Подготовка к ЕГЭ. Вычисление углов между скрещивающимися прямыми
материал для подготовки к егэ (гиа) по геометрии (11 класс) по теме

Конспект урока по математике для учащихся 11 класса «Вычисление углов между скрещивающимися прямыми»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по математике

для учащихся 11 класса

«Вычисление углов между скрещивающимися прямыми»

(Подготовка к ЕГЭ)

Автор:

Учитель математики МОУ «СОШ № 55»

Ленинского района города Саратова

ПЕТРОВА Людмила Дмитриевна

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Урок одной задачи по тему:
«Угол между скрещивающимися прямыми».

  1. Характеристика темы урока.
    1) Центральным моментом технологии подготовки к ЕГЭ является обучение школьника приёмам мысленного поиска способа решения, а для этого следует показать ему всю картину поиска в трудных заданиях.
    2) Решение задачи по стереометрии, планиметрии оформляются примерно одинаково. В основе лежат общематематические и даже, можно сказать, общенаучные принципы.
       Структура текста решения такова: оно разделяется на этапы, а те, в свою очередь, могут быть разбиты на более мелкие части, содержащие цепочки умозаключений: как правило, следствий, равенств и даже неравенств, в зависимости от постановки и содержания задачи.
    3) Особая роль при решении геометрической задачи отводится чертежу, он не обязательно должен быть ровно один. Обычно на нём, в соответствии с условием задачи отмечают следующие данные:
          а) обозначения точек, прямых, плоскостей и других геометрических объектов;
         б) длины отрезков, величины углов, площади и объёмы;
         в) соотношения равенства длин или углов, перпендикулярности прямых или плоскостей.
    На чертеже можно ещё и вводить новые:
         а) обозначения объектов – первоначальных или возникающих в процессе дополнительных построений;
         б) величины – буквенные или вычисленные в процессе решения;
         в) соотношения равенства или перпендикулярности, определяемые построением или выведенные с помощью рассуждений.
     Одним словом, на чертеже фактически можно решать задачу, или, по крайней мере, демонстрировать фрагменты её решения.
    4) В связи с возможностью решать задачу прямо на чертеже возникают некоторые ограничения и проблемы.
       Ученику необходимо побеспокоится о том, чтобы проверяющий смог понять, в каком порядке и на основании чего появились на чертеже новые пометки. С этой целью пишется текст решения, который хотя и дублирует отчасти чертёж, тем не менее, отличается большей содержательностью, т.к. в нём :
          а) отражается хронология проведённых умозаключений;
          б) указываются причинно-следственные связи между утверждениями.
    Чертёж должен быть абсолютно ясным и разборчивым, а главное, понятным.
    Укажем типы задач по стереометрии, встречающиеся на ЕГЭ и вызывающие определённые трудности.
    1. Угол между скрещивающимися прямыми
    2. Расстояние от точки до прямой, до плоскости, расстояние между скрещивающимися прямыми.
    3. Угол прямой с плоскостью.
    4. Угол между плоскостями.
  2. Цели урока.
  1. Методическая цель урока.
    Показать приёмы формирования у школьников навыков решения задач на вычисление углов в пространстве, умения применять изученный теоретический материал на практике, развивать их самостоятельность при решении задач разными методами.
    Методы:

А) использование моделей фигур и интерпретация их на чертеже;

Б) отбор соответствующих задач, способствующих формированию навыков и умений учащихся;

В) рассмотрение различных способов решения одной задачи.

2) Образовательная цель урока.
Рассмотреть 3 метода решения одной задачи на вычисление угла между скрещивающимися прямыми.
3)
Воспитательные цели урока.
Формирование мировоззрения: показать, что источник возникновения изучаемых понятий представляет собой определённую систему знаний в геометрии.

III. На доске девиз.

«Незнанием никогда не следует
хвалиться: незнание есть бессилие».
- Н. Г. Чернышевский.

Сегодня на уроке при решении одной задачи на вычисление угла между скрещивающимися прямыми мы рассмотрим 3 метода решения.
   Методы:
   1. Поэтапно-вычислительный
   2. Векторно-координатный
   3. Геометрический

Задача.
На ребрах АВ, АС и SC правильной треугольной пирамиды SABC, у которой все плоские углы при вершине S прямые, взяты соответственно точки D, E, F – середины этих рёбер. Найти угол между прямыми DF и SE.

Решение.

  1. Поэтапно вычислительный метод.

  1. Построение чертежа.
  2. Угол между прямыми DF и SE – искомый. DF и SE – скрещивающиеся прямые, т.к. SE лежит в плоскости ASC, а прямая  пересекает эту плоскость в точке F, не лежащей на прямой SE.
  3. Построим какой-нибудь угол, равный искомому. Для этого в плоскости SAC, которая проходит через прямую SE (одну из скрещивающихся прямых) и точку F (на другой скрещивающейся прямой), через т. F проведём прямую FK||SE.
    DFK равен искомому. Пусть DFK = .
  4. Угол  поместим в некоторый треугольник, для чего проведём DK.  - угол треугольника DFK.
  5. Найдём стороны треугольника DFK.
    а) введём вспомогательный параметр: обозначим сторону основания через
    ;
    б) треугольник ASC – прямоугольный равнобедренный, SE – медиана; SE = AE =
    .
    FK – средняя линия треугольника SEC, FK =
    .

