Из опыта проектной деятельности
статья (геометрия, 7 класс) по теме

         Как показывает опыт, метод проектов – один из эффективных методов повышения мотивации обучающихся на уроках для достижения определенных результатов и овладения определенными знаниями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_proektnoy_deyatelnosti.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                        МАОУ ООШ п. Мельниково

Ольхова З.В., учитель математики высшей категории

          Творческая и проектная деятельность учащихся при изучении математики. 

      Основой современных образовательных стандартов российского образования и главной задачей современного учителя является формирование базовых компетентностей современного человека. Постоянно растущий объём информации, её многопрофильность привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности знать и уметь всё.  В этот период наиболее ценным стало умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решение.

      Таким образом, характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. И одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Соответственно, меняются и задачи учителя. Теперь он должен быть не только и не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску.

    На первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения, так как у многих современных школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Проблема активности личности в обучении – это ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, её профессиональной подготовки и главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения.  Умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их -гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, поэтому  учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие современным требованиям.

       Одной из таких технологий является “технология проектов”. Суть и идея ее заключается в организации самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся.

         Как показывает опыт, метод проектов – один из эффективных методов повышения мотивации обучающихся на уроках для достижения определенных результатов и овладения определенными знаниями. Математика и информатика – это науки, где такие слова как эксперимент, исследование, практическая работа являются неотъемлемыми частями процесса обучения. Математика описывает все закономерности в природе, жизни, гармонию чувств и красоту красок и звуков, а информатика позволяет оформить это в интересной и доступной форме. Здесь огромное поле для активизации учебно-познавательной деятельности школьников. Например, исследовать пропорции человеческого тела, создать проект исследования застройки микрорайона, в котором ты живешь. Данные исследования не только формируют знания школьников по математике, но и работают на профориентацию обучающихся.

      В основу “технологии проектов” положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.      

           Метод проектов, как компонент системы образования, создаёт личностную мотивацию школьника в решении интересной проблемы. Найденный способ решения проблемы имеет практический характер, является социально значимым как для школьника, так и для взрослого человека. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня будет легче адаптироваться к меняющимся условиям жизни в современном обществе.

         Трудно переоценить роль учителя в проектной деятельности. Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

 Применение метода проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций:

  1. образовательной функции  
  1. знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
  2. формирование набора базовых сквозных компетенций, обеспечивающих функциональную грамотность (языковую, компьютерную, информационную, правовую, экологическую и др.);
  1. воспитательной функции, то есть использование метода проектов в обучении школьников состоит в развитии личностных качеств:
  1. деловитости,
  2. предприимчивости,
  3. ответственности,
  4. выработки навыков разумного риска и др.
  1. развивающей функции, то есть использование метода проектов в обучении состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных знаний и умений для анализа и решения практических задач, создаются условия для формирования и развития у обучающихся творческих способностей.
      Из опыта:   

       Важно, чтобы тема проекта не навязывалась учителем. В крайнем случае, допустим выбор одной из предложенных тем.

 Так, мои учащиеся разработали в течение 2-х последних лет:

информационные проекты

в 5-м классе -“Старинные меры”,  в 6 классе- «Теория чисел», в 7-м классе --“Взаимное расположение графиков линейных функций», в 8-м классе - “В мире симметрии”, Теорема Виета”.

Исследовательские проекты

в 6-м классе “-Пропорции вокруг нас”, в 7-м классе -“Как функция может связать воедино окружающий нас мир”,  “Формулы сокращенного умножения”, в 8-м классе -“Золотое сечение”, «Системы счисления», «Диофантовы уравнения»,в 9-м классе-«Жизнь и открытия Архимеда», «Дробно-линейная функция» и др., а также практико-ориентированные проекты по отдельным темам геометрии.

           За некоторое время перед изучением какой-либо главы учебника геометрии я предлагаю учащимся темы творческих работ по тематике изучаемой главы. Учащиеся разрабатывают эти темы под моим руководством, затем на последнем заключительном уроке (урок защиты творческих работ), проводим мини-конференцию по защите проектов.  На подготовку проекта дается 5-7 дней. Как только проекты готовы, я предоставляю учащимся время на уроке для презентации своего проекта. Оценка за проект формируется из трех составляющих: самооценка, взаимооценка, оценка учителя. 

Следует выделить следующую структуру проекта:

  1. выбор темы проекта;
  2. определение места проекта в учебном планировании;
  3. формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы;
  4. определение целей проекта;
  5. формулирование методических задач;
  6. выбор тем индивидуальных исследований школьников;
  7. выдвижение гипотез;
  8. формирование групп для проведения исследований;
  9. обсуждение плана работы и источников информации;
  10. самостоятельная работа обучающихся в группах и задание для каждого участника группы;
  11. подготовка отчетов по заданиям;
  12. защита полученных результатов;
  13. выбор и утверждение критериев оценки.

             Так, перед началом 2012/13 учебного года я разработала вопросы проекта   изучения Ι-й главы  геометрии 7 класса «Начальные геометрические сведения», который разделила на 2 подпроекта.

