Соотношения между сторонами и углами в треугольнике.
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Сценарий урока-обобщения изученного материала (геометрия-7)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока

«ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ

«СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА»»

(ГЕОМЕТРИЯ - 7). Учитель О.В.Плуталова.

Цель урока: закрепить умение учащихся решать задачи по теме; повторить изученный материал; дать представление об уровне сложности контрольной работы.

Средства обучения: 1) компьютер, проектор, экран. 2) учебники, дополнительный дидактический материал.

План урока.

  1. Орг.момент.

Цель: настроить на работу.

  1. Постановка задания.

Задачи: - заинтересовать учащихся в работе;

              - настроить на насыщенную работу.

    III.      Решение задач. Выполнение групповых заданий.

  1. С классом.

Задачи: - повторить изученный материал;

               - создать представление о том, какие задачи будут входить в    

                  в К.Р.;

               - дать возможность учащимся выяснить, что им еще надо

                 повторить, на что обратить внимание.

  1. По группам

    Задачи: - дать ученикам почувствовать ответственность за результат

                    своей работы;

                  - реализовать компетентность самостоятельного мышления.

Примечание.  Подэтапы 1. и  2. проводятся одновременно.

    IV.      Анализ заданий, составленных группами учащихся.

                      Задачи: -  см.III.1.;

                                    - дать возможность уч-ся оценить свои способности и

                                     и  результат труда.

   

V.   Постановка ДЗ.

Задача:  сориентировать на выполнение К.Р.

VI.  Подведение итогов урока.

Задача: дать уч-ся прочувствовать плодотворность их труда.

Подготовка  к уроку (2 дня).

     1 день.  1) Учитель делит класс на 3 группы: 2 состоят из «средних» учеников, 1 – из «слабых», которым нужно уделить особое внимание. Уч-ся заранее не знают о составе групп.

2) 2 человека (наиболее  сообразительные и знающие) назначаются консультантами. Их учитель вводит в курс дела заранее.  Объясняет их обязанности.

3) Для «слабой» группы учитель готовит задание по типу К.Р.

4) Задание «Средним» группам: составить вариант К.Р. в процессе урока.  Вариант, составленный 1-й группой,  должен быть представлен классу во второй  половине урока и прорешан с классом. Вариант, составленный 2-й группой, Будет предложен как ДЗ, Поэтому задания по мере из составления (на уроке) записываются на отдельном листе четко и аккуратно. Учитель заранее готовит дидактический материал, которым уч-ся воспользуются для выполнения задания.

5) Учитель готовит свой вариант ДЗ (для членов 2-й группы)

6) Консультантов учитель просит заранее продумать задачи, которые могут быть, по их мнению, включены в К.Р.

     2 день. Учитель беседует с консультантами, проверяет уровень их готовности к работе.

В  К.Р.  две задачи. Для их решения нужно воспользоваться следующими фактами.

  1. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны (и обратное).
  2. В тупоугольном треугольнике один угол тупой, два – острые.
  3. Биссектриса делит угол на два равных угла.
  4. В треугольнике против большего угла лежит большая сторона, против большей стороны лежит больший угол.
  5. Признаки равенства треугольников.

ХОД УРОКА

Действия учителя

Действия учеников

На доске, в тетрадях

Примечания

  1. Орг.момент (1 мин).

Сегодня у нас не совсем обычный урок. На след.уроке мы пишем К.Р. по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

  1. Постановка задания (4 мин)

Ученики, сидящие по группам, приступайте к выполнению задания, Мои помощники , пожалуйста, тихонько объясните группам их задания.

(Обращается к оставшимся).

Вашим одноклассникам предстоит составить вариант  К.Р.  На это им отводится  20 мин. А мы с вами потом должны будем оценить их работу. Но для того, чтобы оценить чужую работу, надо м самим кое-что уметь. Так что  мы с вами потренируемся в решении задач.

  1.  Решение задач.  Выполнение задания по группам (15 мин.)

Д ля успешного решения задач нам потребуется теоретический материал. Повторим основные матем.факты.

(Учитель произносит название матем.факта (например, свойство углов при основании равнобедренного треугольника))

Молодцы!

