Из опыта обучения решению геометрических задач
статья по геометрии (9, 10, 11 класс)

В статье рассматриваются методические, психологические  и эмоциональные апекты обучения решению геометрических задач на примерах некоторых несложных задач из ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта обучения решению геометрических задач

Работая в гумунитарном или просто не сильном классе, учитель математики часто стапкивается с большими проблемами при обучении решению геометрических задач. Учащиеся, даже добросовестно изучившие теоретический материал, не легко справляются с решеним задач. Мотивировка «это нам в жизни не пригодится» встречается довольно часто. Какие же существуют пути увлечь ребенка геометрической задачей? Один из них широко разрекламирован последнее время, представлен в ОГЭ. Это задачи с практическим содержанием. Ничуть не умаляя роли этих задач, я хотела бы остановиться на другом аспекте. Мне кажется, что интеллектуальное удовольствие от совершенного открытия, одно из самых ярких и радостных ощущений. Удовольствие и радость от жизни — естественные и желанные для нас эмоции. Но как часто мы забываем пополнять свои источники удвольствия и радости, свои ресурсы.

Приведу цитату из психологического исследования

Из книги «Поток. Психология оптимального переживания»

Михай Чиксентмихайи 

«В результате наших исследований было выделено восемь основных компонентов переживаний радости. Когда люди размышляют о своих чувствах в особенно позитивные моменты, они как правило, упоминают не менее одного из них, а чаще все восемь.

Во-первых, задача, которую ставит себе человек, должна быть для него посильной.

Во-вторых, он должен иметь возможность сосредоточиться.

В-третьих и в –четвертых, концентрация, как правило, становится возможной потому, что задача позволяет четко сформулировать цели и немедленно получить обратную связь.

В-пятых, в процессе деятельности увлеченность субъекта настолько высока, что он забывает о повседневных тревогах и проблемах.

В-шестых, занятия, приносящие радость, позволяют человеку ощущать контроль над своими действиями.

Седьмая особенность этого состояния заключается в том, что осознание своего Я в момент совершения действия как-будто исчезает, зато после окончания потокового эпизода оно становится сильнее, чем раньше.

Наконец, изменяется восприятие течения времени: часы превращаются в минуты, а минуты могут растягиваться в часы.

Сочетание всех этих составляющих порождает чувство настолько глубокой радости, что люди не жалеют сил, чтобы снова и снова испытывать ее»

Все это отлично достигается на удачном уроке. Геометрия-предмет, на котором это удовольствие, эту радость может испытать любой ученик, на каком бы уровне интеллектуального развития он не находился. Обратим внимание на первый пункт. Работа должна быть посильной.

Приведу примеры работы с некоторыми задачами и ЕГЭ.

Тип 16 № 514717

На отрезке BD взята точка C. Биссектриса BL равнобедренного треугольника ABC с основанием BC является боковой стороной равнобедренного треугольника BLD с основанием BD.

а) Докажите, что треугольник DCL равнобедренный.

б) Известно, что  косинус \angle ABC= дробь: числитель: 1, знаменатель: 6 конец дроби . В каком отношении прямая DL делит сторону AB?

Сосредоточимся на работе с пунктом а). Пункт б) требует серьезной математической подготовки.

Первые трудности появляются при построении чертежа. Необходимо, на мой взгляд, уделить достаточно времени, чтобы учащиеся смогли совершить несколько попыток и получить одобрение учителя, добившись успеха в построении чертежа. Указаниия, которые должны помочь учащимся продвигаться к успеху в решении задачи, могут заключаться в следующем:

  • Вспомнить свойства равнобедренного треугольника
  • Ввести обозначения для угла
  • Вспомнить свойство внешнего угла треугольника
  • Выбрать какой из внешних улов (угол АСВ) нам пригодится

Разумеется, все советы должны быть направлены только тем, кто в них нуждается. Но, желательно, чтобы в результате проделанной работы победителем ошутил себя каждый.

Тип 16 № 516277

Дана трапеция ABCD с основаниями AD и BC. Диагональ BD разбивает её на два равнобедренных треугольника с основаниями AD и CD.

а) Докажите, что луч AC — биссектриса угла BAD .

