урок географии 9кл "Освоение территории и население Центральной России"
методическая разработка по географии (9 класс)

Еланцева Анастасия Александровна

Урок географии 9кл Экономические районы. Центральная Россия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №6

Имени Героя России Шерстянникова Андрея Николаевича
Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области

Урок географии по теме:

 «Освоение территории и население Центральной России»

2022-2023уч.год.

Технологическая карта урока

  1. ФИО учителя: Еланцева Анастасия Александровна, учитель географии МКОУ СОШ №6 им.Шерстянникова А.Н. УКМО
  2. Класс: 9
  3. Тема урока: «Освоение территории и население Центральной России»
  4. Учебник: Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «География 9кл.», -М.:»Просвещение», 2019г. (УМК «Полярная звезда»)
  5. Тип урока: Открытие новых знаний
  6. Методы и приемы обучения: критическое мышление, проблемный, беседа, работа с атласом, учебником, табличными и статистическими данными, составление характеристики народов, тестирование, работа с презентациями, сообщения учащихся.
  7. Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная
  8. Цель урока: Раскрыть, как осуществлялось заселение территории Центральной России. Определить, какие народы живут в Центральной Рос сии.
  9. Задачи:  1. Образовательные: Определение влияние географического положения, природных условий и ресурсов района на процесс хозяйственного освоения территории, знание языковых семей, языковых групп и народов, населяющих Центральную Россию.

2.Воспитательные: Формирование осознанного, толерантного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, , ценностям народов  мира;

3. Развивающие: Формировать познавательный интерес через использование ИКТ,

умения устанавливать причинно-следственные связи, составлять характеристики народов, навыки работы с картами и статистическими материалами;

  1. Планируемые результаты: 1. Предметные: Знать понятия по изучаемой теме, особенности заселения территории Центральной России. Языковые семьи и группы, к которым относятся народы Центральной России, их основные ремесла и промыслы, хозяйственную деятельность.

2.Метапредметные: Умение говорить, аргументировать, выбирать нужную информацию. Планирование и регуляция и контроль своей деятельности. Умение работать с картами атласа, статистическими  и табличными данными.

 3. Личностные: Формирование уважительного и доброжелательного отношения к людям, их культуре, мнению, мировоззрению. Толерантное отношение к представителям разных народов России.

  1. Ценностный компонент урока: разнообразие видов деятельности и подвижность населения — залог развития Центральной России;
  2. Средства обучения: Карты атласа «Плотность населения России», «Народы России», презентации, проектор, компьютер, тесты, тексты
  3. Географическая номенклатуры и термины: Центральный район, Волго-Вятский район, Центрально-Черноземный район, демография, этнография, этнос, языковые семьи, группы, народы Центральной России.

Урок был проведен для родителей  9 – го  класса в День открытых дверей

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап.

Приветствие.

Приветствие.

Актуализация.

Целеполагание.

Посмотрите на доску подумайте, что может объединять следующие иллюстрации: Московский Кремль, Береза, портрет девушки в русском народном костюме, матрешка. О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Все эти три объекта являются символами не только всей России, а отдельной ее части – Центральной России. На прошлом уроке мы рассмотрели географическое положение Центральной России, а сегодня мы остановимся на теме «Освоение территории и население Центральной России» Зачем нам изучать эту тему?

Обучающиеся предлагают свои варианты темы урока и его цели

Ребята говорят о необходимости изучения истории и географии своей Родины, своего народа, о патриотизме.

Проверка домашнего задания

Выполнение теста.

1. Какой район не входит в состав Центральной России?

А) Центральный;
Б) Центрально-Чернозёмный;
В) Волго-Вятский;
Г) Северный.

2. Связи с окраинами Центральной Росси осуществлялись в 11-16 веках

А) по рекам;
Б) по грунтовым дорогам;
В) по морям.

3. Центральная Россия имеет ….. положение

А) периферийное;
Б) столичное;
В) приграничное.

4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:

А) Украина;
Б) Беларусь;
В) Молдавия;
Г) Литва.

5. Транспортная сеть Центральной России представлена:

А) автомобильными дорогами;
Б) железными дорогами;
В) трубопроводами;
Г) всеми видами транспорта.

