Технология обучения решению геометрических задач (из опыта работы).
методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме

Масленникова Наталья Сергеевна

     Предложенный материал по геометрии является фундаментальным, продуманным, глубоким опорным материалом! Он направлен на обеспечение усвоения геометрических понятий, закономерностей, фактов, служит для формирования предметных понятий, умений и навыков, отработки таких общеучебных умений, как работа со справочной литературой, таблицами. Кроме того, данный материал способствует развитию навыков самоконтроля, взаимоконтроля, развивает такие аналитические умения у учащихся, как умение наблюдать, обощать, систематизировать, выделять главное.

     Геометрия в основе своей базируется на наглядных методах обучения, именно этот метод лег в основу составления дидактического материала. Данная ткехнология обучения геометрии, направлена на личностно-ориентированный подход в обучении геометрии, на вовлечение каждого ученика в активный, познавательный, творческий процесс на основе совместного труда, сотрудничества ученика и учителя.

     Бесспорно, данный материал заслуживает рассмотрения и применения в школах города.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Классный час « Формула здоровья»

Оформление:

1  «Богатство на месяц,   здоровье – на всю жизнь»

 « Человек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, у которого нет времени наточить свои инструменты.»  ( И.Миллер)

« У кого есть здоровье -есть и надежда, у кого есть надежда – есть все»

2.Таблица, для внесения положительных и отрицательных факторов, влияющих на здоровье человека

Цели:

Обозначить положительные и отрицательные факторы, влияющие на здоровье человека.

Практические советы и рекомендации по здоровому образу жизни.

                                                                 Ход классного часа.

       Учитель: У меня в  руках кукла «Комплимента».     Тот , кому она попадает в руки , начинает говорить комплименты.

   Учитель подходит к одному   ученику и говорит первый комплимент «Ты классная», далее кукла переходит из руки в руки и каждый ученик говорит комплимент своему однокласснику.

    Учитель: ну вот мы и немножко раскрепостились и я приглашаю вас на беседу, во время которой мы с вами поговорим о себе, о том как нужно относится к своему здоровью, чтобы в жизни добиться больших успехов, и попытаемся вывести свою  «  Формулу здоровья».

     Ребята!  Посмотрите какие прекрасные высказывания великих людей представлены на стене обозрения, давайте их прочитаем и запомним их, мы к ним еще вернемся!

                А знаете ли вы как приветствуют друг друга  люди в Мордовии?

- «Щумбрат»- что означает  - «крепкий, здоровый»

          Чуваши, входя в дом, осведомляются  о здоровье, а уходя, говорят «Оставайтесь со здоровьем»

          Взрослые татары вопрошают «Исанмесез»- что означает «Здоровы ли вы?»

           А еще приветствие сопровождается рукопожатием, что подчеркивает  знак доверия. Давайте мы еще раз поприветствуем  наших гостей, друг друга  - пожелаем здоровья и  обменяемся рукопожатием.

 И я говорю ВАМ « Здравствуйте» , значит желаю Вам здоровья.  Сегодня мы выведем формулу здоровья - это не просто отсутствие болезней.  Это состояние физического, психологического и социального благополучия.

Давайте начнем разговор со стихотворения М.М.Пришвина

              Я стою и расту – я растение,

              Я стою, и расту, и хожу – я животное,

              Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек,

               Я стою и  чувствую: Земля под моими ногами, вся  Земля.

               Опираюсь на Землю, я поднимаюсь: и  надо  мною небо ,

             все небо мое.

Как  вы думаете, про что эти стихи? ( высказывания и предположения ребят)

      Учитель: конечно, стихи о том, что Я – Человек, который способен думать и чувствовать, значит, он должен нести ответственность за то, что он делает, в том числе и со своим здоровьем.

               Главные факторы здоровья - движение, закаливание . режим. Факторы, ухудшающие здоровье - употребление алкоголя, курение, стрессы. Давайте поговорим об этом более подробно.

         Но начать я хочу разговор о том, что очень важно , на мой взгляд, и что часто я наблюдаю в вашем общении.

