Урок географии по теме "Ресурсы земной коры"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Способствовать формирования представления о составе полезных ископаемых на территории нашей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_resursy_zemnoy_kory.docx46.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                План-конспект урока  географии в 8 классе.

Тема: Ресурсы земной коры.

 Цель: способствовать формированию представления о составе полезных ископаемых на территории России и особенностях их размещения.

 Задачи:

1. Оценить многообразие природных ресурсов на территории России.

2.Познакомиться с факторами, влияющими на образование полезных ископаемых и на особенности их размещения.

3.Изучить основные месторождения полезных ископаемых

4. Познакомить учащихся с экологическими проблемами, связанными с добычей полезных ископаемых.

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование знаний о минерально-сырьевой базе России, об особенностях размещения полезных ископаемых по территории России, о стихийных природных явлениях, связанных с земной корой.

Метапредметные: Формирование умений:  1) подготавливать сообщения о стихийных природных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлениями;

2) объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России;

3) уметь планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией; 4) решать учебные задачи;5) создавать таблицы и схемы; 6) работать индивидуально и в группе.

Личностные: Формирование умений и навыков работы в группе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: физическая карта России, атлас России,  раздаточный материал, учебник географии 8 класс.

Методы: проблемный, проектный, частично – поисковый, беседа

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. На прошлом уроке мы  с вами изучили тему: «Рельеф: тектоническая основа, скульптура поверхности».

Сейчас выполняем географический диктант.  ( Включается Слайд 1)

1.Наука, изучающая строение и историю развития Земли…    (геология)

2.Учение о строении земной коры и ее движениях…  (геотектоника)

3. Самые длительные отрезки времени в геологической истории… (эры)

4.Самая древняя эра…( архейская)

5. Раздел геологии, занимающийся изучением возраста  горных пород…(геохронология)

6. Мы живем в эру новой жизни… (кайнозойская)

7.Таблица, содержащая сведения о последовательной смене эр и периодов…(геохронологическая)

8.Самые молодые горы образовались в … складчатость  (альпийская)

Взаимопроверка. Поменяйтесь листочками. (Красной пастой, правильно+,  неправильно -     Подсчитайте количество:

 8+  5,

1-3- 4,

4-5- 3

6-8- 2.

Поднимите рук. У кого 5 , 4, 3, 2. Молодцы. Ребята.

                     II. Изучение новой темы:

Работа учителя

Работа учеников

Актуализация знаний. Постановка целей и задач урока.

На последних  уроках мы с вами изучали геологическое строение территории России. Как вы думаете, какова значимость геологических исследований для хозяйства страны?

Какую информацию мы можем извлечь из тектонической карты?

О чем пойдет сегодня речь?  Сформулируйте тему нашего урока.

Итак, тема нашего урока -  «Ресурсы земной коры».

Исходя из темы, сформулируйте, пожалуйста, цель урока. Какие задачи ставите перед собой на уроке?

Цель нашего урока:изучение состава ПИ

План урока:                                                  (Включается   Слайд 2).

1.Минеральные ресурсы  России.

2.Образование полезных ископаемых.

3.Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых.

1. Ребята, развитие хозяйства любого государства связано с минеральными ресурсами, которыми оно обладает. Давайте вспомним, что это  такое? Найдите в тексте параграфа определение – «минеральные ресурсы»-полезные ископаемые недр, являющиеся основой хозяйственной деятельности.  

А что такое полезные ископаемые? Полезные ископаемые - минеральные образования, которые человек использует или может  использовать в хозяйстве (приведите примеры).

Во всех видах хоз. деятельности приходится считаться с рельефом. Вспомним формы рельефа-равнины, горы.    Вы знаете, что расселение людей, занятие земледелием, строительство связаны с равнинами, чем с горами. В горах не строят высотные здания, автострады, не распахивают поля, и там чаще бывают стихийные природные явления. Но там  пасут скот и добывают полезные ископаемые.

Давайте откроем тектоническую карту-  (стр.236-237). Включается Слайд3.

В России открыто более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых. Месторождения- крупные скопления полезных ископаемых

Всегда ли в природе месторождения ПИ удалены друг от друга?

