Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)
методическая разработка

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как показал прошедший учебный год, мы должны быть готовы к любым стремительным переменам, при этом учитель должен сохранить мотивацию учащихся и интерес к своему предмету, в независимости от тех условий, в которых он оказался. В настоящее время обучение иностранному языку это уже непросто овладение определенной суммой знаний, это вовлечение в диалог культур. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, используя все необходимые для того приемы и методы, является отличительной чертой урока английского языка. Обучение, направленное на формирование коммуникативных компетенций, может происходить в условиях личностно-ориентированного и деятельностного подхода. Обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_uchebnogo_proekta_v_obrazovatelnom_protsesse.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Метод учебного проекта в образовательном процессе:
традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся
(из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как показал прошедший учебный год, мы должны быть готовы к любым стремительным переменам, при этом учитель должен сохранить мотивацию учащихся и интерес к своему предмету, в независимости от тех условий, в которых он оказался. В настоящее время обучение иностранному языку это уже непросто овладение определенной суммой знаний, это вовлечение в диалог культур. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, используя все необходимые для того приемы и методы, является отличительной чертой урока английского языка. Обучение, направленное на формирование коммуникативных компетенций, может происходить в условиях личностно-ориентированного и деятельностного подхода. Обучение общению должно происходить в ходе выполнения продуктивных видов работ [2].

Одним из таких методов, соответствующим требованиям ФГОС является метод проектной деятельности учащихся. При таком обучении  происходит перераспределение ролей в учебном процессе: ограничение ведущей роли учителя, присвоение преподавателю функций помощника, консультанта, что требует от обучающихся определенной самостоятельности и умения опереться на уже имеющийся опыт и знания[1].

Бесспорным преимуществом проектной деятельности является возможность вести индивидуальную работу над темой, наиболее интересной для каждого участника проекта, обращаясь к различным источникам информации, выходя за рамки школьной программы. Данная деятельность требует анализа, сравнения, рассуждения. По итогам учащиеся имеют возможность наглядно оценить свои результаты, сравнить их с достижениями одноклассников.

Проектная деятельность — это адаптационная технология. Например, один из самых распространенных проектов «My family» может быть реализован как в начальной школе, так и в старших классах. Учителя английского языка обращаются к нему в независимости от УМК, возраста и уровня подготовки детей [6].

Организуя работу над проектом важно соблюсти некоторые условия:

  • тематика и сложность работы должна соответствовать возрасту и уровню обученности;
  • проблема формируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний, делая работу метапредметной;
  • разнообразные и по возможности аутентичные источники информации [5].

В данном случае газеты, журналы, песенный материал, фильмы могут служить не только источником информации, но и предметом исследования.

При работе над проектом своим учащимся я предлагаю самостоятельно разработать план (который тоже может быть подвергнут корректировки в ходе работы), проработать маршрут для каждого участника (в случае групповой работы).  Данный маршрут определяется исходя из индивидуальных возможностей, уровня мотивации каждого участника.  Таким образом, нам удается избежать ситуаций, когда работа выполняется частью группы. Каждый ученик несет ответственность за выполнение задачи на конкретном этапе и нам удается вовлечь в процесс всех детей, приучая доводить дело до конца.  Данные задания могут быть подготовлены учителем, если проект краткосрочен и проводится в блоке уроков с подготовкой в классе. Или задания могут быть подготовлены сильными учениками группы. Такая организация работы оправдывает себя, особенно когда учащиеся знакомятся с таким методом работы и не имеют большого опыта. С такими группами лучше начинать знакомство с мини – проектов, которые часто реализуются в рамках одного урока.

Для более подготовленных и старших классов лучше выходить за рамки традиционных проектных работ и готовить работы, связанные с монтажом фильма о школе, о школьном хореографическом коллективе (включить интервью с участниками), об увлечениях одноклассников. Такие формы проектов совмещают готовый продукт и презентацию работы.

Презентация проекта – кульминационный этап. Умение представить, заинтересовать, удивить слушателя может сгладить некоторые недочеты.

Не стоит ограничивать учащихся в выборе музыкального, графического оформления. Непринужденное и естественное поведение обеспечит дальнейшую мотивацию и придаст уверенности.

Конечно, при подведении итогов необходимо проговорить моменты, требующие проработки, но акцент сделать на сильные стороны работы, создав ситуацию успеха. Не следует забывать, что проектная работа – это творческая работа. И не смотря на все существующие критерии, следует избегать гиперкоррекции [3].

Безусловно, данный метод имеет и слабые стороны. Зачастую проекты бывают затянуты по времени, и учащиеся могут потерять интерес, ученик может переоценить свои силы в реализации проекта.

Но проектная деятельность при изучении английского языка дает возможность сделать привычное, по - новому, избегая рутины, повышая уровень овладения языкового материала, уровень мотивации и уровень общего интеллектуального развития учащихся [4].

Литература

  1. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. — М., 2003.
  2. Гуръе Л.И. Проектирование педагогических систем. — Казань, 2004.
  3. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. — СПб., 2000.
  4. Нарушевич А.Г. Использование мультимедийных презентаций в учебном процессе //Русский язык. Первое сентября. 2010. № 10. С.7-12.
  5. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения.—М.2018
  6. Сергеев И.С. Как организовать практическую деятельность учащихся. М-2005.        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя ОБЖ).

Реализация проектной деятельности учащихся на уроках ОБЖ....

Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся.

Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся....

Статья "Обучение в парах: традиции и новации (из опыта работы учителя английского языка)"

В статье рассказывается о работе в парах, как об одном из методов, позволяющих активизировать деятельность обучающихся, повысить мотивацию, улучшить результативность в процессе обучения иностранному я...

МЕТОД УЧЕБНОГО ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИЗО)

Метод учебного проекта в робразовательном процессе: традиции и новаци в организации проектной деятельности обучащихся...

Из опыта работы учителя английского языка Изотовой Е.В. «Как организовать эффективную учебную деятельность на уроке английского языка?»

Статья освещает эффективные приемы и методы формирования УУД на уроках английского языка, которые автор статьи использует на своих уроках....

«Организация проектной деятельности в рамках ФГОС на уроках английского языка и во внеурочной деятельности обучающихся младшей и средней школы»

Теория и практика. Краткое обобщение личного опыта работы над информационным проектом в среднем звене общеобразовательной школы...