Конспект урока Типы климатов России
план-конспект урока по географии (8 класс)

Потапова Ирина Леонидовна

Урок по теме Типы климатов России проходит в 8 классе.Конспект составлен в соответствии с ФГОС3.Используется современная педагогическая технология КСО В.К.Дьяченко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_eng.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  

Урок географии в 8 классе по теме Типы климатов России

Автор: Потапова И.Л. учитель географии МБОУ «Средняя школа № 68» г.Дзержинск Нижегородской обл.

Тема:_Типы климатов России

Класс: 8

Используемая технология: Коллективный способ обучения (КСО)  В.К. Дьяченко

Краткое обоснование использования указанной технологии

При использовании КСО создаются условия для реализации индивидуальных траекторий каждым учеником с учетом его способностей и особенностей индивидуального развития при изучении темы Типы климатов России.

Планируемые результаты:

Личностные : овладение универсальными коммуникативными действиями

Общение: -формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и  письменных текстах;

Совместная деятельность: -готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,

Метапредметные :

Работа с информацией: -выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

Совместная деятельность:- участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

Принятие себя и других: —осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

Предметные:- использовать знания об основных факторах, определяющих климат России для объяснения особенностей климата отдельных регионов ; 

-классифицировать типы климата на территории России, обозначать на к/карте границы климатических поясов на территории России

 -определять тип климата по климатограмме;

Понятийно-терминологический аппарат урока:

Климат, климатообразующие факторы, солнечная радиация, воздушные массы, циклоны и антициклоны, климатические пояса(основные, переходные)

Методическое пространство урока:

Фронтальный опрос (актуализация знаний учащихся)

Мотивация учебной деятельности Сегодня на уроке вы познакомитесь с типами климатов России, узнаете  особенности типов климата, узнаете типы климатов в пределах умеренного пояса, вы будете совершенствовать умения определять  тип климата по климатограмме, вы будете работать с климатической   и  контурной  картами, формулировать свое  мнение по проблеме урока в рамках темы.

Проблема урока :   Суровость климата- приговор?

Работа в группах .Используется прием  «Взаимообучение». 25-30 мин.

Класс предварительно делится на 6 группы по 5 человек (группы смешанные)

Сильные ученики(они будут выполнять роль учителя)  получают опережающее д/задание-Для каждого типа климата подготовить сведения об основных климатических показателях (температура, ГКО, испаряемость, коэффициент увлажнения, тип ВМ) .

По типу  «вертушки» консультанты проходят все группы и рассказывают ученикам про все 7 типов климата на территории России.  

Работа с к/картой

Определение типа климата по климатограмме

Рефлексия «Пропуск на выход»

Индивидуальные д/задания «Входной билет»

Ход урока

Организационно-мотивационный этап урока

1.Оргмомент.Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос. 5 мин.

1)Что такое климат?

О: многолетний режим погоды, характерный для данной местности

2)От чего зависит климат?

О : от климатообразующих факторов

: -широты местности (угла падения солнечных лучей)

- солнечной радиации

-циркуляции воздушных масс

-удаленность от океана

-рельеф суши

3)Как влияет солнечная радиация на климат?

О: От количества солнечной радиации (ее составляющей –радиационного баланса)  зависит температура воздуха той или иной территории

3)В каких районах страны действует циклоническая (антициклоническая) деятельность?

О: Русская равнина, Западная Сибирь, Восточная Сибирь- на территории равнин

4)Какие  воздушные массы действуют на территории России?

О:- АВ, УВ, ТВ.

5))В каких климатических поясах расположена Россия?

О: -арктический

-субарктический

-умеренный

-субтропический

6) Какие из них основные , а какие переходные и что это значит?

О: основные- арктический –действует АВ

-умеренный –действует УВ

переходный- субарктический, действует летом УВ, зимой АВ

2.Постановка цели и мотивация учебной деятельности

Сегодня на уроке вы познакомитесь с типами климатов России, выявите особенности типов климата, рассмотрите  типы климатов в пределах умеренного пояса, вы будете совершенствовать умения определять  тип климата по климатограмме, вы будете работать с климатическими   и  контурными  картами, формулировать свое  мнение по проблеме урока в рамках темы.

Проблема урока :   Суровость климата- приговор?

Содержательно-процессуальный этап урока

3.Изучение нового учебного материала.

Работа в группах .Используется прием  «Взаимообучение». 25-30 мин.

