Рабочая программа по школьному курсу «Геометрия» для 8 класса
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Кулик, Ирина, Анатольевна

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:

1. Стандарт основного общего образования по математике.

Стандарт основного общего образования по математике //Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов, Москва: «Вентана-Граф», 2008.

2.  Геометрия. Сборник  рабочих программ 7 – 9 классы/Сост. Т.А. Бурмистрова – Москва: «Просвещение», 2014.

Рабочая программа  соответствует базовому уровню подготовки школьников по Стандарту основного общего образования, конкретизирует содержание тем и даёт распределение часов по разделам курса.

Программа соответствует учебнику «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. – М.: Просвещение, 2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geometriya_8.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по школьному курсу «Геометрия» для 8 класса  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:

1. Стандарт основного общего образования по математике.

Стандарт основного общего образования по математике //Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов, Москва: «Вентана-Граф», 2008.

2.  Геометрия. Сборник  рабочих программ 7 – 9 классы/Сост. Т.А. Бурмистрова – Москва: «Просвещение», 2014.

Рабочая программа  соответствует базовому уровню подготовки школьников по Стандарту основного общего образования, конкретизирует содержание тем и даёт распределение часов по разделам курса.

Программа соответствует учебнику «Геометрия 7-9» для образовательных учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина. – М.: Просвещение, 2014 г.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч. из расчета 5 ч. в неделю с V по IX класс.

Математика изучается в 2014/2015 году в 8 классе -   5 ч. в неделю, всего 170 ч.

На преподавание геометрии в 8 классе отведено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Изучение геометрии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственного мышления и воображения, способности к преодолению трудностей;

• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

В курсе геометрии 8 класса  условно выделены четыре основных раздела: четырёхугольники, площадь, подобные треугольники, окружность.

Раздел 1. Четырёхугольники.

Доказательства большинства теорем данного раздела  и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому, полезно их повторить в начале изучения темы. Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.

Цели изучения раздела:

• изучить наиболее важные виды четырехугольников -  параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию;

• дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией;

Раздел 2. Площадь.

 Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся. Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.

        Цели изучения раздела:

• расширить и углубить полученные в 5 - 6 классах представления учащихся об измерении и вычислении площадей;

 вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции;

• доказать одну из главных теорем геометрии  - теорему Пифагора.

Раздел 3. Подобные треугольники.

Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение. В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.

Цели изучения раздела:

• ввести понятие подобных треугольников;

 рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения к доказательству теорем и решению задач;        

 сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.

Раздел 4. Окружность.

В данном разделе  вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров. Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.

Цели изучения раздела:

• расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 6 классе;

• изучить новые факты, связанные с окружностью;

• познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание материала

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)

  1. Четырёхугольники

14

Многоугольники. Параллелограмм и трапеция. Прямоугольник, ромб квадрат.

Объяснять, что такое ломаная, многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы многоугольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждения о сумме углов выпуклого многоугольника и сумме его внешних углов; объяснять, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата; изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с этими видами четырёхугольников; объяснять, какие две точки называются симметричными относительно точки (прямой), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрии в окружающей нас обстановке.

  1. Площадь

14

Площадь многоугольника. Площади параллелограмма, треугольника и трапеции. Теорема Пифагора.

Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников, какие многоугольники называются равновеликими и какие равносоставленными; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора.

  1. Подобные треугольники

19

Определение подобных треугольников. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

Объяснять понятие пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике ; объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести  понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основные тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов ; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы.

  1. Окружность.

16

Касательная к окружности. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.

Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых к окружности из одной точки; формулировать понятие центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы , связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника;; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками; исследовать  свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ.

  1. Повторение

3

Календарно-тематическое планирование учебного материала

(2 часа в неделю. Всего 68 часов)

№ урока

№ пункта

учебника

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения урока

Повторение

по плану

примечание

1

Урок вводного повторения.

1

02.09

2

Диагностическая работа.

1

04.09

3-16

Четырёхугольники

14

3

40,41

Многоугольник. Выпуклый многоугольник.

1

09.09

4

41

Сумма внутренних углов многоугольника.

1

11.09

5-6

42,43

Четырёхугольник. Параллелограмм и его свойства.

2

16.09

18.09

7-8

44

Признаки параллелограмма.

2

23.09

25.09

9

Самостоятельная работа.

1

30.09

10

45

Трапеция.

1

02.10

11

46

Прямоугольник.

1

07.10

12-13

47

Ромб, квадрат.

2

09.10

14.10

14

Самостоятельная работа.