Приступим к решению задач. (читает условие задачи)

Периметр равнобедр.тупоугольного треугольника равен 45 см, а одна из его сторон больше другой на 9 см. Найдите стороны треугольника.

(Обращается к ученику А)

А, скажите, что дано по условию задачи?

На моем рисунке АС >АВ.  Это действительно так?

(Обращается к ученику В)

В, Что нужно найти?

(Обращается к ученику С)

С, идите к доске!

  С будет решать задачу и записывать ее решение так, как бы он это делал на К.Р.  А вы ему помогайте. Пока что ничего записывать в тетрадях не нужно.

Спасибо, С!  Молодец!

(Обращается к классу)

У кого есть вопросы?......

Теперь самостоятельно запишите решение в тетради.

(Пока уч-ся пишут, подходит к группам, выясняет, как идет работа, нужна ли помощь)

  1. Анализ задания, выполненного группами (20 мин)

(Обращается к классу)

Теперь мы  узнаем, какое задание приготовили нам ваши одноклассники.

 На этот этап урока    дается 20 минут.

(Обращается к 1-й группе)

Представьте, что вы – учителя. Вы даете классу две задачи и должны разобрать их решение. Сами задавайте вопросы Вашим одноклассникам.  Постарайтесь вместе с классом за 20 минут решить две задачи.

Кто пойдет отчитываться о проделанной работе?

Задача 1. К прочитает условие и сделает чертеж; L разберет решение задачи и запишет его на доске.

Cпасибо, К и L!

Задача 2.  М прочитает условие и сделает чертеж; N  разберет решение задачи и запишет его на доске.

Спасибо, M и  N!

Большое спасибо всем тем, кто принимал участие в составлении тренировочных вариантов К.Р.! По-моему, задания подобраны удачно. Они дают классу представление об уровне сложности предстоящей К.Р. Как видите, эти задачи не так уж сложно решить, если знать необходимый материал.

(Обращается к классу)

Давайте еще раз повторим основные матем.факты, которые нам потребовались для успешного решения задач.

     V.        Постановка ДЗ. (3 мин)

Задачи, которые подобрала 2-я группа, вы решите дома.

(Диктует условия задач)

VI.      Подведение итогов урока

 (2 мин)

Мы сегодня очень хорошо потрудились: повторили теоретический материал и решили 3 задачи. Спасибо всем за работу! Оценки …….

Желаю вам успешно написать К.Р.!

Консультанты начинают объяснять группам задание.

Ученик дает полную формулировку.

А отвечает.

А: В треугольнике против большего угла лежит большая сторона. Угол В – тупой, значит, углы А и С – острые. Сл-но,

АС >АВ.

В отвечает.

С выходит к доске. Пишет и проговаривает

.

Выходят К и L– члены

 1-й группы.

К диктует задачу записывает кр.условие.

В ∆АВС угол С – тупой. Докажите, что DC>BC, где D – произвольная точка стороны АС, не совпадающая с ее концами.

L проговаривает и записывает ее решение.

М  делает чертеж, затем записывает  кр.условие.

Задача 2 . 

N  проговаривает и записывает решение.

Ученик дает подробную формулировку, используя опорные сигналы

         

           

                     

                        В

    А                                        С

Решение. 1)

2) АВ = ВС,

    АС = 9 + АВ.

Сл-но,

2АВ + 9 + АВ = 3 АВ+9= 45;

3) 3АВ + 9 = 45

3АВ = 45-9

3АВ = 36АВ = 12 (см).

4) АВ = ВС = 12 (см).

5) АС = 9 + АВ= 21 (см).

Ответ. АВ=12 см;

ВС = 12 см., АС = 21 см.

                 

Задача 1.                      

                        С

       D

А                                             В

Дано: ∆АВС; ∟С>90◦;

D AC.

Д-ть: СB

Доказательство.

  1. В ∆DCB   ∟CDB и ∟CBD  - острые, т.к. ∟С – тупой.
  2. ∟С>∟CBD. Сл-но,
  3. DB>DC, т.е CB

 

Задача 2.          М

               Р

К                                            N

Дано: ∆KMN; ∟K=37◦; ∟N=74◦; ∟M=69◦. NP – биссектриса ∟N; PKM.

