ПЛАН-КОНСПЕКТ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА « Отрезок. Прямая. Луч»
план-конспект урока по геометрии (5 класс) на тему

Останкова Наталья Исмаиловна

На уроке вводятся понятия: отрезок, прямая, луч. Цель урока: научить учащихся строить отрезок и  прямую по двум точкам. Научить определять принадлежность точки отрезку, прямой, лучу. Продолжить работу над развитием навыков устного счёта. Повторить чтение многозначных чисел, меры длины, задачи на движение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx432 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
« Отрезок. Прямая. Луч»

ФИО (полностью)

Останкова Наталья Исмаиловна

Место работы

МБОУ СОШ № 101 г.о. Самара

Должность

Учитель

Предмет

Математика

Класс

5

Тема и номер урока в теме

Отрезок. Прямая. Луч.  2 урока в теме

Базовый учебник

"Математика", Зубарева И.И., Мордкович А.Г.: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2010 г.

Цели урока:

Цель  урока: ввести понятия: отрезок, прямая, луч. Научить учащихся строить отрезок и  прямую по двум точкам. Научить определять принадлежность точки отрезку, прямой, лучу. Продолжить работу над развитием навыков устного счёта. Повторить чтение многозначных чисел, меры длины, задачи на движение.

Задачи:

 образовательные  (формирование познавательных УУД)

  • сформировать у учащихся основы элементарных понятий: отрезок, прямая, луч;
  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  •  структурирование знаний. Подведение под понятие;
  •  использование знаково-символических средств, общих схем решения;
  • выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации;
  • выделять и формулировать познавательные цели, осознанно и произвольно строить  свои высказывания.  

 развивающие (формирование регулятивных УУД)

  • планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
  • выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • развитие приемов умственной деятельности, внимания, памяти, творческой  
  • активности;
  • развивать логическое мышление, интерес к изучению математики;
  • умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
  • контроль и оценка процесса и результатов действия.
  • планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  • учить классифицировать факты, делать обобщающие выводы

воспитательные  (формирование коммуникативных и личностных УУД)

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  •  воспитывать ответственность и аккуратность;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • воспитывать ответственность и аккуратность;
  • формирование умения проверять результаты деятельности;
  • развивать умение дискуссионной  работы.

Тип урока: Комбинированный.

Формы работы учащихся: Фронтальная, парная, индивидуальная 

Необходимое оборудование: Компьютерный класс, проектор, учебники по математике, раздаточный материал ( карточка  устного счета),  ЭОР

Урок №№ 9-10

Время:  80 мин

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Устный счёт с выходом на тему урока
  1. Прочитайте числа: 180000509, 300001700, 608600005003

Слайд № 1. Даётся время для прочтения про себя. После этого по щелчку мышки числа последовательно увеличиваются. Учитель просит учеников их прочитать вслух.

  1. Выразите в дециметрах: 50 см, 230 см, 67 м, 800 м.
  2. Выразите в метрах : 600 см, 30 дм, 2 км, 12000 мм.

Слайд № 2. Перед учащимися появляются сразу все задания. Даётся время на размышление. По щелчку мыши последовательно появляются верные ответы.

  1. Слайд № 3. Таблица перевода мер длины. Ещё раз напоминаем учащимся о связях между мерами длины.
  2. Решить все примеры в карточках, расположить ответы в порядке возрастания, прочитать три слова, которые являются темой нашего урока

       Учитель оценивает работу учеников во время устного счёта. Записывает тему на доске

  1.   Изучение и первичное закрепление нового материала.
  1. Фрагмент видео-урока с иллюстрацией понятий отрезок, прямая, луч.
  2. Введение понятия отрезка(№70)

Учитель: Если к точкам А и В приложить линейку и по ней провести от А к В линию, то получится отрезок АВ.

Учитель: Начертите в тетрадях отрезок  АВ. Запишите « Отрезок АВ».

Учащиеся чертят в тетрадях отрезок АВ. Записывают « Отрезок АВ».

Учитель: Точки А и В называют концами отрезка АВ. Как иначе можно обозначить отрезок АВ? (ВА)

  1. Введение понятия прямая. (№70)

Учитель: Начертим отрезок CD и продолжим его по линейке в обе стороны. Получим прямую CD, которую обозначают «прямая CD» или «прямая DC»

Учащиеся выполняют задание учителя.

Учитель: « Как вы думаете, сколько прямых можно провести через две точки? (Одну)

Учитель:  Прямая не имеет концов. Она неограниченно продолжается в обе стороны.

  1. Введение понятия луча.(№70)

Учитель: Рассмотрим прямую АВ. Точка O делит прямую АВ на две части. Каждую из этих частей называют лучом. Точку O называют началом этих лучей. Конца у луча нет. Лучи обозначают « луч OА» и « луч OВ». Обратите внимание, сначала называют начало луча»

Учащиеся выполняют задание учителя, учитель контролирует выполнение задания учениками.

