Кружок "Занимательная геометрия" 7 класс 2018-2019
рабочая программа по геометрии (7 класс)
Программа "Занимательная геометрия" расчитана на 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_geometrii_7r1klass.docx | 577.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка кружка "В мире геометрии" | 3 |
Раздел 2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности | 5 |
Раздел 3. Содержание внеурочной деятельности | 7 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование | 10 |
Раздел 1. Пояснительная записка
Нормативные и правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа кружка "В мире геометрии":
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2.Закон РО от 14.11.2013 № 26-3С «Об образовании в РО»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицея №5;
5. Положение о рабочей программе внеурочной деятельности учителя МБОУ лицея №5;
6. Учебный план МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год;
7. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2821-10
Программа внеурочной деятельности «В мире геометрии» реализуется в кружковой форме.
Основная цель кружка заключается в том, что внеурочная деятельность направлена на достижение личностных и метапредметных результатов. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами геометрии на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы.
Задачи курса:
Развивающие:
- Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
- Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Воспитательные:
- Формировать навыки самостоятельной работы;
- Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
- Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
- Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.
В основе курса «В мире геометрии» лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
Программа дает возможность провести интеграцию основной общеобразовательной программы по геометрии 7-9 класс с дополнительной программой «В мире геометрии», что позволяет выработать единое образовательное пространство на уроках геометрии для всестороннего развития личности.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям семиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.
Учебный план МБОУ лицея №5 предусматривает изучение кружка "В мире геометрии" в 7р1 классе из расчета 35 часов в год (1 час в неделю), согласно календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на изучение отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
На изучение курса отводится 35 часов, с расчетом – 1 час в неделю. Программа кружка составлена в соответствии с учебным планом МБОУ лицея №5. Календарный план-график для учащихся 7 классов МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год предполагает реализацию курса в 7р1 классе в течение 35 недель, 35 часов.
Вследствие этого в содержании программы были уплотнены темы в следующих разделах:
Раздел "Симметрия"
Изучаются в рамках одного часа вместо двух следующие темы:
- Сложные построения с помощью циркуля и линейки. Построение с препятствиями и ограничениями (1ч)
Ценностными ориентирами содержания кружка "В мире геометрии" являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Раздел 2. Планируемые результаты внеурочной деятельности
Личностные образовательные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера,
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека,
- воспитание чувства справедливости, ответственности,
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные образовательные результаты:
- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного заданий;
- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы;
- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его;
- аргументирование своей позиции в коммуникации, учитывание разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения;
- сопоставление полученного результата с заданным условием;
- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);
- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;
- использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации;
- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;
- воспроизведение способа решения задачи;
- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных;
- выбор наиболее эффективного способа решения задачи;
- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно);
- составление фигуры из частей, определение места заданной детали в конструкции;
- моделирование объёмных фигур из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
Предметные образовательные результаты:
- создание фундамента для математического развития;
- формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
- знать виды простейших геометрических фигур - прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол, пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур;
- уметь строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простые и сложные фигуры
Раздел 3. Содержание внеурочной деятельности
- Из истории развития геометрии (7 часов)
История развития геометрии (за страницами учебника). Занимательные исторические факты. Натягиватели веревок. Как Фалес «ославил» гарпедонаптов. Из Вавилона в Грецию. Архимед применяет геометрию для обороны. Эратосфен измеряет Землю. Геометрия в старых русских книгах. Знаменитые ученые, внесшие вклад в развитие геометрии.
Основная цель: познакомить учащихся с новым курсом внеурочной деятельности – геометрия, обобщить и систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах, расширить знания учащихся о геометрии на основе исторического материала
- Некоторые занимательные вопросы геометрии (8 часов)
Тетрапецион четырехугольный. О названиях геометрических фигур. Геометрические узоры. Как уложить паркет. Сотни фигур из семи частей. Удивительные луночки. Геометрия вокруг нас. Геометрические проблемы
Основная цель: познакомить учащихся с некоторыми интересными вопросами из курса внеурочной деятельности геометрии, научить ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
- Геометрические головоломки (7 часов)
Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур. Замечательные кривые. Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки, ребусы.
Основная цель: познакомить ребят с заданиями, которые опираются на конструирование из палочек, бумаги, картона и прочего, научить видеть, замечать различные особенности геометрических фигур, делать выводы из замеченных особенностей
- Фигуры в пространстве (6 часов)
Геометрия за пределами плоскости. Пространство и размерность. Фигурки из кубиков и их частей. Загадка Египетских пирамид. Развертки. Мастерим замок.
Основная цель: показать развертки правильных многогранников, дать представление о размерности пространства, научить изображать объемные фигуры, рассмотреть способы получения сечений объемных фигур
- Симметрия (6 часов)
Мир симметрии и симметрия мира. Посмотрим в зеркало. Мозаика. Трафареты.
