Методическая разработка конспекта урока "Теорема Пифагора"
методическая разработка по геометрии (8 класс)

Технологическая карта урока открытия новых знаний по теме "Теорема Пифагора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_konspekta_uroka.docx558.36 КБ
Office presentation icon teorema_pifagora.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта урока

Предмет: геометрия. 

Тема: «Теорема Пифагора».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Участники: обучающиеся 8 класса.

Цель:

создать условия для самостоятельного формулирования теоремы Пифагора, основываясь на практических выводах; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Задачи:

Развивающие:

создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания.

Воспитательные:

воспитывать познавательный интерес к предмету, интерес к поисковым решениям; умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к позитивному сотрудничеству.

Образовательные:
сформулировать теорему Пифагора, при помощи теоремы ознакомить и обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами при нахождении сторон прямоугольного треугольника; показать практическое применение теоремы Пифагора в жизни; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Личностные: 

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; активно участвовать в решении практических задач математической направленности; уметь приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции.

Метапредметные: 

работать над понятием информация-знание.

Предметные: 

уметь находить неизвестные стороны прямоугольных треугольников по известным; уметь устанавливать логические отношения между данными и искомыми; уметь строить математическую модель в практических задачах,  самостоятельно делать чертёж и находить соответствующие длины в соответствии с содержанием задания.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; проводить небольшое исследование по установлению зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: 

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; понимать и использовать преимущества групповой и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; участвовать в групповой форме работы, принимать цель совместной деятельности, уметь договариваться, обсуждать процесс и результат работы.

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить необходимые коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; уметь оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.

Основное содержание темы, термины и понятия:

формулировка теоремы Пифагора; решение задач на нахождение гипотенузы по известным катетам; решение задач на нахождение катета по известному катету и гипотенузе.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный с элементами эвристического, проблемно-поисковый с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

Ресурсы: учебник для общеобразовательных учреждений: «Геометрия 7-9 класс»   Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.; ЭОР; презентация к уроку; наглядный и раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание педагогического взаимодействия

Формы организации взаимодействия на уроке

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационно-мотивационный  этап

(2 мин)

Приветствие, проверка готовности к уроку.

Мотивирует  учащихся на восприятие нового материала:

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас с вами необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости, учителя математики и информатики из других школ. Настраиваемся на урок, начинаем активно работать.

- Эпиграфом к  уроку будет высказывание Эндрю Уайлс:  «То, что мы не можем найти решение, не означает, что его нет».

 - Как вы понимаете это высказывание? (слайд 1)

Проверяют готовность своего рабочего места. Воспринимают информацию, высказывают свое мнение.

- Если мы в данный момент что-то не можем решить, значит, нам не хватает знаний, или усилий, теории…

Фронтальная

Личностные: формирование потребности в самовыражении и самореализации;                                                                                                  мотивирование к учебной деятельности

Коммуникативные: интеграция в группу сверстников, продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем; оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений.

Познавательные: умение  строить речевое высказывание в устной форме;                                                                                                                    
анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:                                                                                                            формирование способности к организации своей деятельности.

2

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения  в пробном действии (5 мин)

Подготовка к изучению нового материала, подведение к выводу о главной геометрической фигуре, связанной с темой урока.

- Начнем с устной работы.

- На слайде представлены фигуры. Укажите лишнюю. Ответ обоснуйте

 (слайд 2).

- Почему вы решили, что это прямоугольный треугольник, какой треугольник называется прямоугольным.

- Как называются стороны прямоугольного треугольника?

- Назовите катеты и гипотенузу прямоугольного треугольника АВС с прямым углом С. Найти площадь треугольника (слайд 2).

- Вы догадались, какая геометрическая фигура должна стать объектом нашего внимания на уроке?

- Хорошо, молодцы.

Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы.

- Прямоугольный треугольник, так как все остальные многоугольники – это четырехугольники.

- Треугольник, у которого один угол прямой, называется прямоугольным.

- Гипотенуза и катеты.

