Применение признаков равенства треугольников к решению задач
методическая разработка по геометрии (7 класс) на тему

Соколова Ольга Ивановна

применение теоретическхе знаний (признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника) при решении задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_geo_priznaki.doc896.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ 

                                                                                                               

                                                                                                               МОУК « Громковская ООШ»

                                                                                                               УЧИТЕЛЬ: СОКОЛОВА ОЛЬГА ИВАНОВНА

Геометрия, 7класс.

Тема: «Применение признаков равенства треугольников к решению задач».  

Дидактическая цель: выработать навык применять теоретические знания (признаки равенства треугольников, свойства равнобедренного треугольника) при решении задач.

Задачи урока: 1.Образовательные:

                              - актуализировать опорные знания; выявить степень усвоения материала.

                           2.Воспитательные:

                              - формирование отношений взаимной ответственности и зависимости в группах.

                            3.Развивающие:                

                              - постановка и развитие правильной математической речи.                        

Тип урока: комбинированный с применением групповой работы.

Оборудование урока:

  1. Раздаточный материал: карточка с индивидуальным заданием; карточки-задания для групповой работы и домашней работы; листы «знаний» для оценки работы учащихся в группах; квадрат из бумаги.
  2. Плакат с заданием для проведения дополнительной устной работы.
  3. Программное обеспечение: программа – тест с практическими и теоретическими заданиями.        

           

План урока.

                         

№ этапа

          Название этапа

          Приемы педагогической техники

Время (мин.)

1

Организационный момент.

Постановка целей и задач.

3

2

Устный опрос.

Щадящий опрос.

5

3

Отработка алгоритмических умений.

  1. Решение задач по готовым чертежам.
  2. Индивидуальный опрос по карточке с последующим комментированием.
  3. Тест с использованием компьютера.

10

4

Контроль знаний и умений.

  1. Работа в группах с консультантами (индивидуальный контроль).
  2. Выборочный контроль учителем (учащихся низкого и среднего уровня).

10

5

Минута отдыха.

Гимнастика для глаз.

1

6

Решение практических задач.

«Практичность теории».  Прием стимулирующих звеньев.

3

7

Оценка и самооценка деятельности.

Опрос – итог, оценивание работы учащихся консультантами, самооценка работы группы.

2

8

Постановка домашнего задания.

Домашнее задание по результатам (три уровня); творческое задание.

3

9

Итог урока.

Дополнительный материал.

3

 

                                                                                                                                                                                                         

Ход урока.

           Этапы урока.

               Деятельность учителя.

     Деятельность учащихся.

                    1

                                     2

                            3

1 этап. Организационный момент.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы проводим последний урок по теме «Признаки равенства треугольников», цель нашего урока выявить насколько хорошо вы владеете теоретическим материалом и умеете применять его к решению задач. Вы знаете, что  данная тема содержит не только признаки равенства треугольников, но и другой теоретический материал, назовите основные понятия.

Вариант ответа: равнобедренный треугольник, равносторонний треугольник, биссектриса, медиана, высота треугольника, свойства равнобедренного треугольника.

2 этап. Устный опрос.

Щадящий опрос. Практические вопросы, имеющие аналитический характер.

Установление необходимых и достаточных условий.

  1. Задание: назовите необходимое условие для того, чтобы треугольники АВС и А1В1С1 были равны по
  • первому;
  • второму

признаку равенства треугольников.

                     С                           С1

    А                          В   А1                                  В1

  1. Является ли верным утверждение:

 «Медиана треугольника является его биссектрисой и высотой»?

  1. Найди ошибку (лишнее условие): ∆АВС и ∆МВС                           АВ=МВ                                       АС=МС                                             А= М

ВС – общая сторона

  1. На рисунках изображены равные треугольники. Определите, по какому признаку можно установить их равенство (1-ый ряд номера рисунков по 1-ому признаку и т.п.)

Правильные ответы:

                               

АС=А1С1

В=В1

Утверждение не верно, чтобы оно стало верным надо добавить: равнобедренного треугольника, проведенная к основанию.

Лишнее условие: А= М, так как очевидно ВС – общая сторона, тогда треугольники равны по трем сторонам.

1-ый ряд: рисунки под номерами 2; 3; 6.

2-ой ряд: рисунки под номерами 1; 5.

3-ий ряд: рисунки под номерами 4; 7.

