Внеклассное мероприятие по математике: "Знаток математики"
методическая разработка по геометрии (8 класс)

Свистунова Анастасия Александровна

Цель :формирование интереса к математике, развитие кругозора, развитие математического мышления, смекалки, умения нестандартно мыслить.

Мероприятие напрямую связано на знание геометрии 7-8 классов, а также поможет узнат детям факты, о которых не пишут в учебниках.

К разработке прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия по математике на тему: «Знаток математики»

  1. Ф.И.О. учителя: Свистунова Анастасия Александровна
  2. Класс: 8                  

Цель:формирование интереса к математике, развитие кругозора, развитие математического мышления, смекалки, умения нестандартно мыслить.

Задачи:

  • Образовательная: расширить знания в области математики, вырабатывать умения логического мышления, интеллектуальное развитие личности.
  • Развивающая: развивать внимание, сообразительность, находчивость, любознательность, умственные способности, интерес к предмету.
  • Воспитательная: воспитывать культуру мышления, чувство товарищества и взаимовыручки, творческую инициативу.

Планируемые результаты:

  • Предметные: расширить представления о практическом применении математики; научиться применять приобретенные знания, умения, навыки в конкретной деятельности; систематизировать знания, умения учащихся.
  • Метапредметные: умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
  • Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; развитие таких качеств, целеустремлённость, креативность, инициативность, дисциплинированность.
  1. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки.

Пояснительная записка

В мероприятие, с целью повышения продуктивности работы, участвуют 2 команды по 6 человек. Один ученик выбирается в качестве помощника для подсчёта баллов.

Для проведения мероприятия в классе расставляются столы таким образом, чтобы ребятам было удобно проводить обсуждение. Учителем заранее подготовлено техническое сопровождение и раздаточный материал.

Первое задание - разделиться на две команды, выбрать капитана, придумать название команды. Затем команды участвуют в конкурсах, зарабатывая баллы. В конце мероприятия награждение команд.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём мероприятие, которое позволит вам увидеть математику совсем в другом свете! Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами! (Слайд1-2 )

  1. Представление команд.

- Ребята, сейчас вам предстоит разделиться на две команды, но прежде я выберу помощника. (Учитель выбирает помощника, инструктирует его, тем временем ученики делятся на команды).

- Теперь, когда перед нами представлены команды, вам нужно выбрать капитана и придумать название своей команде.

Капитаны команд представляютсяи представляю свои команды, помощник записывает название команд на доске.

  1. Разминка команд.

На карточках написаны части теорем, свойств, определений. Нужно их них сложить предложение, являющееся теоремой, свойством и определением. За правильный ответ — 1 балл.(приложение 1)

1. Диагонали прямоугольника :равны.

2. Отрезки, соединяющие противолежащие вершины четырехугольника, называются : диагоналями.

3. Диагонали параллелограмма пересекаютсяи точкой пересечения делятся пополам.

4. Прямоугольник - :это параллелограмм, : у которого все углы прямые.

 5. Ромб - : это параллелограмм, : у которого все стороны равны.

6. Квадрат - : это прямоугольник, у которого все стороны равны.

7. Диагонали ромба, : являются биссектрисами его углов.

8. Противолежащие стороны параллелограмма :равны.

9. Сумма углов, прилегающих к одной стороне параллелограмма, : равна 180.

(Слайд 3)

4.  Конкурс "Проще простого".

Проще простого ответить на вопросы, выбрав один из предложенных ответов. За каждый верный ответ начисляется 1 балл команде, ответившей первой. Если команда отвечает не верно, то возможность ответить передаётся другой команде. Если же обе команды отвечают не верно, то учитель указывает верный ответ и переходит к следующему вопросу.(Слайд 4-5)

1. Какая теорема в старину называлась теоремой невесты?

а) теорема Фалеса;

б) теорема Пифагора;

в) теорема Виета.(теорема Пифагора)

2. "Конус" в переводе с греческого означает:

а) сосновая шишка;

б) волчок;

в) вулкан.(сосновая шишка)

3. Правильный восьмигранник - это:

а) тетраэдр;

б) октаэдр;

в) икосаэдр (октаэдр)

4. Какой цветок назван в честь женщины - математика?

а) хризантема;

б) гортензия;

в) лилия.(именем известной французской вычислительницы Гортензии Лекот (1723-1788) назван цветок, привезенный ею из Индии).

5. "Трапеция" в переводе с греческого означает:

а) столица;

б) парус;

в) лестница.(столица)

6. Какое греческое слово означает "натянутая тетива"?

а) гипотенуза;

б) катет;

в) проекция.(гипотенуза)

7. Квадриллион записывается с помощью "1" и и :

а) 15 нулей;

б) 12 нулей;

в) 9 нулей. (15 нулей)

8. Какое математическое обозначение было введено благодаря типографской опечатке?

