Из опыта работы учителя английского языка Изотовой Е.В. «Как организовать эффективную учебную деятельность на уроке английского языка?»
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Изотова Елена Викторовна

Статья освещает эффективные приемы и методы формирования УУД на уроках английского языка, которые автор статьи использует на своих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_organizovat_effektivnuyu_uchebnuyu_deyatelnost.docx22.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Как организовать эффективную учебную деятельность

 на уроке английского языка?»

(из опыта работы учителя английского языка Изотовой Е.В.)

Не секрет, что овладение ИЯ происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится в среднем одна - две минуты говорения за весь урок. Работая с учащимися и отслеживая их достижения  я заметила , что не всегда ученик ,обладающий способностями к изучению языка достигает высоких результатов. В чем же причина? Размышляя над этим вопросом, я осознала, что эффективность любой деятельности зависит не только от способностей, но и от рациональных способов ее выполнения. Учебная деятельность – не исключение. Рассчитывать на успех можно только в случае, если учащийся будет обучен работать самостоятельно на протяжении всего урока в школе и продуктивно организовывать работу над языком дома.

Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования. Учить учиться нужно на всех школьных предметах, но развитие учебных умений (УУ) на уроках иностранного языка (ИЯ) особенно важно, что объясняется спецификой предмета. В соответствии с ФГОС в программе формирования УУД представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Участвуя в методических семинарах, изучая литературу по теме, я нашла ответ на свой вопрос, а именно, какие приемы помогут мне построить урок так, чтобы организовать эффективную учебную деятельность. Охотно поделюсь с Вами своим опытом.

Один из приемов, который особенно нравится детям - «написание синквейна».

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

-на первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

-на второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

-на третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,относящиеся к теме синквейна.

-на четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

-последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по - возможности, эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:1. Объясняются правила написания синквейна2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.3. Задается тема синквейна.4. Фиксируется время на данный вид работы.5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Например:

Friend

reliable, smart

argues, supports, helps

A friend is one before whom I may think aloud

Kate

Друг

Надежный, умный

Спорит, поддерживает, помогает

Друг- единственный человек с кем я думаю вслух.

Катя

Менее известный, но на мой взгляд интересный прием  рафт. Он заимствован у американских педагогов, развивающих идеи технологии критического мышления. Название приёма произошло от первых букв слов:

R – role (роль)

A – audience (аудитория)

F - format – (форма)

T - topic (тема)

            Суть приёма заключается в описании, повествовании или рассуждении от имени выбранного персонажа. Причём “исполнитель” роли должен учитывать и все обстоятельства, в которые попадает его персонаж, т.е. для кого и в какой форме излагать. Данный приём способствует эффективному погружению обучающегося в предметное содержание. Приобретённые знания помогут ему импровизировать, выстраивать и анализировать свои действия в формируемых обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям. Так, например, после прочтения текста можно составить высказывания от имени персонажей текста: В своих выступлениях ребята должны использовать не только те фразы, которые говорят персонажи рассказа, но и дополнить свой рассказ исходя из содержания текста.

 Приём «Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. Для формирования регулятивных действий я использую следующие задания:1.Найди и исправь ошибку,2.Выбери правильную форму глагола.3).Вставьте пропущенные глаголы Данные задания и упражнения дают возможность сформировать у учащихся целевые установки учебной деятельности и контрольно-оценочную деятельность

      В своей практике я столкнулась с тем, что при формировании УУД и развитии различных навыков большинство учащихся прекрасно могут читать, переводить тексты (в основном со словарем), писать и т.д., но только не говорить, общаться на должном для данного этапа обучения уровне. Поэтому большое внимание я  уделяю формированию и развитию коммуникативных универсальных учебных действий как в урочной так и внеклассной работе. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Например, во время изучения грамматики одной из основных целей является формирование умения учеников использовать грамматические структуры в речи. Использование мини-диалогов, содержащих личностно ориентированые вопросы - один из эффективных способов добиться этого.

