Урок -конференция "Число "Пи"-магический геометрический символ"
план-конспект урока по геометрии (9 класс) на тему

Просвирнина Наталья Дмитриевна

 

Данный урок является обобщающим по теме «Правильные многоугольники»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок – конференция "Число π -магический геометрический символ"

Данный урок является обобщающим по теме «Правильные многоугольники»

Цели: Расширить представления учащихся  о практическом значении и применении математических понятий в окружающем мире.

Показать работоспособность учёных, занимавшихся проблемами числа π.

Воспитывать у учащихся стремление к знаниям, любознательность.

План:  

1. Организационный момент

2 Регистрация участников конференции (тест на заполнение пропусков по теме «Длина окружности и площадь круга»).

3.     Теоретическая часть
а) история числа
π
б) случайности и закономерности, связанные с
π
в) вездесущность числа
π

4.     Практическая часть.

5.     Подведение итогов.

ХОД УРОКА: 

1.     Вступительное слово учителя:

Ребята, давайте сегодня представим себя в роли участников научно-практической конференции. Тема нашей конференции – число π - такое знакомое и в то же время такое неизведанное. Проблеме π - 4000 лет, но она и по сей день продолжает волновать умы учёных.

Любая конференция начинается с регистрации участников. Вы тоже должны пройти своеобразную регистрацию – зарегистрировать свои знания, полученные на предыдущих уроках и необходимые для рассмотрения вопросов, стоящих на нашей конференции.

 

2.     Учащимся раздаются листы с текстом на заполнение пропусков. (10 мин.)     

вариант 1

1.Если стороны многоугольника являются хордами окружности, то многоугольник называется…

2. Если стороны многоугольника являются  касательными к окружности, то окружность называется…

3.Если сторона правильного многоугольника стягивает дугу окружности равную 36 градусам то многоугольник имеет … сторон.

4.Сторона правильного четырехугольника, вписанного в окружность радиуса R вычисляется по формуле…

5.Если диаметр окружности равен 8см то ее длина равна…

6.Периметр правильного шестиугольника, вписанного в окружность, равен 30см.Радиус этой окружности в…раз меньше периметра шестиугольника

7.Если диаметр круга увеличить в 4 раза ,то его площадь увеличится в…раз

8.Площадь вписанного в окружность квадрата равна 36 см2.Площадь этого круга равна…  

вариант 2

1.Если стороны многоугольника являются хордами окружности, то окружность называется…

2. Если стороны многоугольника являются  касательными к окружности, то  многоугольник называется…

3.Если сторона правильного многоугольника стягивает дугу окружности равную 72 градусам то многоугольник имеет … сторон.

4.Сторона правильного треугольника, вписанного в окружность радиуса R вычисляется по формуле…

5.Если диаметр круга равен 4см, то его площадь равна…

6.Диаметр окружности равен 10см Периметр правильного шестиугольника, вписанного в эту окружность равен…

7.Если диаметр круга уменьшить в 4 раза, то площадь этого круга уменьшится в…раз

8.Площадь вписанного в окружность правильного четырехугольника равна 72 см2 .Площадь круга равна…  

Учитель:
А теперь перейдём к теоретической части конференции.

Обозначение π произошло от первой буквы греческого слова «периферия», что значит «окружность». И стало общепринятым после работы Леонарда Эйлера в 1736 году. (Показывает портрет Эйлера.)

4. Выступления учащихся:

.     История числа π.

Задача вычисления длины окружности и площади круга возникла в глубокой древности.
В древнем египетском папирусе (2000 лет до н.э.) указывается, что за площадь круга следует принимать площадь квадрата, сторона которого равна 8,9 диаметра

В некоторых древнеегипетских и вавилонских текстах встречается значение π=3, которое вполне удовлетворяло землемеров того времени.

