Рабочая программа по геометрии 8 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)
рабочая программа по геометрии (8 класс) на тему

Баранова Татьяна Алексеевна

Рабочая программа по геометрии  8 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общеобразовательное учреждение

«Харламовская школа»

Таврического района Омской области

                                «Рассмотрено»                                                «Утверждено»

                                на заседании МО                                             Директор

                                __________________                                      ОУ «Харламовская школа»

                                _________________                                        __________________

                                Протокол №____.                                            Кабылдакова Г.К.

                                от «___» ___________ 20__                            Приказ № _____

                                                                                                          от ___» ___________ 20__

Рабочая программа учебного предмета (курса)

«Геометрия»

Класс 8

Всего часов на учебный год__70______

Количество часов в неделю______2_____

         Составлена по УМК:

       - Авторская программа А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программ

          мы:   5–11 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М.: Вентана-Граф, 2013.

       - Учебник  «Геометрия 8 класс» под ред. А.Г.Мерзляк,  В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко  – М.:

         Вентана-Граф, 2017 г.

Составитель: Баранова Т.А.

учитель математики

 Общеобразовательного учреждения

«Харламовская школа»

Таврического района

Омской области

2018 - 2019 уч.год.

1.        Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования с учетом преемственности с примерными программами начального общего образования по математике:

1.        Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

3.        Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

4.        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»);

5.        Основная образовательная программа основного общего образования ОУ «Харламовская школа»;

УМК:

1. Авторская программа А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы: 5–11 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 152 с.)

2. Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.

3. Геометрия: 8 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.

4. Геометрия: 8 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.

          Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 8 класса и специфики классного коллектива. В классе ___ обучающихся. По итогам 2016-2017 учебного года (предыдущего) качество знаний составляет ___ %. Поэтому в содержание уроков включены задания базового и повышенного уровней.

Место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Практическая значимость школьного курса геометрии 7-9 классов состоит в том, что предметом его изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.

Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др.).

Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.

Обучение геометрии даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.

В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

Знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся представления о геометрии как части общечеловеческой культуры.

Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на Пазе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, доказательство, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения разнообразных задач прикладного характера. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.

Цели изучения предмета  «Геометрия» в соответствии с содержанием учебного курса для 8 класса

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, формирование понимания значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи изучения предмета «Геометрия» в соответствии с содержанием учебного курса для 8 класса

  • Приобретение математических знаний и умений;
  • Овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельности;
  • Освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, информационно-технологической, ценностно-смысловой).

2. Общая характеристика учебного предмета

           Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

           Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические знания  и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, география, химия, информатика и др.).

           Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формируются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность.

          Обучение геометрии даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.

          В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.

         Знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся представления о геометрии как части общечеловеческой культуры.

         Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, доказательство, обобщение и систематизацию.

   

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой: (А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы : 5–9 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М. : Вентана-Граф, 2013. — 112 с.), на 70 часов.

По авторской программе: 70 часов, 2 ч в неделю, всего 2ч*35 нед.=70 часов, в т.ч. 7  контрольных работ.

В соответствии с Учебным планом и календарным учебным графиком на  2017 - 2018 учебный год в рабочая программа скорректирована  на ____ часов  и выполнена полностью (лист корректировки прилагается).

        

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения содержания курса геометрии.

Изучение курса геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного стандарта основного общего образования.

Личностные результаты:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
  2. ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 
  3. осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
  4. умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
  5. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией;

  1. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и

критерии для классификации;

  1. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  2. умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
  3.  компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
  4. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и технике, о средстве моделирования явлений и процессов;
  5. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  6. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
  7. умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.
  8. умение выдвигать гипотезы при решении задачи понимать необходимость их проверки;
  9. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.

Предметные результаты:

1) осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;

2) представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;

4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

5) систематические знания о фигурах и их свойствах;

6) практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:

  • изображать фигуры на плоскости;
  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
  • измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
  • распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
  • выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
  • читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
  • проводить практические расчёты.

 Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса 

 Методы социологического исследования: анкетирование, самооценка.

