Кружок "Занимательная геометрия" 7 класс 2018-2019
рабочая программа по геометрии (7 класс)

Кутько Наталья Александровна

Программа "Занимательная геометрия" расчитана на 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_geometrii_7r1klass.docx577.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         

                                                      C:\Users\Андрей\Pictures\2019-04\20190409_181522.jpg

Содержание

Раздел 1. Пояснительная записка кружка "В мире геометрии"

3

Раздел 2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

5

Раздел 3. Содержание внеурочной деятельности

7

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

10


 Раздел 1. Пояснительная записка

Нормативные и правовые документы, на основе которых разработана рабочая  программа кружка "В мире геометрии":

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.              № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2.Закон РО от 14.11.2013 № 26-3С «Об образовании в РО»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,

4. Основная образовательная  программа  основного  общего образования  МБОУ  лицея №5;

5. Положение о рабочей программе внеурочной деятельности учителя МБОУ  лицея №5;

6. Учебный план МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год;

7. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» - СанПиН 2.4.2821-10

Программа внеурочной деятельности «В мире геометрии» реализуется в кружковой форме.

Основная цель кружка заключается в том, что внеурочная деятельность направлена на достижение личностных и метапредметных результатов.  Программа  содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.

       Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами геометрии на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы.

     Задачи курса:

Развивающие:

  • Расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию;
  • Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Воспитательные:

  • Формировать навыки самостоятельной работы;
  • Воспитывать сознательное отношение к математике, как к важному предмету;
  • Воспитывать уважительное отношение между  членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  • Воспитывать привычку к труду, умение доводить начатое дело до конца.

     В основе курса «В мире геометрии»  лежит максимально конкретная, практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.
       Программа дает возможность провести интеграцию основной общеобразовательной программы по геометрии 7-9 класс с дополнительной программой «В мире геометрии», что позволяет выработать единое образовательное пространство на уроках геометрии для всестороннего развития личности.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям семиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как  по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.

Учебный план МБОУ лицея №5 предусматривает изучение кружка "В мире геометрии" в 7р1 классе из расчета  35 часов в год (1 час в неделю), согласно календарному учебному графику МБОУ лицея №5 на изучение отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

На изучение курса отводится 35 часов, с расчетом – 1 час в неделю. Программа кружка составлена в соответствии с учебным планом МБОУ лицея №5. Календарный план-график для учащихся 7 классов МБОУ лицея №5 на 2018-2019 учебный год предполагает реализацию курса  в 7р1  классе в течение 35  недель, 35 часов.

Вследствие этого в  содержании программы были уплотнены темы в следующих разделах:

Раздел "Симметрия"

Изучаются в рамках одного часа вместо двух следующие темы:

- Сложные построения с помощью циркуля и линейки. Построение с препятствиями и ограничениями  (1ч)

Ценностными ориентирами содержания кружка "В мире геометрии" являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  •  развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Раздел 2. Планируемые результаты внеурочной деятельности

        Личностные образовательные результаты:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера,
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека,
  • воспитание чувства справедливости, ответственности,
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные образовательные результаты:

  • сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного заданий;
  • моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма решения числового кроссворда; использование его в ходе самостоятельной работы;
  • участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование его;
  • аргументирование своей позиции в коммуникации, учитывание разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения;
  • сопоставление полученного результата с заданным условием;
  • анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);
  • моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;
  • использование соответствующих знаково-символических средств для моделирования ситуации;
  • объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;
  • воспроизведение способа решения задачи;
  • анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных;
  • выбор наиболее эффективного способа решения задачи;
  • оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно);
  • составление фигуры из частей, определение места заданной детали в конструкции;
  • моделирование объёмных фигур из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

Предметные образовательные результаты:

  • создание фундамента для математического развития;
  • формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
  • знать виды простейших геометрических фигур - прямая, отрезок, луч, многоугольник, квадрат, треугольник, угол, пять правильных многогранников, свойства геометрических фигур;
  • уметь строить простейшие геометрические фигуры, складывать из бумаги простые и сложные фигуры

Раздел 3. Содержание внеурочной деятельности

  1. Из истории развития геометрии  (7 часов)

История развития геометрии (за страницами учебника).       Занимательные исторические факты. Натягиватели веревок. Как Фалес «ославил» гарпедонаптов.  Из Вавилона в Грецию. Архимед применяет геометрию для обороны. Эратосфен измеряет Землю. Геометрия в старых русских книгах. Знаменитые ученые, внесшие вклад в развитие геометрии.    

      Основная цель: познакомить учащихся с новым курсом внеурочной деятельности  – геометрия, обобщить и систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах, расширить знания учащихся о геометрии на основе исторического материала

  1. Некоторые занимательные вопросы геометрии (8 часов)

Тетрапецион четырехугольный. О названиях геометрических фигур. Геометрические узоры. Как уложить паркет. Сотни фигур из семи частей. Удивительные луночки. Геометрия вокруг нас. Геометрические проблемы

Основная цель: познакомить учащихся с некоторыми интересными вопросами из курса внеурочной деятельности геометрии, научить ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

  1. Геометрические головоломки   (7 часов)

Задачи со спичками. Задачи на разрезание и складывание фигур. Замечательные кривые.  Геометрия клетчатой бумаги – игры, головоломки, ребусы.

