Оригинальная форма устного зачета
методическая разработка по геометрии (10 класс) по теме

Дыхалкина Людмила Васильевна

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо знали преподаваемый им предмет. И даже спустя длительный промежуток времени, ученики будут воспроизводить полученные знания,  если они кроме тщательного изучения во время уроков, были хорошо обобщены и закреплены  в конце изучения темы.  Для этого я подбираю различные формы обобщения знаний, одной из которых является оригинальная форма устного зачета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachet11.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхалкина Людмила Васильевна

учитель математики МБО СОШ №30 г.Орла.

Оригинальная  форма устного  зачета


Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо знали преподаваемый им предмет. И даже спустя длительный промежуток времени, ученики будут воспроизводить полученные знания,  если они кроме тщательного изучения во время уроков, были хорошо обобщены и закреплены  в конце изучения темы.  Для этого я подбираю различные формы обобщения знаний, одной из которых является оригинальная форма устного зачета.

За неделю до зачета я предлагаю учащимся теоретические вопросы по определенной теме, которые они должны подготовить. К зачету изготавливаю и  карточки с вопросами. Справа на карточке помещаю  вопросы, а слева оставляю место для оценок за ответы на них.                       ( Образец карточки прилагается)

До зачета мы договариваемся, что на своих карточках с тыльной стороны ребята проведут красную, или желтую, или зеленую полосу. Красная полоса означает, что обладатель такой карточки уверен в своих знаниях и  хочет выйти на ринг одним из первых. Желтая полоса свидетельствует, что ученик не слишком уверен в своих знаниях, а зеленая говорит о еще меньшей уверенности.

В классе, где устраивается математический ринг, столы располагаются напротив друг друга в два полукруга. Один полукруг - у стены, а другой – вдоль окон. Проход к доске остается свободным. У стены рассаживаются ребята, нарисовавшие на своих карточках желтую и зеленую полосы. Лицом к ним на местах вдоль окон занимают места те, на чьих карточках полосы красного цвета.

 Центр класса это и есть «ринг» куда выходят ученики, которым задаются вопросы.

Вопросы задают ребята, занявшие места у стены. Первые три вопроса по теории ученики берут из заранее предложенного им списка, а дополнительные вопросы могyт быть какими угодно, но по данной теме. Ребята могут заимствовать их и из учебника или придумать сами. Можно предложить и занимательную задачу, придуманную учеником или где-то найденную. Чем оригинальнее задача, тем больше баллов получает тот, кто ее предложил.

Ученик, к которому обращен вопрос, встает и отвечает на него. Ребята в центре должны быть настолько хорошо подготовлены, чтобы отвечать «сходу». При ответах разрешается делать на доске схематичные чертежи, краткие записи. Если ответ необходимо подтвердить доказательством, то отвечающий получает несколько минут для подготовки. Пока один ученик готовится, вопросы задают другому. За правильностью ответов следит учитель вместе с классом. Каждому ученику разрешается дополнить или поправить отвечающего. Его активность во время ответа также оценивается баллами.

Заработанные учащимися баллы выставляются в специальную ведомость. Ее ведет ученик контроллер, который заранее сдает  учителю зачет.

         В ведомости есть  несколько граф, в которых проставляются баллы за работу определенного вида. ( Образец ведомости прилагается)

Опрос  учащихся, у которых карточки с красной полосой, продолжается целый урок.  Некоторые из них начинают свою «борьбу на ринге» с кратких докладов о значении изучаемой темы, о математиках, развивавших ее.

В конце урока учитель договаривается с классом о том, кому из побывавших на «ринге» следует доверить прием зачета и по какому вопросу. Если отвечавших  меньше чем вопросов,  то каждому из них поручается принимать зачет не по  одному определенному теоретическому вопросу, а по двум или трем.

После распределения обязанностей между будущими экзаменаторами класс  уходит на перемену.

На втором этапе ринга учащиеся-экзаменаторы рассаживаются по одному за пронумерованные столы. На столе указываются  номера вопросов из списка, предложенных перед зачетом. Учащиеся, переходя от стола к столу, должны побеседовать с каждым экзаменатором, но последовательность бесед они устанавливают сами. Тот из учащихся, кто почувствовал затруднения, может обратиться к учебнику. Ребята с желтой полосой на своих карточках могут воспользоваться учебником дважды, а с зеленой -  трижды. Штрафные очки им при этом не присуждаются.