Формы контроля:  

  • письменный и устный опрос
  • тестирование
  • самостоятельная работа
  • контрольная работа
  • мини-проекты

 Образовательные технологии:

  • элементы проектной технологии;
  • технология проблемного обучения;
  • игровая технология;              

                

        5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Четырехугольники (22 часа).

Четырехугольники и его элементы. Параллелограмм. Свойства параллелограмма. Признаки параллелограмма. Прямоугольник. Ромб. Квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция. Центральные и вписанные углы. Описанные и вписанные  четырехугольники.

Подобие треугольников (16 часов).

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Первый признак подобия треугольников. Второй и третий признаки подобия треугольников.

Решение прямоугольных треугольников (14 часов).

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников.

Многоугольники. Площадь многоугольника (10 часов).

Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника. Площадь параллелограмма. Площадь треугольника. Площадь трапеции.

Повторение и систематизация учебного материала (8 часов).

Учебно-тематическое планирование

№ раздела

Название темы

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

1

Четырехугольники

22

2

2

Подобие треугольников

16

1

3

Решение прямоугольных треугольников

14

2

4

Многоугольники. Площадь многоугольника

10

1

5

Повторение и систематизация учебного материала

8

1

ИТОГО:

                               70        7

6. Тематическое  планирование. Геометрия. 8 класс
(2 часа в неделю, всего 70 часов)

№ урока

Дата урока

Тема урока

Домашнее задание

По плану

По факту

Глава 1.Четырёхугольники (22 часа).

Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

Пояснять, что такое четырёхугольник. Описывать элементы четырёхугольника.
Распознавать выпуклые и невыпуклые четырёхугольники.
Изображать и находить на рисунках четырёхугольники разных видов и их элементы.
Формулировать: определения: параллелограмма, высоты параллелограмма; прямоугольника, ромба, квадрата; средней линии треугольника; трапеции, высоты трапеции, средней линии трапеции; центрального угла окружности, вписанного угла окружности; вписанного и описанного четырёхугольника; свойства: параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, средних линий треугольника и трапеции, вписанного угла, вписанного и описанного четырёхугольника;
признаки: параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.
Доказывать: теоремы о сумме углов четырёхугольника, о градусной мере вписанного угла, о свойствах и признаках параллелограмма, прямоугольника, ромба, вписанного и описанного четырёхугольника.

Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач.

1

Четырёхугольник и его элементы

Читать §1, решить №9,15

2

Четырёхугольник и его элементы

Читать §1, решить №18,19,21

3

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

Читать §2, решить №41,44,46

4

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

Читать §2, решить №49, 53, 58,60

5

Признаки параллелограмма

Читать §3, решить №91,94,96

6

Признаки параллелограмма

Читать §3, решить №102,104,106

7

Прямоугольник

Читать §4, решить №116,118,120

8

Прямоугольник

Читать §4, решить №122, 126, 128

9

Ромб

Читать §5, решить №138,140,143

10

Ромб

Читать §5, решить №147, 151, 154 156

11

Квадрат

Читать §6, решить №169,174

12

Контрольная работа № 1 по теме «Четырёхугольники».

Повторить §1-6, решить №159, 180

13

Средняя линия треугольника

Читать §7, решить №194, 199

14

Трапеция

Читать §8, решить №217, 219

15

Трапеция

Читать §8, решить №221, 224, 227

16

Трапеция

Читать §8, решить №231, 234, 236

17

Трапеция

Читать §8, решить №238, 240, 244

18

Центральные и вписанные углы

Читать §9, решить №280, 287, 293

19

Центральные и вписанные углы

Читать §9, решить №295, 298, 301

20

Вписанные и описанные четырёхугольники

Читать §10, решить №329, 331, 339

21

Вписанные и описанные четырёхугольники

Читать §10, итоги гл.1 решить №343, 348, 351

22

Контрольная работа № 2 по теме «Центральные и вписанные углы. Вписанные и описанные четырёхугольники»

Повторить §7- 10, решить №356, 358, тест стр. 69

Глава 2. Подобие треугольников (16 часов)

Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

Формулировать: определение подобных треугольников; свойства: медиан треугольника, биссектрисы треугольника, пересекающихся хорд, касательной и секущей; признаки подобия треугольников.
Доказывать: теоремы: Фалеса, о пропорциональных отрезках, о свойствах медиан треугольника, биссектрисы треугольника; свойства: пересекающихся хорд, касательной и секущей;
признаки подобия треугольников.

