Воспитательный потенциал уроков математики
статья по геометрии

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал уроков математики.

Никитина Лариса Алексеевна

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: развитию личности школьника. Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к дальнейшей жизни и деятельности.

Каким быть нашему обществу во многом зависит от тех основ, которые будут заложены в сознании детей. Ведь каков человек и его деятельность, таков и мир, который он создает. Педагог должен быть не только источником знаний, но должен использовать воспитательные возможности своего урока. Воспитательный потенциал урока как такового, вне зависимости от предмета, очень высок. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом. Но в преподавании математики есть свои специфические черты. Математика в отличие от большинства других дисциплин имеет предметом своего изучения не непосредственно вещи, составляющие окружающий нас внешний мир, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам. Эта особенность математической науки создаёт методические трудности, которые встают перед преподавателем математики и которых почти не знают преподаватели других наук. У школьников часто создаётся впечатление оторванности курса от жизни и возникающее в связи  с этим непонимание смысла изучения данного предмета. Многие математические теории кажутся искусственными и просто непонятными. Перед учителем математики стоит задача преодолеть в сознании учеников возникающее со стихийной неизбежностью представление о формальном  характере данной науки. Успешное решение этой проблемы позволяет использовать значительный воспитательный потенциал математики в формировании характера и мировоззрения учащихся, в воспитании самостоятельности, инициативы и активности, умения ориентироваться в меняющихся условиях жизни.

Решению этой задачи помогает обращение к истории математики. Методически правильное обращение к истории науки позволяет формировать у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры. Важно показать, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникла из практической деятельности человека. И дальнейшее развитие обусловлено требованиями практики

Например, возникновение понятия числа и его развитие происходило вместе с зарождением и развитием математики.  С большим интересом ребята знакомятся и обсуждают появление первых чисел. Выдвигают гипотезу их возникновения, узнают о разных системах исчисления, о различных способах записи числа в разных странах. Активно приводят примеры использования отрицательных чисел.

Убедительно доказывают преимущества десятичной системы перед « неудобными» римскими цифрами. Римская империя давно рухнула, а римские цифры используются и поныне. Школьники с удовольствием участвуют в поисках их в окружающем нас мире. Интерес проявляется и в поисках самого большого числа. Миллион велик. Будь у нас книга в миллион страниц, толщина её достигла бы высоты девятиэтажного дома! В древние времена о числе « тьма тем» (100 000 000) говорили на Руси что «больше сего не дано человеку разумети». Таким громадным казалось в те времена это число. Не сразу люди поняли, что натуральных чисел бесконечно много.

К разговору о числе в школьном курсе можно обращаться с определённой периодичностью. Расширение множества чисел повторяет историю развития числа. Появление каждого нового множества предопределено, хотя по-разному числа утверждались в жизни человека. Так положительные и отрицательные числа всеобщее признание получили только в первой половине девятнадцатого века, хотя первые упоминания о них встречаются  в древнекитайском трактате ещё до нашей эры.

Каждая новая тема в школьном курсе математики позволяет вспомнить историю её появления. И всегда этот разговор будет доказывать практическую значимость математики для деятельности человека. Погружению в историю науки помогает учащимся почувствовать, что они изучают дисциплину, которая является частью окружающего нас мира, частью нашей истории. По мере формирования такого представления об изучаемом предмете математические теории уже не кажутся искусственными и непонятными, становится, виден их жизненный смысл и необходимость. Появляется возможность организации деятельности учащихся, в ходе которой вырабатывается та или иная жизненная стратегия, приобретаются те или иные привычки поведения.

Наука зародилась давно, развивалась, решая поставленные перед ней задачи. И этот процесс продолжается. Чаще в школьном курсе учащиеся знакомятся с именами Пифагора, Эратосфена, Евклида, Виета, давшими названия теоремам курса. Но в историю математики вошли и такие имена, как Н.И.Лобачевский, С.В.Ковалевская, А.Н.Колмогоров в связи с решением практических задач, имеющих большое значение для развития народного хозяйства, военной техники,  науки. Знакомство с биографией учёных, с методами их работы даёт много для формирования характера учащихся. Например, Пифагор был первым, кто не только пользовался числами, но и начал изучать их свойства. Учёный был так увлечён свойствами чисел, что утверждал: «Числа правят миром». Пифагор проникал не только в скрытые тайны чисел.

Мудрец много размышлял о том, как надо жить. Свои  советы он изложил в виде пословиц. Например, «Не проходи мимо весов!» (т.е. «взвешивай свои поступки»), «Не садись на подушку!» (иными словами, не успокаивайся на достигнутом). Учеников Пифагор напутствовал в «Золотых стихах»:

«Не делай того, что не знаешь.

Но научись тому, что надо знать».

Исторические сведения дают возможность для развития эстетического вкуса школьников. Согласно Н.Е.Жуковскому: «В математике есть своя красоту, как в живописи и поэзии». На протяжении веков пути математики и различных искусств переплетались. Многие учёные, занимавшиеся математические исследованиями, занимались изучением физики, химии, литературы. Древние математики были ещё и поэтами. Задачи в стихах позволяют показать ученикам красоту не только математики. При этом исторические сведения помогают сконцентрировать внимание на изучении материала, запомнить факты, которые красиво описали математики-поэты.

На самом деле, примеров практической значимости математики можно привести много, что возможно при обращении к истории математики. Это позволяет продемонстрировать глубокий жизненный смысл и необходимость математических теорий, позволяет раскрыть воспитательный потенциал школьного курса математики.

Список используемой литературы:

Хинчин А.Я. «О воспитательном эффекте уроков математики», Москва, изд. АПН РСФСР, 1963

Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики 10-11 кл.» Москва, Просвещение, 1996)

Глейзер Г.И.  «История математики в школе 5-7 классы», Москва, Просвещение, 1982

Данные об авторе: Никитина Л.А.,

e-mail: n_larisa08@mail.ru, 8-911-283-44-92


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательный потенциал урока математики"

В данном материале рассматривается возможность урока математики в решении воспитательных задач...

Работа по теме "Реализация воспитательного потенциала урока английского языка"

Работа отражает вопросы, касающиеся воспитателного потенциала урока английского языка и использования современных педагогических технологий на уроках и во внеурочное время....

Воспитательный потенциал урока иностранного языка.

Воспитательный потенцал, как специфическая возможность урока иностранного языка и его роль в личностном развитии личности учащегося....

Воспитательный потенциал урока математики

Древнегреческий ученый  Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «... огромные развивающие  возможности математики; ... она пробуждает  ум, прида...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...

Воспитательный потенциал урока математики

Мы воспитываем не математика, а всесторонне развитую личность. Воспитав в себе всесторонне развитую личность - человек может быть успешным....