Рабочая программа по геометрии 9 класс по учебнику Атанасян Л. С. и др. Пояснительная записка
рабочая программа по геометрии (9 класс) по теме

Выборнова Ольга Евгеньевна

Рабочая программа по геометрии 9 класс по учебнику Атанасян Л. С. и др. Пояснительная записка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №90

Выборгского района Санкт-Петербурга

«РЕКОМЕНДОВАНО»

МО учителей

Протокол №        от        .___________20_____г.

Руководитель МО Истомина Н. П.        /        /

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

Меркульева Л.О. ____________________

___________________20______г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ школа №90

Богданова Е.Л.        ___________

___________________ 20______г.

Рабочая программа

по геометрии

для 9а и 9б класса

(2,5 часа в неделю, 85 часов в год)

Учитель-составитель: Выборнова Ольга Евгеньевна

2015 - 2016 учебный год


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по геометрии 9 класса составлена на основе

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике;
  • Программы по геометрии к учебнику для 7—9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С. Атанасяна, В.Ф. Бутузова, СБ. Кадомцева, Э.Г. Позняка и И.И. Юдиной.
  • Авторской программы по геометрии Т.А. Бурмистровой. Программа для общеобразовательных учреждений (Сборник Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра 7-9 кл. Составитель Т.А. Бурмистрова,  3 -е изд.,.- М. Просвещение, 2010 г.).
  • Базисный учебный план ГБОУ СОШ № 90 на 2015-2016 учебный год
  •    Учебник 9 класса общеобразовательных школ авторов Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7—9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

Место предмета

На изучение предмета геометрии из федерального компонента отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год. Для расширения знаний учащихся  из регионального компонента  на изучение геометрии добавлено 0,5 ч в неделю, т.е. 17 часов в год. Таким образом, на изучение геометрии отводится  2,5 часа в неделю,  т.е. 85 часов за год.

Изменения,  внесенные в авторскую программу Бурмистровой Т.А.: дополнительные час из регионального компонента распределены следующим образом - выделены  3 часа на вводное повторение, добавлен один час на  изучение главы  «Векторы», три часа на изучение главы «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов», остальные 13 часов отводятся на итоговое повторение курса геометрии 7-9 классов и на решение практических задач.  

  Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.

       Программа выполняет две основные функции.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Структура документа

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, поурочное планирование, примерные контрольные работы, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия — один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Цели

Изучение предмета направлено на достижение следующих целей:

  • овладение, системой знаний и умений, необходимых для применения в практической
  • деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры,
  • способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах геометрии как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к предмету как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достичь все учащиеся, оканчивающие 9 класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс 9 класса. Эти требования структурированы по трем компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Распределение учебных часов по разделам программы

Вводное повторение — 3 часа

Векторы — 9 часов

Метод координат — 10 часов

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов — 14 часов

Длина окружности и площадь круга — 12 часов

Движения — 8 часов

Начальные сведения из стереометрии — 8 часов

Об аксиомах планиметрии— 2 часа

Повторение курса планиметрии — 19 часов

На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний, таким образом, решаются следующие задачи:

  • введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
  • развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
  • совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
  • формирование умения решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
  • совершенствование навыков решения задач на доказательство;
  • отработка навыков решения задач на построение с помощью циркуля и линейки;
  • расширение знаний учащихся о геометрических фигурах на плоскости.

В ходе изучения материала планируется проведение 5 контрольных работ по основным темам и одной итоговой контрольной работы в виде теста.

Содержание обучения

 Повторение (3 ч)

Равные треугольники. Подобные треугольники. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Свойства и признаки четырёхугольников. Площади. Свойства диаметров и хорд. Углы и окружность. Вписанные и описанные треугольники и четырехугольники.

Основная цель – обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по изученным темам геометрии 7-8 классов

 1. Векторы. Метод координат (19 ч)

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.

2.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (14 ч)

Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

 Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное   внимание   следует   уделить   выработке   прочных   навыков   в   применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.

3.Длина окружности и площадь круга (12 ч)

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.

4.Движения (8 ч)

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение   плоскости   вводится   как   отображение   плоскости   на   себя,   сохраняющее расстояние между точками.  При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.

5. Об аксиомах геометрии (2 ч)

Беседа об аксиомах геометрии.

Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.

6. Начальные сведения из стереометрии (8 ч)

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов.

Основная цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел.

7. Повторение. Решение задач (19 ч)

Основная цель – обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по изученным темам геометрии 7-9 классов, подготовка к ОГЭ.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны: знать:

  • основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
  • формулировки основных теорем и их следствий;

уметь:

  •         пользоваться геометрическим языком для
    описания предметов окружающего мира;
  •  распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
  • решать задачи на вычисление геометрических величин, применяя изученные свойства фигур и формулы;
  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат и соображения симметрии;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы и обнаруживая возможности их применения;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;
  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение; проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов): для углов от 0° до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей
  • основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир);
  • владения практическими навыками использования геометрических инструментов для

изображения фигур, а также нахождения длин отрезков и величин углов.