Применять изученные определения, свойства и признаки к решению задач.

23

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

Читать §11, решить №369,371, 376

24

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

Читать §11, решить №378, 380, 382

25

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

Читать §11, решить №384, 386, 389

26

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

Читать §11, решить №393, 395, 397

27

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

Читать §11, решить №399, 402, 412

28

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

Читать §11, решить №406, 408, 410

        29

Подобные треугольники

Читать §12, решить №427, 428, 431, 434, 438

30

Первый признак подобия треугольников

Читать §13, решить №451, 454, 456

31

Первый признак подобия треугольников

Читать §13, решить №460, 462, 464

32

Первый признак подобия треугольников

Читать §13, решить №468, 472

33

Первый признак подобия треугольников

Читать §13, решить №476, 478

34

Первый признак подобия треугольников

Читать §13, решить №480, 482, 484

35

Второй и третий признаки подобия треугольников

Читать §14, решить №492, 493

36

Второй и третий признаки подобия треугольников

Читать §14, решить №495, 497

37

Второй и третий признаки подобия треугольников

Читать §14, итоги гл.2, решить №500, 502, 504

38

Контрольная работа № 3 по теме «Подобие треугольников»

Повторить §11-14, решить тест стр.108-109

Глава 3.Решение прямоугольных треугольников (14 часов).

Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

Формулировать: определения: синуса, косинуса, тангенса, котангенса острого угла прямоугольного треугольника; свойства: выражающие метрические соотношения в прямоугольном треугольнике и соотношения между сторонами и значениями тригонометрических функций в прямоугольном треугольнике. Записывать тригонометрические формулы, выражающие связь между тригонометрическими функциями одного и того же острого угла. Решать прямоугольные треугольники.
Доказывать: теорему о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике, теорему Пифагора;
формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же острого угла.
Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса и котангенса для углов 30°, 45°, 60°. Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач

39

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

Читать §15, решить №511, 513, 515

40

Теорема Пифагора

Читать §16, решить №531, 533, 535

41

Теорема Пифагора

Читать §16, решить №538, 540, 543

42

Теорема Пифагора

Читать §16, решить №545, 547, 549

43

Теорема Пифагора

Читать §16, решить №551, 553, 555

44

Теорема Пифагора

Читать §16, решить №557, 559, 561

45

Контрольная работа № 4 по теме «Теорема Пифагора»

Повторить §15-16, решить №566, 568, 574

46

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

Читать §17, решить №582, 584, 586

47

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

Читать §17, решить №589, 591, 593

48

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

Читать §17, решить №595, 597, 601

49

Решение прямоугольных треугольников

Читать §18, решить №608, 610, 612

50

Решение прямоугольных треугольников

Читать §18, решить №614, 616, 618

51

Решение прямоугольных треугольников

Читать §18, решить №620, 622, 624

52

Контрольная работа № 5 по теме «Решение прямоугольных треугольников»

Повторить §15-18, решить №626, 628, 636

Глава 4. Многоугольники. Площадь многоугольника. ( 10 часов).

Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

Пояснять, что такое площадь многоугольника.
Описывать многоугольник, его элементы; выпуклые и невыпуклые многоугольники.
Изображать и находить на рисунках многоугольник и его элементы; многоугольник, вписанный в окружность, и многоугольник, описанный около окружности.
Формулировать: определения: вписанного и описанного многоугольника, площади многоугольника, равновеликих многоугольников;
основные свойства площади многоугольника.
Доказывать: теоремы о сумме углов выпуклого n-угольника, площади прямоугольника, площади треугольника, площади трапеции.

Применять изученные определения, теоремы и формулы к решению задач

53

Многоугольники

Читать §19, решить №643, 645, 648, 653, 655, 659

54

Понятие площади многоугольника.