- АС и ВС – катеты, АВ – гипотенуза.

- ∆АВС – прямоугольный, ∟В = 60°. Значит, ∟А = 30º, следовательно, катет СВ = АС : 2 = 6 см. Площадь равна ½*10*6 = 30 см²

- Прямоугольный треугольник

Фронтальная

Личностные:
формирование потребности в самовыражении и самореализации;                                                                                            определение границ собственного знания и незнания;                                                                                         трудолюбие и творческое отношение к делу;                                                                                                                                    умение строить отношения на взаимном уважении мнения других участников учебной деятельности

Предметные: установление логических связей между данными и искомыми величинами, использование для решения геометрических задач графических моделей.

Познавательные:  анализ задачи с целью выявления существенных признаков, выбор эффективного способа решения, контроль и оценка результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения и теоремы.

3

Постановка учебной задачи

(4 мин)

Создает проблемную ситуацию.

Задача. Скоро Новый год, а какой новый год без елки. На центральной площади поставили елку высотой 8 метров. Чтобы украсить верхушку елки, пришлось поставить пожарную машину на 6 метров от ствола и выдвинуть лестницу длиной 11 метров. Достаточно ли длины лестницы, чтобы добраться до макушки елки для ее украшения (слайд 3).

- Давайте переведем задачу на язык математики, посмотрим какую фигуру нужно рассмотреть.

- Да, прямоугольный треугольник. Ствол – это катет, расстояние от ствола до машины – второй катет. Лестница – гипотенуза. Чтобы узнать, достаточно ли нам лестницы длиной 11 м, нужно найти гипотенузу.

Сможем мы, зная только два катета, найти гипотенузу?

- Выйти из данной ситуации нам поможет одна из теорем геометрии, про которую еще в 17 веке немецкий астроном и математик Иоганн Кеплер писал: «В геометрии есть два сокровища – одно из них теорема Пифагора». Эту теорему знают все поколения. Должны знать ее и вы.

- Сформулируйте тему урока?

- А какова цель нашего урока?

- Верно, цель урока (я добавлю): изучить теорему Пифагора и рассмотреть решение типовых задач на применение теоремы.

- Запишите в тетрадях число и тему урока (слайд 4).

Слушают условие задачи, вступают в диалог.

- Прямоугольный треугольник.

Выдвигают версии, какую формулу применить при ответе на вопрос. Фиксируется затруднение в деятельности.

 Перед учащимися возникает проблема: как найти гипотенузу, зная катеты.

- Мы не умеем находить гипотенузу по двум катетам.

Участвуют в формулировке темы урока и постановке целей.

- Теорема Пифагора.

- Изучить теорему Пифагора, научиться решать задачи на эту теорему.

Записывают число, тему урока.

Фронтальная

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: самостоятельное выделение и

формулирование проблемы.

4

Построение проекта выхода из затруднения

(5 мин)

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации с помощью решения исследовательской задачи практического содержания.

- Сейчас проведем небольшое исследование. Работать будем в группах. Каждой группе я раздаю прямоугольные треугольники.

Вам нужно измерить катеты и гипотенузу и записать в таблицу полученные данные (приложение 1). Один из катетов известен.

а

катет

в

катет

с

гипотенуза

3

6

5

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я составила общую таблицу для всех групп.

Проверяйте, так? (слайд 5)

а

катет

в

катет

с

гипотенуза

3

4

5

6

8

10

5

12

13

- Ребята, видна ли связь между длинами катетов и гипотенузой в прямоугольных треугольниках

- Я выслушала ваши гипотезы, но чтобы ответить есть ли среди них правильные, вы сейчас, используя данные таблицы 1, найдите квадраты катетов и гипотенузы и заполните таблицу 2 (приложение 1).

а²

в²

с²

9

16

25

36

64

100

25

144

169

- Проверяем (слайд 6).

- Есть ли связь между ними, посмотрите внимательно на 1 строчку, затем на остальные. Найдите закономерность между числами в каждой строке.