Межпредметные связи

Использовать понятия векторов и координат для решения задач по физике, географии и другим учебным предметам.  Применять свойства движений и применять подобие для построений и вычислений. Выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни и оценивать размеры реальных объектов окружающего мира. Проводить вычисления на местности и применять формулы при вычислениях в смежных учебных предметах, в окружающей действительности. Использовать свойства геометрических фигур для решения задач практического характера по физике. Понимать математику как строго организованную систему научных знаний, в частности владеть представлениями об аксиоматическом построении геометрии и первичными представлениями о неевклидовых геометриях.

Рассматривать математику в контексте истории развития цивилизации и истории развития науки, понимать роль математики в развитии России.

Используемый учебно-методический комплект

Литература для учителя:

  • Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7—9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
  • Атанасян Л. С, Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 9 класса. М.: Просвещение, 2009.
  • Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. М.: Просвещение, 2004.
  • Мищенко Т.М., Блинков А.Д. Геометрия. Тематические  тесты к учебнику  Л.С. Атанасяна и других.. 9  класс.  М.:  Просвещение,  2011
  • Изучение геометрии в 7 – 9 классах. / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков, В.Б. Некрасов, И.И. Юдина. Методические рекомендации к учебнику. / 5-е издание.  М.: Просвещение, 2002. – 255 с.
  • Тесты. Геометрия 7 – 9. / П.И. Алтынов. Учебно-методическое пособие. / М.: Дрофа, 2005. – 107 с.
  • Карточки для проведения контрольных работ и зачётов по геометрии 9 класс. / В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева. / М.: Вербум-М, 2003
  • Методическая газета для учителей и МАТЕМАТИКА-приложение к газете «Первое сентября».
  • Журнал «Математика в школе».
  • Цифровые образовательные ресурсы http://school-collection.edu.ru/

        

Литература для обучающихся

Основная:

  • Атанасян Л.С, Бутузов В.Ф., Кадомцев СБ., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия. 7—9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

Дополнительная:

  • Атанасян Л. С, Бутузов В.Ф., Глазков Ю.А., Юдина И.И. Геометрия: Рабочая тетрадь для 9 класса. М.: Просвещение, 2009.
  • Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. М.: Просвещение, 2004.
  • ОГЭ. Математика: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов под ред. И. В. Ященко.- М., «Национальное образование», 2015
  • Цифровые образовательные ресурсы
  • Интернет ресурсы  http://alexlarin.net/news.html; http://school-assistant.ru/?class=geometr; http://sdamgia.ru/
  • http://opengia.ru/subjects/mathematics-9/topics/1;   http://uztest.ru/exam?idexam=28

Формы и методы контроля достижения планируемых результатов

 Формы контроля:  : входной, текущий, промежуточный и итоговый.  Входной контроль проводиться с целью обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученным темам алгебры 7-8 классов. Осуществляется с помощью  теста, рассчитанного на 20-25минут. Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала.  Содержание  определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся  класса. Текущий контроль проводится в форме тестов и самостоятельных работ, рассчитанных на 15 – 20 минут с самопроверкой или взаимопроверкой и дифференцированным оцениванием, математических диктантов.

 Промежуточный контроль проходит в конце второй четверти. Итоговый контроль проводиться в конце учебного года. Промежуточный и итоговый контроль проходит в форме  административной контрольной работы, рассчитанной на 45 минут.

Диагностика усвоения учебного курса

Вид диагностики

Количество применений

Тест. Исходный уровень

1

Контрольная работа № 1 по теме «Векторы. Метод координат»

1

Контрольная работа. Промежуточный контроль

1

Контрольная работа  № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»

1

Контрольная работа № 3  по теме «Длина окружности и площадь круга»

1

Контрольная работа № 4  по теме «Движение»

1

Итоговая контрольная работа

1

Итого:

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по геометрии 7 кл. УМК Атанасян Л.С.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование на 2012-13 уч.год...

Рабочая программа по геометрии 10 кл. УМК Атанасян Л.С.

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование на 2012-13 уч.год...

Рабочая программа по геометрии по учебному пособию Атанасян 10 класс

Рабочая программа по геометрии по учебному пособию Атанасян 10 класс 2 часа в неделю....

Рабочая программа по геометрии, УМК Л.С. Атанасян, 7 класс

Рабочая программа срдержит: пояснительную записку, тематический план, УМК, требования к уровню подготовки выпускников....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9класс ,Л.С. Атанасян, 2 часа в неделю

Планирование составлено на основе обязательного минимума содержательной области образования»Математика»а также на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образ...

Рабочая программа по геометрии 10 класс по учебнику Атанасян Л. С. и др. Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии 10 класс по учебнику Атанасян Л. С. и др...

Рабочая программа по геометрии 10-11 кл. Атанасян

Программа содержит пояснительную записку, содержание программы, требования к уровню подготовки выпускника, оценку ответов, ктп....