На третьем этапе математического ринга происходит подведение итогов, подсчет полученных баллов и выставление каждому участнику определенной оценки. Условия выставления баллов следующие: за ответ на каждый из обязательных вопросов - 10 баллов ( таким образом тот, кто ответит на три  вопроса по теории может получить 30 баллов), за решение задач по теме - 10, за активное участие в опросе - 3 балла, за оперативность - 5 баллов, за дополнительную задачу - 20. После подведения итогов учащимся выставляются оценки. Если ученик получил от 50 до 70 баллов, то он получает оценку «5», если он заработал от 40 до 50, то его оценка  -  «4», от 30  до 40 баллов - оценка «3», меньше 30 - «2».

Преимущество такого зачета в том, что ученики, которые недостаточно подготовились к ответам на вопросы, имеют возможность еще раз повторить весь материал и разобраться в том, что вызывало затруднения. Когда такие зачеты проходят систематически, дети стараются  к нему готовиться на протяжение изучения темы, стремятся попасть на ринг, чтобы потом быть среди экзаменаторов, т.к. те, кто не был на ринге, должны будут ответить все вопросы зачета экзаменаторам. Если ученик переоценил свои возможности и будучи на ринге не ответил на поставленные вопросы, он выбывает из ринга и будет сдавать зачет экзаменаторам.  

 

   

Карточка для зачета по геометрии  в 10-м классе по теме: «Параллельность плоскостей»

Номер вопроса

Количество баллов

Формулировка вопроса.

1

Аксиомы стереометрии и следствия из них.

2

Параллельность прямых в пространстве. Лемма о пересечении плоскости параллельными прямыми.

3

Параллельность прямой и плоскости. Признак параллельности прямой и плоскости, следствия из него.

4

Определение скрещивающихся прямых. Признак скрещивающихся прямых.

5

Углы с сонаправленными сторонами. Теорема об углах с сонаправленными сторонами.

6

Угол между прямыми.

7

Определение параллельных плоскостей. Признак параллельности двух плоскостей.

8

Свойства параллельных плоскостей.

9

Определение тетраэдра. Построение сечений тетраэдра

10

Определение параллелепипеда. Построение сечений параллелепипеда.

Ведомость учета баллов на зачете

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Количество баллов

Основные вопросы

Дополнительные вопросы

Задача

Участие в опросе

Оперативность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник текстов и упражнений для подготовки к устному зачету в 7 классе

Этот сборник тем может помочь вам в подготовке к экзамену по английскому языку.В нем собраны устные темы, предусмотренные школьной программой для изучения английского языка учащимися 7-х классов.Кажда...

Система устных зачетов и переводных экзаменов в 10 – 11 классах углубленного изучения математики.

Для успешного освоения углубленного курса математики необходимо ориентировать детей на изучение его теоретических основ. Формировать умения и отрабатывать навыки решения задач можно лишь, опирая...

Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету

Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....

Вопросы для устного зачета по геометрии 8 класс

Устный зачет, тема "Подобие треугольников", углубленный курс геометрии, 8 класс.Зачет проводится по группам по 4-5 учащихся в форме блиц-опроса на знание формулировок теорем, определений.Время для отв...

Учетные листы для проведения устного зачета по теме "Политические режимы"

Таблицы с характеристикой режимов заранее размещаются на стенде "Готовимся к зачету". Учащиеся получают задание подтвердить реальными фактами каждый признак. При такой работе и сами признаки легко зап...

Оригинальная форма устного зачета

Вот уже несколько лет я провожу в 7-9 классах своей школы особым образом организованные уроки - зачеты, которые называются математическими рингами....

Программа промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета по дисциплине Иностранный (английский) язык, специальность Сестринское дело (базовая подготовка) очно-заочная форма обучения, 1 курс

Форма проведения дифференцированного зачета - письменная. Для подготовки к зачету студентам предлагается краткое содержание учебной информации, банк заданий в тестовой форме без эталонов ответов. Соде...