- Кто желает сформулировать зависимость между длинами катетов и гипотенузы в прямоугольном треугольнике?

- Поздравляю вас с открытием теоремы Пифагора!

- Попробуйте сами сформулировать  теорему Пифагора.

Корректирует формулировку, данную учениками, обращая внимание на то, что теорема свойственна только для  прямоугольных треугольников.

- Давайте выполним рисунок в тетрадях, запишем формулировку.

- Записываем буквенные выражения (слайд 7).

Учащиеся выполняют задание,  измеряют катеты и гипотенузу.

Заполняют таблицу.

Проверяют, делают корректировки.

Высказывают предположения о зависимостях полученных результатов. Находят противоречия.

Вычисляют квадраты катетов и гипотенузы, заполняют таблицу.

Учащиеся находят закономерность, что сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.

Учащиеся формулируют теорему.

Сравнивают свою формулировку с той, которую дает учитель.

Оформляют в тетрадях чертеж и записывают данные.

Делают необходимые  записи в тетрадь.

Групповая

Личностные:
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;                                                                                                                       формирование мотивов достижения цели;                                                              формирование потребности в активной жизненной позиции. 

Предметные: умение выводить зависимость между длинами катетов и гипотенузы в прямоугольном треугольнике. Метапредметные: использование алгебраических преобразований.

Регулятивные: планирование,

прогнозирование, сопоставление результатов преобразований

Познавательные: моделирование ситуации, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные:  сотрудничество в поиске и выборе способа решения возникшей проблемы.

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(9 мин)

- Теперь, зная зависимость между  катетами и гипотенузой в прямоугольном треугольнике, вернемся к нашей задаче и  ответим на вопрос. На какую длину нужно было выдвинуть лестницу, чтобы она доходила до верхушки (слайд 8).

- Есть желающие попробовать свои силы?

Переходит к рассмотрению типовых задач.

- Посмотрим, какие типы задач можно решить с помощью теоремы Пифагора? (вывешиваются треугольники – приложение 2).

Под каждым рисунком пишутся соотношения

Вывод: Теорема Пифагора позволяет установить следующие соотношения, применяемые при решении задач:

с² = а² + b²  

а²  = с² – b²  
b²  = с² – а².  

- Запишите формулы в тетрадь (слайд 9).

Устанавливает осознанность восприятия учебного материала.

Предлагает решить следующую задачу (слайд 10).

Возле новогодней елки построили горку длиной  13 метров и высотой 5 метров.  Найдите расстояние от начала опоры горки до ее конца.

У доски один ученик решает задачу с пояснением, все остальные учащиеся работают в тетрадях.

На основании решения  делается вывод: гипотенуза равна 10, значит пожарной лестницы длиной 11 метров достаточно, чтобы украсить верхушку елки.  

Нужно найти гипотенузу. Запишем теорему Пифагора. Подставляем известные данные.

с² = 10, следовательно, √с² = 10. Какой вопрос задачи?

Ответ. Достаточно.

Желающие по одному для каждого треугольника записывают на доске с проговариванием: как найти гипотенузу, зная два катета;

как найти катет, зная гипотенузу и катет.

Воспринимают информацию.

Записывают формулы в тетрадь.

У доски один ученик решает задачу с пояснением, все остальные учащиеся работают в тетрадях.

Индивидуальная

Предметные: умения устанавливать логические отношения между данными и искомыми, использовать для решения геометрических задач графические модели в соответствии с содержанием задания.

Познавательные: умение

структурировать знания, выбирать способы решения задач, умение строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

6

Релаксация (физминутка)

Зарядка для глаз (слайд 11)

7

Организация первичного контроля (10 мин)

Организует работу в группах, консультирует, оказывает помощь.

- Продолжаем работать в группе, не забывая о взаимопомощи и, конечно, о взаимоуважении. Вам нужно решить несколько типовых задач на применение теоремы Пифагора. Каждый решает на своем листе (приложение 3), но внутри группы вы можете обсуждать решение, проверять, задавать вопросы.

