Календарно-тематическое планирование геометрия Атанасян Л.С. 9 класс
календарно-тематическое планирование по геометрии (9 класс) по теме

Пестрикова Наталья Григорьевна

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов: рабочей программой основного общего образования по математике, федеральным компонентом Госстандарта основного общего образования и учебника геометрии Л.С. Атанасяна.  Содержание предлагаемого курса полностью соответствует "Обязательному минимуму содержания образования по математике, рекомендованному Министерством образования РФ и Стандарту среднего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводиться 2 часа в неделю, всего 68 часов в год

Цели изучения курса:

--развивать пространственное мышление и математическую культуру;

-учить ясно и точно излагать свои мысли;

-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

-помочь приобрести опыт исследовательской работы.

 Задачи курса:

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;

-ввести теорему Пифагора  и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9kl_kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_po_geometrii.doc146 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано                                                                                                                                    Утверждаю
руководитель м/о учителей                                                                                                                    директор ГБОУ СОШ      
математики,  физики и информатики                                                                                                                               с. Хворостянка
Сафронова Л. В.                                                                                                                                                                   Савенкова О. А.

Календарно – тематическое планирование
по курсу «Геометрия»
на 2013 – 2014  учебный год
учитель: Пестрикова Н. Г.

Класс – 9                                                                                                                                                          Плановых контрольных уроков:

Количество недельных часов – 2                                                                                                                  I ч -1

Количество годовых часов – 68                                                                                                                    II ч- 1

                                                                                                                                                                         III ч- 2

                                                                                                                                                                          IV ч- 2                Итого: 6

Пояснительная записка

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов: рабочей программой основного общего образования по математике, федеральным компонентом Госстандарта основного общего образования и учебника геометрии Л.С. Атанасяна.  Содержание предлагаемого курса полностью соответствует "Обязательному минимуму содержания образования по математике, рекомендованному Министерством образования РФ и Стандарту среднего образования. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит  вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии отводиться 2 часа в неделю, всего 68 часов в год

Цели изучения курса:

--развивать пространственное мышление и математическую культуру;

-учить ясно и точно излагать свои мысли;

-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

-помочь приобрести опыт исследовательской работы.

 Задачи курса:

-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;

-ввести теорему Пифагора  и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия

 

Учебно-методический комплекс

Название программы

Учебное пособие

Дидактический материал

Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2009.

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

 Зив Б.Г. и др. Дидактические материалы по геометрии: 9 класс. – М.: Просвещение, 2007

Используемые интернет ресурсы

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

http://fcior.edu.ru/

Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

 http://www .festival.1september.ru   

Используемые на уроках педагогические технологии

Личностно-ориентированная технология обучения

Технология уровневой дифференциации.

Проблемное обучение.

Тестовые технологии

Групповая технология

Информационно-коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологии

Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, повышают познавательный интерес к предмету.
Китайская мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

№  урока

Содержание учебного материала 

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Примерные сроки изучения 

Контроль

знаний

учащихся

1-2

Вводное повторение

Свойства треугольников и четырехугольников

Знать и понимать:

понятия: медиана, биссектриса, высота, треугольника, параллелограмм, трапеция, ромб, квадрат.

Уметь:

выполнять задачи из разделов курса VIII класса, используя теорию: теорема Пифагора, свойство средней линии треугольника, формулы вычисления площади треугольника; свойства,  признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника.

Практикум по решению наиболее типичных задач из курса геометрии VIII класса на некоторые свойства треугольников и четырехугольников. Групповой контроль. Тест, проверочная  работа.

Векторы (22часа)

Основная цель – сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению простейших задач.

3

Понятие вектора.

Понятие вектора, нулевого

вектор, длины вектора, коллинеарных векторов. Равенство векторов

Уметь  изображать и обозначать векторы;

определять   сонаправленные  и противоположно-направленные вектора, сравнивать вектора.

Лекция с применением разнообразных иллюстративных средств. Групповой  контроль.

4

Откладывание вектора от данной точки.

Уметь откладывать от любой точки плоскости вектор, равный данному.

Практическая работа. С/Р обучающего характера. Самоконтроль и взаимоконтроль.

5

Сумма двух векторов

Операции над векторами в

геометрической форме

(правило треугольника,

правило параллелограмма,

правило многоугольника

Знать законы сложения векторов

Уметь строить сумму двух и более векторов, пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника

Комбинированный урок (лекция, практическая работа). Взаимный контроль.

6

Сумма нескольких векторов.

Урок практических С/Р. Самостоятельное изучение теории. Самоконтроль контроль

7

Вычитание векторов.

Операции над векторами в

геометрической форме (правило построения разности векторов)

Знать правило построения разности векторов,

Уметь строить разность векторов

Практикум. Проверочная С/Р. Индивид. контроль

8

Решение задач «Сложение и вычитание векторов»

Операции над векторами в

геометрической форме

(правило треугольника,

правило параллелограмма,

правило многоугольника,

правило построения разности векторов и вектора, получающегося при умножении вектора на число).