Послушайте притчу и я думаю, что вы все поймете , о чем пойдет разговор.

                                              Охотник пригласил в дом друга – медведя. Хозяйке не понравился дух медведя и она сказала об этом вслух, медведь обиделся, ушел. Прошло время, он встречает охотника и говорит: «Ударь меня топором по голове, чтоб рана была.» Как охотник не отнекивался, его друг настоял на своем, и охотник нанес удар медведю, сделалась рана. Прошло время, встречает медведь охотника в лесу и говорит: «Посмотри – рана, которую ты мне нанес, зажила, а рана от слов хозяйки – до сих пор мне сердце садит»

Учитель: сделаем вывод : О чем эта притча?

(выслушиваются и обсуждаются детские ответы_)

Положительные факторы здоровья

Отрицательные  факторы здоровья

Рациональное питание

Алкоголь

Сон

Курение

Хорошее настроение

Наркомания

Активный образ жизни

Стресс

Спорт

Сквернословие

Закаливание

Высокая духовность

Психологическая разрядка.

   Представьте, что Вы приглашены на день рождения своего друга. Вы очень его уважаете, любите и хотите  чтобы он был здоров. Сделайте ему подарок что- нибудь вкусненькое и полезное для здоровья. Подарок преподнесите в виде пантонимы, то есть используйте только жесты и мимику лица.

  1. Поговорим о правильном питании.

            Известно, что молодому  растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов. Давайте   назовем их.

Рыба, овощи, фрукты.

Вода, молоко, соки, чай

      Каши, запеканки, супы.

        Я точно знаю, что самый любимый салат в нашем классе среди учеников – это «Зимний» и «Оливье». Самое любимое блюдо – мясо

По - французки и даже есть «Курочка в соли»-1 человек, а  просто любителей курочки - 8 человек.

 Любителей суши, ролл, гамбургеров ещё больше. Но не всегда то, что вкусно полезно. Давайте  обсудим ,какой пище наш организм обрадуется больше всего.

   Наблюдая, что вы кушаете в столовой, я отметила для себя, что эти продукты вы не кушаете, а зря, поговорим о  их полезности.

                                                    Ребята, отгадайте загадку:

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу      (Лук) 

                    Почему нужно кушать лук? Лук богат витамином С, кроме того, он содержит калий, фосфор , железо эфирные масла и микроэлементы.

                                     Говорит коза, что козы

                                     Очень любят нюхать розы.

                                     Только почему-то с хрустом

                                     Нюхает она …..(капусту)

                         А чем полезна капуста?  

Листья капусты обладают практически всем набором витаминов, необходимых человеку. Недаром её почти  круглый год ели наши предки, брали с собой в путь мореплаватели, чтобы избежать цинги, ей восстанавливали силы строители египетских пирамид.

Проводится игра «Угадай меня!»

А  каким продуктам скажем—нет!

                           Кола, чипсы, сухарики.

             И хочется завершить этот разговор так:

                                                  Чтоб мудро жизнь прожить,

                                                   Знать надобно немало,

                                                   Два главных правила запомни для начала:

Ты лучше голодай, чем, что попало есть,

И  лучше будь один, чем с кем попало.

                                            Стрессы

Определение стресса -  напряженность организма или личности.

                1.Стресс это ситуация, когда мы с вами не знаем что делать, как поступить,  когда мы ругаемся с кем-то. Спросим у гостей , переживали ли они сресс и как они его преодолели?

                   Самое главное это определить что у тебя стресс? По каким внешним  признакам это можно сделать?

               -тревога ( получил 2, или боишься, что получишь)

               -отсутствие каких-либо желаний

Практическое занятие ( каждой группе предлагается ситуация) и ребята должны предложить выходы из неё.