3этап. Отработка алгоритмических умений.

  1. Показательный ответ (учащимися среднего и продвинутого уровня). Решение задач по готовым чертежам.

  1. Индивидуальный опрос по карточке с последующим комментированием.

Задание:                                                   ∆АВС равнобедренный. РАВС = 40см. Сторона АВ в 2 раза длиннее стороны АС. Найдите длины сторон треугольника.

  1. Тест с использованием компьютера.

Решение задач по готовым чертежам.

Учащиеся отвечают у доски, показывают элементы треугольников, равные элементы и т.п. Остальные учащиеся внимательно слушают ответ, делают при необходимости замечания, исправления.

Задание:                                                   ∆АВС равнобедренный. РАВС = 40см. Сторона АВ в 2 раза длиннее стороны АС. Найдите длины сторон треугольника.

Ученик показывает решение задачи на доске, затем комментирует его по записям и рисунку.

Т.к. компьютер в кабинете один, то по одному ученику в течении урока отвечают на вопросы теста.

4этап. Контроль знаний и умений.

                                           

  1. индивидуальный контроль.

  1. Выборочный контроль учителем (учащихся низкого и среднего уровня).

Лист «знаний»:

№1

________________________________

ФИ

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

1-й пр.

2-й пр.

3-й пр.

Св. равн

треуг

биссектриса

медиана

высота

Пр. равн треуг.

№1

№9

№3

№2

№8

№4

№3

№5

№8

№4

№6

№2

№5

№7

№1

Отметки:

Консультанты ведут индивидуальный опрос в своих группах, результаты заносят в бланки.

По выбору учителя учащиеся отвечают у доски.

5этап. Минута отдыха.

6этап.  Решение практических задач.

                   

 

                                             

                                                                                                                                                                     

Гимнастика для глаз.

«Практичность теории».  Прием стимулирующих звеньев.

«В жизни мы сталкиваемся с множеством практических задач, решить которые нам помогает математика науке»

Задача: Мама купила 1 метр ткани шириной 1 метр на платок двум своим дочерям. Разделите этот кусок ткани на две равные части, сделайте так, чтобы дочери не поругались.( платки были равными) и докажите правильность своих действий.

Решив соответствующую геометрическую задачу, вы снова возвращаетесь к практической стороне исходной задачи, и даете ответ на поставленный в ней вопрос. Именно так часто приходится поступать при решении практических задач на производстве, в технике, в науке.

Закройте глаза. Закрытыми глазами посмотрите вправо, влево, вверх, вниз. Сильно зажмурьте глаза, расслабьте. Сделайте круговые движения глазами сначала в одну сторону, затем в другую. Еще раз зажмурьте глаза, расслабьте. Немного посидите с закрытыми глазами. Хорошо.

Плавно открываем глаза. Восстанавливаем резкость изображения.

Ученики работают с квадратом из бумаги. Складывают его по диагонали, получаются два равнобедренных треугольника, равных по трем сторонам. Со стороны учащихся следует объяснение.

7этап.  Оценка и самооценка деятельности.

Опрос – итог, самооценка работы группы.

Руководители групп объявляют об итогах работы каждого члена группы, оценивают эту работу.

8этап.  Постановка домашнего задания.

Домашнее задание.

Творческое задание: (придумать и решить задачу практического характера)

Домашнее задание по карточкам.

9этап.  Итог урока.

Дополнительный материал подготовленный учащимся.

Источник:

Киселев А.П. Геометрия. Планиметрия. Стереометрия. М.: Физматлит, 2004.

Олимпиадная задача.

Задача: В треугольнике ABC проведены биссектрисы AA1 и CC1. Докажите, что если длины перпендикуляров, опущенных из вершины B на прямые AA1 и CC1 равны, то треугольник ABC — равнобедренный.

Четвертый признак равенства треугольников: Если две стороны первого треугольника соответственно равны двум сторонам второго треугольника и угол, противолежащий большей из этих сторон в первом треугольнике, равен углу, противолежащему соответственно равной ей стороне во втором треугольнике, то эти треугольники равны.

Решение: Пусть F и K точки пересечения перпендикуляров, опущенных из вершины B на прямые AA1 и CC1 соответственно, а O — точка пересечения биссектрис  ∆ ABC (см. рис.21).