  1. Два ученика у доски, остальные в тетради выполняют № 72(а), 72(б), решение фронтально обсуждается

  1. Физкультминутка.  (2 мин)

- Ребята, улыбнитесь. Передайте своему товарищу мысленно положительные эмоции, поделитесь капелькой теплоты, добра.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше – выше потянулись.

Ну – ка, плечи  распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Демонстрируется презентация №73, ставится проблемный вопрос,

проводится обсуждение, делаются выводы.

  1. Учащиеся индивидуально на ПК выполняют лабораторную работу ЭОР (П)  с самоанализом результата учебной деятельности.
  1. Повторение.
  1. Демонстрируется презентация №75, ставится проблемный вопрос,

               проводится обсуждение, делаются выводы. Решают № 75 с          

              самопроверкой.

  1. Учащиеся решают задание № 76 в тетрадях самостоятельно, взаимопроверка.
  1. Подведение итогов 1 урока
  2. Организационный момент.
  3. Устный счёт
  1. Демонстрируется презентация работы над развитием навыков устного счёта. Отрабатываются навыки нахождения неизвестного слагаемого. (Пропедевтика №79, 80)
  1. Закрепление изученного на 1 уроке

Устно отвечают на вопросы презентации 2. Проверяют ответы, комментируют и проговаривают правила

  1. Изучение нового материала, первичное осмысление и закрепление знаний

Определение принадлежности точек отрезку.

  1. Перед учащимися  появляется слайд № 4.

Учитель: Как вы думаете, какие точки лежат на отрезке ЕF? (E,N,M,F)

Учитель: В тетрадях отметьте  и обозначьте две точки, которые лежат на отрезке АВ и три точки, которые не лежат на АВ.

  1. Учащиеся выполняют задание учителя. Учитель контролирует и корректирует решения учащихся. Определение принадлежности точек прямой.

Слайд №  5. Учитель: Какие из точек лежат на отрезке КL и на прямой KL? (K,G,L)

Учитель: Отметьте и обозначьте три точки, которые лежат на прямой CD и две точки, которые на ней не лежат.

Учащиеся выполняют задание учителя. Учитель проверяет правильность.

  1. Определение принадлежности точек лучу.

Слайд №  6. Учитель: Какие из точек лежат на луче MN?(M,N,Q,S)

 

  1. Графический диктант

  1. Физкультминутка.  
  2. Повторение.

Выполняют задания №78 самостоятельно взаимопроверка, №79 устно по цепочке, №82  по цепочке на доске, запись в тетради

  1. Организация контроля 

Выполнение самостоятельной работы на компьютере. Анализ результатов контроля по статистике ЭОР 04 (К)

  1. Подведение итогов  урока, оценивание знаний

Домашнее задание

  1. Подводим итоги урока. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. (Рефлексия)

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

  1. Запись домашнего задания: п.4, № 71, № 77, № 80,№83. Доп№86



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Этапы 1 урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

1

Организационный момент

Приветствие учащихся;  организация обмена тетрадей;  проверка  готовности класса            к уроку; организация внимания.

Учащиеся сдают тетради, получают проверенные, записывают число, классная работа

3

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение выделять нравственный аспект поведения

2

Актуализация знаний

Устный счет

Презентация 1.ppt

Слайд 1 – 3

 Демонстрирует презентацию

Проводит работу над развитием навыков устного счёта.

Учитель предлагает решить все примеры в карточках, расположить ответы в порядке возрастания, прочитать три слова, которые являются темой нашего урока Вместе с учениками определяет цель урока

В беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы, Повторяют чтение многозначных чисел, меры длины

Учащиеся решают примеры, записывают тему урока в тетрадь.

3

4

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

3

Изучение нового материала,  первичное осмысление и закрепление знаний

И.omsИ.oms

Модуль 1 – 7

 Демонстрирует фрагмент видео-урока, иллюстрирующий вводимые понятия.

Задает вопросы,  подводящие к определению понятий.

Комментирует,   направляет работу учащихся.

Ставит проблемные вопросы.

Организует методическое сопровождение и  фронтальное обсуждение решения

Учащиеся смотрят слушают и анализируют

видеоматериал,

в беседе с учителем осмысливают и формулируют   определения,

записывают в тетрадь.

Выполняют задание №70, используя учебник, проводят построения, делают выводы, проверяют их правильность, записывают в тетрадь.