                                            1 ситуация  

Два раза подряд  ты получаешь двойку по одному и тому же предмету

                                           2 ситуация

Тебе подарили подарок, но он не тот, что ожидал получить

                                           3 ситуация

Ты случайно выдал секрет своего друга, он перестал с тобой разговаривать

                                     4    ситуация

   Старшие товарищи предлагают тебе совершить то, что тебе не нравиться

Выходы из стресса:

А)полный глубокий вдох и полный глубокий выдох

Б)Заранее проиграй ситуацию ( что может быть потом)

В) отвлечься (переключиться на другую деятельность)

Г) рассказать маме

В) позвонить по телефону доверия                              

 Рассмотреть детские ситуации

Советы хорошему человеку

Как бы ни были велики обрушивающиеся на вас неприятности, постарайтесь избавиться от гнева тяжких мыслей, помните– жизнь продолжается.

Не оставайтесь наедине со своими неприятностями: горе, как и счастье, надо делить с людьми.

Гнев – плохой советчик и негодный метод в работе и отношениях между людьми. Вспомни совет мудрых: «Гнев – орудие слабых».

Имей мужество уступать, если не прав.

Упрямство свидетельствует о капризности и незрелости человека.

Умей внимательно выслушать точку зрения оппонента, уважай его мнение.

Не считай свой взгляд всегда истинным, абсолютно правильным.

Не требуй от других того, на что не способен сам.

Не стремись переделать всех на свой манер: принимай людей такими, какими они есть, или вообще не имей с ними дел.

Старайся найти в каждом человеке положительное и опирайся на эти качества в отношениях с ним.

Нельзя быть совершенством во всём: каждый из нас в чём-то силён и  в чём-то слаб

                                Задание- продолжи пословицу ( раздаются тексты с началом пословицы, каждая группа ребят дописывает возможные варианты ответов)

От хорошего сна………(молодеешь)

Сон – лучшее………(лекарство)

Выспишься-………(помолодеешь)

Выспался – буд-то  вновь………(родился)

                                     А кто знает, сколько времени должен спать человек?

Раньше утверждалось, что ребенок должен спать 10-12 часов, подросток-9-10 часов, взрослый -8 часов.  Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно чуть побольше, другим чуть поменьше. Главное- после сна человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.

                                      Психологическая разгрузка.

   Подумайте, кому из своих школьных друзей ты хотел бы сделать подарок,  связанный со здоровьем. Условие одно – подарок  должен быть виртуальным и обязательно содействовать начать вашему другу заняться этим видом спорта

Одна из групп школьников представляет презентацию о видах спорта, делает и показывает несколько физических упражнений, помогающих справиться с усталостью.

                                                3. Здоровье

Одна из групп школьников представляет презентацию о видах спорта, делает и показывает несколько физических упражнений, помогающих справиться с усталостью.

                    Итак, все-таки мы должны вывести формулу здоровья.

Формула здоровья  

            Здоровье -  это состояние физического, психологического и социального благополучия.

   Учитель:

   Ребята! Мы сегодня только начали говорить о здоровье. Подведем итоги- итак наша формула здоровья на сегодняшнем уроке.

                  Вниманию детей представляется составленный ими коллаж , на котором фрагментами представлены все моменты нашего разговора о здоровье.

Учитель: мое убеждение в том, что правильно можно поступать и жить , если следовать высказываниям людей- великих и просто человеческим  мудростям.

                                       1 . «Богатство на месяц,   здоровье – на всю жизнь»

                                         2.« Человек, которому некогда позаботиться о своем здоровье, подобен ремесленнику, у которого нет времени наточить свои инструменты.»  ( И.Миллер)

                                        3. « У кого есть здоровье -есть и надежда, у кого есть надежда – есть все»

Учитель – спасибо все за участие в разговоре, за мысли и идеи, высказанные в его ходе. Я желаю всем нам здоровья и позитивного настроения.

                                       4.Хочешь быть здоровым – подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей: пользуйся всем, но и ничем не злоупотребляй.                                                          

                                      5.Стрессов в жизни не избегай, но не ищи себе лишних: стрессы могут укреплять и тренировать, но и могут и ослаблять.

 Заключительное слово учителя.

                 Спасибо за активное участие в нашем разговоре, за ваше мнения и высказывания. Я желаю  всем нам здоровья и оптимистического настроения на каждый день .