Бассейн - группы близко расположенных месторождений одного вида полезного ископаемого.

Приведите примеры бассейнов.

Полезные ископаемые- важное природное богатство страны, её  минеральные ресурсы.

Давайте проанализируем карты «Физическая карта России», «Тектоника и полезные ископаемые» и выясним, какими минеральными ресурсами располагает Россия?            

Чем богаты россияне?

 1 группа: чем богата европейская часть России?  (нефть, кам. уголь,   железные руды)

2 группа: чем богата Сибирь? (кам. уголь, золото, алюминий, нефть, природный газ)

3 группа: чем богат Дальний Восток? (нефть, природный газ, бурый уголь)

Выводы учащихся: Россия богата разнообразными ПИ: это нефтегазоносные и угленосные бассейны.

Россия занимает:1 место в мире по запасам газа, серебра

                              3 место в мире по запасам угля

                              4  место в мире по запасам золота

                              7 место в мире по запасам газа

большое количество разных руд – Fe, Cu, Zn, Pb, Au, Sn, W, Al .

                                 Переход ко 2 вопросу:

2.Учитель: Поиском ПИ занимается геологическая служба. ПИ залегают в глубинах недр и связаны с тектоническими структурами и с особенностями геологической истории.                            

 Есть ли закономерности  в их размещении? (Включается Слайд 4)

Для того чтобы ответить на данный вопрос необходимо ознакомится с классификацией ПИ. В настоящий момент принято несколько систем классификаций:   Включается Слайд5.

           По составу:                                     и          по происхождению

         рудные                                                                                          магматические

(         (металлические)                                                                                      и                

           нерудные                        метаморфические

(         ( неметаллические)                                                                                  

г             горючие                                                                                          осадочные  

  Включается Слайд 6.

Рудные ПИ образовывались при остывании внедрившейся магмы в периоды активных тектонических движений. Магма поднимается из недр Земли по разломам и застывает на разной глубине. Обычно внедрение магмы и метаморфизм происходит в период интенсивных тектонических движений, следовательно, рудные ПИ связаны с магматическими и метаморфическими горными породами.

Включается Слайд 7.

К нерудным – те, в которых полезный компонент  не требует большой промышленной переработки (огнеупоры, строительные и керамические материалы).Нерудные ПИ связаны как с процессами метаморфизма – алмаз, графит, серпентин, так и с осадочными процессами – каменная соль, фосфориты.                    

К горючим – те, которые при горении способны отдавать тепло (нефть, природный газ,  горючие сланцы, каменный уголь).

Включается Слайд 8.

Россыпные ПИ возникают в рыхлых наносах из мелких обломков горных пород или минералов разрушенных горных месторождений.

                                                                                               

Следовательно, можно прогнозировать закономерности расположения ПИ.

Выполнение практической работы:

«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом  и размещением основных групп полезных ископаемых»

                     Физминутка: Большой –маленький.

Встали все. Если географический объект большой- руки вверх, маленький- вниз.  (Байкал- вверх, Белое море- вниз ,Эльбрус- вверх, г. Урал- вниз, Азовское море -вниз, Канада- вверх, Япония-вниз).

3.Перед учащимися ставится вопрос: почему необходимо рационально использовать минеральные ресурсы?

Слайды 9-10

Сформулируйте  экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Как, на ваш взгляд решать эти проблемы?

                                 Заполнение таблицы:

Экологические проблемы

Пути их решения

Рефлексия урока. Слайд11

Вернёмся к целям нашего урока…

Осуществили мы их или нет?

"Рефлексивный экран" 

1.        Сегодня на уроке я узнал, что ,..

2.        Мне бы хотелось узнать больше о …

3.         «Визитной карточкой» России можно назвать …

4.        Сегодня я впервые услышал….  

Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить свой вклад в достижении цели урока.

Выставление оценок. Домашнее задание. Слайд 12

Ответы учеников:

Поиск полезных ископаемых

Можем получить информацию о размещении полезных ископаемых на территории России.

Ученики называют тему и цель  урока.

1.оценить многообразие природных ресурсов на территории России; 2.узнать факторы, влияющие на образование полезных ископаемых и на особенности их размещения.