Площадь прямоугольника

Читать §20, решить №667, 670, 673, 677, 682

55

Площадь параллелограмма

Читать §21, решить №698, 703, 707

56

Площадь параллелограмма

Читать §21, решить №710, 712, 715

57

Площадь треугольника

Читать §22, решить №727, 729, 732

58

Площадь треугольника

Читать §22, решить №734, 736, 740, 742, 746

59

Площадь трапеции

Читать §23, решить №773, 775, 778

60

Площадь трапеции

Читать §23, решить №781, 783, 785

61

Площадь трапеции

Читать §23, решить №787, 789, 792

62

Контрольная работа № 6 «Многоугольники. Площадь многоугольника».

Повторить  §19-23, решить тест стр.166-167

Повторение и систематизация учебного материала ( 8 часов).

63

Упражнения для повторения курса 8 класса

Повторить §1-6, решить №72, 81, 187

64

Упражнения для повторения курса 8 класса

Повторить §7-10, решить №213, 322

65

Упражнения для повторения курса 8 класса

Повторить §11-14, решить №421, 485, 487

66

Упражнения для повторения курса 8 класса

Повторить §15-16, решить №576, 526

67

Упражнения для повторения курса 8 класса

Повторить §17-18, решить тест стр.134-135

68

Упражнения для повторения курса 8 класса

Повторить §19-23, решить №693, 694, 695, 717

69

Упражнения для повторения курса 8 класса

Повторить §19-23, решить №768, 769, 802

70

Итоговая  контрольная работа № 7

Повторить §19-23, решить №803, 804

Лист корректировки

Тема

Количество часов по авторской (примерной) программе

Количество часов по рабочей программе

Количество часов и способ корректировки

Праздничный день

        

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно – методический комплект

1. Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2017.

2. Геометрия: 8 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2017.

3. Геометрия: 8 класс: рабочие тетради №1,2/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2017.

4. Геометрия: 8 класс: методическое пособие/Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. : Вентана-Граф, 2017.

Справочные пособия, научно – популярная и историческая литература

  1. Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика: районные олимпиады :6-11 классы. – М.: Просвещение,1990.
  2. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика:5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике.- М.: Илекса, 2007.
  4. Екимова М.А, Кукин Г.П. Задачи на разрезание. – М.: МЦНМО,2002
  5. Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. – М. : Педагогика-Пресс,1994.
  6. Пичугин Л.Ф. За станицами учебника алгебры. – М.: Просвещение, 2010.
  7. Пойа Дж. Как решать задачу? – М.: Просвещение,1975.
  8. Произволов В.В. Задачи на вырост. – М. : МИРОС, 1995.
  9. Шарыгин.И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. – М. :МИРОС,1995.
  10. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе : 5-11 классы. М.: Айрис-Пресс, 2005.
  11. Энциклопедия для детей. Т.11 : Математика. – М.: Аванта+,2003.

 Печатные пособия

1. Таблицы по геометрии  для 7− 9 классов.

Технические средства обучения

1.  Мультимедийный комплекс.

 Учебно-практическое оборудование

1. Комплект чертёжных инструментов (классных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°),  угольник (45°, 45°), циркуль.

8. Планируемые результаты обучения и освоения

содержания курса по геометрии 8 класса.

В результате изучения курса геометрии в 8 классе ученик:

научится:

  • распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, пирамида и др.);
  • распознавать виды углов, виды треугольников;
  • определять по чертежу фигуры её параметры (длина отрезка, градусная мера угла, элементы треугольника, периметр треугольника и т.д.);
  • распознавать развертки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
  • распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации;
  • находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 00 до 1800, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, сравнение);
  • решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
  • решать простейшие задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

получит возможность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • углубления и развития представлений о плоских и пространственных геометрических фигурах (точка, прямая, отрезок, луч, угол, треугольник, окружность, шар, сфера, параллелепипед, призма и др.);
  • применения понятия развертки для выполнения практических расчетов;
  • овладения методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом перебора вариантов;
  • приобретения опыта применения алгебраического аппарата при решении геометрических задач;
  • овладения традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
  • приобретения опыта исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ.

