действий.

Оценивают правильность выполнения действий.

Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.

Осуществляют контроль по результату действия.

XI этап. Рефлексия учебной деятельности

Задачи этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание).

Как вы думаете, мы достигли цели урока, научились определять географические координаты? (обращение к целям урока)

Вывод: Географические координаты позволяют быстро и точно определить местоположение на земном шаре, а так же на карте и глобусе  нового объекта

Скажите, какая группа поработала хорошо? Дайте оценку всей вашей деятельности.

Смог:

Не смог:

1. Составить алгоритм;

2.; Определить координаты географического объекта

3. Определить географический объект по заданным координатам.

4. Сформулировать тему;

5. Сформулировать цели урока;

6. Предложить свои идеи для продуктивной работы группы;

7.Оценить работу групп.

Сможете ли вы правильно передать своё местоположение в случае непредвиденной ситуации?

Учитель комментирует домашнее задание. Придумать свой маршрут путешествия, при этом отметить не менее 5 городов, через которые он проходит, их названия и координаты

Строят логическое рассуждение. Дают определение понятиям.

Учащиеся производят запись домашнего задания в дневник

Формулируют собственное мнение, аргументируют и координируют ее в совместной деятельности

Оценивают достижение поставленной цели урока.

Осуществляют контроль по результату действия.

Заместитель директор по НМР                                                                                                                                                     В.М. Скворцова

Директор МБОУ «СОШ № 35»                                                                                                                                                     Т.В. Уварова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе на тему: «Определение координат на плоскости»

Урок выполнен с применением специализированного программного обеспечения для интерактивных досок (наглядная  презентация, выполненная в программе elitePanaboardbook; презентация «Гимнастика для г...

Технологическая карта урока в 5 классе "Шкалы и координаты"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта урока по теме: "География транспорта мира " 10 класс

Технологическая карта урока  по теме:"География транспорта мира " 10 класс...

Технологическая карта урока по математике "Координаты на прямой" 6 класс

Данный урок был проведен в рамках конкурса "Педагогический звездопад 2019" по УМК Виленкина Н.Я....

Презентация и технологическая карта урока по математике, 6 класс. Тема: "Координаты на прямой".

Предмет: математикаКласс: 6 «Б»Тема: «Координаты на прямой»Цель: Расширить представления учащихся о числе, на основе ранее введенных понятий «положительные и отрицательны...

Технологическая карта открытого урока по географии 5класс Тема: Географические координаты.

Основные понятия: географическая широта, географическая долгота, географические координатыОбразовательные ресурсы: УМК «Полярная звезда»: учебник (авт. А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Л...