Основная цель: познакомить ребят с заданиями, которые опираются на конструирование из палочек, бумаги, картона и прочего, научить видеть, замечать различные особенности геометрических фигур, делать выводы из замеченных особенностей

  1. Фигуры в пространстве   (6 часов) 

Геометрия за пределами плоскости. Пространство и размерность. Фигурки из кубиков и их частей. Загадка Египетских пирамид. Развертки. Мастерим замок.

Основная цель: показать развертки правильных многогранников, дать представление о размерности пространства, научить изображать объемные фигуры, рассмотреть способы получения сечений объемных фигур

  1. Симметрия   (6 часов) 

Мир симметрии и симметрия мира. Посмотрим в зеркало. Мозаика. Трафареты.

Сложные построения с помощью циркуля. Сложные построения с помощью циркуля и линейки Построение с препятствиями и ограничениями

Основная цель: рассмотреть взаимное расположение фигур на плоскости,  иметь представление о симметрии в окружающем мире, научить использовать чертёжные инструменты


Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности                           «В мире геометрии»

Наименование раздела, темы

Формы

организации видов деятельности

Количество часов

Из истории геометрии (за страницами учебника)

Познавательная, проблемно-ценностное общение

7

Некоторые занимательные вопросы геометрии

поисковые исследования, проекты

8

Геометрические головоломки

проекты, диспуты

7

Фигуры в пространстве

поисковые исследования, проекты

6

Симметрия

проекты

6

Итого

34


Раздел 4. Календарно-тематическое планирование

внеурочной деятельности  «В мире геометрии»

7р1 класс

№ п/п

Раздел внеурочной деятельности

Тема занятия

Вид деятельности

Дата

Из истории геометрии (7ч.)

1

 История развития геометрии (за страницами учебника)

познавательная

6.09

2

Натягиватели веревок

познавательная

13.09

3

Как Фалес «ославил» гарпедонаптов

проблемно-ценностное общение

20.09

4

Из Вавилона в Грецию

познавательная

27.09

5

Архимед применяет геометрию для обороны

Художественное творчество

4.10

6

Эратосфен измеряет Землю

познавательная

11.10

7

Геометрия в старых русских книгах

проблемно-ценностное общение

18.10

Некоторые занимательные вопросы геометрии (8ч.)

8

Тетрапецион четырехугольный. О названиях геометрических фигур

познавательная

25.10

9

Геометрические узоры

познавательная

8.11

10

Как уложить паркет

проблемно-ценностное общение

15.11

11

Сотни фигур из семи частей

познавательная

22.11

12

Не верь глазам своим

проблемно-ценностное общение

29.11

13

Удивительные луночки

познавательная

6.12

14

Геометрия вокруг нас

Досуговое общение

13.12

15

Геометрические проблемы

проблемно-ценностное общение

20.12

Геометрические головоломки (7ч.)

16

Сложение из спичек

познавательная

27.12

17

Разрежьте правильно на части

проблемно-ценностное общение

17.01

18

Замечательные кривые: спираль Архимеда, Конхоида, Кардиоида

Художественное творчество

24.01

19

Замечательные кривые: Трактриса, Циклоиды

проблемно-ценностное общение

31.01

20

Непрерывное рисование

Работа в группах

7.02

21

Геометрические ребусы

Работа в группах

14.02

22

Геометрическая викторина

Игра – соревнование

21.02

Фигуры в пространстве (6ч.)

23

Геометрия за пределами плоскости

Художественное творчество

28.02

24

Пространство и размерность.

Исследовательская работа

7.03

25

Фигурки из кубиков и их частей

Математический марафон

14.03

26

Загадка Египетских пирамид

Микроисследования в группах

21.03

27

Развертки

Мини-проект

4.04

28

Мастерим замок

Мини-проект в группах

11.04

Симметрия (6ч)

29

Мир симметрии и симметрия мира

Работа в группах

18.04

30

Посмотрим в зеркало

проблемно-ценностное общение

25.04

31

Мозаика

Микроисследования в группах

2.05

32

Трафареты

Урок-игра

16.05

33

Сложные построения с помощью циркуля

Исследовательская работа

23.05

34

Сложные построения с помощью циркуля и линейки Построение с препятствиями и ограничениями

Исследовательская работа

30.05


СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседание МО учителей математики

 и информатики МБОУ лицея № 5

от 29.08.2018г.

руководитель МО - ______Некрасова Е.П.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора поУВР

Пороло Т.А.______ от 31.08.2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 5-9 КЛАССЫ (2018-2019)

Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы (V-IX классы) составлена на основе Примерной программы по литературе с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа по географии по курсу 8 класса 2018/2019

Рабочая программа по географии 8 класса на 2018/2019 учебный год...

Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» 2-11 классы 2018-2019 учебный год

Рабочие программы учебного курса «Физическая культура» с 2-го по 11-й классы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» 6 Б класс 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа по литературе для 6 класса основной общеобразовательной школы для учащихся с ОВЗ создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образован...

Рабочая программа по немецкому языку 8 класс 2018-2019 уч. год

Второй иностранный язык 2 год обучения...

Рабочая программа по немецкому языку 9 класс 2018-2019 уч. год

Второй иностранный язык 3 год обучения...