Урок по географии 5 класс по теме "Определение географических координат"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Михайлова Елена Владимировна

5 класс

Тема урока: Определение географических координат

Цели урока:

- формирование умений по определению географических координат объекта;

- продолжить развивать познавательный интерес обучающихся, творческие, коммуникативные способности, воображение, умения работать в группе, с учебником, дополнительным материалом;

- продолжить воспитывать культуру общения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograficheskie_koordinaty.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Тема урока: Определение географических координат

Цели урока: 

- формирование умений по определению географических координат объекта;

- продолжить развивать познавательный интерес обучающихся, творческие, коммуникативные способности, воображение, умения работать в группе, с учебником, дополнительным материалом;

- продолжить воспитывать культуру общения.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать: понятия географическая широта, долгота, географические координаты.

Уметь: определять географические координаты точек и точек по географическим координатам, определять направления объектов относительно друг друга.        

Личностные:

- использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

Метапредметные:  

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи;

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Оборудование: компьютер, глобус Земли, физическая карта мира и   карта полушарий, атласы, учебная презентация.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

Орг. момент

Приветствие.

Прозвенел для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

 - Тихо сели, настраиваемся на урок.

 - Проверьте свои принадлежности к уроку.

Приветствие.

Рапорт дежурных.

Проверка принадлежностей: учебник, дневник, атлас.

2.

Актуализация знаний

А) Добрый день! Рада приветствовать вас на борту судна «Успех». Сегодня мы совершим виртуальное путешествие, во время которого узнаем много нового.

 Кто из вас играл в морской бой, тот знает, что игровое поле разделено по клеточкам. Вертикальные ряды обозначают буквами, а горизонтальные – цифрами. Чтобы определить координаты корабля, необходимо найти точку пересечения вертикального и горизонтального рядов. Теперь посмотрите на карту полушарий. Какие линии будут заменять вертикальные ряды, а какие горизонтальные? (Слайд 2)

Б) С какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке?

- Что такое параллели?

- Одинаковы ли параллели по длине?

- Назовите и покажите на глобусе и карте самую длинную параллель.

- Что такое меридианы?

- Все ли меридианы одинаковы по длине?

- Что называют градусной сеткой?

-Через какое количество градусов на карте проведены параллели? Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов параллели?

-Через какое количество градусов на карте проведены меридианы? Где на карте можно увидеть обозначение числа градусов меридианов?

-Для чего на глобусы и карты наносят градусную сетку? (Слайд 3)

В) Бортовой компьютер судна «Успех» предлагает вам проверить свои знания по этой теме.

 Я предлагаю вам проверить знания вашего соседа по парте (т.е. провести взаимопроверку: правильный ответ +, неверный -). Задания в бумажном варианте лежат у вас на столах (cлайд 4).

(приложение 1)

Параллели и меридианы

Условные линии, огибающие земной шар параллельно экватору/

Нет. Их длина уменьшается от экватора к полюсам.

Показывают экватор.

Условные линии, которые пересекают земной шар от полюса до полюса.

Да.

Линии меридианов и параллелей, разделённые на градусы.

Через 10. Они обозначаются на рамке карты.

Через 10.  Они подписаны у пересечения меридианов с экватором.

Она помогает ориентироваться, т.е. определять своё положение на местности и на карте по отношению к сторонам горизонта, чтобы можно было точно определить, где находится тот или иной объект.

Учащиеся работают в парах.

Познавательные УУД

1.Анализировать, сравнивать и обобщать

факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой

информации.  

3. Преобразовывать информацию из одного

вида в другой.

4. Уметь определять возможные источники

необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её

достоверность.

3.

Создание проблемной ситуации.

Что объединяет эти объекты: улица с адресом дома, поле игры «Морской бой», поле шахмат? (Слайд 5, 6)

А теперь предположите тему сегодняшнего урока.

Правильно. Таким образом, мы определили тему урока.

Сегодня на уроке мы будем учиться определять «адрес» географических объектов, т.е. определять их географические координаты (слайды 7, 8).

Запишите в тетрадях число и тему урока («Географические координаты»).

Учитывая, что градусная сетка состоит из параллелей и меридиан, то определение географических координат подразумевает определение удаленности объекта от экватора и начального меридиана.

Как вы думаете, людям, каких профессий необходимо умение определять географические координаты? Найдите ответ в учебнике на с. 48.

Отвечают на вопрос учителя -  У каждого из предложенных объектов есть свое точное местоположение, «адрес».

Учащиеся отвечают на вопрос учителя - Определение адреса объекта.

Запись в тетрадях темы урока

Учащиеся отвечают на вопрос учителя - Эти умения нужны людям тех профессий, в которых необходимо умение определять точные адреса объектов. Это военные, штурманы, геологи, географы.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить

аргументы, подтверждая их фактами.  

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных

позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его

речи: мнение (точку зрения), доказательство

(аргументы), факты.

 

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и

формулировать учебную проблему,

определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы,

осознавать конечный результат, выбирать и

предложенных и искать самостоятельно  

средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и, при

необходимости, исправлять ошибки

самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать

самостоятельно выработанные критерии

оценки.

4.

Открытие новых знаний.

– В средствах массовой информации объявили, что космический корабль приземлился на месте с координатами 20° северной широты и 10° восточной долготы. Сможете ли вы определить это место?

– Что мы пока не знаем? 

– Какой у вас возникает вопрос? 