Предварительный просмотр:

Первый урок геометрии в 7 классе.

Тема урока:

«Предмет геометрии и основные геометрические понятия: точки, прямые, окружности»

Ознакомить учащихся с возникновением и развитием геометрии.

Систематизировать сведения об основных геометрических понятиях, о взаимном расположении точек и прямых.

Цели:

Учебная: - дать понятие точки, линии, прямой;

 - рассмотреть свойство прямой, взаимное расположение прямых;

 - формировать навыки работы с чертежными инструментами.

Развивающая: - сформировать пространственные и геометрические представления и понятия;

 - чертежные и графические умения.

Воспитательная: - развивать воображение;

 - развивать логическое мышление;

 - развивать речь.

Оформление доски:

 - плакат с девизом урока «В геометрии нужно вдохновение, как в поэзии» А.С.Пушкин;

 - картина художника Коровина А.В. «Теплый вечер»;

 - алфавит латинских букв;

 - портреты Евклида, Пифагора;

 - иллюстрации книги «Начала»;

 - карта Древнего Египта;

 - картина пирамиды Хеопса;

 - модели различных геометрических фигур.

Урок строится в форме беседы.

Ход урока:

1) Ребята! Геометрия для вас совершенно новый предмет, кроме вдохновения вы должны уметь видеть, проводить сравнения, аргументировать все свои догадки, делать выводы, следуя словам Пифагора, который сказал «Как ни коротки слова, да и нет, они требуют самого серьезного размышления».

При своих ответах используйте обороты «Я вижу, что…», «Я думаю, что…», «Я считаю, что…», «Мне кажется, что…» и т.д.

Давайте попробуем рассмотреть картину художника Коровина А.В. «Теплый вечер», на которой изображена осень:

- Как мы это определили? (Деревья желтые)

- Какая это осень? (Теплая, погожая, так как листья на деревьях не шелохнутся)

- Какие линии вы видите на картине? (Прямые, ломанные, и т.д.)

А теперь, ребята вернёмся, к геометрии.

Геометрия – очень древняя наука, она зародилась в Древнем Египте. Это государство расположено в пустыне. Египтяне занимались земледелием, но где они могли выращивать ячмень, пшеницу? Только в долине реки Нил. Почему? Да потому что два раза в году река разливалась и покрывала землю толстым слоем ила, который служил отличным удобрением для выращивания различных культур. Естественно эта земля очень ценилась и тщательно делилась между крестьянами. Этим занимались особые люди, их называли гарпедонаптами, тоесть натягивателями верёвок, тоесть что они делали? Отделяли участки земли друг от друга веревками (межами). Но раз река смывала их, то приходилось каждый раз восстанавливать межу; Как?

Нужно было не только натянуть веревки, но и знать, из какой точки их натягивать. А значит, нужно было составлять план земельных участков. Так возникла наука о землемерии – геометрия, где «гео» - земля, «метрио» - мерить.

Но египтяне были ещё и отличными инженерами, они возводили пирамиды, висячие сады в пустыне, которые до сих пор поражают наше воображение.

Второе древнее государство – Вавилон. Оно занималось торговлей с Египтом и убедилось в том, египтяне обладают ценными, уникальными знаниями об измерении земли, они перенесли эти знания в Грецию.

Эти знания обобщил и систематизировал в III веке до н.э. древнегреческий ученый Евклид и изложил их в книге «Начала». У Евклида было также много работ по астрономии, музыке, философии. Сохранилась легенда, что на обращение царя Птолемея «нельзя ли геометрию изложить проще» Евклид ответил, что в «геометрии нет царского пути!».

Продолжил дело, начатое Евклидом, Пифагор. Это был красивый, благородный человек. Ему поклонялись как полубогу. Он был блестящим оратором и спортсменом, побеждающим на Олимпийских играх. Ему в заслугу ставили то, что он не полагался на интуицию, а все свои исследования, утверждения обосновывал логическими выводами.

В настоящее время значение геометрии неизмеримо возросло, и геометрия стала наукой.