- Ребята, обратите внимание на алгоритм нахождения неизвестной стороны прямоугольного треугольника:

  • указать прямоугольный треугольник;
  • записать для него теорему Пифагора;
  • выразить неизвестную сторону через две другие;
  • подставить известные значения и вычислить неизвестную сторону.

Выполняют проверочную самостоятельную работу.

Задание 1

∆MNK – прямоугольный, ∠ M = 90°. Сделайте рисунок и заполните пропуски.

Рисунок

1) NK²  =  …  ²  +  …  ²

2) NM²  =  …  ²  -  …  ²

3) МК  ²  =  … ²  -  …  ²

Задание 2

а

в

с

Решение

1

12

5

?

2

?

1,8

3

3

?

9

Задание 3 (дополнительно)

Найти периметр ромба, если его диагонали равны 48 см. и 14 см.

Рисунок

Дано

Найти

Решение

Групповая

Личностные: самоопределение. Регулятивные:  контроль и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников.

Коммуникативные: умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника.

8

Домашнее задание (2 мин)

Объясняет домашнее задание (слайд 12).

- п.55, рассмотреть доказательство теоремы.

-  №483(б, г), №486(а).

Творческое задание:

- Существует более 100 способов доказательства теоремы. Найдите другие способы доказательства этой теоремы.

- Найдите ответ на вопрос: «Почему теорему Пифагора называют теоремой пчёлки или теоремой невесты?»

Записывают домашнее задание в дневники, по необходимости задают вопросы.

Фронтальная

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: планирование,  выполнение действий по заданному образцу. Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

9

Рефлексия деятельности (2 мин)

Организует рефлексию

на основе метода неоконченных предложений.

Каждая группа отвечает на 1-2 предложения, которые соответствуют их работе на уроке (слайд 13).

Было интересно…

Меня удивило…

Своей работой сегодня я…, потому что...

Мне захотелось…

Мне больше всего удалось…

Заставил задуматься…

Навел на размышления…

Сегодня я узнал…

Было трудно…, потому что...

Я понял, что…

Я научился…

Задания для меня показались…, потому что...

Для меня было открытием то, что…

Мне показалось важным…, потому что...

- Спасибо за урок. До свидания.

Обсуждают предложения. Представитель группы продолжает предложение.

Личностные: самоидентификация, адекватная позитивная самооценка, самоуважение;
следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.  

Регулятивные:                                                                                способность адекватно оценивать свою деятельность и деятельность партнёров;
умение видеть перспективу дальнейшей деятельности;                                                                                                   умение самостоятельно ставить новые цели и задачи.

 Познавательные: рефлексия.

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли.

Интернет-ресурсы:

1. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rekomendatcii_k_sostavleniyu_metodicheskoj_razrabot_062207.html

2. https://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-na-temu-teorema-pifagora.html

3. https://cro-gorkluch.ru/wp-content/uploads/2020/08/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%BE-%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5.pdf

Приложения

Приложение 1

Результаты измерений

Таблица 1

а

катет

в

катет

с

гипотенуза

3

6

5

Таблица 2

а²

в²

с²

Результаты измерений

Таблица 1

а

катет

в

катет

с

гипотенуза

3

6

5

Таблица 2

а²

в²

с²

Результаты измерений

Таблица 1

а

катет

в

катет

с

гипотенуза

3

6

5

Таблица 2

а²

в²

с²

Результаты измерений

Таблица 1

а

катет

в

катет

с

гипотенуза

3

6

5

Таблица 2

а²

в²

с²

Приложение 2

                                    Теорема Пифагора                                        Приложение 3

Фамилия имя______________________________________

Алгоритм нахождения неизвестной стороны прямоугольного треугольника

  1. Указать прямоугольный треугольник;
  2. Записать для него теорему Пифагора;
  3. Выразить неизвестную сторону через две другие;
  4. Подставить известные значения и вычислить неизвестную сторону.

Задание 1

∆MNK – прямоугольный, ∠ M = 90°. Сделайте рисунок и заполните пропуски.

