Адаптированная рабочая программа по геометрии, 8 г класс, 2020 - 2021 уч. год
рабочая программа по геометрии (8 класс)

Медведева Татьяна Петровна
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с нарушениями зрения, которые осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу, учитывающую особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl_geometriya_adaptirovannaya.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новомеловатская средняя общеобразовательная школа

Калачеевского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено

на методобъединении

учителей математики и информатики

Руководитель МО

                       Левченко В. В.

Протокол № 1 от 26.08.2020 г

             Согласовано:

 Заместитель директора по УВР

                          Наветняя Л.Я.

                 27.08.2020 г

Утверждаю:

       Директор  

МБОУ Новомеловатская СОШ

                 Протасов А. Н.

    Приказ № 100 от 28.08.2020 г

Адаптированная рабочая программа

по геометрии

8 г класс

Срок освоения 1 год

Учитель:  Медведева Т.П.

2020 - 2021 учебный год

      Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с нарушениями зрения, которые осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу, учитывающую особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

     При разработке адаптированной рабочей программы по геометрии для 8 класса были использованы  следующие документы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 № 273-ФР);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г. №1897;

3. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями зрения МБОУ Новомеловатской СОШ;

4. Математика: программы для 5 – 11 классов, разработанные коллективом авторов: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др., 2016 г.

5. Учебный план МБОУ Новомеловатской СОШ на 2020 - 2021 учебный год;

6. Федеральный перечень учебников на 2020-2021 учебный год.

      Рабочая программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с ОВЗ по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка. Поскольку в программе образовательного учреждения нельзя в полной мере учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, основная задача  программы заключается в создании условий для индивидуализации содержания образования для конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что обучающиеся с нарушениями зрения медленнее воспринимают наглядный материал (рисунки, графики, таблицы, текст), медленнее ведут запись и выполняют графические работы. Кроме того, в ходе изучения математики для данной категории детей предусмотрено формирование отсутствующих из-за зрительных дефектов образов предметов и представлений о процессах, имеющих место в окружающем человека мире, либо коррекция уже имеющихся представлений. Также, должна вестись целенаправленная работа по развитию внимания, памяти и мышления – основных составляющих познавательной деятельности, так как познавательная деятельность у детей с нарушениями зрения имеет свои особенности и тоже нуждается в коррекции.

При организации учебного процесса необходимо также учитывать гигиенические требования, направленные на сокращение зрительной нагрузки, охрану остаточного зрения. Имея одинаковое содержание и задачи обучения, адаптированная рабочая программа по математике, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:

• частичном перераспределении учебных часов между темами, так как обучающиеся с нарушениями зрения медленнее воспринимают наглядный материал (рисунки, графики, таблицы, текст), медленнее ведут запись и выполняют графические работы;

• методических приёмах, используемых на уроках:

-сложные рисунки, таблицы и большие тексты предъявляются учащимся на карточках, выполненных с учетом требований к наглядным пособиям для данной категории детей;

- постоянно уделяется внимание зрительному анализу графическими объектами: при работе с рисунками и графиками учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается обучающимися;

-оказывается индивидуальная помощь при ориентировке обучающихся в учебнике;

-при решении текстовых задач подбираются разнообразные сюжеты, которые используются для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, коррекции зрительных образов, расширения кругозора учащихся, ограниченного вследствие нарушения зрения.

• коррекционной направленности каждого урока;

• отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;

• в использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов для наиболее удобного зрительного восприятия учащимися графической и текстовой информации.

При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки.

В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:

• соблюдение оптимальной зрительной нагрузки на уроках и при выполнении домашних заданий (уменьшенный объём заданий);

• рассадка учащихся за партами в соответствии с характером нарушения зрения;

• соблюдение повышенных требований к освещённости классного помещения;

• соблюдение требований к изготовлению раздаточных материалов и при использовании технических средств.

При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:

• избегать объектов с большим количеством мелких деталей;

• сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально формировать у обучающихся целостный образ.

Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание, адаптированная программа составлена в расчете на обучение детей с нарушениями зрения в основной школе.

       Программа ориентирована на учебник «Геометрия : 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. : Вентана-Граф. 2018»

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Геометрия»

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

• ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;

 • первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

 • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;

• умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

 • формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные результаты:

• способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

• способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

 • умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнера.формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• формирование учебной компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;

 • первоначальное представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;

• развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

 • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;

• умение применять и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

 • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимание необходимости их проверки;

• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

• способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • пользоваться геометрическим языком  для описания предметов  окружающего  мира;
  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
  • существо понятия алгоритма;
  • распознавать и строить четырёхугольники и их элементы,  определять виды  четырехугольников, применять  их свойства;
  • распознавать, строить и  находить среднюю  линию  треугольника, среднюю  линию  трапеции;
  • распознавать центральные и вписанные углы, применять их свойства
  • строить вписанную в четырехугольник  окружность и описанную около него, применять признаки существования данных окружностей;
  • оперировать понятием «подобные треугольники», применять признаки подобия;
  • применять теорему  Пифагора;  метрические  соотношения в прямоугольном треугольнике;
  • формулировать определения тригонометрических функций, записывать формулы, выводить основное тригонометрическое тождество, находить значения тригонометрических функций  основных углов;
  • распознавать многоугольники, равновеликие  многоугольники, понятие площади многоугольника;
  • находить площади четырехугольников  различных видов, различных треугольников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;
  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
  • построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
  • для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);
  • для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых
  • интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
  • исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.