Два ученика у доски, остальные в тетради выполняют № 72(а), 72(б), решение фронтально обсуждается

5

5

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Подведение под понятие

Целеполагание, выдвижение гипотез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Умение слушать и вступать в диалог

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Проявление терпения   и аккуратности при построении чертежей  

4

Физминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

2

Планирование своей деятельности

Умение слушать

Осознание ценности здоровья

5

Закрепление нового материала

Презентация 2.ppt

Слайд  3

П.oms

Демонстрирует презентацию

Постановка проблемного вопроса.

Организует индивидуальную исследовательскую работу учащихся с интерактивной моделью.

Решение задания № 73

Выполняют лабораторную работу с самоанализом результата учебной деятельности.

6

Анализ объектов и синтез

Контроль изученного материала

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли

Проявление доброжелательности в дискуссии, доверия к собеседнику

6

Повторение

повторение.ppt

Слайд 1 – 2

Демонстрирует презентацию №75

Ставит проблемные вопросы.

Организует методическое сопровождение и   взаимопроверку решения

Решают № 75 с обсуждением, комментариями и самопроверкой.

Решение задания № 76 в тетрадях самостоятельно, взаимопроверка.

4

5

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи.

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

7

Подведение итогов 1 урока

Вносит корректировку в ответы учащихся Дает возможность самим ученикам оценить себя, затем оценивает учащихся с комментированием.

Рефлексия.

Подводят итог урока, оценивают себя своих товарищей

3

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Ориентация в межличностных отношениях

Этапы 2 урока

Название используемых ЭОР

Деятельность

учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личност-

ные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

11

8

Организационный момент

Организация внимания учащихся

Включение в деловой ритм урока

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

2

Смыслообразование

9

Устный счёт

устный счет.ppt

Демонстрирует презентацию

Проводит работу над развитием навыков устного счёта.

(Пропедевтика №79, 80)

Отрабатывают навыки нахождения неизвестного слагаемого.

3

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

10

Закрепление изученного на 1 уроке

Презентация 2.ppt

Слайд 1 – 2

Демонстрирует презентацию

Демонстрирует ответы 

Комментирует и направляет работу учащихся

Устно отвечают на вопросы

Проверяют ответы, комментируют и проговаривают правила, выставляют себе оценку

5

Выделение и формулирование познавательной цели.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог

Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

11

Изучение нового материала, первичное осмысление и закрепление знаний

Презентация 1.ppt

Слайд 4 – 6

Демонстрирует презентацию

Ставит проблемные вопросы.

Комментирует и направляет работу учащихся

Проводит графический диктант

Обсуждают вопросы принадлежности точек прямой, отрезку, лучу.  Один ученик на обратной стороне доски,  остальные в тетради выполняют графический диктант, проверяют правильность выполнения.

5

4

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,

моделирование

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности

Самоопределение

12

Физминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули)

2

Планирование своей деятельности

Умение слушать

Осознание ценности здоровья

13

Повторение ранее изученного материала

Комментирует,   направляет работу учащихся.

Демонстрирует ответы 

Выполняют задания №78 самостоятельно

взаимопроверка, №79 устно по цепочке, №82  по цепочке на доске, запись в тетради.

8

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний.

Подведение под правила

Целеполагание, выдвижение гипотез

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Умение слушать и вступать в диалог

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости

Проявление терпения   и аккуратности при построении чертежей  

14

Организация контроля

К.oms

Организует индивидуальную  самостоятельную  работу учащихся с динамической моделью.

Выполнение самостоятельной работы на компьютере. Анализ результатов контроля по статистике

7

Выбор оснований и критериев для сравнения

Контроль, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще предстоит усвоению.

Самоопределение

15

Подведение итогов  урока, оценивание знаний

Домашнее задание

Оценивает качественную работу класса и отдельных учащихся 

Рефлексия.

Задает дифференцированное  домашнее задание

Подводят итог урока, оценивают себя своих товарищей Учащиеся записывают домашнее задание

3

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция

Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка

Нравственно-этическая ориентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир».

«Угол.  Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник. Измерение углов. Транспортир»....

Технологическая карта урока ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ

ЗАЧЁТ № 3 геометрия 7 класс.Тема: «ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ»...

Технологическая карта урока "Волейбол. Прямой нападающий удар".

Технологическая карта урока физкультуры в 6 классе...

Технологическая карта урока "Параллельность прямой и плоскости" 10 класс

Проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления (ТРКМ) и технологии деятельностного метода...

Технологическая карта урока "Параллельность прямой и плоскости" 10 класс

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)...

технологическая карта урока "Нижняя прямая подача, прием мяча с подачи."

Цель урока: Совершенствовать технику выполнения приема мяча с подачи, нижней прямой подачи...

Технологическая карта урока "Координатная прямая" 6 класс

Технологическая карта урока "Координатная прямая", 6 класс, учебник Виленкин Н.Я....