6. Центральная Россия

А) богата природными ресурсами;
Б) не богата природными ресурсами.

7. В Центральной России есть крупное месторождение

А) бурого угля;
Б) торфа;
В) фосфоритов;
Г) железной руды.

8. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют

А) природные условия и ЭГП
Б) полезные ископаемые;
В) все ответы

Правильные ответы:1Г 2А 3Б 4АБГ 5Г 6Б 7Г 8В

Алгоритм оценки (самооценки)

“5” – 10 правильных ответа;
“4” – 9 -7;
“3” – 6-4;
“2” – 3-0.

Обучающиеся выполняют тест. Меняются работами. Работа в парах. По шаблону проверяют тесты. Используя критерии, оценивают друг друга.

Этап усвоения новых знаний

Центральные районы европейской части России - это территория, где начиналось формирование Русского государства.

Работа с учебником. Задание1: Откройте п22 Прочитайте текст на стр.88 кратко ответьте на вопросы, записанные на доске: (в тетради)

1) Когда и за счет чего сложилось население Центральной России?

 2) Какие города Центральной России самые древние?

 3) Как повлияло татаро-монгольское нашествие на заселение?

1.Обучающиеся работают с текстом учебника, отвечают на вопросы письменно, в тетради.

  ЭОР:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1885/start/

2. Отвечают на вопросы устно, делают вывод о том, что население Центральной России сложилось за счет смешения славян, проникавших на эту территорию с юго-запада начиная с 6 века, с финно-угорскими племенами. Формирование население шло длительное время. К 9в. были построены города Муром, Смоленск, Ростов. В степной зоне населенные пункты подвергались постоянным набегам монголо-татарских племен. Поэтому, население уходило в лес. Жизнь здесь была безопаснее. Концентрация населения увеличивалась. Особенно вокруг Москвы, упоминание о которой появилось уже в летописях в 1147году. По мере своего укрепления Московское государство продвигало границы все дальше к югу и востоку.

Задание 2: Работа с таблицей учебника на стр. 222 Работа со статистическими и табличными данными.

А) Найти площадь Центральной России

Б) Численность населения

В) Найти  плотность населения

Г) Сравнить плотность населения, которую Вы нашли с плотностью карты атласа на стр.12

Д) Найти долю городского и сельского населения

1.Работают с таблицей на стр. 222

А) Находят площадь ЦР: 916 000 км2 (S)

Б)Численность населения: 46 548 000 чел.=46 млн. (H)

В)Плотность населения по формуле. р = Н/S

Г) Работают с картой «Плотность населения России» стр.12 атласа

Д) 75% городское, 25% сельское население

Самым многочисленным народом Центральной России  являются русские.  Предков русских в старину называли Великороссами. Портреты размещены на доске.

В 19в ученые-этнографы так описывали Великороссов.

 «Великороссы, составляющие основную часть населения Центральной России, - народ довольно видный, статный и красивый. Борьба с трудностями в условиях суровой природы сделала их выносливыми, терпеливыми, малотребовательными к благам жизни.

Сезонность сельскохозяйственных работ определила особый ритм жизни. Короткое лето с неустойчивой погодой заставляло работать быстро, напрягая все силы, сообща, «всем миром». Долгая зима, давая продолжительный досуг, позволяла заниматься разнообразными ремеслами. Неблагоприятные природные условия учили выживать, поэтому население с давних пор отличалось предприимчивостью, энергией и подвижностью.»

Работа с текстами (устно) Вопрос: Какие черты характера Велокоросса были воспитаны природой?  

1.Ребята работают с текстами, отвечают на вопрос. Делают вывод о том, что на формирование населения Центральной России оказало влияние не только географическое положение района, но и факторы природы (климат, наличие рек, природные зоны: лес и степь)

Национальный состав Центральной России.

Задание1: Выписать в тетрадь народы, о которых пойдет речь в презентации.

Задание2: Используя карту атласа «Народы» стр.13 заполнить таблицу в тетради.

Языковая семья

Языковая группа

Народ

Занятия

Индоевропейская

Славянская

Русские

Сельское хозяйство, рыбалка, ремесла

Уральско-юкагирская

Финно-угорская

Марийцы, мордва

Земледелие, разведение лошадей, ремесла

Алтайская

Тюркская

Чуваши

Охота, бортничество, ремесла

1.Сообщение ученика – презентация (Невинская Арина)

2. Обучающиеся выписывают народы, работают с картой атласа. Дают характеристику народов, заполняя таблицу в тетради.

