Рабочая программа по геометрии для учащихся 8 класса ( уч. Атанасян Л.С.)
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Рекомендовано учителям для использования в работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geometrii_v_8_klasse.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Статус документа.

  Рабочая программа по геометрии 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа по геометрии к учебнику для 7 – 9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г. Позняка, И.И. Юдиной.

  Данная рабочая программа полностью отображает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение часов по разделам курса.

  Программа выполняет две основные функции. Информационно – методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно – планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа.

  Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, учебное и учебно – методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.

Общая характеристика учебного предмета.

  Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование доказательства.

Цели.

 

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

  • Овладение системой знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.
  • Интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей.
  • Формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделировании явлений и процессов.
  • Воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета.

  На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов за учебный год.

Результаты обучения.

  Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 8 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 8 класса. Эти трбования структуированы по трм компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Распределение учебных часов по разделам программы.

  Вводное повторение – 2 часа.

  Четырехугольники – 14 часов

  Площадь – 14 часов

  Подобные треугольники – 20 часов

  Окружность – 16 часов

  Повторение – 4 часа.

  В каждом из разделов уделяется внимание привитию навыков самостоятельной работы.

  На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:

  • Введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
  • Развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
  • Совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач.
  • Формирование умения решения задач на вычисление геометрических величин с применением изученных свойств фигур и формул
  • Совершенствование навыков решения задач на доказательство
  • Отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки
  • Расширение знаний учащихся о треугольниках и окружности.

  В ходе изучения материала планируется проведение пяти контрольных работ по основным темам.

Содержание обучения.

  Треугольник. Теорема Фалеса. Подобие треугольников. Признаки подобия треугольников. Теорема Пифагора. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Синус, косинус, тангенс,  котангенс острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников. Замечательные точки треугольника. Окружность Эйлера.

  Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции, равнобедренная трапеция.

  Окружность и круг. Элементы окружности и круга. Центральный, вписанный угол. Взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей. Касательная и секущая к окружности. Метрические соотношения в окружности. Окружность, вписанная в треугольник .Окружность, описанная около треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники.

  Измерения геометрических величин. Понятие о площади плоских фигур. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма, треугольника, трапеции (основные формулы).Формулы, выражающие площадь треугольника: через две стороны и угол между ними, через периметр и радиус вписанной окружности, формула Герона. Площадь четырехугольника. Связь между площадями подобных фигур.

  Построения с помощью циркуля и линейки. Деление отрезка на n равных частей. Построение четвертого пропорционального отрезка.

 

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать:

  • Основные понятия и определения геометрических фигур по программе:
  • Формулировки основных теорем и их следствий.

уметь:

  • Пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира
  • Распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • Изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразование фигур;
  • Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
  • Проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности для их использования;
  • Решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  • Владеть алгоритмами решения основных задач на построение.

  использовать приобретенные знания и умения в прак5тической деятельности и повседневной жизни для:

  • Описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • Решения практических задач, связанных а нахождением геометрических величин(используя при необходимости справочники и технические средства)
  • Построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
  • Владения практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

Учебно – методическое обеспечение

  Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7 – 9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение, 2006 г.

  Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Рабочая тетрадь для 8 класса.М. , Просвещение, 20012 г.

  Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. М. Просвещение, 2004г.

 

Поурочное планирование по геометрии в 8 классе.

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

График контрольных работ

Вводное повторение (2 часа)

1

Повторение

Повторение теории за курс 7 класса. Совершенствование навыков решения задач

Уметь решать основные типы задач курса геометрии 7 класса

2

Повторение

Признаки равенства треугольников. Задачи на построение

Уметь решать задачи на доказательство, на построение циркулем и линейкой

Гл. 5. Четырехугольники(14 часов)

3

Понятие многоугольника

Понятие многоугольника, выпуклого многоугольника, четырехугольника как частного вида выпуклого четырехугольника. Сумма углов выпуклого многоугольника, четырехугольника. Решение задач

Знать: определение многоугольника, выпуклого многоугольника, четырехугольника,  теоремы о сумме углов выпуклого многоугольника, четырехугольника с доказательствами

4

Решение задач по теме «Многоугольники»

Систематизация теоретических знаний по теме «Многоугольники». Совершенствование навыков решения задач.

Знать: определения многоугольника, выпуклого многоугольника,       четырехугольника;  теоремы о сумме углов выпуклого многоугольника, четырехугольника.

Уметь: решать задачи по теие

5

Параллелограмм

Понятие параллелограмма, свойства. Решение задач с применением свойств параллелограмма.