Учащиеся записывают тему урока.

Пар.25, стр94.

Запись в тетрадь.

Учащиеся приводят примеры. Учитель показывает полезные ископаемые: гранит, мрамор, известняк и др. ПИ.

Не всегда.

Учащиеся приводят примеры:(Кузбасс, Печорский бассейн, Донбасс). Работа с контурной картой.

Анализ карты + небольшой рассказ.

Рассказы учащихся.

Россия-ПИ,

Марий Эл-ПИ.

Рассказ ученика о ПИ в Марий Эл.

записывают в тетрадь.

Выполнение практической работы:

Ответы учащихся:

Россия богата полезными ископаемыми, но они исчерпаемы и не возобновимы, а значит, необходимо бережно и рационально их использовать. Кроме того, добыча минерального сырья создает экологическиепроблемы: карьеры, терриконы, пустоты в земной коре.

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

                                                             

    Практическая работа

«Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом  и размещением основных групп полезных ископаемых»

Задание. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим  строением, рельефом и полезными ископаемыми на отдельных территориях нашей страны.

Крупная тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

Наиболее распространенные полезные ископаемые

Восточно-Европейская платформа

Западно-Сибирская

платформа

Области кайнозойской складчатости

Области герцинской складчатости

Балтийский щит

Области каледонской  и байкальской складчатости

Воронежский массив

  1. Какова закономерность в размещении полезных ископаемых осадочного происхождения? Где они в основном могут быть найдены (на равнинах или в горах)?
  2.  Какова закономерность в размещении полезных ископаемых магматичекого  и метаморфического происхождения?  Где они в основном могут быть найдены?

 «Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом  и размещением основных групп полезных ископаемых»

Крупная тектоническая структура

Соответствующая ей форма рельефа

Наиболее распространенные полезные ископаемые

Восточно-Европейская платформа

 Восточно-Европейская равнина

 Бурый уголь, фосфориты, нефть, газ- осадочные

Западно-Сибирская платформа

 Западно-Сибирская равнина

 Нефть, природный газ, поваренная соль  - осадочные

Области кайнозойской складчатости

 Кавказ, Срединный хребет

 Молибденовые руды, медные, никелевые, полиметаллические руды, вольфрамовые руды - магматические и метаморфические

Области герцинской складчатости

 Урал

 Медные руды, железные руды, хромовые, никелевые, золото, графит - магматические и метаморфические

Области каледонской  и байкальской складчатости

Алтай, Саяны, Становое нагорье

Полиметаллические, ртутные, вольфрамовые, алюминиевые, графит - магматические и метаморфические

Балтийский щит

 Хибины

 Медные, никелевые руды, апатиты - магматические и метаморфические

Воронежский массив

Среднерусская возвышенность

Курская магнитная аномалия -богатейшее месторождение железной руды магматические

Выводы об установленной  зависимости.

  1. Осадочные полезные ископаемые залегают в осадочном чехле платформ, т.е. в основном могут быть найдены на равнинах и краевых предгорных прогибах
  2. Магматические и метаморфические  полезные ископаемые залегают в фундаменте платформ и областях складчатостей, т.е. в основном могут быть найдены в горах или местах выхода фундамента на поверхность.

                                               «Найдите соответствия»:  

Геологическая структура

Географический объект

Русская платформа

Валдайская возвышенность

Восточно-Европейская равнина

Северные  Увалы

Среднерусская возвышенность

Западно-Сибирская платформа

Барабинская низменность

Западно-Сибирская равнина

Приволжская возвышенность

Ишимская равнина

Сибирская платформа

Среднесибирское плоскогорье

Средне-Сибирская низменность

Плато Путорана

Анабарское плато

Кайнозойская складчатость

(от 30 млн лет до настоящего времени)

Влк. Ключевская Сопка

Кавказ

Срединный хребет

Мезозойская складчатость

(160-70 млн лет)

Сихотэ-Алинь

Колымское нагорье

Герцинская складчатость

(300-230 млн лет)

Урал

Яблоновый хребет

Каледонская складчатость

(460-400 млн лет)

Алтай

Западный Саян

Байкальская складчатость

(700-520 млн лет)

Восточный Саян

Хамар-Дабан

Республика Марий Эл располагает следующими полезными ископаемыми: карбонатные породы для производства строительного и облицовочного камня, щебня, известняковой муки и строительной извести, стекольные, силикатные и строительные пески, кирпичные и керамзитовые глины, гипс и ангидрит, торф, сапропель, пресные и минеральные подземные воды, лечебные грязи.