  ЭОР:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1885/start/

Народные промыслы

Задание: Выписать в тетрадь виды деятельности, о которых пойдет речь в презентации

Вопрос: Чем объяснить разнообразие видов деятельности населения Центральной России?

1.Сообщение ученика – презентация (Челкашина Валерия)

2. Слушают, смотрят презентацию и выписывают в тетрадь народные промыслы.

3. Делают вывод о том, что разнообразие видов деятельности населения Центральной России объясняется разнообразием природных условий, расположением ресурсов для ведения хозяйства, культурными особенностями народов.

Города Центральной России.

ЦР – высокоурбанизированный регион нашей страны.

Города выполняют различные функции. Они могут быть административными центрами, транспортными узлами, рекреационными центрами, центрами науки и культуры и т.д.

Москва, Нижний Новгород и Воронеж являются городами-миллионерами.

 

Задание: Какие функции выполняют Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Чебоксары.

1.Сообщение ученика - презентация (Гузеева Дарья)

2. Называют функции городов: Москва – столица России, транспортный узел, культурный и научный центр, Воронеж – областной центр, центр машиностроения (самолетостроение), Нижний Новгород – центр автомобилестроения, Ярославль – областной центр, культурный и рекреационный центр, Чебоксары – столица Чувашии.

Закрепление знаний

Верно-неверно (устно)

1.Территория Центральной России плотно заселена +

2.Население ЦР в основном проживает в городах +

3. В национальном составе преобладают русские +

4.В регионе нет городов-миллионеров –

5.Ц.Р. – самая густонаселенная часть страны +

6.Русские относятся к индоевропейской языковой семье +

7.Трудовые ресурсы ЦР отличаются высокой квалификацией +

8. Для ЦР характерен однонациональный состав населения -

Находят верные и неверные утверждения устно.

Подведение итогов.

Рефлексия

Итак, наш урок подходит к концу. Нам необходимо подвести итог. Достигли ли мы целей, которые поставили в начале урока? Какой вывод  по уроку мы можем сделать? Понятен ли Вам материал урока? Оцените свою деятельность на уроке по 5-ти бальной шкале.

Выставление оценок за урок.

Ребята высказывают свое мнение, дополняют друг друга.

Оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее задание

П22, работа с картами атласа стр.12-13 На контурную карту нанести города Центральной России.

Информационные источники:

  1. Учебник: Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. «География 9кл.», -М.:»Просвещение», 2019г. (УМК «Полярная звезда»)
  2. Атлас «География России 8-9класс», 2019г.
  3. География поурочные разработки 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Николина В.В. Российская академия наук, Российская академия образования М. : Просвещение, 2010. (Полярная звезда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии в 9 классе "Хозяйство Центральной России"

Презентация к уроку географии в 9 классе по теме "Хозяйство Центральной России". К учебнику "География России" В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе....

Разработка урока "Население Центральной России"

Данный урок является интегрированным с уроком информатика. На уроке использовались исследовательский метод, Икт-технологии (интерактивная доска). Урок был мною проведен в рамках дистанционого обучения...

Освоение территории и население Центральной России.

Тема: Освоение территории и население Центральной России. Цель:ü Раскрыть взаимосвязи между природой, населением и хозяйством на        территории   Ц...

Особенности формирования населения Центральной России и проблемы природопользования.

В конспекте урока отображен метапредметный подход в школьном обучении (работа с русским языком на уроке географии)...

Технологическая карта урока географии 9 класс "Народные промыслы Центральной России"

Тема урока:  Народные промыслы Центральной России.Тип урока:  Открытие нового знания.Цель урока:  Создание условий для формирования целостного представления учащихся о народных промысла...

Технологическая карта. Урок география. ФГОС. 9 класс. Тема: "Центральная Россия. Географическое положение. Практическая работа № 4 . Сравнение географического положения и планировки Москвы и Санкт-Петербурга".

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...

Отхожие промыслы населения Центральной России

Причины направления и значения отходничества в России в пореформенный период...