Технологическая карта урока геометрии "Обобщение. Четырехугольники" 8 класс.
план-конспект урока по геометрии (8 класс) на тему

Жирнова Алеся Григорьевна

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока геометрии  по  теме

« Обобщение. Четырёхугольники. Решение задач». 8 класс

Составила  учитель математики Жирнова А.Г.

Тема учебного занятия

Обобщение « Четырёхугольники». Решение задач.

Цель деятельности учителя

  Создать условия для закрепления, повторения, осмысления  теоретического материала по теме «Четырёхугольники», совершенствования навыков решения задач, подготовки учащихся к контрольной работе.

Основные понятия учебного занятия

  Многоугольник, четырёхугольник, параллелограмм, его определение, свойства и признаки; трапеция, её определение и свойства; прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Ученик научится:

-оперировать на базовом уровне понятиями четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция;

-изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью чертёжных инструментов;

-решать учебные и практические задачи с применением простейших свойств фигур;

Ученик получит возможность научиться:

-оперировать понятиями четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, параллелограмм, ромб, трапеция;

-извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию о геометрических фигурах, представлять её на чертежах;

-изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью чертёжных инструментов;

-решать учебные и практические задачи с применением простейших свойства фигур;

- оценивать объекты окружающего мира;

-решать знакомые текстовые задачи.;

 Личностные результаты:

- умение вести диалог;

-воля и настойчивость в достижении цели;

-независимость и критичность мышления;

-навыки сотрудничества;

-самостоятельность и ответственное отношение к учёбе.

-рефлексия собственной деятельности;

Метапредметные результаты:

-Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

-Умения контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

-Готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные УУД:

-самостоятельное и ответственное отношение к учёбе;

- готовность и способность к саморазвитию ;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с окружающими в процессе  любого вида деятельности;

-рефлексия собственной деятельности.

Познавательные УУД

-находить информацию, понимать её, выбирать нужное;

-строить доказательство прямое, косвенное, от противного;

-объединять предметы и явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,

 анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;

-преобразовывать текст, переводя его в другую модельность, интерпретировать текст;

-выбирать эффективный способ решения задачи;

-само и взаимоконтроль и самооценка;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач;

-излагать полученную информацию, интерпретировать её в контексте решаемой задачи.

Регулятивные УУД

-управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность;

-выбирать и принимать цели,

-соотносить свои знания с той учебной информацией, которую нужно усвоить;

-подводить итоги деятельности;

-выдвигать версии решения проблемы  составлять план её решения;

-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

-оценивать свой опыт, оформлять его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач.

Коммуникативные УУД

-отображать в речи содержание совершаемых действий;

-формулировать выводы;

-работать индивидуально и в группе;

-осуществлять взаимоконтроль  и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-умение слушать, выступать, владеть устной и письменной речью;

-в дискуссии выдвигать аргументы и контраргументы.

Метапредметные связи

Показать роль и место четырёхугольников в других дисциплинах и повседневной жизни.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Ресурсное обеспечение

  • Учебник  « Геометрия 7-9 » Л.С.Атанасян и др., рабочая программа по математике 8 класс, презентация к уроку.
  •  мультимедийный проектор, компьютер;
  • раздаточный материал для теоретической самостоятельной работы,  разноуровневые карточки с заданиями для решения задач;
  • оценочные листы.

Технологии, используемые на учебном занятии

Информационные технологии, технология сотрудничества, технология дифференцированного обучения и индивидуального подхода

I этап. Организационный этап.

Эпиграф к урок:

 « Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным»  Паскаль.

   

На доске: « Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные геометрические фигуры»                       Г. Галилей.

Прочитайте, пожалуйста, записанные на доске слова.

Я прошу вас подумать и в конце урока сказать, на какие мысли наводит вас эта фраза.

I I этап.        

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  1. Постановка учебной задачи

Чтобы понять, чем мы будем заниматься,  давайте разгадаем загадки- частушки.

(Загадки озвучиваются  ученицей в  музыкальной форме)

Ответы: параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапеция.

 

Учитель: Каким общим названием можно объединить эти  фигуры?

- Четырёхугольники.

Сегодня у нас последний урок по теме: «Четырехугольники».

  1. У: Подумайте и назовите тему нашего сегодняшнего урока.