Класс предварительно делится на 6 группы по 5 человек (группы смешанные)

Сильные  ученики  получают опережающее д/задание, они будут выполнять роль учителя.

Тематика заданий: Подготовить сообщения по темам

1.Арктический климатический пояс

2.Субарктический климатический пояс

Умеренный климатический пояс:

3.Умеренно-континентальный тип климата

4.Континентальный тип климата

5.Резко-континентальный тип климата

6.Муссонный  тип климата+ субтропический

Для каждого типа климата подготовить сведения об основных климатических показателях (температура, ГКО, испаряемость, коэффициент увлажнения, тип ВМ) .

По типу  «вертушки» консультанты проходят все группы и рассказывают ученикам про все 7 типов климата на территории России.  

Рассказы учащихся.

Арктический климат характерен для островов Северного Ледовитого океана и его сибирских побережий. Здесь поверхность получает очень мало солнечного тепла. В течение всего года господствуют холодный арктический воздух, антициклоны. Суровость климата усиливается из-за длинной полярной ночи, когда на поверхность не поступает солнечная радиация. Это удлиняет зиму и сокращает остальные сезоны года до 1,5—2 месяцев. В этом климате практически два сезона года: долгая холодная зима и короткое прохладное лето. Средние температуры января -24—30 СС. Летние температуры низкие: +2—5 °С. Количество осадков ограничивается 200—300 мм в год. Выпадают они преимущественно в зимнее время в виде снега.

Субарктический климат характерен для территорий, расположенных за Полярным кругом на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах. В Восточной Сибири этот тип климата распространен до 60° с. ш. Зимы долгие и суровые, причем суровость климата нарастает при движении с запада на восток. Лето теплее, чем в арктическом поясе, но все же короткое и довольно холодное (средние температуры июля от +4 до +12 °С). Годовая сумма осадков 200— 400 мм, но из-за малых величин испарения увлажнение избыточное. Влияние атлантических воздушных масс приводит к тому, что в тундрах Кольского полуострова по сравнению с материковой частью количество осадков увеличивается, а температуры зимы более высокие, чем в азиатской части.

Климат умеренного пояса. Умеренный климатический пояс — самый большой по площади климатический пояс России. Для него характерны существенные различия в температуре и увлажнении по мере движения с запада на восток и с севера на юг. Общим для всего пояса являются четко выраженные четыре сезона года.

Умеренно континентальный климат господствует в европейской части России. Его основные признаки: теплое лето (температура июля +12-—24 °С), морозная зима (средние температуры января от -4 до -20 СС), годовое количество осадков более 800 мм на западе и до 500 мм в центре Русской равнины. Формируется этот климат под влиянием западного переноса атлантических воздушных масс, относительно теплых зимой и прохладных летом и притом постоянно влажных. В области умеренно континентального климата увлажнение изменяется от избыточного на севере, северо-западе до недостаточного на востоке, юго-востоке. Это отражается на смене природных зон от таежной до степной.

Континентальный климат умеренного пояса характерен для Западной Сибири. Формируется этот климат под влиянием континентальных воздушных масс умеренных широт, перемещающихся чаще всего в широтном направлении. В меридиональном направлении с севера на юг продвигается холодный арктический воздух, а континентальный тропический воздух проникает далеко на север лесной полосы. Поэтому осадков здесь выпадает 600 мм в год на севере и менее 400 мм — на юге. Лето теплое, на юге даже знойное {средние температуры июля от +15 до +26 °С). Зима сурова по сравнению с умеренно континентальным климатом, средние температуры января составляют от -15 до -25 °С.

Резко континентальный климат умеренного пояса распространен в Восточной Сибири. Этот климат отличается постоянным господством континентального воздуха умеренных широт. Резко континентальный климат характеризуется малой облачностью, скудными атмосферными осадками, основная масса которых выпадает в теплую часть года. Малая облачность способствует быстрому прогреванию земной поверхности солнечными лучами днем и летом и, наоборот, быстрому охлаждению ее ночью и зимой. Отсюда большие амплитуды (перепады) температур воздуха, теплое и жаркое лето и морозная малоснежная зима. Малоснежность при сильных морозах (средняя температура января от -25 до -45 °С) обеспечивает глубокое промерзание почв и грунтов, а это в условиях умеренных широт вызывает сохранение многолетней мерзлоты. Лето солнечное и теплое (средние температуры июля от +16 до +20 °С). Годовое количество осадков менее 500 мм. Коэффициент увлажнения близок к единице.

