Методическая разработка урока по математике на тему: «ОБЪЁМ ЦИЛИНДРА»
методическая разработка по геометрии (11 класс)

Меркулова Татьяна Николаевна

Курс – 1

Количество часов – 1

Учебник: Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.И. Башмаков. - 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256 с.

Тема урока: «Объем цилиндра»

Цели урока:

Образовательная: создать условия для продуктивного изучения теоремы об объёме цилиндра и выработки навыков решения задач с использованием формул объёма этого тела.

Развивающая: развитие логического мышления, умение доказывать и обосновывать свои суждения, развитие элементов творческой деятельности, смекалки, памяти, речи.

Воспитательная: умение применять полученные знания в практической деятельности, развитие навыков самостоятельной работы, взаимовыручки.

Задачи урока:

  • формирование умения применять полученные знания об объёме цилиндра при решении прикладных задач;
  • интегрирование знаний и умений учащихся по геометрии и на практике;
  • развитие логического мышления, памяти, кругозора учащихся, умения анализировать;
  • формирование интереса к математике;
  • воспитание внимания, чувства прекрасного, чувства взаимопомощи при работе в группе.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы и методические приемы: репродуктивный (частично поисковый)

КМО: проектор, компьютер, презентация, учебники, чертежные принадлежности, кастрюли.

Уровень усвоения: II

Межпредметные связи: геометрия, физика, ОП.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka_mart_2021.docx23.4 КБ
Файл obyom_tsilindra.pptx1.68 МБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»

Методическая разработка открытого урока по математике
на тему:
«Объем цилиндра»

Подготовила:
преподаватель математики Меркулова Татьяна Николаевна

Саратов, 2021


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

МЕРКУЛОВОЙ Т.Н.

Курс – 1

Количество часов – 1

Учебник: Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.И. Башмаков. - 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256 с.

Тема урока: «Объем цилиндра»

Цели урока:

Образовательная: создать условия для продуктивного изучения теоремы об объёме цилиндра и выработки навыков решения задач с использованием формул объёма этого тела.

Развивающая: развитие логического мышления, умение доказывать и обосновывать свои суждения, развитие элементов творческой деятельности, смекалки, памяти, речи.

Воспитательная: умение применять полученные знания в практической деятельности, развитие навыков самостоятельной работы, взаимовыручки.

Задачи урока:

  • формирование умения применять полученные знания об объёме цилиндра при решении прикладных задач;
  • интегрирование знаний и умений учащихся по геометрии и на практике;
  • развитие логического мышления, памяти, кругозора учащихся, умения анализировать;
  • формирование интереса к математике;
  • воспитание внимания, чувства прекрасного, чувства взаимопомощи при работе в группе.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы и методические приемы: репродуктивный (частично поисковый)

КМО: проектор, компьютер, презентация, учебники, чертежные принадлежности, кастрюли.

Уровень усвоения: II

Межпредметные связи: геометрия, физика, ОП.

Литература:

  1. Математика. Задачник: учеб. пособие для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / М.И. Башмаков. - 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 416 с.
  2. Кремер, Н. Ш. Математика для колледжей : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Ш. Кремер, О. Г. Константинова, М. Н. Фридман ; под редакцией Н. Ш. Кремера. — 10-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 346 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05640-2.

Ход урока

Деятельность преподавателя

Прогнозируемая деятельность учащихся

I Организационный этап

Взаимное приветствие учащихся и преподавателя; проверка готовности учащихся к уроку, психологический настрой

Подготовить учащихся к работе.

Приветствие: высказывание М.В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

Готовность класса к работе

II Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися задачи урока

Быстрое включение учащихся в деловой режим

III Актуализация опорных знаний

  1. Вспомним:

- Что называется цилиндром, осью цилиндра, высотой цилиндра, радиусом цилиндра?

- Что является основанием цилиндра?

- Что является развёрткой боковой поверхности цилиндра?

- Где цилиндр используется в быту?

Где цилиндр используется в вашей профессии?

Обратиться к плакату

Учащиеся дают ответ:

Цилиндр — тело, ограниченное цилиндрической поверхностью и двумя кругами с границами.

Ось цилиндра — прямая OO1

Высота цилиндра — длина образующей

Радиус цилиндра — радиус основания

Основание цилиндра – круг, радиуса R

Развёрткой боковой поверхности цилиндра является прямоугольник высотой h  и длиной 2пиR

  1. Выполним:

Решите задачу о выборе кастрюли для того, чтобы вскипятить 3 литра кипятка

Обратиться к кастрюлям

Учащиеся дают ответ:

Мы не можем решить данную задачу – не хватает знаний

  1. Формулировка темы занятия

Записывает тему занятия на доске

Формулируют тему занятия

IV Первичное усвоение новых знаний.