Ответы учащихся

У:Тема нашего урока «Обобщающий урок по теме» Четырёхугольники»»

  1. У:Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Ответы учащихся. (Повторить и обобщить знания по теме, повторить виды четырехугольников, их свойства, порешать задачи по этой теме, подготовиться к контрольной работе).

У: Правильно. Сегодня на уроке мы повторим определение четырёхугольника, параллелограмма, их видов, обобщим свойства этих фигур, тем самым подготовимся к предстоящей контрольной работе. Все эти знания  и умения помогут вам при изучении свойств тел в дальнейшем, при решении задач стереометрии.

III  этап. Актуализация опорных знаний учащихся

Цель:  проверить уровень теоретической подготовки.

  1. Работа в группах.

- Теоретический контроль  - сказка -  вопрос (раздаточный материал). Прочитать текст и ответить на вопросы.

- Теоретический опрос по теме в виде разгадывания кроссворда  (проверка по слайду). Взаимопроверка.

 Занести баллы в оценочный лист.

Результат деятельности - генеалогическое дерево семейства четырехугольников (на доске):

Четырёхугольники - параллелограммы (параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб) и  не параллелограммы – трапеция - равнобедренная и прямоугольная.

 IV этап. Решение задач.

Цель:  выработать умение применять теоретические знания при решении задач.

  1. Решение задач по готовым чертежам (устная работа) –

«Кто быстрее?»  

  1. Давайте решим!» (решение 3-х задач с записью в тетрадь).

Продолжается групповая работа и взаимопомощь при затруднении.

Заносят  баллы в оценочный лист.

Физминутка.

Цель:  сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

«Веселая физкультминутка»

Если верно – то хлопаем, если неверно – топаем.

У четырехугольника 5 вершин. - нет

Диагонали  прямоугольника равны  -да

Стороны ромба равны -да

Углы квадрата острые - нет

Диагонали ромба перпендикулярны -да

Диагонали прямоугольника пересекаются и точкой пересечения делятся пополам?  -да

Найти сумму длин всех сторон - значит вычислить периметр? -да

Квадрат является ромбом? -да

Диагонали ромба равны? - нет

Vэтап.

 Контроль и оценка результатов деятельности

Цель: дать качественную оценку класса и отдельных учащихся.

Самостоятельная работа  «Выбери и реши сам!»

Выбрать задачу своего уровня, решение записать в тетрадь.

Если  успевают  выполнить задание по одной карточке, то могут взять еще одну и получить еще дополнительные баллы.

После выполнения задания по выведенным на экран  ответам, ученики должны проверить правильность выполнения заданий.

Заносят  баллы в оценочный лист.

VI этап.   Проверка домашнего задания. Проекты.

Занимательные моменты:

- Синквейн.

- «Четырехугольники вокруг нас».

- Танграмм (новое – практическая работа).

VI I этап.  Рефлексия (подведение итогов урока).

Учащиеся сдают карточки самооценивания и оценочный групповой лист.

Подводим  итоги работы групп и класса в целом.

А теперь поднимите руки те, кто получил  сегодня на уроке отметку «5», «4», «3». Молодцы, вы сегодня замечательно поработали! Листы самооценки сдать учителю.

VI I I этап.  Домашнее задание.

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Запись в дневник.

Домашняя работа

  1. Диагонали прямоугольника АВСD пересекаются в точке О, АВО = 36°. Найдите АОD.                                                      
  2. Найдите углы прямоугольной трапеции, если один из ее углов равен 20°.
  3. Стороны параллелограмма относятся как 1:2, а его периметр равен 30 см. Найдите стороны параллелограмма.                        
  4. В равнобокой трапеции сумма углов при большем основании равна 96°. Найдите углы трапеции.
  5. Найдите периметр ромба ABCD, если В равен 120°, а BD=8 см.



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал  «Задачи»

для  урока геометрии  по теме

« Обобщение. Четырёхугольники. Решение задач». 8 класс

Рубрика «Кто быстрее?»

Задачи по готовым чертежам (каждая задача – 1балл).

1. Найти ےСВК

2.  BD=12 см.  АС=10 см. Найти АО и ВО.

 3. На рисунке равнобедренная трапеция. ےВ =135º.Найти ےА.

   

4. Один из острых углов ромба равен 56?.Чему равен другой острый угол ромба?

               

           

  5. Найти неизвестные стороны и углы параллелограмма

6. Найти неизвестные углы.

Рубрика  «Давайте решим!»

Задачи – карточки

№1

         В параллелограмме ABCD AE – биссектриса

                   острого угла А. АВ=7см, ЕС=3см.