Что такое широта и долгота? (таким образом, вы определили первую задачу урока). Сегодня на уроке мы должны научиться определять географические координаты точек и точки по их координатам (слайд 9).

Расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах показывает географическая широта (найдите ответ в учебнике)

Если точка располагается к северу от экватора, то её широта северная, а если к югу – южная (слайд 10).

Открыть атласы на с.---

Географическая широта места приземления 20ºс.ш.

Расстояние от нулевого меридиана до заданной точки показывает географическая долгота (найдите ответ в учебнике)

Если точка располагается к востоку от Гринвича, то её долгота восточная, а если к западу – западная (слайд 11.)

Географическая долгота места приземления аппарата 50 º в.д.

Покажите на карте место приземления космического аппарата.

Где находится эта точка?

Так как можно на карте точно указать расположение объекта?

Широту и долготу объекта называют географическими координатами (со второй задачей вы тоже успешно справились)

Так какая сегодня была тема урока?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя – Не можем, т.к. не умеем определять объект по координатам и наоборот.

Что такое широта и долгота?

Учащиеся зачитывают определение понятия «географическая широта» в учебнике на с. 49

Один учащийся определяет на карте,

учащиеся определяют в атласе географическую широту места приземления.

Учащиеся зачитывают определение понятия «географическая долгота» в учебнике на с.51

Один учащийся определяет на карте. учащиеся определяют в атласе географическую долготу места приземления.

Ученик показывает на карте ГП объекта и называет - на полуострове Аравия

Для этого надо определить географическую долготу и широту точки.

«Географические координаты»

5.

Физ. минутка.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Дети повторяют движения.

4.

Самостоятельное применение знаний.

1. Определите координаты г. Санкт- Петербурга в учебнике на с.49 и с. 51.

Учитель записывает на доске.

Дети проговаривают алгоритм определения координат:

1. Найти параллель, на которой находится город (60 º с. ш.), т.к. он лежит к северу от экватора.

2. Найти меридиан, на котором находится город (30 º в.д.), т. к. он лежит к востоку от нулевого меридиана.

3. Записывают в тетрадь

4. Отмечают на к/карте

6.

Закрепление.

Следующая остановка нашего судна называется «Внимание». Слушайте утверждения и если оно верное - руки вперёд + хлопок, а в случае неверного-руки над головой + хлопок (слайд 12).

(приложение 2)

7.

Рефлексия

Следующая наша остановка «Настроение».

Какую работу мы сегодня выполняли?

Чему научились?

Поднимите руки те, кто понял, как определять географические координаты и может научить друга?

Поднимите руку те, кто понял тему урока, но не сможет объяснить другу?

Кто сомневается в своих знаниях?

У вас на столах лежат листочки. Нарисовать свое настроение в виде смайликов (слайд 13.)

Учитель выставляет оценки.

Учащиеся заполняют листочки – анкеты.

8

Домашнее задание.

Следующая ваша остановка будет «Конечная». На ней вы должны будете выполнить практическое задание дома.

Учитель раздает задание, которое учащиеся выполняют на контурной карте (слайд 14).

(приложение 3)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

§ 14, 15 вопросы 1-4.

Практическое задание в тетрадях.

Приложение 1

  1. Все параллели – окружности и содержат ………… градусов.
  2. Расстояние от экватора до полюсов составляет…………… градусов.
  3. Направление запад – восток показывает …………………… меридиан.

Приложение 2

  1. Широта 950 с. ш. может быть.
  2.  Северный полюс имеет широту 90 с. ш.
  3. Кругосветное путешествие короче по экватору, чем по 500с.ш.
  4. Долгота бывает западная и северная.
  5. Длина параллелей от экватора к полюсам уменьшается.
  6. Долгота – это расстояние от начального меридиана.
  7. Для определения широты и долготы используют линейный масштаб.

Приложение 3

1. «Они видели его только с большого расстояния и были так потрясены пятью столбами испарений и вечным гулом, что назвали его «там гремит дым»».  

      Укажите место, в котором оказались герои романа Л. Буссенара «Похитители   бриллиантов», если его координаты 170ю.ш.  250 в. д.

  2. По физической карте мира определите объекты по их географическим координатам: а) Этот остров имеет несколько названий – Рапа-Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Каким? Координаты острова 27º ю.ш., 109ºз.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок географии в 6 классе на тему "Географические координаты"

урок закрепления и обобщения знаний по теме "Географические координаты"....

Урок для 6 класса по теме: "Географические координаты"

Методическая разработка урока для решения следующих задач:         1. Познакомить учащихся с понятием географическая широта, географическая долгота, географичес...

Урок географии в 6 классе по теме "Географические координаты"

Урок в 6 классе по теме "Географические координаты". Урок закрепления практических навыков по нахождению географических координат. Урок разработан с учетом технических возможностей учебного кабинета. ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ГЕОГРАФИИ по теме «Определение географических координат по географической карте» с использованием ЭОР

Урок географии в 6 классе. Цель  урока: создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуация...

Я иду на урок. Урок по географии для 6 класса по теме "Географические координаты" закрепление

Проверка знаний географических координат, умение определять долготу и широту географического объекта....

Конспект открытого урока в 6 классе на тему "Географические координаты"

Конспект открытого урока в 6 классе на тему "Географические координаты"...

Анализ урока по географии с использованием ФГОС ("Географические координаты", 6 класс)

Анализ урока по географии с использованием ФГОС ("Географические координаты", 6 класс)...