а) знак % ;

б) знак квадратного корня. (%)

9. Во сколько раз километр длиннее миллиметра?

а) в 100 000 раз;

б) в 1 000 000 раз;

в) в 10 000 000 раз. (в 1 000 000 раз)

5. Конкурс "Узнай математика".

Из предложенных слов путем перестановки букв составьте фамилии известных ученых - математиков. Буквы используйте полностью, без остатка и дополнения.  Этот конкурс на скорость: кто найдет слово — поднимает руку. За каждое угаданное слово — 1 балл. (Слайд 6)

Видлек(Евклид), Вечобаклийск(Лобачевский), Мирна(Риман), Аргопфи(Пифагор), Медарих(Архимед), Грильбет(Гильберт), Радкет(Декарт),Роген(Герон).

6. Конкурс "Гонка за лидером"

Ведущий задает вопрос команде, если она не может дать ответ – он переходит к другой команде. За правильный ответ — 1 балл. (Слайд 7-8)

ВОПРОСЫ КОМАНДЕ № 1.

1. Кто впервые вывел связь между сторонами в прямоугольном треугольнике? (Пифагор)

2. Как называется четырёхугольник, у которого противоположные стороны равны? (Параллелограмм)

3. Назовите фамилию одного из авторов школьного учебника геометрии 7-9 класса. (Атанасян)

4. Кто сказал: "Математика - царица наук, а арифметика- царица математики"? (Гаусс)

5. Как называются отрезки, соединяющие противоположные вершины четырёхугольника? (Диагоналями)

6. Сколько в 1 часе секунд? (3600)

7. Как называется луч, делящий угол пополам? (Биссектриса)

8. Как называется четырехугольник, у которого все углы и все стороны равны? (Квадрат)

9. Килограмм мяса варится за час. За сколько варится 0,5 кг мяса? (за 1 час)

10. Сколько будет 112 ?(121)

11. Как называется сотая часть числа? (Процент)

ВОПРОСЫ КОМАНДЕ № 2.

1. Кто вывел формулу корней квадратного уравнения? (Виет)

2. Назовите фамилию одного из авторов учебника алгебры для 7,8,9 классов. (Макарычев)

3. Как называется параллелограмм, у которого все стороны равны? (Ромб)

4. Кто сказал: "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит"? (Ломоносов)

5. Сколько в году дней? (365 или 366)

6. Как называется отрезок, соединяющий вершину угла с серединой противоположной стороны? (Медиана)

7. Как называется выпуклый четырехугольник, у которого только две стороны параллельны? (Трапеция)

8. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько играл каждый? (2 часа)

9. Сколько будет 122 ? (144)

10. Как называется четвертая часть числа? (Четверть)

11. Какое самое маленькое число можно записать четырьмя единицами? (1111)

7.  Конкурс "Математический биатлон".

Участники команд решают предложенные задачи, затем капитаны команд рассказывают решение и называют ответ. Первым выступает капитан той команды, которая быстрее решит все задачи и поднимет руку. За правильное решение одной задачи – 2 балла, за первенство в выступлении начисляется дополнительные 3 балла. (Слайд 9-10)

(приложение 2)

ЗАДАЧИ ДЛЯ КОМАНДЫ №1

Задача 1.

В прямоугольном треугольнике один из острых углов 60°, а прилежащий катет равен 8. Найти гипотенузу.

Задача 2.

В прямоугольном треугольнике угол С =90, АС = 28см,  АВ = 35см. Найти     sin В.

Задача 3.

В прямоугольнике АВСD проведена диагональ АС. Известно, что угол ВАС в 2 раза больше, чем угол АСВ. Чему равны эти углы?

ЗАДАЧИ ДЛЯ КОМАНДЫ №2

Задача 1.

В  треугольнике угол С=90, АВ=50, ВС=30. Найти cosВ.

Задача 2.

В прямоугольном треугольнике один из острых углов 30°, а гипотенуза равна 12 см. Найдите меньший катет этого треугольника.

Задача 3.

Одна из сторон параллелограмма на 12 см больше другой, периметр параллелограмма равен 56 см. Найти стороны параллелограмма.

8. Исторический конкурс "Узнаете ли меня?"