Рисунок

1) NK²  =  …  ²  +  …  ²

2) NM²  =  …  ²  -  …  ²

3) МК  ²  =  … ²  -  …  ²

Задание 2

а

в

с

Решение

1

12

5

?

2

?

1,8

3

3

?

9

Задание 3 (дополнительно)

Найти периметр ромба, если его диагонали равны 48 см. и 14 см.

Рисунок

Дано

Найти

Решение

Пифаго́р Са́мосский

(ок 570—490 г. до н. э.)  древнегреческий философ, математик

Предполагают, что во времена Пифагора теорема звучала по-другому: "Площадь квадрата, построенного на гипотенузе прямоугольного треугольника, равна сумме площадей квадратов, построенных на его катетах". Действительно, с² – площадь квадрата, построенного на гипотенузе, а² и b² – площади квадратов, построенных на катетах.

Историческая справка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«То, что мы не можем найти решение, не означает, что его нет» Эндрю Уайлс

Слайд 2

Устная работа

Слайд 3

Решить задачу На центральной площади поставили елку высотой 8 метров. Чтобы украсить верхушку, пришлось поставить пожарную машину на 6 метров от ствола и выдвинуть лестницу длиной 11 метров. Достаточно ли длины лестницы, чтобы добраться до макушки елки для ее украшения.

Слайд 4

Теорема Пифагора «В геометрии есть два сокровища – одно из них теорема Пифагора». Иоганн Кеплер

Слайд 5

Результаты исследования а катет в катет с гипотенуза 3 4 5 6 8 10 5 12 13

Слайд 6

Результаты исследования а² в² с² 9 16 25 36 64 100 25 144 169 Вывод: Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов

Слайд 7

Теорема Пифагора В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов

Слайд 8

Решить задачу Достаточно ли длины лестницы (11 м), чтобы добраться до макушки елки для ее украшения.

Слайд 9

Важные соотношения Вывод: Теорема Пифагора позволяет установить следующие соотношения, применяемые при решении задач: с ² = а ² + b ² а ² = с ² – b ² b ² = с ² – а ²

Слайд 10

Возле новогодней елки построили горку длиной 13 метров и высотой 5 метров. Найдите расстояние от начала опоры горки до ее конца. Решить задачу

Слайд 11

Зарядка для глаз

Слайд 12

Домашнее задание п.55. рассмотреть доказательство теоремы. № 483(б, г), №486(а). Творческое задание: Существует более 100 способов доказательства теоремы. Найдите другие способы доказательства этой теоремы. Найдите ответ на вопрос: «Почему теорему Пифагора называют теоремой пчёлки или теоремой невесты?»

Слайд 13

Закончи предложение Было интересно… Меня удивило… Своей работой сегодня я…, потому что... Мне захотелось… Мне больше всего удалось… Заставил задуматься… Навел на размышления… Сегодня я узнал… Было трудно…, потому что... Я понял, что… Я научился… Задания для меня показались…, потому что... Для меня было открытием то, что… Мне показалось важным…, потому что...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Конспект семинара районного методического объединения классных руководителей"

Методическая разработка представляет собой поэтапный конспект семинара районного методического объединения классных руководителей в рамках функционирования «Школы классного руководителя» в учреждении ...

Методическая разработка. Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшей группы по теме "Путешествие на остров сокровищ" конспект составлен Табацкой Ксенией Васильевной воспитателем ГБДОУ №14 Кронштадтского р-на

Методическая разработкаконспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП с детьми старшей группыпо теме "Путешествие на остров сокровищ"конспект составленТабацкой Ксенией Васильевнойвоспита...

Методическая разработка Учебный проект «Пифагор и его теорема»

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперёд») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его созда...

Методическая разработка урока "Теорема Пифагора"

Цели урока:Познакомить учащихся с многообразием способов доказательства теоремы Пифагора. Закрепить полученные знания при решении практических задач.Воспитывать познавательную активность, повышать инт...