Со многими геометрическими понятиями вы уже знакомы. Перечислите их и покажите в классной комнате. Ребята, вы показали различные геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, Геометрия это наука о свойствах фигур. Геометрия имеет широкое применение в работе людей разных профессий. Давайте назовем их: портной, инженер, строитель и т.д. Не случайно, ещё в Древней Греции на воротах академии были высечены слова «Да не войдет сюда не знающий геометрии»

Геометрию должен знать каждый из нас. Давайте поговорим вот о чём. Посмотрите на поверхность стола, проведите по ней распрямленной ладонью, вся ли ваша ладонь соприкасается с поверхность стола? Какая это поверхность? (Плоская поверхность). Плоская поверхность дает представление о плоскости. Мысленно проведите рукой по оконному стеклу, можно поверхность стекла назвать полоской? (Да) А поверхность глобуса? (Нет). Ребята, найдите среди окружающих вас предметов плоские поверхности (крышка парты, стена, планшет …). Одним из основных свойств плоскости является то, что она бесконечна.

Геометрию, которую мы изучаем в школе, называют евклидовой. В седьмом классе мы будем изучать раздел геометрии, который называется «планиметрия». В этом разделе изучаются фигуры, которые лежат на плоскости: треугольник, квадрат, окружность …. Ребята, как вы думаете, прямоугольный параллелепипед мы будем изучать в планиметрии? (Нет). А почему?

2) Изучение геометрии начнем с изучения основных геометрических фигур, которыми являются точка и прямая.

3) Ребята, в тетрадях запишите тему урока «Точки, прямые, отрезки». Все чертежи выполняем карандашом, а надписи к ним – ручкой.

а) Точки.

Возьмите в руки карандаши, поднесите их к листу тетради, прикоснитесь к нему отточенным концом. Что осталось на бумаге? (след). Его называют точкой. Точка не имеет ни длины, ни толщины.

В тетрадях:                .                                                .

                            точка А                                            точка В

б) Линии.

Представьте чистое небо и летящий реактивный самолет. Что он оставляет после себя? (Белый след, линию) Закройте глаза и проведите её пальчиком в воздухе, а теперь покажите её в тетради. Возьмите карандаш и проведите им по листу бумаги. Что осталось на листе (плоскости)? – (Линия). Линии бывают незамкнутые и замкнутые. Ребята, какие линии вы можете назвать среди предметов, которые нас окружают?

рисунок на электрощите              браслет на руке                   фоторамка                                скакалка

А как построить прямую линию, что для этого надо сделать? У вас на столе лежит верёвочка. Как из неё сделать прямую линию? (натянуть). Прямую линию будем называть прямой.

Вызываю к доске трёх учеников и предлагаю каждому из них провести прямую:

Имеет ли концы прямая? (Нет, прямая бесконечна). Значит, на каждом из рисунков ученики изобразили только часть прямой.

Пользуясь рис.3, о чём мы можем сейчас поговорить? Верно, о расположении точек и прямой. Как убедиться в том, что точка С принадлежит прямой с? (Приложить к прямой с линейку и продолжить её).

Итак, какой вывод следует: есть точки, которые принадлежат прямой, и есть точки, которые ей не принадлежат. Запись в тетради под каждым рисунком:

Рис. 1: точка Апр.а

Рис. 2: точка Апр.АВ

точка Впр.АВ

Рис. 3: точка Спр.с

 точка Кпр.с

Задание: Даны две точки А и В. Проведите через эти точки какую - либо линию (Вызвать к доске каждого желающего).

Ребята, сколько различных линий можно

провести через точки А и В? (Много)

Проведите через эти точки прямые линии.

Сколько прямых можно провести через точки А и В? (только одну)

Контрольные вопросы:

  1. Сколько прямых можно провести через одну точку? (Обозначить на доске)
  2. Сколько прямых можно провести через две точки? (Начертить на доске)
  3. Сколько прямых можно провести через четыре точки, не лежащие на одной прямой? (Провести на доске)

А теперь давайте поговорим о взаимном расположении двух прямых. Две спички, что лежат у вас на столах, расположите так, чтобы:

 - они имели одну общую точку;

 - они не имели общих точек;

 - все их точки были общими.