Сложные построения с помощью циркуля. Сложные построения с помощью циркуля и линейки Построение с препятствиями и ограничениями
Основная цель: рассмотреть взаимное расположение фигур на плоскости, иметь представление о симметрии в окружающем мире, научить использовать чертёжные инструменты
Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности «В мире геометрии»
Наименование раздела, темы | Формы организации видов деятельности | Количество часов |
Из истории геометрии (за страницами учебника) | Познавательная, проблемно-ценностное общение | 7 |
Некоторые занимательные вопросы геометрии | поисковые исследования, проекты | 8 |
Геометрические головоломки | проекты, диспуты | 7 |
Фигуры в пространстве | поисковые исследования, проекты | 6 |
Симметрия | проекты | 6 |
Итого | 34 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности «В мире геометрии»
7р1 класс
№ п/п | Раздел внеурочной деятельности Тема занятия | Вид деятельности | Дата |
Из истории геометрии (7ч.) | |||
1 | История развития геометрии (за страницами учебника) | познавательная | 6.09 |
2 | Натягиватели веревок | познавательная | 13.09 |
3 | Как Фалес «ославил» гарпедонаптов | проблемно-ценностное общение | 20.09 |
4 | Из Вавилона в Грецию | познавательная | 27.09 |
5 | Архимед применяет геометрию для обороны | Художественное творчество | 4.10 |
6 | Эратосфен измеряет Землю | познавательная | 11.10 |
7 | Геометрия в старых русских книгах | проблемно-ценностное общение | 18.10 |
Некоторые занимательные вопросы геометрии (8ч.) | |||
8 | Тетрапецион четырехугольный. О названиях геометрических фигур | познавательная | 25.10 |
9 | Геометрические узоры | познавательная | 8.11 |
10 | Как уложить паркет | проблемно-ценностное общение | 15.11 |
11 | Сотни фигур из семи частей | познавательная | 22.11 |
12 | Не верь глазам своим | проблемно-ценностное общение | 29.11 |
13 | Удивительные луночки | познавательная | 6.12 |
14 | Геометрия вокруг нас | Досуговое общение | 13.12 |
15 | Геометрические проблемы | проблемно-ценностное общение | 20.12 |
Геометрические головоломки (7ч.) | |||
16 | Сложение из спичек | познавательная | 27.12 |
17 | Разрежьте правильно на части | проблемно-ценностное общение | 17.01 |
18 | Замечательные кривые: спираль Архимеда, Конхоида, Кардиоида | Художественное творчество | 24.01 |
19 | Замечательные кривые: Трактриса, Циклоиды | проблемно-ценностное общение | 31.01 |
20 | Непрерывное рисование | Работа в группах | 7.02 |
21 | Геометрические ребусы | Работа в группах | 14.02 |
22 | Геометрическая викторина | Игра – соревнование | 21.02 |
Фигуры в пространстве (6ч.) | |||
23 | Геометрия за пределами плоскости | Художественное творчество | 28.02 |
24 | Пространство и размерность. | Исследовательская работа | 7.03 |
25 | Фигурки из кубиков и их частей | Математический марафон | 14.03 |
26 | Загадка Египетских пирамид | Микроисследования в группах | 21.03 |
27 | Развертки | Мини-проект | 4.04 |
28 | Мастерим замок | Мини-проект в группах | 11.04 |
Симметрия (6ч) | |||
29 | Мир симметрии и симметрия мира | Работа в группах | 18.04 |
30 | Посмотрим в зеркало | проблемно-ценностное общение | 25.04 |
31 | Мозаика | Микроисследования в группах | 2.05 |
32 | Трафареты | Урок-игра | 16.05 |
33 | Сложные построения с помощью циркуля | Исследовательская работа | 23.05 |
34 | Сложные построения с помощью циркуля и линейки Построение с препятствиями и ограничениями | Исследовательская работа | 30.05 |
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседание МО учителей математики и информатики МБОУ лицея № 5 от 29.08.2018г. руководитель МО - ______Некрасова Е.П. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора поУВР Пороло Т.А.______ от 31.08.2018 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5-9 КЛАССЫ (2018-2019)
Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (V-IX классы) составлена на основе Примерной программы по литературе с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа по географии по курсу 8 класса 2018/2019
Рабочая программа по географии 8 класса на 2018/2019 учебный год...
Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» 2-11 классы 2018-2019 учебный год
Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» с 2-го по 11-й классы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» 6 Б класс 2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по литературе для 6 класса основной общеобразовательной школы для учащихся с ОВЗ создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образован...
Рабочая программа по немецкому языку 8 класс 2018-2019 уч. год
Второй иностранный язык 2 год обучения...
Рабочая программа по немецкому языку 9 класс 2018-2019 уч. год
Второй иностранный язык 3 год обучения...
Рабочие программы по истории , обществознанию для 8 класса и краеведению для 6-10 классов 2018-2019 учебный год
Материал содержит рабочие программы по истории для 8 классов....