Доказать: ∆KNP –равнобедренный.

Д-во. А) 1) ∟KNP=∟N= =(т.к. NP – биссектриса ∟N).

2) ∟К = 37◦ (по усл.).

3) ∟К = ∟KNP. Значит, по признаку, ∆KNP – равнобедренный. ЧТД.

Ученики до звонка (минуты за 2) рассаживаются по местам, как указывает учитель.

На экране последовательно появляются опорные сигналы к соотв.формулировке.

Задачи решают «слабые» ученики. Одновременно с этим идет работа в группах.

На экране – чертеж. Затем, после ответов А и В последовательно появляется запись

Дано:………..

Найти:……….

Здесь  и далее приведены  идеальные ответы. В случае затруднений учитель задает С и классу наводящие вопросы, помогает им найти путь решения задачи.

.

На уроке  отвечает более сильная группа.

Задание, составленное 2-й группой предназначено для ДЗ.

Пока К и L работают с классом, учитель проверяет задачи, составленные 2-й группой. Если они подобраны удачно, то берет их  для ДЗ.

На экране появляются опорные сигналы.

Задание можно поместить на стенде.

Членам 2-й группы учитель дает ДЗ, которое составил сам.

Задача.  На стороне СЕ треугольника DCE  взята точка К так, что KC+KD. Точка Р – середина стороны DC. Найдите ∟DKE, если ∟РКС = 36◦.

 

   

.



Предварительный просмотр:

Сценарий урока

«ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ТЕМЕ

«СООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СТОРОНАМИ И УГЛАМИ ТРЕУГОЛЬНИКА»»

(ГЕОМЕТРИЯ - 7). Учитель О.В.Плуталова.

Цель урока: закрепить умение учащихся решать задачи по теме; повторить изученный материал; дать представление об уровне сложности контрольной работы.

Средства обучения: 1) компьютер, проектор, экран. 2) учебники, дополнительный дидактический материал.

План урока.

  1. Орг.момент.

Цель: настроить на работу.

  1. Постановка задания.

Задачи: - заинтересовать учащихся в работе;

              - настроить на насыщенную работу.

    III.      Решение задач. Выполнение групповых заданий.

  1. С классом.

Задачи: - повторить изученный материал;

               - создать представление о том, какие задачи будут входить в    

                  в К.Р.;

               - дать возможность учащимся выяснить, что им еще надо

                 повторить, на что обратить внимание.

  1. По группам

    Задачи: - дать ученикам почувствовать ответственность за результат

                    своей работы;

                  - реализовать компетентность самостоятельного мышления.

Примечание.  Подэтапы 1. и  2. проводятся одновременно.

    IV.      Анализ заданий, составленных группами учащихся.

                      Задачи: -  см.III.1.;

                                    - дать возможность уч-ся оценить свои способности и

                                     и  результат труда.

   

V.   Постановка ДЗ.

Задача:  сориентировать на выполнение К.Р.

VI.  Подведение итогов урока.

Задача: дать уч-ся прочувствовать плодотворность их труда.

Подготовка  к уроку (2 дня).

     1 день.  1) Учитель делит класс на 3 группы: 2 состоят из «средних» учеников, 1 – из «слабых», которым нужно уделить особое внимание. Уч-ся заранее не знают о составе групп.

2) 2 человека (наиболее  сообразительные и знающие) назначаются консультантами. Их учитель вводит в курс дела заранее.  Объясняет их обязанности.

3) Для «слабой» группы учитель готовит задание по типу К.Р.

4) Задание «Средним» группам: составить вариант К.Р. в процессе урока.  Вариант, составленный 1-й группой,  должен быть представлен классу во второй  половине урока и прорешан с классом. Вариант, составленный 2-й группой, Будет предложен как ДЗ, Поэтому задания по мере из составления (на уроке) записываются на отдельном листе четко и аккуратно. Учитель заранее готовит дидактический материал, которым уч-ся воспользуются для выполнения задания.

5) Учитель готовит свой вариант ДЗ (для членов 2-й группы)

6) Консультантов учитель просит заранее продумать задачи, которые могут быть, по их мнению, включены в К.Р.

     2 день. Учитель беседует с консультантами, проверяет уровень их готовности к работе.