пересекаются                            не пересекаются                                  совпадают

Сделаем вывод:

 - если прямые имеют общую точку, то они пересекаются;

 - если прямые общей точки не имеют, то они не пересекаются;

 - если у прямых все точки общие, то они совпадают;

 - для того чтобы прямая лежала на плоскости, достаточно чтобы две её точки лежали на этой плоскости.

Приведите примеры из окружающего нас мира, наглядно демонстрирующие нам все эти утверждения (Комментируется каждый пример).

в) Отрезок.

Задание: Проведите прямую а и отметьте на ней точки А и В.

Часть прямой, ограниченной двумя точками,

называется отрезком. Отрезок АВ содержит

точки А и В а также все точки прямой, а лежащие между точками А и В (показать бусы, где крайние бусинки отличаются от других по цвету )

Задание: Посчитайте количество отрезков:

(три отрезка)

                                                                        (одиннадцать отрезков)

Ответы обосновать.

  1. Для закрепления решаем задачи (коллективно):

Задача. Даны две пересекающиеся прямые. Лежит ли с ними в одной плоскости любая третья прямая, имеющая с каждой из данных прямых общую точку.

Задача. Могут ли две прямые иметь две точки пересечения.

Диктант (правильные ответы находятся с другой стороны доски), вопросы на доске.

Цель диктанта: выяснить, насколько прочно ребята освоили новый материал.

  1. Провести прямую p;
  2. Отметить на ней точки N и E;
  3. Провести прямую NG, отличную от прямой р., и отметить на ней точку D;
  4. Построить точку К, не принадлежащую отрезку DE и прямой p;

Через кодоскоп посмотреть все отличные от результата на доске чертежи и убедиться в их правильности.

  1. Ребята, мы сегодня только начали изучать геометрию. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали? Задаем вопросы друг другу, если ваш оппонент не может с ним справиться, тогда отвечайте сами.
  2. Домашнее задание:  учебник « Геометрия 7-9 «, автор Л.С.Атанасян, стр.6 (п.2 – читать самостоятельно)

 стр.7, № 1,2,3.

А                                                                                        

В                                                                                        

рис.1

рис.2

рис.3

А

а

прямая а

А

В

прямая АВ

с

К

С

прямая с

А

В

а

А

В

С

В

А

М

С

А

В

N


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения решения геометрических задач по теме «Окружность» при подготовке к ЕГЭ.

Методика обучения решения   геометрических задач по теме  «Окружность» при подготовке к  ЕГЭ....

Использование групповой и дифференцированной работы с учащимися в процессе обобщения темы "Урок Решение геометрических задач координатным методом"

Урок с различными работами (тестами, мат диктантами, самостоятельными рабтами) различного уровня. Прилагается план урока и технологическая карта....

Использование метода ассоциаций в решении геометрических задач (из опыта подготовки выпускников к ОГЭ по математике)

В статье обобщен опыт использования метода ассоциаций в обучении  математике....

К вопросу об обучении учащихся применению графика линейной функции к решению задач. Из опыта работы.

В статье предпринята попытка показать применение графика линейной функции к решению задач на основе систематизации сведений о линейной функции и её графике. Предлагаются методические подходы  к о...

Применение технологии модульного обучения при решении геометрических задач с помощью комплексных чисел

Применение технологии модульного обучения при решении геометрических задач с помощью комплексных чисел...

Из опыта обучения решению геометрических задач

В статье рассматриваются методические, психологические  и эмоциональные апекты обучения решению геометрических задач на примерах некоторых несложных задач из ЕГЭ...

10 кл Технология ЭК (раздел Черчение) 26.12.22 г. Урок № 32/10 Тема. Графические способы решения геометрических задач. ПР Деление окружности на равные части.

Рассмотены деление окружности на 3 и 6 равных частей, 4 и 8, и на 7 равных частей. В качестве повторени темы учащиеся в группах оценивают чертежи 8-классников по заданной схеме....