Вопрос о вычислении отношения длины окружности к диаметру, т.е. числа π занимал многие умы человечества на протяжении тысячелетий. Первое вычисление числа π на основе строгих рассуждений было предпринято величайшим математиком 

древности Архимедом (III в до н.э.) Архимед последовательно определял периметры вписанных и описанных шестиугольника, 12-угольника, 24-угольника, 48-угольника и 96-угольника , выраженные через диаметр. Он доказал, что. оно заключено между  тремя целыми и десятью семьдесят первыми и тремя целыми и одной седьмой. Архимед установил, что это постоянная величина

 Выведенное Архимедом для π приближённое значение  оказалось вполне удовлетворительным для практики.

В XV в иранский математик ал-Каши нашёл значение π с 16 знаками, рассмотрев вписанный и описанный многоугольник с 80 035 168 сторонами.

Большое терпение и выдержку обнаружил голландский вычислитель Лудольф ван-Цейлен (XVI в), который, применяя метод Архимеда, дошёл до многоугольников с 60*2039 сторонами, получив 35 десятичных знаков. В его честь число πбыло названо современниками «Лудольфово число. Согласно завещанию Лудольфа, на его надгробном камне было высечено найденное им значение π.

Самым неутомимым вычислителем π был английский математик Уильям Шенкс (XIX в ). Более 20 лет посвятил он вычислению 707 знаков числа π. Он ошибся в 520 знаке (ошибку обнаружили в 1945 г.).

С появлением ЭВМ значение π было вычислено с большой точностью. В США был получен результат с 30 млн. знаков. Если распечатать это значение, то оно займёт 30 томов по 400 страниц в каждом.

 Случайности и закономерности, связанные с π:

а) Анализ единиц измерения длины и изменения ускорения свободного падения (g) от места к месту вызвал удивительное равенство: π2g.

б) Если из множества целых положительных чисел случайно выбрать два числа, то вероятность того, что они не будут иметь общего делителя, равна 6/π2.

 

Вездесущность числа π :

Английский математик Август де Морган назвал π «загадочным числом, которое лезет в дверь, в окно и через крышу»

И действительно, закономерности, связанные с числом π можно встретить не только в математике, но и во многих других областях:

а) Кандидат географических наук Пиотровский экспериментальным путём установил, что все структуры земного рельефа от мелких до гигантских связаны между собой через число π. Он считает, что Земля и окружающий космос построены на основании одного закона, в основе которого лежат волновые процессы. Этот закон можно назвать законом числа π.

 

б) При изучении архитектуры церкви учёными было обнаружено, что объём купола храма приблизительно 3 раза укладывается во всём объёме храма.

 

в) Профиль контура русского колокола имеет вид равнобедренного треугольника. Углы этого треугольника близки по величине к радиану (т.е. 180о/π).

 

г) Отмечается интересная закономерность у всех растений с овальной формой листьев: если мысленно разделить лист, например липы, по линии наибольшей ширины, то меньшая часть укладывается во всей длине π раз.

Учитель:
Одной из знаменитых задач древности, связанных с числом
π является задача квадратуры круга. Заключается она в построении с помощью циркуля и линейки квадрата, площадь которого равна площади данного круга. В течении 2500 лет учёные безуспешно решали эту задачу. Полное доказательство невозможности решения было дано лишь в 1892 году.

Но тем не менее существуют изящные приближенные способы. На рисунке один из них. Найдите значение π соответствующее этому построению.
Решение:
S
кв.  =  Sкр.
a2=πr2
ΔADB,(2r )2=(a/2)2+a2, 4r2=5a2/4, r2=5a2/16.
a
2⋅π≈5a2/16 ; π≈16/5=3,2 .

Египетская задача:

В древнем египетском папирусе площадь круга, окружность которого есть среднее арифметическое двух данных окружностей с радиусами 5 и 10, принимается за среднее арифметическое их площадей. Верно ли это?
Решение:
C=(C
1+C2)/2=(2π∗5+2π∗10)/2=15π. R=15/2.
S=
πR2=π∗225/4=56,25π.
(S
1+S2)/2=(25π+100π)/2=62,5π.
Ответ: неверно.