Законы сложения векторов

Знать:

законы сложения и вычитания векторов,

 уметь строить сумму и разность двух и более векторов,  пользоваться правилом треугольника, параллелограмма, многоугольника

Практикум. Проверочная С/Р. Индивид. контроль

9-10

Умножение вектора на число

Операции над векторами в

геометрической форме

(построение вектора, получающегося при умножении вектора на число). Закон умножения вектора на число.

Знать свойства умножения вектора на число, уметь решать задачи на умножение вектора на число

Изучение нового материала, закрепление изученного в процессе решения задач. Самоконтроль, взаим.

11

Применение векторов к решению задач

Уметь решать задачи на применение законов сложения, вычитания векторов, умножения вектора на число

Урок обобщения и систематизации знаний. Практикум по решению задач. Проверочная  С/Р. Устный и письменный индивид. контроль.

12

Средняя линия трапеции

Формула для вычисления

средней линии трапеции

Знать, какой отрезок называется средней линией трапеции; уметь формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции

Изучение и усвоение нового материала в процессе решения задач. Проверочная С/Р. Индивидуальный контроль.

13

Решение задач «Векторы»

Уметь решать задачи на применение векторов

Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Устный ГК

14

Контрольная работа №1 «Векторы»

Уметь применять полученные теоретические знания на практике

Урок контроля, оценки знаний. Фронтальный письменный контроль.

15

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

Лемма и теорема о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам.

Уметь применять теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, знать правила действий над векторами с заданными координатами.

Урок усвоения новых знаний и умений. М/Д.

16

Координаты вектора

Понятие координат вектора,

правила действий над векторами с заданными координатами. Понятие радиуса-вектора точки.

Раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам, находить координаты вектора, выполнять действия над векторами, заданными координатами

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. С/Р контролирующая.

17-18

Простейшие задачи в координатах

Формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины

вектора и расстояния между двумя точками.

Уметь выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками.

Частично-поисковая деятельность. Три вспомогательные задачи. М/Д.

19

Решение задач «Метод координат»

Решать задачи с помощью формул  координат вектора через координаты его начала и конца, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками.

Решение задач по готовым чертежам. Практикум. Устный и письменный контроль.

20

Уравнение окружности.

Уравнения окружности и

прямой, осей координат.

Записывать уравнения прямых и окружностей, использовать уравнения при решении задач, строить окружности и прямые, заданные уравнениями.

М/Д по предыдущей теме (10-15мин). Новый теоретический материал в ознакомительном плане.  

Урок лекция с необходимым набором задач. Обучающий тест.

21

Уравнение прямой

22-23

Решение задач «Уравнения окружности и прямой»

Записывать уравнения прямых и окружностей, использовать уравнения при решении задач, строить окружности и прямые, заданные уравнениями. Строить окружности и прямые заданные уравнениями

Практикум по решению задач. С/Р обучающего характера. Письменный контроль.

24

Контрольная работа №2 «Метод координат»

Уметь применять полученные теоретические знания на практике

Урок контроля, оценки знаний. Фронтальный письменный контроль.

Соотношения между сторонами и углами  треугольника. Скалярное произведение векторов (12 ч)

Основная цель – познакомить учащихся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников

25

Синус, косинус и тангенс угла.

Понятия синуса, косинуса и

тангенса для углов от 0о до

180о, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения, формулы

для вычисления координат

точки. Соотношения между

сторонами и углами треугольника.

Знать, как вычисляется синус, косинус, тангенс для углов от 0 до 180, уметь доказывать основное тригонометрическое тождество, знать формулу для вычисления координат точки, уметь решать задачи

М/Д (проверочный). Актуализация необходимых знаний. Самостоятельное изучение материала по учебнику и доп-ой литературе. Самоконтр

26

Теорема о площади треугольника

Теорема о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов, измерительные работы, основанные на использовании этих

теорем, методы решения

треугольников.

Уметь доказывать теорему о площади треугольника, теорему синусов, теорему косинусов; применять эти теоремы при решении задач

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Беседа. М/Д.

27

Теорема синусов. Теорема косинусов

Беседа, опирающаяся на изученный материал. Решение задач. М/Д.

30-31

Решение треугольников.

Знать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов, измерительные работы, основанные на использовании этих

теорем, методы решения

треугольников.

Уметь решать задачи, строить углы, вычислять координаты точки с помощью синуса, косинуса и тангенса угла,  вычислять площадь треугольника по двум сторонам и углу между ними, решать треугольники; объяснять, что такое угол

между векторами.

Исследование. Предложить  доказать: о синусы смежных углов равны, а косинусы смежных углов выражаются взаимно противоположными числами

Частично-поисковая деятельность (заполнение таблицы). Самоконтроль, индивидуальный контроль.

32

Измерительные работы

Урок практических самостоятельных работ.

Самоконтроль, групповой контроль.

33

Самостоятельная работа «Соотношения между сторонами и углами треугольника»

Уроки контроля, оценки и коррекции знаний. Устный опрос учащихся по карточкам. ТК.

34

Скалярное произведение векторов.

 

Определение скалярного

произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства.