Муссонный климат умеренного пояса типичен для южных районов Дальнего Востока. При охлаждении материка зимой и повышении в связи с этим атмосферного давления сухой и холодный воздух устремляется в сторону более тецлого воздуха над океаном. Летом материк прогревается сильнее океана, и более холодный океанический воздух стремится на континент, принося облачность, обильные атмосферные осадки. Средние температуры января здесь от -15 до -30 °С; летом, в июле, от +10 до +20 °С. Осадки (до 600—800 мм в год) выпадают преимущественно летом. Если таяние снега в горах совпадает с обильными дождями, происходят наводнения. Увлажнение всюду избыточное (коэффициент увлажнения больше единицы).

Субтропический климат. Для субтропиков характерно продолжительное тёплое лето и короткая мягкая зима. Лето жаркое, но в северной части зоны сухое, а в южной — влажное. Средняя температура июля составляет +22–24 °С. Зимой осадки выпадают преимущественно в виде ливней или снега, который не образует устойчивого покрова. Средняя температура января от +2 °С в северной части повышается до +4 °С в южной. С точки зрения жителя средней полосы России, в субтропиках зимы совсем нет, а затянувшаяся осень постепенно переходит прямо в весну. Такой климат формируется в субтропиках благодаря морю и Кавказским горам. Летом море нагревается, а зимой вода нагревает воздух, постепенно передавая ему тепло. Горы защищают этот регион от холодных ветров с севера.

На южном берегу Крыма лето и зима также теплые. Среднегодовая температура воздуха составляет +13°С. Осадков выпадает достаточно — около 400–600 мм в год. Снег зимой прочного покрова не образует из-за оттепелей с дождями.

Рефлексивно-оценочный этап урока

4.Закрепление.5-7 мин.

По ходу рассказа учащиеся записывают  климатические показатели  в контурную карту.

 5.Упражнение: Определение типа климата по климатограмме.5-7 мин.

На партах лежат по 2 климатограммы, учащиеся определяют тип климата по климатограмме.  

План анализа климатограмм.

1)Внимательно рассмотрите все обозначения на диаграмме (месяцы года показаны цифрами внизу).Что по ней можно узнать?

2)Выясните годовой ход температур. Чему равны средние температуры января и июля? Какова годовая амплитуда температур?

3)Какое количество осадков характерно для данного типа климата? Каков режим осадков в течение года?

4)Сделайте вывод о типе климата.

Тип-название климатического пояса + название климатической области (если есть)

За правильно выполненное задание группа получает оценку за работу на уроке.

 6.Обсуждение проблемы урока   Суровость климата – приговор?

Обучающиеся должны высказать мнение, что для России – самой северной страны, лежащей в пределах арктического, субарктического и умеренного климатических поясов , суровость климата – это приговор! Главным климатообразующим фактором здесь выступает –широта местности и зависящий от нее угол падения солнечных лучей (средняя температура самого теплого месяца составляет +16 гр.)

7.Рефлексия. Учащиеся заполняют «Пропуск на выход».

Пропуск на выход

Запишите одну идею, усвоенную вами сегодня на уроке

Пропуск на выход

Запишите один вопрос, оставшийся  сегодня на уроке без ответа

Пропуск на выход

Поделись одной идеей, изученной сегодня. Объясни, почему ты считаешь ее самой главной?

Пропуск на выход

Поделись одной идеей, изученной сегодня. Объясни, почему ты считаешь ее самой главной?

Пропуск на выход

Продолжи фразу : «Я не знал, что…»

Пропуск на выход

Продолжи фразу : «Я не знал, что…»

Пропуск на выход

Что в изучаемом материале может вызвать наибольшие затруднения? Объясни почему?

Пропуск на выход

Что в изучаемом материале может вызвать наибольшие затруднения? Объясни почему?

Домашнее задание

8.Домашнее задание. Параграф 21

«Входной билет» -это дифференцированное д/з для каждого ученика.

Входной билет

Подпишите на  к\карте названия теплых и холодных течений у берегов России и объясните их влияние на климат страны

Входной билет

Запишите в тетрадь результат сравнения влияния на климат Уральских и Кавказских гор на климат России.