Математика – точная дисциплина, которую называют царицей всех наук. Принято считать, что первые числа появились тысячи лет тому назад, вместе с речью. По этому поводу Ф. Энгельс писал, что самый древний источник математических знаний – это пальцы рук. А сможете ли вы ответить на исторические вопросы? Если одна команда не может дать ответ – он переходит к другой команде.  Игрок, верно ответивший на вопрос, приносит своей команде 3 балла. (Слайд 11)

  1. Термин происходит от сочетания двух греческих слов, которые переводятся как: через и угол (“диа” и “гониос” диагональ).
  2. Слово греческого происхождения, оно означало в древности вращающееся тело, веретено, юлу (ромб).
  3. Термин происходит от латинского слова "сделать четырехугольным", перевод с греческого языка означает “тетрагон” (квадрат).
  4. Слово греческое, означавшее в древности “столик” (трапеция).
  5. В переводе слово означает:

 а) идти рядом (параллельные прямые);

 б) рассекающая на двое (биссектриса) ;

 в) отвес, маятник (перпендикуляр).

9. Подведение итогов.

Учитель с помощником подсчитывает баллы и оглашают команду победителей. Команда победителей получает блокнотики и сладкие призы, команда проигравших и помощник получают сладкие призы. (Слайд 12)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 Диагонали  прямоугольника

Отрезки, соединяющие противолежащие вершины четырехугольника, называются

Диагонали параллелограмма пересекаются  и

Прямоугольник –

Ромб –

Квадрат –

Диагонали ромба,  

Противолежащие стороны параллелограмма

Сумма углов, прилегающих к одной стороне параллелограмма,

равны

диагоналями

и точкой пересечения делятся пополам

это параллелограмм

у которого все углы прямые

это параллелограмм

у которого все стороны равны

это прямоугольник, у которого все стороны равны

 являются биссектрисами его углов

равны

равна 180

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ДЛЯ КОМАНДЫ №1

Задача 1.

Решение:

;  

Гипотенуза = 8*2=16

Ответ: 16.

Задача 2.

Решение:

Ответ: 0,8.

Задача 3.

Решение:

2x + x = 90°;

3x = 90°;

x = 30°.

2*30°=60°.

Ответ: 30°,60°.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ДЛЯ КОМАНДЫ №2

Задача 1.

Решение:

Ответ: 0,6.

Задача 2.

Решение:

Напротив меньшего угла - меньшая сторона (катет).

;  

катет = 12/2 = 6

Ответ: 6.

Задача 3.

Решение:

 (x + x + 12)*2 = 56;

2x + 12 = 28;

 2x = 16;

 x = 8;

 8 + 12 = 20 см

Ответ: 8 см, 20 см.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: СВИСТУНОВА а.а . Внеклассное мероприятие по математике : «Знаток математики» 2019г.

Слайд 2

Вновь ответ не сходится, А решенье – стройное! И опять, как водится, Двойка за контрольную. И придётся заново Над задачей корчиться, Ах, Марья Ивановна, Видеть вас не хочется! И не надо — лишнее! — Так смотреть внимательно, Ничего здесь личного, Только математика!

Слайд 3

Диагонали прямоугольника : равны. Отрезки, соединяющие противолежащие вершины четырехугольника, называются : диагоналями. Диагонали параллелограмма пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. Прямоугольник - : это параллелограмм, : у которого все углы прямые . Ромб - : это параллелограмм, : у которого все стороны равны. Квадрат - : это прямоугольник, у которого все стороны равны. Диагонали ромба, : являются биссектрисами его углов . Противолежащие стороны параллелограмма : равны . Сумма углов, прилегающих к одной стороне параллелограмма, : равна 180 .

Слайд 4

1. Какая теорема в старину называлась теоремой невесты? а) теорема Фалеса; б) теорема Пифагора; в) теорема Виета. 2. "Конус" в переводе с греческого означает: а) сосновая шишка; б) волчок; в) вулкан. 3. Правильный восьмигранник - это: а) тетраэдр; б) октаэдр; в) икосаэдр 4. Какой цветок назван в честь женщины - математика? а) хризантема; б) гортензия; в) лилия. 5. "Трапеция" в переводе с греческого означает: а) столица; б) парус; в) лестница.

Слайд 5

6. Какое греческое слово означает "натянутая тетива"? а) гипотенуза; б) катет; в) проекция. 7. Квадриллион записывается с помощью "1" и и : а) 15 нулей; б) 12 нулей; в) 9 нулей. 8. Какое математическое обозначение было введено благодаря типографской опечатке? а) знак % ; б) знак квадратного корня. 9. Во сколько раз километр длиннее миллиметра? а) в 100 000 раз; б) в 1 000 000 раз; в) в 10 000 000 раз .