           Разумеется, в этом есть своеобразный риск, так как предмет «геометрия» ребята только начинают изучать. С другой стороны, основная цель изучения главы: систематизировать  имеющиеся знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур с опорой на наглядные представления учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов.

                                    Тематика 1- го подпроекта:

  1. Зарождение геометрии. От практической геометрии к науке геометрия. История развития геометрии.
  2. Геометрия Евклида.
  3. Аксиоматический метод построения геометрии. Основные понятия геометрии.

                           Тематика 2-го подпроекта:.

  1. Понятие равенства фигур. Отрезок. Середина отрезка. Сравнение и измерение отрезков:

- какие фигуры называются равными?

- объясните, что такое отрезок;

- как обозначают отрезок?

- свойства длин отрезков;

- какими инструментами пользуются для измерения расстояний?

- единицы измерения отрезков (основные и дополнительные);

- как найти длину отрезка, если точка делит его на 2 отрезка, длины которых известны?

-как называется прием  для «проведения»длинных отрезков прямых на местности?

- какая точка называется серединой отрезка?

- объясните, как сравнить 2 отрезка;

-примерный круг задач.

  1. Угол. Биссектриса угла. Сравнение и измерение углов:

-объясните, что такое луч; Как обозначаются лучи?

-какая фигура называется углом? Объясните, что такое вершина и стороны угла?

- как обозначают углы?

-сформулируйте свойства градусных мер угла;

- сформулируйте свойство измерения углов4

- на сколько частей делится плоскость сторонами угла?

-какой угол называется развернутым?

- какой угол называется острым?

- какой угол называется тупым?

- какой угол называется прямым?

-что такое  градус  и градусная мера угла?

-каким инструментом измеряют углы? А на местности?

- сколько неразвернутых углов образуют 3 прямые?

-объясните, как сравнить 2 угла

- луч ОС делит угол АОВ на 2 угла. Сколько всего углов на чертеже? Как найти градусную меру угла АОВ, если известны градусные меры углов АОС и СОВ?

- какой луч называется биссектрисой угла?

- примерный круг задач.

  1. Смежные и вертикальные углы. Перпендикулярные прямые.

- какие углы называются смежными?

- сформулируйте свойство смежных углов;

- как построить угол, смежный данному?

- чему равен угол между биссектрисами смежных углов?

-  какие углы называются вертикальными?

-  сформулируйте свойство вертикальных углов;

- какие углы получаются при пересечении 2-х прямых?

- какие прямые называются перпендикулярными?

- сформулируйте свойство перпендикулярных прямых;

- сколько неразвернутых углов получается при пересечении 2-х прямых?

- примерный круг задач.

        На начальном этапе изучения геометрии перед учителем стоят  не только задачи организации самообразования  учащихся, но и задачи особой важности:

  1. Начать обучение школьников четким геометрическим формулировкам и рассуждениям.
  1. Постепенно подводить учащихся к пониманию необходимости доказательства каждого утверждения.
  1. Начать обучение умению выделить из текста геометрической задачи ЧТО ДАНО и ЧТО ТРЕБУЕТСЯ НАЙТИ (или доказать), отразить ситуацию, данную в условии задачи и возникающую по ходу ее решения, на рисунке, кратко и четко записать решение задачи.

       Обучая учащихся в 5-6 классах,  я стараюсь акцентировать  их внимание на основные геометрические   понятия  и задачи, связанные с ними и поясняю, что изучением геометрических фигур занимается самостоятельная наука геометрия. Таким образом готовлю будущих 7- классников к изучению нового предмета и предслагаю тематику 1-го подпроекта учащимся заранее. Более того, мотивированным   учащимся предложила подготовить материал и презентации по указанным вопросам в  летнее каникулярное время. Данный материал  помимо общеразвивающих целей несет в себе  большой эстетический потенциал.

                2-ой подпроект учащиеся начнут выполнять с начала учебного года.

        Цели проекта: 

  1. Побудить учащихся:
  1. к совершенствованию знаний, умений и навыков;
  2. к развитию логического и критического мышления;
  1. Исследовательская деятельность учащихся на уроке.

   Задачи проекта:                 

  1. углубить знания, укрепить приобретённые навыки, перенести их в новые условия;
  2. установить логические связи и закономерности между изученными определениями и понятиями;
  3. формировать практическое умение «доказывать»;
  4. выявить и устранить пробелы в знаниях учащихся;
  5. создать творческую атмосферу, атмосферу успеха.  

  Предполагаемый результат: 

  1. создание проектной работы;
  2. осознание учащимися значимости изучаемой темы;
  3. усиление мотивации к изучению геометрии;
  4. формирование мотивации к исследовательской работе.

  Критерии оценки проекта:

  1. Полнота раскрытия темы;
  2. Оригинальность решения проблемы;
  3. Качество выполнения продукта;
  4. Убедительность презентации.