б) Найдите CD, если известны диагонали трапеции: AC = 15 и BD = 8,5.

Вначале обсудим ход поиска решения в пункте а)

https://math-ege.sdamgia.ru/get_file?id=30324https://math-ege.sdamgia.ru/get_file?id=30324

  • Несомненно немало сложностей вызовет построение чертежа, соответствующего тексту задачи. Можно посоветовать начать с равнобедренного треугольника АВD.
  • Следующий этап-поиск информации, которую предоставляет нам трапеция, в данном случае параллельные прямые и накрест лежащие углы.
  • Последний этап-поиск еще одного равнобедренного треугольника (треугольник АВС), который приводит к решению задачи.

Для этой задачи работа над пунетом б) представляется возможной дахе в не очень сильном  классе. Если дети впервые с зтим встпечаются, то необходимо рассказать им о возможности использовать окружность, как инструмент. Далее обозначение известных отрезков, поиск вписанных углов и применение теоремы Пифагора для треугольника АСЕ скорее всего пройдет без особых затруднений и прмнесет радость победы .

Тип 16 № 507262

Диагональ AC прямоугольника ABCD с центром O образует со стороной AB угол 30°. Точка E лежит вне прямоугольника, причём BEC = 120°.

а) Докажите, что CBE = COE.

https://math-ege.sdamgia.ru/get_file?id=30264

Если вопрос о применении окружности как инструмента для решения задачи рассмотрен, то есть немало задач, позволяющих это применить.

Ход обсуждения;

  • Найти какие-нибудь углы, исползуя данный нам угол 300.
  • Заметить интересную особенность (сумма углов СОВ и СЕВ равна 1800).
  • Вспомнить,что это признак того, что вокруг четырехугольника можно описать окружность.
  • Использовать свойства углов, опирающихся на одну и ту же дугу.

Тип 16 № 505389

Дан выпуклый четырёхугольник ABCD.

а) Докажите, что отрезки LN и KM, соединяющие середины его противоположных сторон, делят друг друга пополам.

Первоначальный чертеж в этой задаче очень прост.Необходимо навести учащихся на мысль наоборот как-то его усложнить. После получения необходимого чертежа:

  • Обдумать вид и свойства получившегося четырехугольника NKLM
  • Сделать вывод

В заключение надо сказать, что описанная на этих нескольких примерах работа, совсем не обязательно приведет к тому, что уащиеся сумеют решить сложную геометрическую задачу на экзамене, даже в какой-то ее части. Но она обязательно поможет сформировать положительный эмоциональный настрой на изучение математики и испытать радость озарения, радость открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных методов при решении геометрических задач на нахождение углов и расстояний между плоскостями и прямыми в пространстве.

Приведу необходимые теоретические знания, позволяющие успешно решать геометрические задачи группы С(С2) ЕГЭ – 2011, 2012гг. Теоретические положения упорядочены и акцентированы именно на решение ...

Программа элективного курса «Некоторые методы решения геометрических задач» для учащихся 9 класса

Данный спецкурс рассчитан на 34 часа. Его  основная цель познакомить учащихся с некоторыми  методами и приемами  решения задач по геометрии, научить выделять в них общие подходы , научи...

Решение геометрических задач

На современном этапе развития школьного образования становятся приоритетными развивающие цели обучения. В связи с этим при изучении математики особую значимость приобретает организованное обучение при...

Технология обучения решению геометрических задач (из опыта работы).

   Предложенный материал по геометрии является фундаментальным, продуманным, глубоким опорным материалом! Он направлен на обеспечение усвоения геометрических понятий, закономерностей,...

Методика обучения решения геометрических задач по теме «Окружность» при подготовке к ЕГЭ.

Методика обучения решения   геометрических задач по теме  «Окружность» при подготовке к  ЕГЭ....

Использование метода ассоциаций в решении геометрических задач (из опыта подготовки выпускников к ОГЭ по математике)

В статье обобщен опыт использования метода ассоциаций в обучении  математике....

Применение технологии модульного обучения при решении геометрических задач с помощью комплексных чисел

Применение технологии модульного обучения при решении геометрических задач с помощью комплексных чисел...