1)  ∆ OKB =  ∆ OFB (по катету и гипотенузе: BK = BF, OB — общая). Из равенства треугольников следует равенство соответствующих углов:   KOB =   FOB.

2)  ∆ OBC1 =  ∆ OBA1 по II признаку равенства треугольников (OB — общая,   OBC1 =   OBA1, так как OB — биссектриса  ∆ ABC,   KOB =   FOB) Из равенства треугольников следует равенство соответствующих сторон: OC1 = OA1.

3)  ∆ OAC1 =  ∆ OCA1 по II признаку равенства треугольников (OC1 = OA1, C1OA =  A1OC как вертикальные,   AC1O =   CA1O как смежные углы к равным углам равных треугольников  ∆ OBC1 и  ∆ OBA1) Из равенства треугольников следует равенство соответствующих углов: OAC1 = OCA1. Но   OAC1 = ½  A,   OCA1 = ½  C, откуда   A =   C, а значит  ∆ ABC — равнобедренный.

 


Приложение 1.


Приложение 2.

ТЕСТ  В EXCEL

ВОПРОС 1

Какой треугольник на рисунке равен треугольнику АВС по 1-ому признаку равенства треугольников?

1. ∆ АВ1С1

2. ∆ АВ2С

3. ∆ АВС2

4. ∆ А1CВ

5. Такого треугольника нет.

Выбери номер правильного ответа.

ВОПРОС 2

Верно ли утверждение: "Если в треугольнике два угла равны, то он равносторонний"

1. да

2. нет

Выбери номер правильного ответа.

ВОПРОС 3

Какой треугольник на рисунке равен треугольнику АВС по 2-ому признаку?

1. ∆ АВ1С1

2. ∆ АВ2С

3. ∆ АВС2

4. ∆ А1CВ

5. Такого треугольника нет.

Выбери номер правильного ответа.

ВОПРОС 4

Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны, называется ...

1. биссектрисой

2. основанием

3. высотой

4. медианой

Выбери номер правильного ответа.

ВОПРОС 5

Какой треугольник на рисунке равен треугольнику АВС по 3-ему признаку?

1. ∆ АВ1С1

2. ∆ АВ2С

3. ∆ А1СВ

4. ∆ АВС2

5. Такого треугольника нет.

Выбери номер правильного ответа.

Приложении 3.

Домашнее задание.

Если отметка: «2», «3».

                                                                      Опорная схема:

1.                                                        

2. 

3.

4.

Если оценка: «4». Задача. В треугольнике ABC проведены биссектрисы AA1 и CC1. Докажите, что если длины перпендикуляров, опущенных из вершины B на прямые AA1 и CC1 равны, то треугольник ABC — равнобедренный. Если оценка: «5». Придумать и решить практическую задачу, в которой бы были использованы признаки равенства треугольников. 

Приложение 4.

Карточка №1

∆АВС равнобедренный. РАВС = 40 см. Сторона АВ в 2 раза длиннее стороны АС. Найдите длины сторон треугольника.


Приложение 5.

Четвертый признак равенства треугольников. Если две стороны первого треугольника соответственно равны двум сторонам второго треугольника и угол, противолежащий большей из этих сторон в первом треугольнике, равен углу, противолежащему соответственно равной ей стороне во втором треугольнике, то эти треугольники равны.

Киселев А.П. Геометрия. Планиметрия. Стереометрия. М.: Физматлит, 2004.

Другая формулировка.

Теорема - дополнительный признак равенства треугольников.

Если в треугольниках А1В1С1 и AВС имеют место равенства АВ = A1B1 , АС = A1C1 , АВС = A1В1C1 , причем указанные углы не являются острыми, то эти треугольники равны.

Олимпиадное задание.

Задача: В треугольнике ABC проведены биссектрисы AA1 и CC1. Докажите, что если длины перпендикуляров, опущенных из вершины B на прямые AA1 и CC1 равны, то треугольник ABC — равнобедренный.

(Н.Агаханов)

Решение:

Пусть F и K точки пересечения перпендикуляров, опущенных из вершины B на прямые AA1 и CC1 соответственно, а O — точка пересечения биссектрис  ∆ ABC (см. рис.21).

1)  ∆ OKB =  ∆ OFB (по катету и гипотенузе: BK = BF, OB — общая). Из равенства треугольников следует равенство соответствующих углов:   KOB =   FOB.