Система оценки планируемых результатов

Для оценки планируемых результатов данной программой предусмотрено использование:

  • вопросов и заданий для самостоятельной подготовки;
  • заданий для подготовки к итоговой аттестации;
  • тестовых задания для самоконтроля;

Виды контроля и результатов обучения

  1. Текущий контроль
  2. Тематический контроль
  3. Итоговый контроль

Методы и формы организации контроля

  1. Устный опрос.
  2. Монологическая форма устного ответа.
  3. Письменный опрос:
  1. Математический диктант;
  2. Самостоятельная работа;
  3. Контрольная работа.

Особенности контроля и оценки по математике.

Текущий контроль осуществляется как в письменной, так и в устной форме при выполнении заданий в тетради.

Письменные работы можно проводить в виде тестовых или самостоятельных работ на бумаге Время работы в зависимости от сложности работы 5-10 или 15-20 минут урока. При этом возможно введение оценки «за общее впечатление от письменной работы» (аккуратность, эстетика, чистота, и т.д. ). Эта отметка дополнительная и в журнал выносится по желанию ребенка.

Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ практического типа. В этих работах с начала отдельно оценивается выполнение каждого задания, а затем вводится итоговая отметка. При этом итоговая отметка является не средним баллом, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Оценка ответов учащихся

Оценка – это определение степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

 1. Устный ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:

– полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

– изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;

– правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

– показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

– продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

– отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;

– возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

2. Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

– в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;

– допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

– допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., легко исправленных по замечанию учителя.

3. Отметка «3» ставится в следующих случаях:

– неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

– имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

– учащийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

– при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Оценка контрольных и самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов в требуемом на «отлично» объеме;
  • допустил не более одного недочета в требуемом на «отлично» объеме;

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета в требуемом на «отлично» объеме;
  • или не более трех недочетов в требуемом на «отлично» объеме.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок в требуемом на «отлично» объеме;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест

  • Время выполнения работы: на усмотрение учителя.
  • Оценка «5» - 100 – 90% правильных ответов, «4» - 70-90%, «3» - 50-70%, «2» - менее 50% правильных ответов.

График контрольных работ

№ урока

Тема контрольной работы

Дата проведения

12

Контрольная работа № 1 по теме «Четырёхугольники».

22

Контрольная работа № 2 по теме «Центральные и вписанные углы. Вписанные и описанные четырёхугольники»

38

Контрольная работа № 3 по теме «Подобие треугольников»

45

Контрольная работа № 4 по теме «Теорема Пифагора»

52

Контрольная работа № 5 по теме «Решение прямоугольных треугольников»

62

Контрольная работа № 6 «Многоугольники. Площадь многоугольника».

70

 Итоговая контрольная работа №7

Лист корректировки

Тема

Количество часов по авторской (примерной) программе

Количество часов по рабочей программе

Количество часов и способ корректировки

Текущий контроль успеваемости в 8 классе:

  • осуществляется в виде отметок по пятибалльной шкале по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) (прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся);
  • при изучении образовательных курсов части, формируемой участниками образовательного процесса, осуществляется качественно без фиксации их достижений в классных журналах в виде отметок по пятибалльной шкале (прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости обучающихся).

Промежуточная аттестация обучающихся 8 класса проводится 1 раз в год в качестве контроля освоения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и (или) образовательной программы.  Промежуточная аттестация по геометрии обучающихся 8 класса  проводится в форме: итоговая контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...

Рабочая программа по математике в 6 классе. Автор учебника - Мерзляк А.Г.

Рабочая программа содержит разделы: основное содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки выпускников, тематическое планирование и подробное описание каждого урока математики в 6 класс...

Рабочая программа по алгебре 8 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)

Рабочая программа по алгебре 8 класс (Авторы учебника:Мерзляк А.Г. и др.)...

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)

Рабочая программа по алгебре 9 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)...

Рабочая программа по геометрии 7 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)

Рабочая программа по геометрии  7 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)...

Рабочая программа по геометрии 9 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)

Рабочая программа по геометрии  9 класс (Авторы учебника: Мерзляк А.Г. и др.)...

Рабочая программа 5-6 класс к учебнику А.Г. Мерзляк

Рабочая программа 5-6 класс к учебнику А.Г. Мерзляк...