Знать определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности векторов, выражать скалярное произведение в координатах, знать  его свойства, уметь решать задачи

М/Д. Ознакомительная лекция, решение задач. Самоконтроль. Изучение нового материла. Проверочная работа (10мин.).

35

Скалярное произведение векторов в координатах

36-37

Применение скалярного произведения векторов к решению задач.

38

Контрольная работа №3 «Соотношения между сторонами и углами  треугольника. Скалярное произведение векторов »

Уметь применять полученные теоретические знания на практике

Урок контроля, оценки знаний. Фронтальный письменный контроль

Длина окружности и площадь круга (10 ч)

Основная цель – расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках

39

Правильный многоугольник

Определение правильного многоугольника

Знать определение правильного многоугольника

Решение задач по готовым рисункам. Изучение нового материала. Тест.

40

Окружность, описанная около правильного многоугольника и вписанная в правильный многоугольник

 Окружности вписанной  и описанной в правильный многоугольник.

Знать и уметь применять на практике теорему об окружности, описанной около правильного многоугольника и окружности, вписанной в правильный многоугольник

Изучение и первичное закрепление нового материла. Самостоятельная работа с учебником. проверочная С/Р. ИК.

41

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

Формулы вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности.

Знать формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной  в него окружности, уметь их выводить и применять при решении задач типа

Практическая работа. Частично-поисковая деятельность. СК и ВК

42

Решение задач «Правильный многоугольник»

Определение правильного многоугольника. Окружности вписанной  и описанной в правильный многоугольник. Формулы вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности

Доказывать теоремы об окружности вписанной и описанной. Выводить и применять при решении задач формулы площади. Строить правильные многоугольники

М/Д проверочный. Практикумы по решению задач. Контролирующая С/Р. Тематический контроль.

43-44

Длина окружности

Формула длина окружности и дуги окружности, площадь круга и кругового сектора

Знать формулы длины окружности и дуги окружности, уметь применять их при решении задач

Изучение нового материала в форме лекции. Закрепление материала в процессе решения задач.

45-46

Площадь круга и  кругового сектора

знать формулы площади круга и кругового сектора, уметь применять их при решении задач

Самостоятельное изучение теории. Исследование.  Взаимоконтроль, самоконтроль.

47

Решение задач «Длина окружности. Площадь круга»

Уметь применять формулы длины окружности и дуги окружности и формулы площади круга и кругового сектора при решении задач

Практикум по решению задач. Проверочная С/Р (10-15мин.). индивидуальный контроль..

48

Контрольная работа №4 «Длина окружности и площадь круга»

Уметь применять полученные теоретические знания на практике

Урок контроля, оценки и коррекции знаний. ФК

Движения (6  ч)

Основная цель – познакомить с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом

49

Понятие движения

Определение движения и

его свойства.

Примеры движения: осевая

и центральная симметрии,

параллельный перенос и

поворот.

Эквивалентность понятий

наложения и движения

Уметь  объяснить, что такое отображение плоскости на себя, знать определение движения плоскости

Знать, уметь применять свойства движений на практике; доказывать, что осевая и центральная симметрия являются движениями.

Уметь объяснять, что такое параллельный перенос и поворот, доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости;  строить образы фигур при симметриях, параллельном переносе и повороте. Уметь решать задачи с применением движений.

50

Свойства движений

51

Решение задач «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии»

Обучающий тест. Игровой урок. Работа в группах. Решение задач по теме «Осевая и центральная симметрии»

52

Параллельный перенос

Практическая работа по теме «Параллельный перенос.». самоконтроль, индивидуальный контроль.

53

Поворот

Комбинированные уроки: проверочная работа, беседа, практикум, С/Р обучающего характера.

54

Контрольная работа №5 «Движения»

Урок контроля, оценки знаний.

Фронтальный письменный контроль.

Итоговое повторение (14 ч)

55-57

Треугольники

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс геометрии 9 класса). Умение работать с различными источниками информации.

Исследовательская деятельность: итоги работы по проекту «В поисках истины». Ученические презентации: «Геометрия Лобачевского», «Как доказать».

Групповой контроль. Комбинированные уроки. Уроки занимательных задач, экзаменационных задач и т.п. Работа с дополнительными источниками информации.

58-60

Окружность

61-64

Четырехугольники. Многоугольники.

65-67

Векторы. Метод координат.

68

Итоговая контрольная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематический план по геометрии 9 класс

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОМЕТРИИ В 9 КЛАССЕ СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 2 часа в неделю (всего 68 часов)...

Тематическое планирование геометрия Атанасян 8 класс

Рабочая программапо геометрии 8 класс(базовый уровень основного общего образования)                   Для реализации учебной программы используе...

учебно-тематическое планирование по алгебре 7 класса автор Г.В. Дорофеев и др., рабочая программа по геометрии Атанасян для 7 класса

учебно-тематическое планирование по алгебре на 120 часов по Дорофееву, рабочая программа по геометрии по Атанасяну на 50 часов, обучение геометрии со второй учебной четверти...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

календарно-тематический план по геометрии для 8 класса

календарно-тематическое планирование для 8 класса...