5.Сегодня мы узнали многие факты, связанные с числом  
π. Конечно, запоминание и вычисление всех знаков этого числа не имеет практического значения, а лишь показывает преимущество современных средств и методов вычисления. Для запоминания нескольких первых цифр числа π учениками одной из школ было придумано стихотворение:
Это я знаю и помню прекрасно:
3 ,  1     4   1       5         9

«Пи» многие знаки мне лишни, напрасны.
 2           6           5     3          5                 8

Количество букв в каждом слове дает последовательность цифр числа
π.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ Число π

Слайд 2

3,14159265358 979328462643 83279…

Слайд 3

Архимед (около 287-212 гг. до н.э.) вычислил отношение длины окружности к диаметру и нашёл, что оно заключено между тремя целыми и десятью семьдесят первыми и тремя целыми и одной седьмой. Архимед установил, что это постоянная величина

Слайд 4

французский математик Франсуа Виет улучшил результат Архимеда и нашел значение числа π с девятью десятичными знаками;

Слайд 5

А в середине XVIII века знаменитый русский академик Леонард Эйлер ввёл обозначение этой постоянной. Её стали называть числом (“пи” - начальная буква греческого слова perimetron, которое и означает “окружность”).

Слайд 6

Леона́рдо Пиза́нский Более известен под прозвищем Фибона́ччи (Fibonacci), что в переводе с итальянского означает «хороший сын родился» ( Figlio Buono Nato Ci ).

Слайд 7

Карл Луи Фердинанд Линдеман де Корель Он родился 12 апреля 1852 г. в Ганновере. После окончания гимназии в Шверине (Мекленбург) он в 1870 г. начинает изучать математику в Геттингенском университете. Доказал трансцендентности числа π

Слайд 8

Голландский математик Лудольф Ван Цейлен (1540-1610). П олучил для числа π 34 цифры (вычисления заняли всю его жизнь)

Слайд 12

Будучи вначале чисто геометрической задачей, квадратура круга превратилась в течение веков в исключительно важную задачу арифметико-алгебраического характера, связанную с числом π , и содействовала развитию новых понятий и идей в математике.

Слайд 14

В древнем египетском папирусе площадь круга, окружность которого есть среднее арифметическое двух данных окружностей с радиусами 5 и 10 принимается за среднее арифметическое их площадей. Верно ли это?

Слайд 15

Оказывается, приближенно найти можно с помощью иголки ... и теории вероятностей. Такой способ придумал французский естествоиспытатель Ж. Л. Л. Бюффон (1707-1788).

Слайд 16

Это(3) я(1) знаю(4) и(1) помню(5) прекрасно(9) , Пи(2) многие(6) знаки(5) мне(3) лишни(5), напрасны(8)… 3,14159265358…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Число "Пи" Отношение длины окружности к её диаметру. Знаменитая математическая константа, постоянная для всех окружностей. Представляется бесконечной непериодической десятичной дробью "Пи" -3,14159265358

Слайд 2

Легко запомнить… Нужно только постараться И запомнить все, как есть: Три, четырнадцать, пятнадцать, Девяносто два и шесть

Слайд 3

Можно и по английски… See I have a rhyme assisting My feeble brain, its tasks off times resisting

Слайд 4

Можно и по французки… Que j'aime faire apprendre un nombre utile aux sages! Immortel Archim'ede, sublime ing`enieur, Qui de ton jugement peut sonder la valeur? Pour moi ton probl'eme eut de pareils avantages.

Слайд 5

Историческая справка Представления о числе «Пи» претерпели значительную эволюцию от смутных представлений древних до чрезвычайно глубоких математических теорий современности. О том, что отношение длины окружности к диаметру есть число постоянное для всех окружностей, по-видимому, знали уже в Древнем Вавилоне и Египте за 3-2 тыс. до н.э. Ниже приводятся некоторые сведения о найденных древними математиками приближениях для числа . Происхождение их неизвестно.