                    Найти периметр параллелограмма ABCD.

                     

   

                                                                     1 балл

№2

               В прямоугольной трапеции ABCD

       меньшая боковая сторона  АВ = 10см,  

        СDА = 450 ,   СЕ перпендикулярна АD.

            Найти DE.

                                                 2 балла

                     

№3

Самостоятельная работа «Выбери сам»

1 вариант

1 уровень

2 уровень

3 уровень

2 вариант

1 уровень

2 уровень

3 уровень



Предварительный просмотр:

Оценочный лист группы_________________________________________________________

на уроке геометрии  по  теме

                         Фамилия

Всего баллов

Оценка

Вид  задания

Макс. балл

1

Устная работа

(загадки)

1 загадка- 1 балл

5

2

Сказка-вопрос

1 вопрос - 1 балл

3

3

Кроссворд

5б - кто первый

5

4

Кто быстрее?

6

5

Давайте решим!

3

6

 «Выбери сам» (с.р.)

5

7

Активность на уроке

3

Итого:

30

 « Обобщение. Четырёхугольники. Решение задач». 8 класс

Рефлексия :

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется

лёгким / трудным

интересно / не интересно

ФИО участников группы: ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал для каждой группы для  урока геометрии  по теме « Обобщение. Четырёхугольники. Решение задач». 8 класс

Прочитайте сказку и ответьте на вопросы.

Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем». Все согласились и отправились в далекое путешествие.

 На пути путешественников попалась река, которая сказала: «Переплывут меня только те, у кого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам». Часть четырехугольников остались на берегу, остальные переплыли и отправились дальше.

На пути им встретилась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников остались у горы, остальные продолжили путь. Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.

Вопросы:

1.Кто стал королем? _______________________________________________

2.Кто был основным соперником?____________________________________

3. Кто первым вышел из соревнования? _______________________________

Составить СИНКВЕЙ  на тему «Четырехугольники».

  1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающие предмет, о котором идёт речь Четырехугольник
  2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
  3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

___________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Разгадайте кроссворд.

По горизонтали: 

 1. Фигура, обладающая   свойствами прямоугольника    и ромба.
2. Параллелограмм,  диагонали   которого равны.

 3. Фигура, состоящая из четырех    точек и четырех последовательно соединяющих их отрезков.
4. Прямоугольник и ромб имеют две ……. симметрии.

10. Древнегреческий ученый.

12. Трапеция, параллелограмм, шестиугольник, треугольник  – это….
По вертикали:

2. Четырехугольник с     параллельными противолежащими сторонами.
5. Сколько осей симметрии    имеет квадрат.  

6. Четырехугольник, у которого только две противоположные стороны параллельны.

7. Параллелограмм с перпендикулярными диагоналями.
8. Чем является диагональ ромба.

9. Отрезок, соединяющий противолежащие вершины четырехугольника.
11. Стороны четырехугольника, имеющие общие концы.

11

1

7

2

8

6

9

5

3

10

4

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников". Учебник Л.С. Атанасян Геометрия 7-9.

Презентация к уроку геометрии в 7 классе по теме "Некоторые свойства прямоугольных треугольников"....

Статья "К вопросу обобщения учебного материала на уроках геометрии в 9 классе".

В статье описаны идеи, помогающие формированию интереса обучающихся в изучении геометрии, решению проблемы формирования навыков анализа, критического осмысления ситуации, умения ориентироваться в новы...

Обобщение опыта по теме "Формирование способности учащегося к аргументации с разных позиций на уроках геометрии в 10 классе"

Работая в школе, я сталкиваюсь с проблемой – учащиеся на уроках решают различные уравнения, неравенства, задачи, но не могут комментировать свои решения, любой вопрос сбивает учеников, многие от...

Конспект урока геометрии в 9 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме «Метод координат»

Краткая аннотация урока:·        Класс: 9 класс, учебник "геометрия 7-9", авторы  Л.С. Атанасян и др.·...

Презентация к уроку геометрии в 9 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме «Метод координат»

Презентация к уроку геометрии в 9 классе «Обобщение и систематизация знаний по теме «Метод координат»...

Презентации к урокам геометрии в 10 классе по учебнику Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Учебник "Геометрия. 10-11 классы"

Презентация составлена на основе  поурочных разработок к урокам геометрии  для 10-11 классов по ред. Саакян С. М, Бутузов  В. Ф...