Знать: определение параллелограмма, его свойства с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

6

Признаки параллелограмма

Признаки параллелограмма. Решение задач с применением признаков параллелограмма

Знать: признаки параллелограмма с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

7

Решение задач по теме «Параллелограмм»

Закрепление знаний о свойствах и признаках параллелограмма при решении задач

Знать: определение параллелограмма, его свойства, признаки.

Уметь: решать задачи по теме.

8

Трапеция

Понятия трапеции, ее элементов, равнобедренной, прямоугольной трапеции. Свойства равнобедренной трапеции. Решение задач на применение определения и свойств трапеции

Знать: определение трапеции и ее элементов, равнобедренной трапеции, прямоугольной трапеции, свойства равнобедренной трапеции с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме.

9

Теорема Фалеса

Теорема Фалеса и ее применение. Решение задач на применение определения и свойств трапеции

Знать: теорему Фалеса с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

10

Задачи на построение

Совершенствование навыков решения задач на построение , деление отрезка на n равных частей

Уметь: решать задачи по теме.

11

Прямоугольник

Прямоугольник и его свойства. Решение задач на применение определения  и свойств прямоугольника

Знать: определение прямоугольника и его свойства с доказательствами.

Уметь: решать задачи по теме

12

Ромб. Квадрат

Определения, свойства и признаки ромба и квадрата. Решение задач с использованием свойств и признаков прямоугольника, ромба, квадрата

Знать: определения, свойства и признаки ромба, квадрата.

Уметь: решать задачи по теме

13

Решение задач по теме «Прямоугольник, ромб, квадрат»

Закрепление теоретического материала. Решение задач по теме. Самостоятельное применение знаний

Знать: определения, свойства, признаки прямоугольника, ромба , квадрата

Уметь: решать задачи по теме, самостоятельно применять знания на практике

14

Осевая и центральная симметрия

Рассмотрение осевой и центральной симметрии. Решение задач

Знать: определение осевой и центральной симметрии.

Уметь: решать задачи по теме

15

Решение задач по теме «Четырехугольники»

Обобщение по теме. Подготовка к контрольной работе.

Знать: всю теоретическую часть, изученную в теме.

Уметь: применять знания при решении задач различного уровня сложности

16

К.Р,№ 1 «Четырехугольники»

Проверка знаний, умений и навыков по теме

Уметь самостоятельно и успешно применить знания по теме

4-я неделя октября

Гл. 6. «Площадь» (14 часов)

17

Площадь многоугольника

Анализ контрольной работы. Понятие площади. Основные свойства площадей. Формулы для вычисления площади квадрата. Решение задач

Знать: понятие площади, основные свойства площадей, формулу вычисления площади квадрата.

Уметь: решать задачи по теме.

18

Площадь прямоугольника

Вывод формулы прямоугольника. Решение задач на вычисление площади прямоугольника.

Знать: формулу площади прямоугольника.

Уметь: решать задачи на нахождение площади прямоугольника.

19

Площадь параллелограмма

Вывод формулы площади параллелограмма с доказательством и ее применение при решении задач.

Знать: формулу площади параллелограмма с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме.

20

Площадь треугольника

Вывод формулы площади треугольника и ее применение при решении задач

Знать: формулу площади треугольника с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме.

21

Отношение площадей треугольников

Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по острому углу, применение при решении задач

Знать: теорему об отношении площадей

Уметь: решать задачи по теме

22

Площадь трапеции

Вывод формулы площади трапеции и применение при решении задач

Знать: формулу площади трапеции с доказательством

Уметь: решать задачи по теме

23

Решение задач на вычисление площадей фигур

Закрепление теоретического материала по теме. Решение задач на вычисление площадей фигур.

Знать: понятие площади, свойства площадей, формулы для вычисления площадей.

Уметь: решать задачи по теме

24

Практикум . Решение задач на вычисление площадей

Закрепление теоретического материала. Самостоятельное применение знаний по теме

Знать: теоретический материал по теме.

Уметь: решать самостоятельно задачи различного уровня сложности

25

Теорема Пифагора

Теорема Пифагора и применение при решении задач

Знать: формулировку и доказательство теоремы Пифагора

Уметь: решать задачи по теме

26

Теорема, обратная теореме Пифагора

Теорема, обратная теореме Пифагора. Применение прямой и обратной теорем Пифагора при решении задач.

Знать: теорему, обратную теореме Пифагора, с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

27

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

Комплексное применение теорем к решению задач различного уровня сложности

Знать: обе теоремы.

Уметь: решать  задачи по теме

28

Практикум. Решение задач на применение теоремы Пифагора

Закрепление ЗУН по теме «Теорема Пифагора».Организация самостоятельной работы.

Знать: теоретический материал по теме.

Уметь: самостоятельно применять ЗУН по теме

29

Обобщение по теме «Площадь»

Закрепление, обобщение и систематизация знаний по теме « Площадь». Подготовка к контрольной работе

Знать: теоретический материал по теме.