а) При отработке вопросительных форм Present Perfect я предлагаю следующее задание: «Ученик А должен описать свое состояние, остальные ученики (Р1, Р2) выясняют, почему он себя так чувствует, составляя общие вопросы в Present Perfect». В качестве опор предлагаются слова и выражения:

Key words

Feelings: happy, sad, angry, excited, worried, pleased, tired

Reasons: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, received bad news, lose tennis match, go to a party, have an argument with a friend, lose wallet, sleep badly, buy new clothes

Выполнение задания.

А I’m happy.

Р1 Have you won the lottery?

А No, I haven’t.

Р2 Have you bought new clothes?

А No, I haven’t.

Р3 Have you passed exams?

А Yes, I have.

Т Now P4’s turn to say about his feelings.

б) Данный же прием можно использовать при отработке вопросительной формы с местоимениями 3 лица единственного числа: «Ученик А говорит ученику B о своем состоянии, остальные расспрашивают ученика В, составляя вопросы в Present Perfect с местоимениями he/she/it».

B She is tired.

P1 Has she gone to the party?

B No, she hasn’t.

P2 Has she slept badly?

B Yes, she has. Now it’s turn your turn.

Другой прием, заслуживающий внимания - «Карусель»

Как и многие интерактивные технологии, карусель позаимствована из психологических тренингов. Детям такой вид работы, обычно, очень нравится. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Прекрасно отрабатываются диалоги этикетного характера, тема знакомство, национальности, разговор в общественном месте и т.д. Положительный эмоциональный настрой при этом способствует тому, что учащиеся не боятся говорить по-английски, допуская ошибки. Работа в группах позволяет поговорить на английском языке в неформальной обстановке и повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу.

Особое внимание я уделяю проектной деятельности как на уроках так и при организации работы Клуба интернациональной дружбы, руководителем, которого я являюсь.

   Проект – это продуктивная деятельность. Заинтересованность ученика (мотивация) + целенаправленность + конструирование и реализация своей деятельности = качественный и полезный продукт. В процессе проектной деятельности происходит усвоение информации, освоение знаний и их присвоение.Можно сказать, что проект – это событие, а точнее СО – бытие, это нечто значимое, что планируешь и чего добиваешься в СО - трудничестве, в СО - действии, в СО- переживаниях, в СО – обществе. Метод проектов воспитывает такие важные качества для современного человека и так необходимые для профессиональной деятельности, как коммуникабельность, самостоятельность, целеустремленность, ответственность, умение работать в команде, толерантность, а также раскрывает творческие и организаторские способности. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя и т.д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества — одно из основных направлений социализации личности.

Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.

Этапы работы над проектом

Общеучебные УУД

Логические УУД

Определение проблемы проекта, его задач, его типа, количества участников

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Определение структуры подтем, обсуждение путей решения основных проблем

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов

Распределение ролей

Определение основной и второстепенной информации

Выдвижение гипотез и их обоснование

Самостоятельная работа учащихся (сбор информации, анализ, синтез)

Структурирование знаний, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

Подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений

Промежуточное обсуждение, работа над структурой проекта

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Доказательство

Защита проекта, презентация

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Постановка и решение проблемы, формулирование проблемы, самостоятельное создание способ решения проблем творческого и поискового характера

Рефлексия (коллективное обсуждение, экспертиза, оценка, прогнозирование возможных ошибок)

Рефлексия способов и условий действия. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

    Из всего сказанного следует, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является тем единственным мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми.Из опыта работы учителя английского языка Клериковой Ольги Алексеевны.

В данной статье учитель делится многолетним опытом работы с одаренными детьми,   дает советы по организации внеаудиторной занятости учащихся в условиях современной школы. Молодые учителя могут на...

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Из опыта работы учителя английского языка: Краеведение на уроках английского языка как средство воспитания гражданской позиции и формирования межкультурной компетенции

Статья может быть интересна учителям иностранных языков, истории, начальных классов, занимающимся организацией урочной, внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прив...

Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

Метод учебного проекта в образовательном процессе традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя английского языка)

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок английского языка в современных условиях. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. И как...

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя английского языка)...