    в) Найдём DF из треугольника SDF.
Определим вид этого треугольника.
По условию
BSA, BSC, ASC – прямые.
Следовательно,
                              SCSB                 SC  (BSA)          
                              SCSA                 по признаку.

Аналогично,
                          SD  (BSA)               SC  SD по
                          SC  (BSA)                определению.
Следовательно,
DSC – прямоугольный, и DSF тоже прямоугольный.
г)  SF =
SC =  () =

д) По теореме Пифагора DF = =    =   =   =  =  .

DF =  .

e) По теореме косинусов:
DK
2 = AD2 + AK2 – 2DA   AK  cosA = ()2  (a)2 – 2    cos60 =  +  -  +  .

DK =   =  .

  1. Из :
    cos
     =  =  = 0.
    =90
  1. Векторно – координатный метод.

    Т.к. заданная пирамида правильная, то SA=SC=SB. По условию все углы при вершине S прямые. Поэтому: 1) введём в пространстве прямоугольную систему координат: начало – точка S; отрезки SB, SA, SC – единичные отрезки соответствующих осей Sx, Sy, Sz.
    2) Определим координаты точек S, A, B, C, D, E, F.
    3)
       {;  },  {}.
    4) cos (
    = |cos( , )| =  =   = 0.

    =90 
  2. Геометрический метод.



    Т.к. отрезки SA, SB, SC равны между собой и попарно перпендикулярны, то можно принять их за рёбра куба, выходящие из одной вершины.
    Построим этот куб и заданные точки D, E, F.
    1) Соединим вершины P и С куба и проведём диагональ SQ.
    2) Нетрудно убедиться, что DF||PC (средняя линия

    3) Угол между прямыми SE и DF равен углу между PC и SQ.
    4) АС – проекция прямой РС на плоскость ASC.
    АС
    SQ  (свойство диагоналей квадрата)
    РС
    SQ (теорема о трёх перпендикулярах)
    Следовательно, DF
    SQ  и тогда DFSE, т.е. угол равен 90.
  3. Итог урока.
    На примере одной задачи мы рассмотрели 3 различных метода решения. Можно сказать, что эффективность каждого метода зависит конкретно от предлагаемой задачи. Какой метод выбрать зависит от вас, вашей математической подготовки и опыта, т.е. количества решенных вами задач. Вы убедились, какой большой теоретический материал необходим для решения задачи.


Наш урок я хочу закончить словами:
«Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил  к своему образованию»  
                                                            - Ян-Амос Каменский

  1. Домашнее задание. Задачи на стенде.
  1. В правильной пирамиде SABC отношение бокового ребра к стороне основания равно 2:1. На рёбрах АВ и АС взяты соответственно точки М и К – середины этих рёбер. Найти угол между прямыми SM и ВК.
  2. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 угол между прямыми B1D и CD1 равен 90 и АВ:AD = 1:2. Найти угол между прямыми АС и А1D.
  3. На рёбрах ВВ1 и С1D1 куба ABCDA1B1C1D1 взяты соответственно точки Р и Q такие, что ВР:ВВ1=2:3, С1Q : C1D1 = 1:4. Плоскость, проходящая через точки A, P, Q, пересекает прямые DD1 и B1C1 соответственно в точках E и F. Найти угол между прямыми EF и А1С.
  4. В основании пирамиды лежит параллелограмм ABCD, угол BAD которого равен 45, а отношение сторон АВ:АD = 1:2. Грань SAB является равносторонним треугольником, а её медиана SF перпендикулярна плоскости основания. На ребре SC взята точка М, такая что SМ:SC = 2:3. Найти угол между прямыми SF и DM.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Угол между скрещивающимися прямыми

Презентация для подготовки к сдаче ЕГЭ по математике по теме "Угол между скрещивающимися прямыми"...

Конспект урока по теме: "Вычисление угла между векторами, прямыми, прямыми и плоскостью"

Урок обобщения и систематизации знаний, на котором используется частично - поисковый метод. Основная цель : отработка навыков нахождения угла между векторами, прямыми, прямой и плоскостью. В результат...

Электронные дидактические материалы «Нахождение угла между скрещивающимися прямыми» для учащихся 10-11 классов

Дидактические материалы «Нахождение угла между скрещивающимися  прямыми» для учащихся 10-11 классов состоят из 33 задач уровня  С2 материалов ЕГЭ по математике....

Углы между скрещивающимися прямыми в кубе

Пример модели урока с использованием интерактивного метода обучения...

Урок геометрии 11 класс "Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми"

Цель урока:повторить с учащимися вопросы теории по теме, через систему задач сформировать представление о применении метода координат при решении задач на многогранники....

Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространстве

Материал для практической работы "Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространств...

Презентация к уроку геометрии в 11 классе "Вычисление углов между прямыми и плоскостями"

На уроке вспоминаются понятия углов между прямыми и плоскостями, способы нахождения величин углов, преимущество векторного способа....