Уметь: решать задачи по теме

30

К.Р. № 2 «Площадь»

Проверка знаний, умений и навыков по теме

Уметь: выполнить успешно контрольную работу

4-я неделя декабря

Гл. 7 « Подобные треугольники» (20 часов)

31

Определение подобных треугольников

Анализ контрольной работы .Определение подобных треугольников. Понятие пропорциональных отрезков. Свойство биссектрисы угла и его применение при решении задач

Знать: определение подобных треугольников, понятие пропорциональных отрезков, свойство биссектрисы угла.

Уметь: решать задачи по теме

32

Отношение площадей подобных треугольников

Теорема об отношении площадей подобных треугольников и ее применение при решении задач. Закрепление определения подобных треугольников, понятия пропорциональных отрезков, свойства биссектрисы угла

Знать: теорему об отношении площадей подобных треугольников с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме.

33

Первый признак подобия треугольников

Решение задач по теме «Определение подобных треугольников». Первый признак подобия треугольников и применение при решении задач

Знать: первый признак подобия треугольников с доказательством

Уметь: решать задачи по теме

34

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников

Решение задач

Знать: первый признак подобия треугольников.

Уметь: решать задачи по теме

35

Второй и третий признаки подобия треугольников

Второй и третий признаки подобия треугольников и применение при решении задач

Знать: второй и третий признаки подобия

Уметь: решать задачи по теме

36

Решение задач на применение признаков подобия треугольников

Решение задач

Знать: признаки подобия треугольников.

Уметь: решать задачи по теме.

37

Обобщение по теме «Подобие»

Решение задач на применение признаков подобия. Подготовка к контрольной работе.

Знать: Теоретический материал по теме.

Уметь: решать задачи по теме

38

К,Р, № 3 «Признаки подобия треугольников»

Проверка ЗУН по теме

Уметь: выполнять успешно контрольную работу

1 – я неделя февраля

39

Средняя линия треугольника

Анализ контрольной работы. Теорема о средней линии треугольника и применение при решении задач

Знать: определение средней линии треугольника, теорему о средней линии треугольника с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме.

40

Свойство медиан треугольника

Свойство медиан треугольника. Решение задач на применение теоремы о средней линии треугольника и свойства медиан.

Знать: свойство медиан.

Уметь: решать задачи по теме.

41

Пропорциональные отрезки

Определение среднего пропорционального двух отрезков. Теорема о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Свойство высоты прямоугольного треугольника, проведенной из вершины прямого угла. Решение задач.

Знать: определение среднего пропорционального (среднего геометрического) двух отрезков, теорему о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике, свойство высоты, проведенной из вершины прямого угла.

Уметь: решать задачи по теме.

42

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

Решение задач на применение теории о подобных треугольниках

Знать: теоретический материал по теме

Уметь: решать задачи по теме

43

Измерительные работы на местности

Применение теории о подобных треугольниках при измерительных работах на местности. Решение задач на применение теории о подобных треугольниках

Уметь: применять знания при измерительных работах на местности.

44

Задачи на построение методом подобия

Закрепление теории о подобных треугольниках. Решение задач на построение методом подобия

Уметь: решать задачи по теме.

45

Построение методом подобия

Закрепление теории о подобных треугольниках. Построение методом подобия.

Уметь: решать задачипо теме.

46

Синус, Косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике

Введение понятий синуса, косинуса и тангенса угла прямоугольного треугольника. Ознакомление с основными тригонометрическими тождествами и демонстрация их применения в процессе решения задач

Знать: определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника, основные тригонометрические тождества

47

Значения синуса, косинуса, тангенса углов, равных 30,45, 60 градусов

Обучение вычислению значений синуса, косинуса, тангенса для углов в 30, 45, 60 градусов. Формирование навыков решения прямоугольных треугольников с использованием синуса, косинуса, тангенса острого угла.

Знать: значения синуса, косинуса, тангенса углов в30. 45, 60 градусов.

Уметь: решать задачи по теме.

48

Соотношения между сторонами и углами в треугольнике

Решение задач

Знать: понятия синуса, косинуса, тангенса острогоугла прямоугольного треугольника, основные тригонометрические тождества, табличные значения тригонометрических функций.

Уметь: решать задачи

49

Обобщение по теме «Подобие»

Закрепление теории о подобных треугольниках. Соотношения в треугольнике. подготовка к контрольной работе

Знать: теоретический материал по теме.

Уметь: применять ЗУН при решении задач различного уровня сложности

50

К,Р, №5 «Подобные треугольники»

Проверка ЗУН по теме

Уметь: успешно выполнить контрольную работу

4 –я неделя марта

Гл.8 «.Окружность» (16 часов)

51

Взаимное расположение прямой и окружности

Анализ контрольной работы. Рассмотрение различных случаев прямой и окружности. Решение задач

Знать: различные случаи расположения прямой и окружности.

