Урок по теме "Измерение отрезков и углов" ( с использованием технологии ТРКМ)
план-конспект урока по геометрии (7 класс) на тему

Урок изучения нового материала  в 7 классе с использованием технологий ТРКМ и укрупнения дидактических единиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmerenie_otrezkov_s_ispolzovaniem_tehnologiy_trkm.docx198.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок геометрии по теме

 « Измерение отрезков и углов»

( урок с применением технологии ТРКМ и УДЕ)

План – конспект урока.

Тема «Измерение отрезков и углов»

1. Учитель: Сидоренко М.Н.

2. Место работы: АОУ гимназия №12  г. Долгопрудный.

3. Должность: учитель математики.

4. Предмет: геометрия.

5. Класс:7 класс.

6. Тема: «Измерение отрезков и углов», 1 урок  в теме.

7. Базовый учебник: Геометрия: учеб, для 7–9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др.]. –   М.:Просвещение, 2008-2011.8.

8. Оборудование: компьютер, интрактивная доска, линейка, транспортир, тетрадь рабочая, учебник, презентация “Измерение отрезков и углов”. Доска.

Цели урока:

Образовательные: повторить понятие “отрезок”, “измерение отрезков”, “длина отрезка”; научить находить длину отрезка по данным длинам отрезков его составляющих и находить длину отрезка по данной длине большего отрезка и каких-то его частей; повторить понятие “угла”, “биссектрисы угла”, научить находить градусную меру угла по данным градусным мерам углов его составляющих; рассмотреть свойства длин отрезков и углов, познакомить с различными единицами измерения и инструментами для измерения отрезков и углов;

Развивающие:  развивать логическое мышление; внимание; внимательность; зрительную и слуховую память; интерес к изучаемому материалу; к предмету; самостоятельную деятельность; активность;

Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к ответам учеников, умение высказывать свое мнение, умение логично выстраивать свои ответы.

Тип урока: комбинированный.

Технологии: ТРКМ, УДЕ,  педагогика сотрудничества, ИКТ, групповые.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная,  групповая:  работа в парах, группах смешанного состава.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Стадия вызова.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление изученного материала через решение задач.

5. Рефлексия.

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организационный момент

Приветствие и проверка общей готовности класса и учащихся к уроку

Учащиеся приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, проверяют готовность ТСО.

1мин

2

Проверка домашнего задания

На дом вам были заданы два номера: №18, 20. Проверьте правильность своего решения (слайд 2). Кому не понятно решение? (…)

Учащиеся сопоставляют решения домашних задач с образцами на слайде презентации, задают вопросы, обсуждают разные варианты оформления заданий.

3 мин

3

Математический диктант

(слайд 3)

Вариант 1

1. Начертите прямую а.

2. Начертите луч ВС, отметьте точку А  ВС.

3. Начертите отрезок СМ длиной 6,5 см.

4. Начертите прямую РТ, где РТ = 5 см.

5. Отметьте на прямой РТ точку А, где АТ = 2 см. Найдите длину АР.                 1. Вариант 2.

1.Начертите луч а.

2. Начертите прямую РЕ, отметьте точку С  РЕ.

3. Начертите отрезок АЕ длиной 7,2 см.

4. Начертите прямую РТ, где РТ = 4 см.

5. Отметьте на прямой РТ точку А, где АТ = 2 см. Найдите длину РА.

Учитель предлагает ученикам обменяться тетрадями и оценит работу своих соседей по парте

Учащиеся выполняют задания на местах. 

В это же одновременно время на доске двое учащихся выполняют на боковых крыльях данную работу. 

После проведения математического диктанта учащиеся коллективно проверяют работы учеников, работавших у доски, затем проверяют работы своих соседей по парте.

5 мин

4.

Стадия «вызова».

Ребята, у вас на партах лежат тексты. Прочитайте, пожалуйста, текст, делая  соответствующие пометки  («инсерт»)(текст см. приложение). Обсудите это с соседом по парте

На доске записана анаграмма:  ЕРИМЕЗИНЕ ВОЗОЕТР И ЛОВУГ.

(слайд 4)

Ребята, эта анаграмма – наша тема урока.   Сегодня мы с вами научимся решать задачи, связанные с измерением отрезков и углов.

6  мин

5.

 Изучение нового материала.

С помощью беседы и коллективного обсуждения , с использованием учебника, учащиеся вместе с учителем составляют левый столбик  таблицы из приложения.

Далее учитель предлагает учащимся самим заполнить  правый столбец таблицы самостоятельно, но карандашом

(слайд 5)

Ученики читают текст учебника по абзацам и заполняют с помощью учителя левый столбик

10 мин

6.

Физкультминутка для глаз

( слайд 6-11) Учитель предлагает учащимся выполнить гимнастику для глаз

Выполняют гимнастику, следя за интерактивной доской

6.

Первичное закрепление новых знаний.

Закрепление изученного  материала -решение задач. Учитель разбирает с учащимися  №30, 31(1), а учащиеся по аналогии составляют решение № 47(а), 49

После решения учащиеся сопоставляют образцовые решения со своими и оценивают свои работы по принципу: доволен, не доволен, буду стараться

(слайд)  

Участвуют в процессе решения задач на измерение отрезков, а затем по аналогии записывают решение задач на измерение углов.