2)  ∆ OBC1 =  ∆ OBA1 по II признаку равенства треугольников (OB — общая,   OBC1 =   OBA1, так как OB — биссектриса  ∆ ABC,   KOB =   FOB) Из равенства треугольников следует равенство соответствующих сторон: OC1 = OA1.

3)  ∆ OAC1 =  ∆ OCA1 по II признаку равенства треугольников (OC1 = OA1, C1OA =  A1OC как вертикальные,   AC1O =   CA1O как смежные углы к равным углам равных треугольников  ∆ OBC1 и  ∆ OBA1) Из равенства треугольников следует равенство соответствующих углов: OAC1 = OCA1. Но   OAC1 = ½  A,   OCA1 = ½  C, откуда   A =   C, а значит  ∆ ABC — равнобедренный.

Приложение 6.

Бланки.

Приложение 1

Бланки

№1

________________________________

ФИ

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

1-й пр.

2-й пр.

3-й пр.

Св. равн

треуг

биссектриса

медиана

высота

Пр. равн треуг.

№1

№9

№3

№2

№8

№4

№3

№5

№8

№4

№6

№2

№5

№7

№1

Отметки:

№2

________________________________

ФИ

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

1-й пр.

2-й пр.

3-й пр.

Св. равн

треуг

биссектриса

медиана

высота

Пр. равн треуг.

№1

№9

№3

№2

№8

№4

№3

№5

№8

№4

№6

№2

№5

№7

№1

Отметки:

№3

________________________________

ФИ

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

1-й пр.

2-й пр.

3-й пр.

Св. равн

треуг

биссектриса

медиана

высота

Пр. равн треуг.

№1

№9

№3

№2

№8

№4

№3

№5

№8

№4

№6

№2

№5

№7

№1

Отметки:

№4

________________________________

ФИ

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

1-й пр.

2-й пр.

3-й пр.

Св. равн

треуг

биссектриса

медиана

высота

Пр. равн треуг.

№1

№9

№3

№2

№8

№4

№3

№5

№8

№4

№6

№2

№5

№7

№1

Отметки:

№5

________________________________

ФИ

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

1-й пр.

2-й пр.

3-й пр.

Св. равн

треуг

биссектриса

медиана

высота

Пр. равн треуг.

№1

№9

№3

№2

№8

№4

№3

№5

№8

№4

№6

№2

№5

№7

№1

Отметки:

№6

________________________________

ФИ

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

1-й пр.

2-й пр.

3-й пр.

Св. равн

треуг

биссектриса

медиана

высота

Пр. равн треуг.

№1

№9

№3

№2

№8

№4

№3

№5

№8

№4

№6

№2

№5

№7

№1

Отметки:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение признаков равенства треугольников к решению задач. геометрия 7 класс

Цель  урока: проверить умение составлять различные задачи по заданному чертежу ,  по данной теме.Задачи: 1.Образовательные:- актуализировать опорные знания, расширить и   ...

Применение первого признака равенства треугольников к решению задач

Данная разработка урока геометрии в 7 классе, поможет учителю научить правильно использовать признаки равенства треугольников к решению задач, здесь дается алгоритм рассуждений при решении задач....

План-конспект урока по геометрии в 7 классе «Применение признаков равенства треугольников к решению задач»

План-конспект урока по геометрии в 7 классе «Применение признаков равенства треугольников к решению задач»...

Технологическая карта урока геометрии 7 класс "Применение третьего признака равенства треугольников при решении задач"

Технологическая карта урока геометрии 7 класс по теме : "Применение третьего признака равенства треугольников при решении задач"...

"Применение признаков равенства треугольников при решении практических задач"

Конспект урока по геометрии в 7 классе по учебнику Атанасяна Л.С., Бутузова В.Ф. и др на тему : " Применение признаков равенства треугольников при решении практических задач" .Документ удобе...

Урок геометрии в 7 классе по теме "Применение третьего признака равенства треугольников при решении задач"

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.Методы обучения: наглядный, частично – поисковый, проблемный.Методы контроля: устный, письменный.Приемы: проблемные вопросы.Формы работы: ...

Применение признаков равенства треугольников к решению геометрических задач. 7-й класс

Урок включает различные виды деятельности, направленные на отработку умений применять теоретические знания при решении нетиповых задач с помощью разноуровневых карточек, занимательного материала; разв...