Урок-практикум по геометрии в 11 классе по теме "Цилиндр"
план-конспект урока по геометрии (11 класс) на тему

Семенцова Маргарита Александровна

Урок - практикум - это урок закрепление пройденного материала и решения задач по теме "Цилиндр".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-praktikum_tselindr.docx77.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-практикум по теме «Цилиндр».

(текущий контроль знаний и умений учащихся).

Цели:

  • Проверить усвоение учащимися теории по теме «Цилиндр»;
  • Совершенствовать навыки решения задач по теме «Цилиндр»;
  • Проверить умения решать задачи по теме «Цилиндр»
  • Развивать пространственное воображение.
  • Развивать чувство ответственности за выполненную работу, коллективизм, инициативность.

Задачи:

  • Обобщить и систематизировать теоретический материал: элементы цилиндра, сечения цилиндра, формулы для нахождения боковой и полной поверхностей цилиндра;
  • Систематизировать и упорядочить умения учащихся решать различные виды задач по теме «Цилиндр»;
  • Выделить приёмы и методы решения задач, выявить наиболее рациональные из них;
  • Создать ситуацию «успеха» для каждого ученика, дать почувствовать успешность усвоения темы.

Этапы урока:

  1. Теоретический диктант с последующей проверкой (7-10мин.)
  2. Групповая работа с задачами, с последующим обсуждением решения в классе (20-25мин.)
  3. Индивидуальная  проверочная работа по готовым чертежам (5-7мин.)
  4. Подведение итогов урока.

1 этап.  Теоретический диктант с последующей проверкой.  

Программа «Живая математика»,  раздел «Стереометрия», глава «Круглые тела», тема «Цилиндр. Элементы цилиндра», «Сечения цилиндра». Можно использовать любую интерактивную программу, в которой можно перемещать цилиндр и показывать его элементы.

По вариантам учащиеся записывают те элементы цилиндра, которые показываются им  с помощью данной программы.

1вариант:

  1. Цилиндрическая поверхность.
  2. Ось цилиндра.
  3. Радиус основания.
  4. Формулу полной поверхности цилиндра.
  5. Осевое сечение цилиндра  (в сечении - прямоугольник).
  6. Изобразить цилиндр, как тело вращения вокруг сторон какой-либо фигуры (2 случая).

2вариант:

  1. Цилиндр.
  2. Образующая.
  3. Высота цилиндра.
  4. Формулу боковой поверхности цилиндра.
  5. Сечение перпендикулярное оси цилиндра (в сечении - круг).
  6. Изобразить цилиндр, как тело вращения вокруг осей симметрии какой-либо фигуры (2 случая).

Листы с работами сдаются, и проверяется правильность данных ответов, с классом проговариваются  ответы и определения данных элементов.

Цилиндрическая поверхность.

Цилиндр.

Ось цилиндра.

Образующая.

Высота цилиндра.

Радиус цилиндра.

Формулы боковой и полной поверхностей цилиндра с доказательством (с исп. модели).

Сечения (4вида)

Вращение прямоугольника.

2 этап. Групповая работа.

Каждой группе (3-5человек) выдаются листы с задачами. Номер группы совпадает с номером задачи, которую надо решить. Как только задача решена (5 мин.), представитель от группы выходит к доске, делает чертёж и ключевые записи решения. Решения обсуждаются остальными учащимися класса, и оценивается работа группы. Если группа успевает решить, кроме своей задачи, ещё одну, то это даёт членам группы  +0,5 балла к зачёту по этой теме. Решение задач после обсуждения, показывается на интерактивной доске.

Задачи:

  1. В цилиндре с высотой 6см проведено параллельно оси сечение, отстоящее от неё на расстоянии 4см. Найдите радиус цилиндра, если площадь сечения равна 36 см2. Вычислите площадь полной поверхности цилиндра.                                                                 (Ответ: 5 см, 110π см2.)

  1. Радиус основания цилиндра в три раза меньше высоты, а площадь полной поверхности цилиндра равна 288π см2. Найдите размеры цилиндра.                            (Ответ: r=6см,   h=18см.)

  1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 20см. Найдите площадь основания цилиндра и площадь его боковой  поверхности.                                   (Ответ:  50π см2, 200π см2.)

  1. Зная, что полная поверхность цилиндра 130π , а боковая поверхность составляет 80π найдите размеры цилиндра и площадь его осевого сечения.                              (Ответ:  r=5см,  h=8см, =80

Решения:                                                                                                            

  1. В цилиндре с высотой 6см проведено параллельно оси сечение, отстоящее от неё на расстоянии 4см. Найдите радиус цилиндра, если площадь сечения равна 36 см2. Вычислите площадь полной поверхности цилиндра.                                                      

  1. ABCD – прямоугольник, АВ = h = 6см.

      =AB*BC      BC = 6 cм.