Распределение времени на изучение Ι-й  главы «Начальные геометрические сведения»

( 11 часов)

1. О проектах, вводное занятие                          1ч  (Приложение1)

      2. 1-й подпроект                                                   1ч, защита

3. 2-й подпроект                                                   3ч, в том числе защита

4. Решение задач                                                   4ч

5. Контрольная работа                                         1ч

6. Анализ контрольной работы                           1ч

       Перед тем, как приступить к работе над проектами, все учащиеся обязаны ознакомиться с теоретическим материалом всей главы, иначе получится, к примеру,  что 3-я группа не зная, что такое луч, не может  говорить об углах.  С этого момента учащиеся готовят ответы на все вопросы к главе, так как к моменту защиты проектов каждый должен владеть необходимыми теоретическими сведениями, чтобы приступить к обучению умениям решать задачи.

            В работу над данным проектом вовлекаются  все ученики класса. Класс заранее разбивается на группы по желанию учащихся. Единственное условие, чтобы в группу вошли учащиеся разных способностей: как сильные,  так и слабые. Далее в каждой группе выбирается руководитель проекта, с которым учитель должен поработать перед началом их совместной деятельности. Руководитель группы предлагает  каждому задание с учетом уровня его математической подготовки, а также  подчеркивает актуальность темы проекта для расширения познавательного и образовательного уровня, желание и возможность раскрыть и развить тему интересно для своих одноклассников, для педагога и других слушателей. В ходе работы над проектами(сбором и обработкой информации), учащиеся получают домашние задания практического характера(из учебника): построить, провести, измерить и.т.

       Полезны  промежуточные отчеты учащихся по проектам. В дискуссии по коллективному проекту обязательно выслушивается мнение каждого участника. Это покажет учителю, одинаковый ли уровень подготовки обучающихся, не возникнут ли в процессе исследовательской деятельности разногласия, которые будут тормозить ее выполнение. Далее идет полностью работа с информационным материалом. В любом случае проектная методика предполагает самостоятельную работу ученика с источниками информации. Путем разных стратегий отбирается важный исследовательский материал по выбранной теме. Именно на данном этапе снимаются все трудности: учащиеся сопоставляют план изложения материала, в котором отражен прогноз результатов исследования, излагают свои знания, соображения, идеи по проблеме. Далее на каком-то уроке можно провести предварительную апробацию написанного проекта. Проекты могут оформляться в письменном виде и путем публичной защиты. Объем письменно оформленных проектов по математике может быть различным, в зависимости от типа проекта и времени его выполнения, в зависимости от количества графического материала, рисунков, таблиц исследования и т.д. Меньшим, как правило, бывает объем краткосрочного проекта. Он охватывает небольшой круг вопросов. Каждая группа выдвигает своего представителя и консультанта, которые делают презентацию своей работы на уроке. Другие группы принимают активное участие в обсуждении и доказательстве, делая записи в тетрадях, задавая дополнительные вопросы.
Учитель направляет учебную дискуссию в нужном направлении.

После защиты проектов, учитель проверяет знания всех учащихся или в виде игры «Своя игра» по нескольким номинациям, или по готовым чертежам (Тема «Равенство треугольников»),и только после этого переходим к письменным оформлениям задач, постепенно повышая уровень сложности.

   Литература

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е. С. Полат – М.: Изд. центр «Академия», 2007 г.
  2. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2008. №2. С. 3-24.
  3. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997.
  4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256с.

Электронные ресурсы

  1. http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html «Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства»
  2. Презентация учителя математики МКОУ Москаленский лицей Бадюк Ольги Ярославовны.
  3. Презентация Калининградского института развития образования, 2010г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое - занятия "Лилии" Доклад "Обобщение положительного опыта проектной деятельности."

Открытое занятие "Лилии" проводилось на базе школы, начальные классы.Доклад зачитывался на районом МО....

Обобщение педагогического опыта "Проектная деятельность на уроках литературы как инструмент социализации личности"

    В работе филологической кафедры принимают участие учащиеся с достаточно высоким уровнем учебной мотивации.  Но большой проблемой для учителя, я думаю, с этим многие согласятс...

"Реконструкция русских фольклорных традиций как расширение современного образовательного пространства " из опыта проектной деятельности.

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ На IX Всероссийской научно-практической конференции «Новая жизнь искусства в школе». Совместно с учителем русского языка и литературы Федоровой В.А....

Формирование опыта проектной деятельности обучающихся 8 класса на примере учебного проекта “The School of My Dream”

       Учебный проект «Школа моей мечты» (“The School of My Dream”) интегрирован в рабочую программу курса углублённого изучения английского языка для 8 класса. Предметное с...

Из опыта работы по организации проектной деятельность учащихся: " Компетентностный подход в реализации проектной деятельности детско-взрослых экологических сообществ"

  Метод проектов – это система учебно – познавательных приемов, позволяющих  решить ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся  и об...

Учебный прикладной проект по физике как способ формирования опыта проектной деятельности обучающихся 8-9 классов. Название: Исследование законов постоянного тока

Учебный прикладной проект по физике как способ формирования опыта проектной деятельности обучающихся 8-9 классов...