Слайд 6

Видлек (Евклид) Вечобаклийск (Лобачевский) Мирна (Риман) Аргопфи (Пифагор) Медарих (Архимед) Грильбет (Гильберт) Радкет (Декарт) Роген (Герон)

Слайд 7

ВОПРОСЫ КОМАНДЕ № 1. 1. Кто впервые вывел связь между сторонами в прямоугольном треугольнике? (Пифагор) 2. Как называется четырёхугольник, у которого противоположные стороны равны? (Параллелограмм) 3. Назовите фамилию одного из авторов школьного учебника геометрии 7-9 класса. ( Атанасян ) 4. Кто сказал: "Математика - царица наук, а арифметика- царица математики"? (Гаусс) 5. Как называются отрезки, соединяющие противоположные вершины четырёхугольника? (Диагоналями) 6 . Сколько в 1 часе секунд? (3600) 7 . Как называется луч, делящий угол пополам? (Биссектриса) 8 . Как называется четырехугольник, у которого все углы и все стороны равны? (Квадрат) 9 . Килограмм мяса варится за час. За сколько варится 0,5 кг мяса? (за 1 час) 10 . Сколько будет 11 2 ? (121) 11. Как называется сотая часть числа? (Процент)

Слайд 8

ВОПРОСЫ КОМАНДЕ № 2. 1. Кто вывел формулу корней квадратного уравнения? (Виет) 2. Назовите фамилию одного из авторов учебника алгебры для 7,8,9 классов. (Макарычев) 3. Как называется параллелограмм, у которого все стороны равны? (Ромб) 4. Кто сказал: "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит"? (Ломоносов) 5. Сколько в году дней? (365 или 366) 6. Как называется отрезок, соединяющий вершину угла с серединой противоположной стороны? (Медиана) 7. Как называется выпуклый четырехугольник, у которого только две стороны параллельны? (Трапеция) 8. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько играл каждый? (2 часа) 9. Сколько будет 12 2 ? (144) 10. Как называется четвертая часть числа? (Четверть) 11. Какое самое маленькое число можно записать четырьмя единицами? (1111)

Слайд 9

ЗАДАЧИ ДЛЯ КОМАНДЫ №1 Задача 1. В прямоугольном треугольнике один из острых углов 60°, а прилежащий катет равен 8. Найти гипотенузу. Задача 2. В прямоугольном треугольнике угол С =90, АС=28 см, АВ=35 см. Найти sin В. Задача 3. В прямоугольнике АВСD проведена диагональ АС. Известно, что угол ВАС в 2 раза больше, чем угол АСВ. Чему равны эти углы? ЗАДАЧИ ДЛЯ КОМАНДЫ №2 Задача 1 . В треугольнике угол С=90, АВ=50, ВС=30. Найти cos В. Задача 2. В прямоугольном треугольнике один из острых углов 30°, а гипотенуза равна 12 см. Найдите меньший катет этого треугольника. Задача 3. Одна из сторон параллелограмма на 12 см больше другой, периметр параллелограмма равен 56 см. Найти стороны параллелограмма.

Слайд 11

1.Термин происходит от сочетания двух греческих слов, которые переводятся как: через и угол (“ диа ” и “ гониос ” диагональ) . 2.Слово греческого происхождения, оно означало в древности вращающееся тело, веретено, юлу (ромб) . 3.Термин происходит от латинского слова "сделать четырехугольным", перевод с греческого языка означает “ тетрагон ” (квадрат) . 4.Слово греческое, означавшее в древности “столик” (трапеция) . 5.В переводе слово означает: а) идти рядом (параллельные прямые) ; б) рассекающая на двое (биссектриса) ; в) отвес, маятник (перпендикуляр) .

Слайд 12

Урок сегодня завершен, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К результату в жизни приведут! Всем спасибо, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Выбор наследника царицы Математики»

Цели предметной недели: • формирование положительной предметной учебной мотивации; • развитие самостоятельности, творческого и пространственного воображения, логического мышления, памяти, сообразитель...

Внеклассное мероприятие "своя игра" по математике

Очки(баллы) подсчитываются  в презентации....

Внеклассное мероприятие игра "Домино" информатика + математика

Игра предназначена для учащихся 6 класса. Проводилась на открытом внеклассном мероприятии в рамках недели математики, информатики....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Алиса в стране математики» для 5-6 классов

Алиса в стране математики 5-6 классыВедущий: в июле 2000года исполнилось 135 лет с момента первого издания сказки Чарльза Лютвиджа Доджсона . Правда имя это мало кому что говорит, а вот псевдони...

Внеклассное мероприятие в рамках недели математики "Ох уж эта математика"

Математический конкурс для учащихся 5-х классов. Цели мероприятия:  развитие любознательности, внимания и памяти; формирование навыков нешаблонного, логического мышления при решении нестандартных...

Внеклассное мероприятие по физике и математике "Знатоки математики и физики".

В рамках  проведения недели математики и физики проводится внеклассное мероприятие для учащихся 5-11 классов "Знатоки математики и физики". мероприятие проводится в форме соревнования двух к...

Внеклассное мероприятие с презентацией по математике для 4 класса "Математика в мире животных"

познавательно-развлекательное мероприятие для учеников 4 класса может быть проведено учащимися старшей школы ( в моем случае 8 классом) ....