2. Содержание адаптированной программы

     В соответствии с задачами программы направления коррекционной работы обозначаются с четким описанием методов и приемов, обеспечивающих взаимодействие всех участников сопровождения ребенка. Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в 5-7 классах, соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе, усиление общекультурной направленности материала, учёт психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала. В предлагаемом курсе геометрии выделяются несколько разделов.

 

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

Повторение и систематизация учебного материала за курс 7 класса. Треугольник,  виды треугольников, признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.

Цель: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию изученного в 7 классе, провести коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях.

Технологии обучения и развития, приемы, методы, формы работы: технология дифференцированного обучения, релаксационная пауза, физкультурно-оздоровительные технологии.

Деятельность учащегося в образовательном пространстве: самостоятельная работа с самопроверкой, творческая работа, работа с алгоритмами, самостоятельная работа с опорой на раздаточный материал.

Четырехугольники.

Четырехугольник, его элементы. Параллелограмм, свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат. Средняя линия треугольника. Трапеция, виды трапеции, свойства. Средняя линия трапеции.  Центральные и вписанные углы. Описанная и вписанная окружности четырехугольника.

Технологи обучения и развития, приемы, методы, формы работы: технология дифференцированного обучения, беседа, релаксационная пауза, физкультурно-оздоровительные технологии.

Деятельность учащегося в образовательном пространстве: самостоятельная работа с самопроверкой, составление кластера, творческая работа, практическая работа, самостоятельная работа с опорой на раздаточный материал, моделирование, создание проектов.

Подобие треугольников.

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников.

Технологи обучения и развития, приемы, методы, формы работы: поисковое занятие, технология дифференцированного обучения, релаксационная пауза, физкультурно-оздоровительные технологии,  практическая работа, работа с алгоритмами.

Деятельность учащегося в образовательном пространстве: самостоятельная работа с самопроверкой, работа с алгоритмами, самостоятельная работа с опорой на раздаточный материал, творческая работа, моделирование

Многоугольники. Площадь многоугольника.

 Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника, треугольника, трапеции.

Технологи обучения и развития, приемы, методы, формы работы: технология дифференцированного обучения, релаксационная пауза, физкультурно-оздоровительные технологии,  практическая работа, работа с алгоритмами.

Деятельность учащегося в образовательном пространстве: самостоятельная работа с самопроверкой, работа с алгоритмами, самостоятельная работа с опорой на раздаточный материал, творческая работа.

Повторение изученного в 8 классе. 

Четырехугольники, виды, свойства и признаки. Формулы площадей. Подобные треугольники. Центральный и вписанный угол.

Цель: повторение и систематизация учебного материала за курс геометрии 8 класса.

Технологи обучения и развития, приемы, методы, формы работы: технология дифференцированного обучения, релаксационная пауза, физкультурно-оздоровительные технологии,  практическая работа, работа с алгоритмами.

Деятельность учащегося в образовательном пространстве: самостоятельная работа с самопроверкой, работа с алгоритмами, самостоятельная работа с опорой на раздаточный материал, творческая работа.

3. Тематическое планирование

Содержание учебного материала

Количество часов

Основная общеобразовательная программа

Адаптированная рабочая программа

Повторение и систематизация учебного материала 7 класса

0

4

Четырёхугольники

22

24

Подобие треугольников

16

12

Решение прямоугольных треугольников

14

15

Многоугольники. Площадь многоугольника

10

9

Повторение и систематизация учебного материала

8

6

Итого

70

70

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новомеловатская средняя общеобразовательная школа

Калачеевского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено

на методобъединении

учителей математики и информатики

Руководитель МО

                       Левченко В. В.

Протокол № 1 от 26.08.2020 г.

       Согласовано:

 Заместитель директора по УВР

                         Наветняя Л.Я.

              27.08.2020 г

            Утверждаю:

                              Директор  

МБОУ Новомеловатская СОШ

                        Протасов А. Н.

Приказ № 100 от 28.08.2020 г

Календарно - тематическое планирование

уроков геометрии

в 8 г классе

Учитель:  Медведева Т.П.

2020 - 2021 учебный год

Календарно - тематическое планирование

урока

Дата

Тема урока

план

факт

Повторение и систематизация учебного материала 7 класса (4 ч)

3.09

Повторение тем «Простейшие геометрические фигуры и их свойства»,  «Треугольники»

4.09

Повторение темы «Параллельные прямые»

10.09

Повторение темы «Сумма углов треугольника»

11.09

Повторение тем «Окружность и круг», «Геометрические построения»

Четырёхугольники (24 ч)

17.09

Четырёхугольник и его элементы

18.09

Решение задач по теме «Четырёхугольник и его элементы».

