"Реконструкция русских фольклорных традиций как расширение современного образовательного пространства " из опыта проектной деятельности.
проект (9 класс) на тему

Смирнова Екатерина Анатольевна

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ На IX Всероссийской научно-практической конференции «Новая жизнь искусства в школе». Совместно с учителем русского языка и литературы Федоровой В.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_19.05.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Екатерина Анатольевна

Федорова Вера Александровна

ГБОУ школа «Тутти»

Центрального района

Санкт - Петербурга

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ

На IX Всероссийской научно-практической конференции

«Новая жизнь искусства в школе»

20–21мая 2016 г.Санкт-Петербург

Секция 2. «Педагогика встреч: культурно-образовательные проекты

и события в школе»

"Реконструкция русских фольклорных традиций как расширение

современного образовательного

пространства "

1. Постановка проблемы: обучающиеся 9го класса проявили желание реконструировать старинные обряды. Дети опирались на знания старинных обрядов, почерпнутых из художественной литературы и фильмов-фэнтези, где обряды являются художественным вымыслом. Возникла проблема поиска материала. Нами было сделано предложение обратиться к русским календарным обрядам. Обстоятельства не позволяют нам собирать материал в полевых условиях, но в нашем городе имеется достаточно архивов для исследования уже собранного материала.

2. Целеполагание: таким образом, была сформулирована цель деятельности - реконструкция русских фольклорных традиций

3. Реализация задуманного и подготовка материала:

а) Одним из 9тиклассников был подготовлен доклад на тему «Что такое фольклорный обряд? Жанры обрядов в русском фольклоре»

б) С группой детей мы отправились в архив фольклорного кабинета при музыкальном училище им. Римского-Корсакова. Там мы познакомились с текстовыми и звуковыми материалами нескольких календарных обрядов Псковской области. Ребята начали осваивать азы архивной практики, узнали, чем отличаются нотные записи профессиональной музыки от записей фольклора, профессиональное вокальное звукоизвлечение от народного пения, как проводится расшифровка звуковых фольклорных записей. Таким образом, мы подготовили    материал для работы.

в) Следующим этапом было собственно конструирование обряда, разучивание песен и текстов по конкретному обряду.

г) В ходе подготовки к реконструкции выяснилось, что требуется сделать несколько макетов фольклорной атрибутики. К работе был подключен педагог по ИЗО, проведший с ребятами мастер-класс по изготовлению макетов.

  1. Последовательность мероприятий обусловлена календарным циклом. Фольклорная традиция предполагает проведение обрядовых действий в строго определенное календарное время. Нам удалось подготовить часть обряда  колядования, обряд масленицы и несколько весенних обрядов, объединенных в одну композицию — волочебный, обрядовое качание на качелях, «заламывание» и украшение дерева. (так это происходит и в живом обряде: один весенний обряд плавно переходит в другой).
  2. Описание основных мероприятий, проводимых в рамках цикла:
  1. Фольклорный праздник «Гуляй, Масленица!». Музыкально - художественные атрибуты фольклорного праздника.
  2. Командная игра «Путешествие в мир фольклора» и мастер-класс  «На Масленицу»
  3. Фольклорный праздник «Встреча весны»
  4.  Масленичная ярмарка

6. Задачи:

  • Обучающие: познакомить учащихся с фольклором и обычаями разных народов, инструментами, спецификой звучания и исполнения русских народных песен, костюмами, традициями праздников; научить исполнять народные песни с ритуальными движениями, водить хороводы; привить  навыки  работы в прикладных жанрах.
  • Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к традициям народа, формировать представление об истории России, используя различные виды деятельности (художественный труд, музыкальное и литературное творчество, исследовательскую работу).
  • Развивающие: выработать у учащихся навыки сотрудничества, самостоятельного сбора материала, его обработки в виде презентации, умение выступать на публике с подготовленным материалом, придумывать, организовывать проводить конкурсы, игры.

7.Расширение образовательного пространства по двум направлениям: географического пространства (работали в архиве), информационного пространства (получили опыт работы в теме, которая не затрагивается в учебной программе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование школьных традиций в развитии образовательного пространства

Статья о "Лихачевском проекте" ГБОУ школы № 47 имени Д.С.Лихачева. "Лихачевский проект" - система работы, основанная на сохранении лучших традиций школы, определяющая уклад школьной жизни....

Использование школьных традиций в развитии образовательного пространства

Статья о "Лихачевском проекте" ГБОУ школы № 47 имени Д.С.Лихачева. "Лихачевский проект" - система работы, основанная на сохранении лучших традиций школы, определяющая уклад школьной жизни....

Из опыта проектной деятельности

       Как показывает опыт, метод проектов – один из эффективных методов повышения мотивации обучающихся на уроках для достижения определенных результатов и овладения опреде...

Создание здоровьесберегающего образовательного пространства. Из опыта работы

О важности и необходимости создания здоровьесберегающего простраства в школе. Из опыта работы...

Возможности интерактивного образовательного пространства для организации воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования

Ахтямова Е. В.методист, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Росси...