Оценивают свои работы.

15 мин

7.

Рефлексия

Учитель предлагает составить синквейн по теме (слайд8)

Учащиеся предлагают свои варианты синквейнов.

3 мин

8.

Домашнее задание.

1. Составить презентации по темам:

«Старинные меры длины», «Зарубежные меры длины», «Необычные меры длины»

2. Найти пословицы и поговорки с мерами длины; найти не часто встречающиеся меры измерения углов (слайд 9)

2 мин

.

Свойства измерения отрезков

Свойства измерения отрезков

1. Каждый отрезок имеет длину, выраженную положительным числом

1. Каждый угол имеет меру, выраженную положительным числом.

2. Длина отрезка равна сумме длин частей, на которые он разбивается любой его точкой.

 АB

2. Мера угла равна сумме мер его частей, на которые он разбивается лучом, проходящим между его сторонами.

АOK+

3. Равные отрезки имеют равные длины.

3. Равные углы имеют равные меры.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

В повседневной жизни нам постоянно приходиться что-то измерять, мерить.  Мы измеряем длины в румбах, сантиметрах, миллиметрах, километрах, парсеках и т.д. Но эти единицы не всегда существовали. Люди измеряли ВСЕ и с помощью ВСЕГО. За свою историю человечество придумало огромное количество всевозможных единиц, причем каждый народ имел свои. Правители разных стран любили устанавливать свои меры, часто связанные с собственной персоной. Например, английский король Генрих I ввел в качестве единиц длины ФУТ(ярд) – расстояние от кончика своего носа до большого пальца вытянутой руки.

Более демократична по происхождению другая английская единица длины ЯРД (ФУТ), что по-английски означает “ступня”. 16 англичан выстраивались в цепочку таким образом, что каждый следующий касался концами пальцев своих ног пяток предыдущего. 1/16 такой цепочки и составляла 1 фут.

На Руси в старину мерами длины были ШАЖОЧЕК(ШАГ), ПЯДЬ: МЕЛКАЯ ( малая) пядь равнялась расстоянию между концами растянутых пальцев, большего и указательного (19 см), большая пядь – расстояние между раздвинутым большим пальцем и мизинцем (23 см), ЛАДОНЬ – ширина кисти руки, ЛОКОТЬ – расстояние от локтя до конца среднего пальца.

Большие расстояния измерялись ПОЛЕТОМ СТРЕЛЫ. Несколько позже появился АРШИН, со старославянского( персидского) – локоть (? 71 см), существовал персидский аршин, турецкий аршин и др., отсюда и появилась поговорка “Мерить на свой аршин”.

Аршин делился на 16 вершков, 3 аршина составляли САЖЕНЬ – расстояние от ступни до конца среднего пальца вытянутой руки,

С развитием производства и торговли люди убедились в том, что не всегда удобно измерять расстояния шагами или прикладыванием локтя. Кроме того, такое измерение уже не удовлетворяло возросшим требованиям точности. В самом деле, длина локтя или шага у разных людей различная, а мера длины должна быть постоянной. Постоянные образцы мер стали изготавливать из деревянных линеек и металлических стержней.

Немного лишь скажу о происхождении метра. Известно, что Земля почти шарообразна. Большие окружности, проходящие через полюсы, – это земные меридианы. Четверть меридиана (расстояние от полюса до экватора) была определена и разделена на 10 000 000. Одну эту часть приняли (во Франции) за основную меру длины и назвали метром (от греч. слова “метрон” – мера).

Многим известно старинное пожелание морякам: “Семь метров(футов) под килем!”

Образцы мер в настоящее время называются эталонами (слайд 9).

Менделеев Дмитрий Иванович в 1867 году предложил на съезде русских естествоиспытателей, что в России необходимо ввести единую метрическую систему.

И в 1872 году комиссия в России ( Франции) утвердила эталон метра. Он состоит их 90% железа ( платины) и 10% иридия, в виде стержня, с поперечным разрезом в виде буквы “X”, и составляет одну сорока миллионную часть меридиана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления. Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Конспект урока по литературе в 10 классе с использованием технологии развития критического мышления.Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя....

Система уроков по творчеству В.В. Маяковского с использованием технологии критического мышления

Данная работы содержит коспекты трех уроков по творчеству В.В. Маяковского. Уроки разработаны с использованием технологии развития  критического мышления, предназначены для учащихся шеостого клас...

Урок английского языка на тему "Рождество" с использованием технологии развивающего обучения

Урок построен для учащихся пятого класса. Используется технология развивающего обучения....

Урок истории в 10-м классе с использованием технологии развивающего обучения

Тема "Москва во главе объединения русских земель" . Тип урока: изучение нового материала Вид урока: проблемный урок....

Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.

Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить  материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...

План-конспект открытого урока русского языка в 6 классе с использованием приёмов ТРКМ по теме: "Склонять или не склонять? Вот в чём вопрос ("Несклоняемые имена существительные"")

Цель: познакомить учащихся понятием «несклоняемые имена существительные» а) уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; б) учить детей иссл...