Использование продуктов проектной деятельности учащихся 1о-11 классов в работе учителя математики.
учебно-методический материал по геометрии (11 класс) по теме

Вэтом докладе раскрыты возможности использованияпродуктов проектной деятельности учащихся 10 - 11 классов на уроках геометрии. В результате

выполненного проекта появился дешевый  продукт - стереометрические фигуры, которые быстро и легко констуируются и применяются для решения

задач как демонстрационный материал, обеспечивающий понимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование продуктов проектной деятельности учащихся  1о-11 классов в работе учителя математики.

Моя работа по теме самообразования проходит в рамках программы  «Intel» - обучение  для  будущего. Программа «Intel» разработана  американскими авторами из Института компьютерных технологий и переведена на русский язык для скорейшей подготовки   учителей общеобразовательных школ к эффективному использованию информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Главным в обучении  по этой программе является освоение учителями педагогических технологий, в частности,  проектно – исследовательского метода, способного повысить качество обучения. Во время освоения этой программы мне пришлось работать над учебным проектом «Изготовление фигур стереометрии как условие саморазвития и самосовершенствования старшеклассников»   Проект выполнен и защищен, и работа в этом направлении продолжается.

Учебная  деятельность учащихся  отражается в следующих этапах учебного проекта в рамках  «Intel»:

  1. Продумывание учителем темы проекта.
  2. Выбор возрастной категории учащихся
  3. Формулирование основополагающего вопроса
  4. Формулирование дидактических целей проекта
  5. Формулирование методических задач
  6. Формулирование проблемы (выбор темы индивидуальных исследований учащихся)
  7. Выдвижение гипотез решения проблем
  8. Определение творческого названия проекта
  9. Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов
  10. Обсуждение плана работы  учащихся индивидуально или в группе
  11. Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав
  12. Самостоятельная работа  учащихся в группах, обсуждение заданий каждого в группе
  13. Самостоятельная работа групп
  14. Подготовка учащихся отчета о проделанной работе
  15. Защита полученных результатов и выводов
  16. Оценивание результатов проекта школьниками и учителем.

Самое сложное для учителя в ходе проекта- это роль независимого консультанта
Трудно учителю удержаться от подсказок, особенно тогда, когда учащиеся выполняя проект, идут не в том направлении . В это время уместно  проведение консультации для рассмотрения проблемы, возникающей у большого числа школьников.
Учитель при этом  помогает ученикам в поисках источников информации  поддерживает и одобряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь . Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужное русло для самостоятельного поиска. Но  ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, получить достоверный и практически значимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает направление проектной деятельности.
У  каждого учащегося  при выполнении проекта возникают свои  сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, и эту работу нужно организовать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения.

 Как показывает опрос, проводимый в ходе  проекта «Intel»,  примерно 50 – 54 %  учащихся  10 – 11 классов испытывают трудности во время изучения стереометрии. У 20% учащихся 10 класса  отсутствуют пространственные представления. Это означает, что такие ученики изображенный на доске тетраэдр видят как четырехугольник с диагоналями. Оптимальный путь развития пространственного воображения найден. Это изготовление стереометрических фигур своими руками. Испытывая  определенные трудности, ребята ищут и находят наиболее эффективные для работы на уроках геометрии материалы для изготовления стереометрических фигур.  В этом учебном году  при изучении темы «Задачи на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда» учащиеся по желанию  выполняли монопроект.  В  результате исследования выяснили,  что наиболее эффективной для изучения являются каркасные модели тетраэдра и прямоугольного параллелепипеда из деревянных спиц, скрепленных пластилином. Для построения сечений  этих многогранников на  уроке тратится мало времени. Модель  не сохраняется .Ее можно быстро восстановить Уровень понимания  этого учебного материала в 10 «Б» классе повысился на 24%.

 В ходе выполнения проекта может возникать не одна ,а две или три проблемы, которые решаются благодаря выполнению новых проектов.А ведь новый проект возникает там, где существует проблема.Так, например, в этом учебном году, при изучении в 11 классе темы  «Цилиндр» учащимися  был осуществлен краткосрочный проект «Цилиндр –как фигура вращения». Участниками проекта была изготовлена модель вращающегося прямоугольника вокруг одной из его сторон . И здесь возникла проблемная задача: в каком случае площадь полной поверхности цилиндра больше: при вращении прямоугольника вокруг  большей или меньшей стороны? Задача была решена с полным математическим обоснованием. Но возник еще один   хороший вопрос: Где это можно применить? На вопрос учащиеся предлагали неплохие гипотезы, которые либо опровергаются, либо подтверждаются. Некоторые из  них  являются гипотезами промышленного масштаба. Например, в каких по размерам емкостях лучше всего хранить нефть? И почему? Этот проект пока не защищен. И как говорят участники программы  «Intel» - присоединяйтесь!  Присоединяйтесь к новому проекту,   проблема есть!

Материалы монопроекта учащихся 10 класса Звигиной Анастасии, Марчук Марины, Володько Анастасии нашли свое воплощение при подготовке к  ЕГЭ при решении задач части . При возникших затруднениях в решении таких задач  учащиеся  выполняют  каркасную модель задачи, что значительно облегчает выполнение чертежа и ее решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Проектная деятельность учащихся во внеурочной работе по математике.

    Современные стандарты качества образования требуют от учителя новых подходов в обучении, новых технологий. Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС ООО, определяют цели образов...

Статья «Использование онлайн сервисов для создания мультимедийных презентаций как продуктов проектной деятельности при изучении истории и обществознания»

В информационном обществе одним из важнейших инструментов создания образовательных продуктов, позволяющих не только выразить идеи и знания, но и привлечь внимание учащихся являются презентации. Визуал...

Организация проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя ОБЖ).

Реализация проектной деятельности учащихся на уроках ОБЖ....

Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...

МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИЗО)

Метод учебного проекта в робразовательном процессе: традиции и новаци в организации проектной деятельности обучащихся...