В  К.Р.  две задачи. Для их решения нужно воспользоваться следующими фактами.

  1. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны (и обратное).
  2. В тупоугольном треугольнике один угол тупой, два – острые.
  3. Биссектриса делит угол на два равных угла.
  4. В треугольнике против большего угла лежит большая сторона, против большей стороны лежит больший угол.
  5. Признаки равенства треугольников.

ХОД УРОКА

Действия учителя

Действия учеников

На доске, в тетрадях

Примечания

  1. Орг.момент (1 мин).

Сегодня у нас не совсем обычный урок. На след.уроке мы пишем К.Р. по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника».

  1. Постановка задания (4 мин)

Ученики, сидящие по группам, приступайте к выполнению задания, Мои помощники , пожалуйста, тихонько объясните группам их задания.

(Обращается к оставшимся).

Вашим одноклассникам предстоит составить вариант  К.Р.  На это им отводится  20 мин. А мы с вами потом должны будем оценить их работу. Но для того, чтобы оценить чужую работу, надо м самим кое-что уметь. Так что  мы с вами потренируемся в решении задач.

  1.  Решение задач.  Выполнение задания по группам (15 мин.)

Д ля успешного решения задач нам потребуется теоретический материал. Повторим основные матем.факты.

(Учитель произносит название матем.факта (например, свойство углов при основании равнобедренного треугольника))

Молодцы!

Приступим к решению задач. (читает условие задачи)

Периметр равнобедр.тупоугольного треугольника равен 45 см, а одна из его сторон больше другой на 9 см. Найдите стороны треугольника.

(Обращается к ученику А)

А, скажите, что дано по условию задачи?

На моем рисунке АС >АВ.  Это действительно так?

(Обращается к ученику В)

В, Что нужно найти?

(Обращается к ученику С)

С, идите к доске!

  С будет решать задачу и записывать ее решение так, как бы он это делал на К.Р.  А вы ему помогайте. Пока что ничего записывать в тетрадях не нужно.

Спасибо, С!  Молодец!

(Обращается к классу)

У кого есть вопросы?......

Теперь самостоятельно запишите решение в тетради.

(Пока уч-ся пишут, подходит к группам, выясняет, как идет работа, нужна ли помощь)

  1. Анализ задания, выполненного группами (20 мин)

(Обращается к классу)

Теперь мы  узнаем, какое задание приготовили нам ваши одноклассники.

 На этот этап урока    дается 20 минут.

(Обращается к 1-й группе)

Представьте, что вы – учителя. Вы даете классу две задачи и должны разобрать их решение. Сами задавайте вопросы Вашим одноклассникам.  Постарайтесь вместе с классом за 20 минут решить две задачи.

Кто пойдет отчитываться о проделанной работе?

Задача 1. К прочитает условие и сделает чертеж; L разберет решение задачи и запишет его на доске.

Cпасибо, К и L!

Задача 2.  М прочитает условие и сделает чертеж; N  разберет решение задачи и запишет его на доске.

Спасибо, M и  N!

Большое спасибо всем тем, кто принимал участие в составлении тренировочных вариантов К.Р.! По-моему, задания подобраны удачно. Они дают классу представление об уровне сложности предстоящей К.Р. Как видите, эти задачи не так уж сложно решить, если знать необходимый материал.

(Обращается к классу)

Давайте еще раз повторим основные матем.факты, которые нам потребовались для успешного решения задач.

     V.        Постановка ДЗ. (3 мин)

Задачи, которые подобрала 2-я группа, вы решите дома.

(Диктует условия задач)

VI.      Подведение итогов урока

 (2 мин)

Мы сегодня очень хорошо потрудились: повторили теоретический материал и решили 3 задачи. Спасибо всем за работу! Оценки …….

Желаю вам успешно написать К.Р.!

Консультанты начинают объяснять группам задание.

Ученик дает полную формулировку.

А отвечает.

А: В треугольнике против большего угла лежит большая сторона. Угол В – тупой, значит, углы А и С – острые. Сл-но,

АС >АВ.

В отвечает.

С выходит к доске. Пишет и проговаривает

.

Выходят К и L– члены

 1-й группы.

К диктует задачу записывает кр.условие.

