Конспект "Урок веселой математики в 9 классе"
план-конспект урока по геометрии (9 класс) по теме

Систематизация и обобщение знаний по геометрии в 9 классе в конце учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_duhovno-nravstv.vospitanie_koncep..doc57 КБ

Предварительный просмотр:

         Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Задача системы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. 

        Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.   Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ  РФ,  гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа,  человечество.  Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения краю, Формируя гражданина, мы прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин, с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

          Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся это-ценность мира –  как общего дома для всех жителей, как мирового сообщества, представленного разными  национальностями; как принципа жизни на Земле .Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность ,положительные качества и добродетели, все ценности. Ценность любви к Родине, народу как проявления духовной зрелости человека, выражающемся в осознанном желании служить Отечеству.    Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.  Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины .Ценность красоты как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир». Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках  норм, правил, законов общества.

     Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

      Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Овладение учащимися системой нравственных категорий и представлений, проявляющихся в их активной исследовательской, деятельностной позиции, позволяет им успешно социализироваться.        

ГОУ ДПО МО

Педагогическая академия последипломного образования

кафедра естественно-математических дисциплин

                                                        ЭССЕ

по «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России»

учителя МОУ Измайловской средней общеобразовательной СОШ Ленинского района Московской области

Рыбалко  Е.Н.

________________________

Руководитель курса доктор педагогических наук, профессор кафедры математических дисциплин

Л.И. Боженкова)

Москва 2012

                                           

                                              К О Н С П Е К Т

                          «Урока  веселой  математики» в  9 классе.

                  (проводится  в конце года по завершению изучения

                                              курса геометрии)

Цель  урока:     систематизировать и обобщить знания  по предмету «геометрия»;

                           проверить уровень   знаний по предмету;

                           развивать логическое мышление;

                           воспитывать познавательный интерес к предмету.

Оформление:

1. Выставка ребусов, кроссвордов и других работ ребят.

2. Математическая газета  «Смотри в корень!» ( в серьёзной и шутливой форме понятия «корня» в математике, грамматике, биологии, крылатые выражения со словом «корень»).

3. Девиз, под которым проходит урок: «Книга-книгой, а мозгами двигай»! В.В. Маяковский.

4. На доске записаны следующие слова:  «В Париже есть улицы, носящие имена выдающихся математиков. Это улицы Летандра, Реомюра, Паскаля, Бюффона , Карно, Декарта, Лейбница».

5. Магнитофон с записью математического гимна.

6. На отдельных листах заготовлены 2 ребуса.

7. Карточки    1,    2,    3,    4,    5,    6,    7,    8,    9,    0 ( 2 экземпляра для каждой команды.

9. Призы для команд.

                                                           ХОД    УРОКА

Ведущий.       Добро пожаловать в страну Математику!

                        В страну логарифмов, простых вычислений,

                        Корней, возведений и уравнений!

               Звучит гимн математике ( исполняет группа девочек).

      Пусть говорят- мы годы губим,

      Что умереть, что умереть нам суждено,

      Но математику мы любим

      Давным-давно, давным-давно, давным-давно.

      Мы любим спорт, мы любим песни,

      Мы любим танцы, любим книги и кино.

      Без математики мир тесен

      Стал бы давно, давным-давно, давным-давно.

      И смело можем доказать мы,

      Что Лобачевского учение верно,

      Что математика понадобилась людям

      Давным-давно, давным-давно, давным-давно.

Ведущий. «Процветание и совершенствование математики тесно связаны с благосостоянием государства»(Наполеон). Видимо, от понимания этого обстоятельства в Париже есть улицы , носящие имена выдающихся математиков. Это улицы Летандра , Реомюра, Паскаля, Бюффона, Карно, Декарта, Лейбница.

Домашнее задание на уроке. Подумайте и укажите, в каких городах нашей великой страны имеются улицы, носящие  имена великих математиков.

Ведущий. Математики - кто они ? О них рассказывают столько небылиц. Судите сами. Однажды ,гуляя, Пифагор подошёл к реке. Река тотчас же вышла из берегов и закричала (!): «Да здравствует Пифагор!»

А вот ещё один анекдот о математиках .

(Инсценировка анекдота школьниками)

                         

Ведущий.        Сегодняшняя встреча пройдёт между двумя командами ( «Циклоида» и «Синусоида»).

Встреча пройдёт под девизом «Книга-книгой, а мозгами двигай !»  и при существующем напутствии членов редколлегии в газете «Смотри в корень!».

В нашей встрече будут занимательные задачи, задачи на сообразительность, серьёзные вопросы и …дурацкие вопросы.

Дурацкий вопрос. Большой, зелёный живёт под землёй и питается камнями. Кто это? ( Большой зелёный камнеед ).

                                                 * * *

 Разминка  команд. (за правильный  ответ- 1 очко)

  1.        Арифметический  я  знак,

             В  задачнике  меня  найдешь  во  многих строчках.

              Лишь  «о»  ты  вставишь, зная  как,

              И  я-  географическая  точка.          ( +, полюс )

  2.          Я – цифра  меньше  десяти,

               Меня  тебе  легко  найти.

               Но  если букве «я»  прикажешь рядом встать,

               Я все- отец, и ты, и дедушка, и мать.   (семь, семья)

  3.          Требуется  полсотни разделить на половину.

               Сколько  получится?

  4.          Чему  равно  произведение  всех цифр?

  5.       Назовите  фамилию, имя, отчество русской женщины-математика.

  6.       Кто  автор первого  учебника по математике в России?  