  1.  ВОС – равнобедренный,  т.к  ОВ=ОС=r .

BH- высота   ВН – медиана ВН = НС = 3 см

                О

                                                                                                                             

                                                                                                   4

                                                                               В         3                   С

                                                                                                Н

  1.  ВОН – прямоугольный,

ВО = 5 см (египетский треугольник), т.е. r=5см.

  1. = 2r(r + h) = 110π .

  1.  Радиус основания цилиндра в три раза меньше высоты, а площадь полной поверхности цилиндра равна 288π см2. Найдите размеры цилиндра.                            

               

 Т.к.  r h в 3 раза, то h=3r .

 = 2πr( r + h)  и   = 288π см2

                                                                                        2πr ( r + h)  =  288π                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                        2πr ( r + 3r) =  288π              / :  2π

                                                                                        4= 144

                                                                                         = 36

                                                                                          r = 6 см

                     h = 18 см

  1. Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 20см. Найдите площадь основания цилиндра и площадь его, боковой поверхности.                                  

  1. ABCD – квадрат   AB = BC ;  BAC = 450 .
  2.  ABC – прямоугольный,

        =       ВС = АС *

       ВС = 20 * 0  = 20 *   = 10 (см)

      В                      С                

                                                                                                                                                             

                                                                            4         20

                                                                            А

                                                                    3.h = АВ = 10 см,  r =  = 5 .

    (5 )2*π = 50π см2

= 2rh    =  * 5   * 10 = 200π см2

4.Зная, что полная поверхность цилиндра 130π , а боковая поверхность составляет 80π найдите размеры цилиндра и площадь его осевого сечения.        

                                                                                                                            

=  + 2

 -  = 130π - 80π = 50π см2

 = 25π           и     =πr2

                                                                                                       πr2  =  25π

                           r = 5 см

= 2rh       h =  

              А                                                                         h =    =  8 (cм)

                                              2.   АВСD – прямоугольник,  АВ = h =8 см,  ВС = 2r = 10 cм.

= АВ * ВС

= 8 * 10 = 80 см2

3этап. Проверочная работа.

Работа по готовым чертежам и с задачами, не требующими построения тела. Отметки выставляются в журнал. Отметка «3» ставится за решение одной задачи, отметка «4» - за решение двух задач  (напр. 1 и 2а)), отметка «5»- за три решённые задачи.

1вариант.

  1. Радиус цилиндра – 10 см, высота – 15см. Найдите площадь боковой и полной поверхности цилиндра.
  2. Найдите:  a) высоту и радиус основания;  б) площадь боковой поверхности цилиндра.

2вариант.

  1. Образующая цилиндра 8см, а радиус цилиндра – 5 см. Найдите площадь боковой и полной поверхности цилиндра.
  2. Найдите: a) высоту и радиус основания;  б) площадь боковой поверхности цилиндра.

Ответы:  1вариант: 1. 300 см2  и 500 см2

                                                     2. а) 2;  ;      б) 4 π   

                              2вариант: 1. 80π см2;   130 π см2

                                                            2. а) 4;  4 ;     б) 16 π.    

4этап. Подведение итогов.   Рефлексия.                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-практикум по обществознанию в 9 классе на тему: "Экологическое право"

Учебно-воспитательные задачи урока:1. Помочь учащимся уяснить специфику экологических отношений.2. Раскрыть суть экологических правонарушений и основные меры экологоправовой ответственности....

Урок-практикум по литературе в 9 классе «Тема Родины в лирике С.А.Есенина»

Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся  предстоит ответить ...

Урок - практикум по химии в 9 классе "Гидролиз солей"

Предложенный план-конспект урока-практикума по химии 9 класс  "Гидролиз солей. Определение реакции среды при гидролизе соли" с использованием цифровой естественнонаучной лаборатории "Nova Архимед...

Уроки практикумы по алгебре в 9 классе по теме "Решение целых уравнений"

Уроки проводятся по методике взаимообмена заданиями под девизом " Обучая товарища, учусь сам"....

Методическая разработка схемы конспекта урока-практикума по технологии для 4 класса (учебник и рабочая тетрадь Т. М Геронимус) Тема урока: "Каскад колокольчиков"

Схема конспекта    урока-практикумапо технологиидля 4 класса Карточка    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4135195","attributes":{"alt":"","class":"media...

Урок - практикум по наглядной геометрии для 6 класса по теме "Окружность, круг и конус."

Интересное практическое занятие, на котором ученики 6 класса, применив все свои знания об окружности, должны смоделировать геометрическое тело – конус. На основе конуса ребята  изготовят по...