В ∆АВС угол С – тупой. Докажите, что DC>BC, где D – произвольная точка стороны АС, не совпадающая с ее концами.

L проговаривает и записывает ее решение.

М  делает чертеж, затем записывает  кр.условие.

Задача 2 . 

N  проговаривает и записывает решение.

Ученик дает подробную формулировку, используя опорные сигналы

         

           

                     

                        В

    А                                        С

Решение. 1)

2) АВ = ВС,

    АС = 9 + АВ.

Сл-но,

2АВ + 9 + АВ = 3 АВ+9= 45;

3) 3АВ + 9 = 45

3АВ = 45-9

3АВ = 36АВ = 12 (см).

4) АВ = ВС = 12 (см).

5) АС = 9 + АВ= 21 (см).

Ответ. АВ=12 см;

ВС = 12 см., АС = 21 см.

                 

Задача 1.                      

                        С

       D

А                                             В

Дано: ∆АВС; ∟С>90◦;

D AC.

Д-ть: СB

Доказательство.

  1. В ∆DCB   ∟CDB и ∟CBD  - острые, т.к. ∟С – тупой.
  2. ∟С>∟CBD. Сл-но,
  3. DB>DC, т.е CB

 

Задача 2.          М

               Р

К                                            N

Дано: ∆KMN; ∟K=37◦; ∟N=74◦; ∟M=69◦. NP – биссектриса ∟N; PKM.

Доказать: ∆KNP –равнобедренный.

Д-во. А) 1) ∟KNP=∟N= =(т.к. NP – биссектриса ∟N).

2) ∟К = 37◦ (по усл.).

3) ∟К = ∟KNP. Значит, по признаку, ∆KNP – равнобедренный. ЧТД.

Ученики до звонка (минуты за 2) рассаживаются по местам, как указывает учитель.

На экране последовательно появляются опорные сигналы к соотв.формулировке.

Задачи решают «слабые» ученики. Одновременно с этим идет работа в группах.

На экране – чертеж. Затем, после ответов А и В последовательно появляется запись

Дано:………..

Найти:……….

Здесь  и далее приведены  идеальные ответы. В случае затруднений учитель задает С и классу наводящие вопросы, помогает им найти путь решения задачи.

.

На уроке  отвечает более сильная группа.

Задание, составленное 2-й группой предназначено для ДЗ.

Пока К и L работают с классом, учитель проверяет задачи, составленные 2-й группой. Если они подобраны удачно, то берет их  для ДЗ.

На экране появляются опорные сигналы.

Задание можно поместить на стенде.

Членам 2-й группы учитель дает ДЗ, которое составил сам.

Задача.  На стороне СЕ треугольника DCE  взята точка К так, что KC+KD. Точка Р – середина стороны DC. Найдите ∟DKE, если ∟РКС = 36◦.

 

   

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по геометрии "Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника"

Работа составлена по материалам Открытого банка ЕГЭ по математике в десяти вариантах одинаковой сложности и содержит три задания. Может быть использована на разных этапах изучения геометрии, начиная с...

Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника

Презентация и конспект урока по геометрии в 8 классе по теме «Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике»....

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника

Практическое применениепонятияо соотношениях между сторонами и углами прямоугольного треугольника...

Зачет по геометрии "Подобие треугольников" и "Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника"

Материал содержит задания, которые можно использовать в качестве одной из форм проверки усвоения темы "Подобие треугольников" и "Соотношении между сторонами и углами прямоугольного треугольника". Зада...

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника / Методическая разработка урока по геометрии в 8 классе

Цель урока:Образовательная: определить синус, косинус, тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике, их значение для углов в 30°, 45°, 60°;ввести основное тригонометрическое тождество;испол...

«Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

Данная методическая разработка содержит план урока, презентацию к уроку, надеюсь, что моя работа поможет коллегам при подготовке к урокам по  геометрии в 8 классе....

«Соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника»

Данная методическая разработка содержит план урока, презентацию к уроку, надеюсь, что моя работа поможет коллегам при подготовке к урокам по  геометрии в 8 классе....


 

Комментарии

Щудрова Лариса Германовна

Спасибо. Материал интересно предложен. Возьму в свою математическую копилку.