  7.       Чему  равны углы ромба, если одна из его диагоналей равна стороне

             ромба?

  8.        В каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине треугольника?

  9.        Чем замечателен  египетский треугольник?

  10.       Посчитайте сумму всех натуральных чисел от 1 до 100.( ( 1+100)/2*100=

              =5050).

 

                                                  * * *

 « Математика-  царица  всех наук, а арифметика- царица математики».

          (У каждого члена команды по карточке с цифрой.) 

Ведущий  читает пример, члены команды «выстраиваются»  в правильный ответ.

Команда , посчитавшая  «в уме»  правильно и быстро, получает 2 очка.)

        1)  14²     (196);                                   4) 55²  (3025);

        2)  27 *  11  (297);                              5) 2³ +  15 ;

        3)   625√1/25  (125);                           6)  √1,21 ;

        7)  21 * 15;                                          9)   128²:  64² ;

        8)  64 * 2,5;                                         10)( 98²- 4)/100.

                                                     * * *

         

  « О!  Геометрия!»           (  ученик читает наизусть стихотворение)

           О Петр, ведь ты построил город

           Не для  умерших – для живых!

           Тяжелый  дождь бежит  за ворот

           Окаменевших  часовых.

                                          Недвижимы  аллеи парков,

                                          Прямы  проспекты, как стрела.

                                          Сильней  божественных монархов

                                          Здесь  геометрия  была.

           Гуляют  каменные  финны.

           Курятся  трубки  из  бород.

           Вот и построили  Афины

           Средь топей  северных  болот !

                                           Налево львы. И львы  направо.

                                           А  у заставы  инвалид.

                                           Штык  держит  вертикально прямо,

                                           Как  геометрия   велит.

                                                                                   Е. Винокуров.  

        Далее  идет соревнование команд в форме  блиц  : вопрос- ответ

      каждому  участнику.

                     Дать  определение…

 1. Теоремы.                                         1. Синуса острого угла в прямоуг. треуг.

 2. Биссектриса угла.                           2. Косинуса.

 3. Медианы треугольника.                3. Тангенса.

 4. Параллельных прямых.                 4. Касательной.

 5. Внешнего угла треугольника.       5. Вписанного  угла.

 6. Остроугольного треугольника.     6. Тупоугольного треугольника.

 7. Параллелограмма.                          7. Центрального угла.

 8. Трапеции.                                        8. Правильного многоугольника.

 9. Ромба.                                              9. Окружности, описанной около многоуг.

 10.Средней линии треугольн.           10. Окружности, вписан. в многоугольник.

                                                  * * *

                                   Блицтурнир  капитанов

 Капитану 1 команды:                                         Капитану 2 команды:

1) К однозначному числу                            1) Во сколько раз длина километра

    приписали такую же цифру.                        больше длины миллиметра?

    Во сколько раз увеличилось число?                      

2)Отца одного гражданина зовут Нико-    2) Деревянный окрашенный куб с реб-

   лай Петрович, а сына этого граждани-        ром 3см распилили на кубические

   на зовут Алексей Владимирович.                сантиметры. Сколько среди них ку-

   Как зовут гражданина?                                 биков , которые окрашены с трех

                                                                            сторон?

3) В доме 6 этажей одинаковой  высо-       3) Половина- треть его. Какое это чис-

    ты . Во сколько раз лестница на 6 этаж      ло?

    длиннее, чем лестница на 3 этаж?

                                                   * * *

                                        Решение  задач

  ( Приготовить карточки  с  3 задачами  для  каждой команды. За каждую правильно решенную задачу  - 2 очка).

                                           1  карточка

    1)  60 листов  книги имеют  толщину  1см . Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?

    2)  Напиши  99  чисел: 1,2,3,4,…,98,99. Сколько раз в записи встречается  циф-

          ра 5?

    3)  Стоимость  книги  25 рублей и еще  половина  стоимости . Сколько стоит

          книга?

                                                 

                                               2 карточка

   

    1) Сколько надо  всего цифровых знаков, чтобы  пронумеровать в ней 100 стр.?

   

    2)  Напишите  20 при помощи четырех девяток .

    3)  Когда  отцу мальчика был 31 год  мальчику было 8 лет. А  теперь отец вдвое

          старше сына. Сколько лет мальчику теперь?

                                                      * * *

                          Подведение  итогов,    награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Веселая математика" 6 класс

Заключительный урок для учащихся 6 класса....

Внеклассное мероприятие по математике «КВМ» (Клуб Веселых Математиков) игра для учащихся 6-9 классов

Внеклассное мероприятие по математике «КВМ»(Клуб Веселых Математиков)игра для учащихся 6-9 классов...

Внеклассное мероприятие по математике для 5 - 7 классов "Веселая математика"

Путешествие на математическом поезде в страну «Весёлая математика». Нас в пути ждут интересные станции:1.     «Эрудит», отгадывание кроссвордов;2.     «Ве...

ИГРА Клуб Веселых Математиков. 5 класс

ИГРАКлуб Веселых Математиков....

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8 класса: «ЧАС ВЕСЕЛОЙ МАТЕМАТИКИ»

Мероприятие разработано в форме игры, состоящей из следующих конкурсов: -  «Звездный час»;-  «Счастливый случай»;-  «Поле чудес»;-  «Брейн-ринг»;-  «Подумай! Сообрази!».И...

Клуб веселых математиков. 5 класс

Презентация к уроку обобщения в 5 классе....

Час веселой математики, 6 класс

Сценарий внеклассного мероприятия по математике для обучающихся 6 класса...