1

16.10

15

Решение задач по теме.

1

21.10

16

Контрольная работа №1 «Четырёхугольники»

1

23.10

17-30

Площадь

14

17

49

Понятие площади многоугольника.

1

28.10

18

51

Площадь прямоугольника.

1

30.10

19-20

52

Площадь параллелограмма.

2

11.11

13.11

21-22

53

Площадь треугольника.

2

18.11

20.11

23

54

Площадь трапеции.

1

25.11

24

Самостоятельная работа.

1

27.11

25

55

Теорема Пифагора.

1

02.12

26

Решение задач на применение теоремы Пифагора.

1

04.12

27

56

Теорема, обратная теореме Пифагора.

1

09.12

28

57

Формула Герона.

1

11.12

29

Самостоятельная работа.

1

16.12

30

Контрольная работа № 2 «Площадь»

1

18.12

31-49

Подобные треугольники

19

31

58,59

Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников.

1

23.12

32

60

Отношение площадей подобных треугольников. Решение задач.

1

25.12

33

61

Первый признак подобия треугольников.

1

34

62

Второй признак подобия треугольников.

1

35

63

Третий признак подобия треугольников.

1

36

Самостоятельная работа.

1

37

Анализ самостоятельной работы. Решение задач.

1

38

Контрольная работа №3 «Подобие треугольников»

1

39

64

Средняя линия треугольника.

1

40-41

65, 66

Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.

2

42

Самостоятельная работа.

1

43

Анализ самостоятельной работы. Решение задач.

1

44-45

68

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника

2

46

 Проверочная работа.

1

47

Анализ проверочной работы. Решение задач.

1

48

69

Значения синуса, косинуса и тангенса стандартных углов.

1

49

Контрольная работа №4 «Решение прямоугольных треугольников»

1

50-65

Окружность

16

50

70

Взаимное расположение прямой и окружности.

1

51

71

Касательная к окружности.

1

52

72

Градусная мера дуги окружности

1

53

73

Теорема о вписанном угле.

1

54

Самостоятельная работа.

1

55

Анализ самостоятельной работы. Решение задач.

1

56

74

Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла

1

57

75

Свойства  серединного перпендикуляра к отрезку

1

58

76

Теорема о пересечении высот треугольника

1

59

77

Вписанная окружность

1

60

78

Описанная окружность

1

61

Решение задач.

1

62

Самостоятельная работа.

1

63

Анализ самостоятельной работы. Решение задач.

1

64

Контрольная работа №5 «Окружность »

1

65

Решение задач повышенной сложности

1

66-68

Повторение

3

Литература:

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
  2. Геометрия: Рабочая тетрадь:8 кл./ к учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др./ Ю. А. Глазков, П. М. Кашаев/ - 4-е издание - М.: Издательство «Экзамен»,2014
  3. Контрольные работы по геометрии:8 кл./ к учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др./ Н. Б. Мельникова – 5-е изд. –М.: Издательство «Экзамен», 2014.
  4. Геометрия 8 класс: Зачетная тетрадь ( на класс в кол-ве по 1 на парту)
  5. Поурочные разработки по геометрии , 8 класс: метод, в помощь школьному  учителю / - М.:  «ВАКО», 2014.
  6. Электронное приложение к учебнику


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Векторный метод и его применение к решению задач школьного курса геометрии

Выпускная квалификационная работа по специальности "Математика"...

векторы в школьном курсе геометрии

Презентация, которую можно использовать при повторении материала...

«Применение задач на построение одним циркулем в школьном курсе геометрии»

В этой работе я предлагаю несколько задач на построение с помощью циркуля для факультативных занятиях как с помощью учителя, так и самостоятельно....

Доказательство теоремы Пифагора в школьном курсе геометрии 8класса

С глубокой древности математики находят все новые и новые доказательства теоремы Пифагора, все новые и новые замыслы ее доказательств. Таких доказательств – более или менее строгих, более или менее на...

Рабочая программа по школьному курсу «Геометрия» для 9 класса

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса и реализуется на основе следующих документов:1. Стандарта основного общего образования по математике.Стандарт основного общего образования п...

Геометрические преобразования в школьном курсе геометрии.

Использование геометрических преобразований в школьном курсе имеет большое методическое значение. Методы симметрии, поворота, параллельного переноса, гомотетии позволяют учащимся решать большой класс ...

57. Интерактивный тест по теме: "Итоговый тест за школьный курс Геометрии".

Данный тест с автоматизированной проверкой ответа может быть использован на занятиях итогового контроля знаний учащихся. Для корректной работы теста, необходимо установить низкий уровень безопасности ...