Прием "Кубик"

Данный прием используется на этапе осмысления. Положительные стороны приема "Кубик":

– позволяет ученикам реализовать различные фокусы рассмотрения проблемы, темы, задания;
– создает на уроке целостное (многогранное) представление об изучаемом материале;
– создает условия для конструктивной интерпретации полученной информации.

Суть данного приема. Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:

1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
2. Сравни это... (На что это похоже?Чем отличается?)
3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?)
4. Проанализируй это... (Как это сделано?Из чего состоит?)
5. Примени это... (Что с этим можно делать?Как это применяется?)
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

Ученики делятся на группы. Учитель бросает кубик над каждым столом и таким образом определяется, в каком ракурсе будет группа осмыслять ту или иную тему занятия. Учащиеся могут писать письменные эссе на свою тему, могут выступить с групповым сообщением и т.п.

Мастер-класс

«Методический конструктор по формированию универсальных учебныхдействий учащихся на уроках географии»

1. Мотивационный этап.

Уважаемые коллеги, давайте подумаем, какой выпускник нужен современному работодателю? Конечно же, выпускник, который думает самостоятельно и решает разнообразные проблемы, применяет полученные знания; обладает творческим мышлением. Стремление учиться заложено в самой природе человека – вот тезис, от которого необходимо отталкиваться, организуя обучение.

Коллеги, попробуйте ответить на вопрос: Что значит «быть успешным»? Я думаю, вы согласитесь, что одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности сегодня является компетентность и грамотность в общении.Диалог, живое общение, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти, и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от нас однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ, и те, на которые ответить столь определенно не возможно. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

     ПРИЁМ «ИНСЕРТ» эффективен и является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Прием работает и на стадии осмысления. Технически он достаточно прост.Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому» – понятным и четким. На этапе рефлексии необходимо произвести обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста. Заканчивается работа озвучиванием таблицы, т.е. усвоенное знание проговаривается.У каждого учителя географии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику все свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир географии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.Приглашаю  вас в творческую лабораторию учителя географии по формированию универсальных учебных действий учащихся на уроках географии.Презентация

Можно много говорить о технологиях обучения. Каждая хороша по-своему. Предложенные методыпозволяют каждому учителю создать свою модель, которая переосмыслена учителем и окрашена творческим, эмоциональным отношением к своему делу и искренней любовью к детям.

Притча о Бабочке

       Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой.Казалось, бабочка сделала все что могла, и у нее больше не было сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

      Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать….. Настоящий учитель сможет создать такую атмосферу взаимодействия и общения, совместного открытия нового, которая поможет каждому ребенку расправить крылья, раскрыть свои природные таланты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Горные породы, слагающие земную кору" 6 кл

Цели и задачи урока:Обучающие: сформировать представление об отличиях минералов и горных пород , происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород.Развивающие: сформировать простейш...

Урок по теме "Движение земной коры."

Урок составлен по ФГОС  ( с учетом развития УУД на уроках географии)...

Открытый урок на тему: "Развитие земной коры"

Строение земной коры. Основные тектонические структуры: платформы и складчатые области, история их формирования....

урок географии "Путешествие в земной коре"

Цель урока: определить состав земной корыЗадачи:Обучающие:-Учить различать различные типы горных пород ( магматические, осадочные, метаморфические)-Отрабатывать понятийный аппарат по теме «Земная кора...

Технологическая карта урока географии "История развития земной коры. Геологическое летоисчисление"

Технологическая карта урока географии "История развития земной коры. Геологическое летоисчисление"...

Презентация + конспект урока по теме "Движение земной коры"

Презентация и технологическая карта урока географии в 5 классе к учебнику Дронова...

Урок по теме "Движения земной коры"

Урок разработан по ФГОС...