Уметь: решать задачи по теме

52

Касательная к окружности

Введение понятия касательной, точки касания, отрезков касательных, проведенных из одной точки. Рассмотрение свойств касательной и ее признака. Свойства отрезков касательных. Решение задач

Знать: понятия касательной, точки касания, свойств касательной и отрезков касательных с доказательством.

Уметь:  решать задачи по теме

53

Решение задач по теме «Касательная к окружности»

Закрепление теории о касательной к окружности. Решение задач.

Знать: теоретический материал по теме.

Уметь: применять знания при решении задач

54

Градусная мера дуги окружности

Введение понятий градусной меры дуги окружности, центрального угла. Решение простейших задач на вычисление градусной дуги окружности

Знать: понятия градусной меры дуги окружности, центрального угла.

Уметь: решать задачи по теме

55

Теорема о вписанном угле

Понятие вписанного угла, теорема о вписанном угле

Знать: теорему о вписанном угле и следствия из нее с доказательствами.

Уметь: решать задачи по теме

56

Теорема об отрезках пересекающихся хорд

Теорема об отрезках пересекающихся хорд иее применение при решении задач

Знать: теорему об отрезках пересекающихся хорд с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

57

Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы»

Систематизация теоретических знаний по теме. Решение задач разного уровня сложности

Знать: теоретический материал по теме.

Уметь: применять ЗУН при решении задач

58

Свойство биссектрисы угла

Свойство биссектрисы угла, применение при решении задач

Знать: свойство биссектрисы угла и его следствия с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

59

Серединный перпендикуляр

Понятие серединного перпендикуляра, теорема о серединном перпендикуляре , применение при решении задач

Знать: понятие серединного перпендикуляра, теоремк с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

60

Теорема о точке пересечения высот треугольника

.теорема о точке пересечения высот треугольника, применение к решению задач

Знать: теорему о пересечении высот треугольника с доказательством

Уметь: решать задачи по теме.

61

Вписанная окружность

Понятия вписанной и описанной окружностей,теорема об окружности, вписанной в треугольник. Решение задач.

Знать:понятия вписанной и описанной окружностей, теорему об окружности, вписанной в треугольник с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

62

Свойство описанного четырехугольника

Свойство описанного четырехугольника, применение при решении задач.

Знать: свойство описанного четырехугольника с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

63

Описанная окружность

 Теорема об окружности, описанной около треугольника, применение при решении задач

Знать: теорию по теме

Уметь: решать задачи по теме

64

Свойство вписанного четырехугольника

Свойство вписанного четырехугольника и применение при решении задач

Знать: свойство вписанного четырехугольника с доказательством.

Уметь: решать задачи по теме

65

Решение задач по теме «Окружность»

Подготовка к контрольной работе

Уметь: применять ЗУН при решении задач различного уровня сложности

66

К,Р, № 5 «Окружность»

Проверка ЗУН по теме

Уметь: успешно выполнить контрольную работу

3 –я неделя мая

67-68

Повторение курса геометрии (2 часа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии для 9 класса по учебнику "Геометрия, 7-9" авт. Атанасян Л.С.

Настоящая программа по геометрии для основной общеобразовательной школы 9  класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования (прика...

Рабочая программа по геометрии 10-11 класс автор Атанасян Л.С.и др.

Рабочая программа по геометрии для 10 класса.Учебник для общеобразовательных учреждений Геометрия 11 – 10 классы/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева, З.Г. Позняк, Л.С. Киселева. Структ...

Рабочая программа по геометрии для 10 класса.Учебник "Геометрия 10-11",авт.Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов и др.

Рабочая программа по геометрии для 10 класса содержит несколько разделов, в том числе содержание курса геометрии 10 класса,календарно-тематическое планирование,контрольные работы....

Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебнику "Геометрия,7-9" Л.С.Атанасян (ФГОС)

Аннотация к рабочей программе по ГЕОМЕТРИИ для 7б класса 1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы школы.Учебный предмет Геометрия  включен в образовательную ...

автор Набок Н.Н. рабочая программа по геометрии 7-9 класс, по фгос. учебник Атанасян Л.С. (2 часа в неделю, всего 204ч) и КТП по геометрии 7 класс ФГОС (68ч)

Программа разработана на основе                 Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ос...

Рабочая программа по геометрии для 7 класса по учебнику Геометрия.7-9 класс: /Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И.

Рабочая программа рассчитана на использование учебника Геометрия.7-9 класс: /Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. – М.: Просвещение,2014.Рабочая программа рассчитана на ...

Рабочая программа по геометрии в 7 классе (УМК Атанасян)

Рабочая программа по геометрии в 7 классе (УМК Атанасян)...