24.09

Параллелограмм. Свойства параллелограмма

25.09

Решение задач по теме «Параллелограмм. Свойства параллелограмма»

1.10

Признаки параллелограмма

2.10

Решение задач по теме «Признаки параллелограмма»

8.10

Прямоугольник. Свойства  и признаки прямоугольника

9.10

Решение задач по теме «Прямоугольник»

15.10

Ромб. Свойства и признаки ромба

16.10

Решение задач по теме «Ромб»

22.10

Квадрат, свойства квадрата.

23.10

Решение задач по теме «Квадрат»

29.10

Контрольная работа № 1 по теме «Параллелограмм и его виды»

30.10

Анализ к/р. Средняя линия треугольника. Свойство средней линии треугольника

12.11

Решение задач по теме «Средняя линия треугольника»

13.11

Трапеция. Виды трапеций

19.11

Решение задач по теме «Трапеция»

20.11

Средняя линия трапеции. Свойство средней линии трапеции

26.11

Решение задач по теме «Средняя линия трапеции»

27.11

Центральные и вписанные углы, их свойства

3.12

Описанная окружность четырёхугольника

4.12

Вписанная окружность четырёхугольника

10.12

Повторение и систематизация учебного материала по темам «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырёхугольники»

11.12

Контрольная работа № 2 по теме «Средняя линия треугольника. Трапеция. Вписанные и описанные четырёхугольники»

Подобие треугольников (12 ч)

17.12

Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках

18.12

Решение задач по теме «Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках»

24.12

Свойство медиан треугольника. Свойство биссектрисы треугольника

25.12

Закрепление знаний по теме «Теорема Фалеса. Теорема о пропорциональных отрезках»

14.01

Подобные треугольники. Лемма о подобных треугольниках

15.01

Первый признак подобия треугольников

21.01

Решение задач по теме «Первый признак подобия треугольников»

22.01

Второй  признак подобия треугольников

28.01

Третий признак подобия треугольников

29.01

Решение задач по теме «Второй и третий признаки подобия треугольников»

4.02

Повторение и систематизация материала по теме «Признаки подобия треугольников»

5.02

Контрольная работа № 3 по теме «Теорема Фалеса. Подобие треугольников»

Решение прямоугольных треугольников (15 ч)

11.02

Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике

12.02

Решение задач по теме «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике»

18.02

Теорема Пифагора

19.02

Решение задач по теме «Теорема Пифагора»

25.02

Египетский треугольник. Решение задач

26.02

Систематизация учебного материала по теме «Теорема Пифагора»

4.03

Контрольная работа № 4 по теме «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора»

5.03

Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника

11.03

Применение тригонометрических функций острого угла прямоугольного треугольника при решении задач

12.03

Решение задач на применение тригонометрических функций острого угла прямоугольного треугольника

18.03

Решение прямоугольных треугольников (1 и 2 тип задач)

19.03

Решение прямоугольных треугольников (3 и 4 тип задач)

1.04

Решение прямоугольных треугольников

2.04

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Решение прямоугольных треугольников»

8.04

Контрольная работа № 5 по теме «Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Решение прямоугольных треугольников»

Многоугольники. Площадь многоугольника (9 ч)

9.04

Многоугольники. Понятие площади многоугольника. Площадь прямоугольника

15.04

Площадь параллелограмма

16.04

Решение задач по теме «Площадь параллелограмма»

22.04

Площадь треугольника

23.04

Решение задач по теме «Площадь треугольника»

29.04

Площадь трапеции

30.04

Решение задач по теме «Площадь трапеции»

6.05

Повторение и систематизация учебного материала по теме «Площадь многоугольника»

7.05

Контрольная работа № 6 по теме  «Многоугольники. Площадь многоугольника»

Повторение и систематизация учебного материала (6 ч)

13.05

Анализ контрольной работы. Повторение. Четырехугольники. Виды, свойства, признаки.

14.05

Повторение. Подобные треугольники.

20.05

Повторение. Решение прямоугольных треугольников.

21.05

Повторение. Многоугольники. Площади многоугольников.

27.05

Итоговая контрольная работа

28.05

Анализ ошибок. Подведение итогов года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета (курса) «Математика» 5 «д» класс 2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка             Настоящая рабочая программа написана для обучения математике 5класса с задержкой психического развития на ...

Рабочая программа по геометрии 8 класс. 2020/2021

Рабочая программа по геометрии 8 класс составлена с учетом рекомендаций авторской программы Л.С. Атанасяна....

Адаптированная рабочая программа по алгебре, 8 г класс, 2020 - 2021 уч. год

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с нарушениями зрения, которые осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу, учитывающую особые образовательные потребности обу...

МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год

МУЗЫКА Рабочая программа  5-8 класс 2020-2021 уч год...

МУЗЫКА Рабочая программа 5-8 класс 2020-2021 уч год

МУЗЫКА Рабочая программа  5-8 класс 2020-2021 уч год...

Рабочая адаптированная образовательная программа по Географии для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) для 7 класса 2020-2021

Рабочая адаптированная образовательная программапо Географиидля обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)для 7 класса...