Входной билет

Подпишите на  к\карте названия теплых и холодных течений у берегов России и объясните их влияние на климат страны

Входной билет

Нанесите на к\карту постоянные области высокого и низкого атмосферного давления над территорией России

Входной билет

Какая погода устанавливается летом  в европейской части страны при прохождении циклона

Входной билет

На территории России выделяют три типа воздушных масс:

Воздушные массы на территории России бывают двух подтипов:

1)

2)

3)

1)

2)

Входной билет

Поставьте знак > или    <  сравнивая радиационный баланс в разных частях России:

1.п-ов Таймыр     Чукотский п-ов

2.Среднерусская возвыш.      Приленское плато

3.Кубано-Приазовская низм.      Барабинская низм.

4.архипелаг Северная Земля     п-ов Ямал

5.плато Путорана      Кавказ

Входной билет

Поставьте знак  >   или  <  для сравнения отраженной радиации (альбедо) в разных частях России:

1.архипелаг Новая Земля      леса Валдайской возвышенности

2.пашни Воронежской области      побережье Черного моря

3.воды озера Байкал     вершины Эльбруса

Входной билет

Определите высоту Солнца над городами России в дни равноденствий по формуле :

h Солнца = 90 гр. –Ф (широта города):

  1. Салехард

2)Ставрополь

3)Санкт-Петербург

Входной билет

Определите высоту Солнца над городами России в дни равноденствий по формуле :

h Солнца = 90 гр. –Ф (широта города):

1)Москва

2)Екатеринбург

3)Петропавловск-Камчатский

Входной билет

Запишите в тетрадь  как влияют на климат России  горные массивы восточной части страны?

Входной билет

Запишите в тетрадь  как влияют на климат России равнинные территории Среднесибирского плоскогорья?

Входной билет

Запишите в тетрадь  как влияют на климат России равнинные территории Западной Сибири?

Входной билет

Запишите в тетрадь  как влияют на климат России равнинные территории европейской части?

Входной билет

Какая погода устанавливается летом  в европейской части страны при прохождении антициклона

Входной билет

Выпишите в тетрадь причины неравномерного выпадения осадков на территории России

Входной билет

Почему с продвижением с севера на юг увеличивается испаряемость?

Входной билет

Составьте небольшое сообщение об адаптации человека к климатическим условиям в арктическом и субарктическом поясах (жилье, одежда, пища)

Входной билет

Составьте небольшое сообщение об адаптации человека к климатическим условиям в резко континентальном типе климата(жилье, одежда, пища)

Входной билет

Составьте небольшое сообщение об адаптации человека к климатическим условиям морского и муссоного типа климата(жилье, одежда, пища)

Входной билет

Отметьте на к\карте России районы, где случаются неблагоприятные и опасные климатические явления (условные знаки придумайте сами)

Входной билет

Какая погода устанавливается зимой   в европейской части страны при прохождении антициклона?

Входной билет

Какая погода устанавливается зимой   в европейской части страны при прохождении циклона?

Входной билет

Расположите океаны , омывающие берега России , в порядке убывания степени их влияния на климат страны. Сделайте вывод.

Входной билет

Поставьте знак  > или <  сравнивая высоту солнца над горизонтом в разных городах России:

1.С-Петербург      Москва

2.Сочи      Мурманск

3.Носибирск      Астрахань

4.Владивосток      Якутск

5.Норильск      Волгоград

6.Магадан      Красноярск

Входной билет

Где в России зарегистрирована самая высокая и самая низкая температура воздуха? Почему?

Оценки за урок:  ….

Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Типы климата России"

Данный урок был разработан в 2008 году. Помимо плана-конспекта урока представлены материалы для закрепления темы и материалы для работы в группах, а также презентация урока....

конспект урока с использованием ЭОР по теме "Разнообразие типов климата России"

Конспект урока по темк " Разнообразие типов климата России" разработан с использованием электронно - образовательных ресурсов, что дает возможность как учителю так и обучающимся пользоваться  бол...

Презентация к уроку "Типы климатов России" 8 класс

Предмет  География 8 класс Место урока в учебном плане: 4 урок в разделе «Климат России»...

поурочный план урока 8 кл. ТЕМА: «От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай»

Поурочный план 8 класса. Тема "От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай" Это урок новых знаний, где изучают климатообразующие факторы и от чего зависит климат Россс...

Урок "Типы климата России".

Презентация к уроку....

Конспект урока с технологической картой по географии по теме "Типы климатов России" 8 класс

Технологическая карта урока с раздаточным материалом для учеников...