Слайд 6

Число "Пи" Междуречье, 2 тыс. до н.э. 3 Древний Египет, 2 тыс. до н. э. 3,16 Древний Китай, ХII в. до н. э. 3 Древняя Индия, VII-V в. до н.э. 3,088

Слайд 7

Число "Пи" Лю Синь Китай, I в. до н.э. 3,1547 Витрувий Италия, 14 г. до н.э. Чжан Хэн Китай, II в. Цзу Чун-чжи Китай, V в. Брахмагупта Индия, 598 г.

Слайд 8

Архимед (ок. 287-212 до н.э.) Архимед нашёл три точных знака числа Пи : Пи =3,14… . Именно эти три знака чаще всего нами используются в несложных повседневных расчётах.

Слайд 9

Лудольф ван Цейлен (1539-1610) Профессор математических и военных наук Лейденского университета Лудольф ван Цейлен (1539-1610) на протяжении десяти лет, удваивая по методу Архимеда число сторон вписанных и описанных многоугольников и дойдя до 32 512 254 720-угольника, он вычислил 20 точных десятичных знаков числа , впоследствии доведя их количество до 35. Эти знаки он завещал выбить на своём надгробном камне. В память о неординарном вычислителе современники ещё долгое время называли числом Лудольфа .

Слайд 10

Готфрида Вильгельма Лейбница В конце семнадцатого столетия с развитием методов дифференциального и интегральное исчисления появилась возможность взглянуть на число с совершенно неожиданной стороны. Одним из первых результатов в этом направлении стал ряд названный в честь открывшего его в 1673 году немецкого математика Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716) рядом Лейбница .

Слайд 11

«ПИ»управляет нашим миром В 1965-ом году американский математик польского происхождения Станислав М. Улам (именно ему принадлежит ключевая идея конструкции термоядерной бомбы), присутствуя на одном очень длинном и очень скучном (по его словам) собрании, чтобы как-то развлечься начал писать на клетчатой бумаге цифры, входящие в число Пи. Поставив в центре 3 и двигаясь по спирали против часовой стрелки, он выписывал 1, 4, 1, 5, 9, 2, 6, 5 и прочие цифры после запятой. Без всякой задней мысли он попутно обводил все простые числа чёрными кружками. Вскоре, к его удивлению, кружки с поразительным упорством стали выстраиваться вдоль прямых - то, что получилось, очень было похоже на нечто разумное. Особенно, после того, как Улам сгенерировал на основе этого рисунка цветовую картину, с помощью специального алгоритма. Собственно, эту картинку, которую можно сравнить и с мозгом, и со звёздной туманностью, можно смело называть "мозгом числа Пи". Примерно с помощью такой структуры это число (единственное разумное число во вселенной) и управляет нашим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по правоведению "Государственные символы России"

«Государственные символы  России» 7 класс. «Основы правовых знаний» Цели учебного занятия: •    формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; •   ...

Урок на тему "Государственные символы России"

Урок обществознания в 9 классе....

Презентация к уроку "Понятие об образе - символе"(по произведению Гаршина "Красный цветок"

Данная презентация поможет учителю при проведении урока по произведению В.М. Гаршина "Красный цветок". На примере изучения этого рассказа раскрывается понятие "образ-символ"....

Интегрированный урок математики и информатики. 8-й класс. Использование информационных технологий на уроке математики. Тема "Геометрический метод определения количества корней квадратных уравнений "

Психологические исследования подтверждают, что некоторые обучающиеся испытывают значительные трудности при работе с информацией,  представленной в формализованном и формальном виде,  не восп...

Число π – магический геометрический символ

Урок исследовательский. Тема: Длина окружности. Форма обучения комбинированная. Вычисление значения числа П практическим способом, учащиеся убеждаются что приближенное значение иррационального...

Конспект урока в 5-м классе. Тема урока: "Описание предмета" "Береза - символ нашей Родины".

Подготовить учащихся  к написанию сочинения "Береза-символ нашей Родины", Дать представление о березе как национальном символе русского народа....

Урок по теме: " Геометрическая прогрессия" и "Сумма п-первых членов геометрической прогрессии"

Урок по теме:  "Геометрическая прогрессиия" и "Сумма п-первых членов геометрической прогрессии".  Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний. Закрепление ум...