Обратиться к учебникам, чтобы найти нужную информацию, проверяет её с помощью слайда

Учащиеся находят теорему об объеме цилиндра, записывают её на доске

V Первичная проверка понимания

  1. Решите задачу о выборе кастрюли для того, чтобы вскипятить 3 литра кипятка

Вызвать к доске двух учащихся для выполнения задания

Учащиеся самостоятельно выполняют задания в тетрадях

  1. Решение задачи №2 
  1. Рассказать ход решения
  2. Вызвать к доске одного учащегося для выполнения задачи №2
  3. Весь класс решает задачи по вариантам

Один учащийся выходит к доске и пробует решить задачу

Учащиеся самостоятельно выполняют задания в тетрадях

  1. Выявить проблему в понимании

Исправить проблему, при её возникновении

VI Первичное закрепление

  1. Решение задачи №3
  1. Рассказать ход решения
  2. Вызвать к доске одного учащегося для выполнения задачи №3

Учащиеся самостоятельно выполняют задания в тетрадях

  1. Решение задачи №4
  1. Рассказать ход решения
  2. Вызвать к доске одного учащегося для выполнения задачи №4

Учащиеся самостоятельно выполняют задания в тетрадях

  1. Проверка выполнения работы

Контроль правильности ответов по слайду

Называют буквы, под которыми стоят правильные ответы

VII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  (на слайде)

Математика. Задачник: учеб. пособие для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования / М.И. Башмаков.

Стр. 240 №9.17 (7-10),

Стр. 245 №9.44 (В)

Прокомментировать задание

Записывают в тетрадях

VIII Рефлексия (подведение итогов занятия)

Предлагает вспомнить цель урока и проанализировать ее достижение, описать свои впечатления о сегодняшнем уроке:

•        Спасибо за…

•        Я узнал…

•        Хорошо, что…

•        Мне понравилось.

•        Меня удивило…

•        Самым важным было…

Учащиеся продолжают фразы…

IV Подведение итогов

Обобщение закрепленных знаний и умений

Самостоятельно формулируют выводы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Объём цилиндра ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ АВТОР: Меркулова Т.Н. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит » М.В. Ломоносов

Слайд 2

Что называется цилиндром, осью цилиндра, высотой цилиндра, радиусом цилиндра?

Слайд 3

- Что является основанием цилиндра? - Что является развёрткой боковой поверхности цилиндра? Где цилиндр используется в быту?

Слайд 4

Задача Необходимо вскипятить 3 литра воды. Какая из кастрюль подходит для решения этой задачи?

Слайд 5

Тема занятия: «Объём цилиндра»

Слайд 6

Теорема Объём цилиндра равен произведению площади основания на высоту S(r) = π R ² h V = πr 2 h

Слайд 7

Решить задачи: R H V 1 2 √ 2 5 2 4 0 , 4 3 √ 10 3,6

Слайд 8

Решение задач Найдите объем V части торта, изображенной на рисунке. В ответе укажите V/пи

Слайд 9

1. Одна цилиндрическая кружка вдвое выше второй , зато вторая в два раза шире. Найдите отношение объема второй кружки к объему первой. Решение задач 2. Одна цилиндрическая кружка вдвое ниже второй , а вторая в два раза шире. Найдите отношение объема второй кружки к объему первой.

Слайд 10

В цилиндрическом сосуде уровень жидкости достигает 16 см . Диаметр сосудов – 4 и 8 см у первого и второго соответственно. На какой высоте будет находиться уровень жидкости , если ее перелить во второй сосуд? Ответ выразите в см. Решение задач

Слайд 11

Таблица ответов

Слайд 12

Домашнее задание Математика. Задачник: учеб. пособие для образоват . учреждений нач. и сред. проф. образования / М.И. Башмаков. Стр. 240 №9.17 (7-10), Стр. 245 №9.44 (В)

Слайд 13

Рефлексия • Спасибо за… • Я узнал… • Хорошо, что… • Мне понравилось. • Меня удивило… • Самым важным было…

Слайд 14

Объём цилиндра ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ АВТОР: Меркулова Т.Н. «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит » М.В. Ломоносов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по математике в 5 классе " УРОК–ПУТЕШЕСТВИЕ К ОСТРОВУ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ. ВСЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИ ЧИСЛАМИ "

Урок-путешествие. Первый урок математики в 5 классе позволяет повторить знания, полученные в начальной школе,с использованием игровых технологий....

Методическая разработка урока по математике в 5 классе. Тема: Сложение, вычитание и умножение десятичных дробей (урок - праздник)

Урок может быть использован для закрепления действий сложения, вычитания и умножения десятичных дробей в 5 классе. Урок желательно проводить накануне праздника 8 Марта. Урок представлен в игровой форм...

Методическая разработка урока по математике для 5 класса. Тема урока "Понятие дроби"

Тип урока: изучение нового материала.Форма проведения урока: использование интерактивного оборудованияЦель: формирование понятий: «обыкновенная дробь», «числитель», «знам...

Методическая разработка урока по математике в 1 классе «Весёлая математика».

Предмет «Математика» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умени...

Публикация методической разработки урока по математике . Тема урока: Координаты, 6 класс.

Технологическая карта открытого урока Предмет: Математика                     Базовый учебник:...

Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Смешанные числа"

В данной презентации представлены задания, которые позволяют обобщить и систематизировать знания по теме «Смешанные числа»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, ...

Методическая разработка урока по математике 6 класс. Обобщающий урок по теме "Пропорции"

В данной презентации представлен  обобщающий урок по математике 6 класс по теме "Пропорции". Урок выстроен,  используя УМК Н.Я. Виленкина и др 2019 года.Материал презентации позвол...