Рабочая программа элективного курса "Координатно-векторный метод решения геометрических задач"
рабочая программа по геометрии (11 класс)

Иванова Наталья Львовна

Программа элективного курса  "Координатно-векторный метод решения геометрических задач" рассчитана на 34 часа и ориентирована на учащихся 11 класса, интересующихся точными науками и предметами естественно-научного цикла. Предметно-ориентированный курс представлен в виде практикума, который позволит расширить и систематизировать знания учащихся при решении стереометрических  задач. Координатно-векторный метод очень эффективный метод в геометрии и позволяет решать практически все типы математических, физических и технических  задач. Хотя это один из универсальных приемов решения сложных геометрических задач, и он  имеет преимущества перед другими, так как не требует сложных построений в проекциях. Как показывает практика, этот метод доступен даже учащимся с недостаточно развитым пространственным воображением, что позволяет повысить их уровень подготовки к ЕГЭ.  

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЖИЛЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТУПИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Координатно-векторный метод решения

 геометрических задач»

11 «Б» КЛАСС

Составитель: Иванова Наталья Львовна

                             учитель математики  

высшей квалификационной категории

                                                                           2023 год

Пояснительная записка

Программа элективного курса по математике «Координатно-векторный метод решения геометрических задач»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа  содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам элективных курсов и внеурочной деятельности.

Данный элективный курс представлен в виде практикума, который позволит, расширить и систематизировать знания учащихся при решении стереометрических  задач. Умение решать задачи по геометрии является одним из основных критериев уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.

Координатно-векторный метод очень эффективный метод в геометрии и позволяет решать практически все типы математических, физических и технических  задач. Однако, в рамках школьной программы этот метод используется недостаточно широко, ограниченно. Хотя это один из универсальных приемов решения сложных геометрических задач, и он имеет преимущества перед другими, так как не требует сложных построений в проекциях. Как показывает практика, этот метод доступен даже учащимся с недостаточно развитым пространственным воображением, что позволяет повысить их уровень подготовки к ЕГЭ.  Все те соотношения, которые при решении традиционным методом даются с большим трудом (через привлечение большого количества вспомогательных теорем), здесь получаются просто, в ходе вычислений. Единственный его недостаток,  – это нередко большой объем вычислений. Ведь в методе координат главная нагрузка приходится на алгебраические выкладки.

Элективный курс «Координатно-векторный метод решения геометрических задач» является предметно-ориентированным. Он направлен на получение, углубление и расширение знаний по геометрии, выходящих за пределы школьного курса. Использование данного метода, позволяет учащимся значительно упростить и сократить процесс решения задач, что помогает им при дальнейшем изучении, как школьного курса математики, так и при изучении математики в высших учебных заведениях. Изучение данного курса, ставит перед выпускниками новые проблемы, стимулирует развитие их математической культуры и навыков аналитического мышления.

Программа курса рассчитана на 34 часа (1 часа в неделю) и ориентирована на учащихся 11 классов, интересующихся точными науками и предметами естественно-научного цикла.

Цель курса:

  • Расширение и углубление знаний учащихся о методах и приемах решения стереометрических задач.

Задачи:

  • обобщить, систематизировать, углубить знания учащихся по стереометрии;
  • научить применять координатный и векторный методы при решении задач
  • обучить учеников применению аппарата алгебры к решению геометрических задач;
  • сформировать  и развить устойчивый интерес школьников к геометрии как важнейшей части математики;
  • сформировать умения решать задачи, отвечающие требованиям для поступающих в вузы, где математика является одним из профилирующих предметов;
  • овладеть конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • индивидуальные особенности каждого ребёнка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • доступность.

Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и обеспечивает выполнение обязательных требований государственных стандартов.

Ожидаемый результат:

• приобретение новых знаний по изучаемым вопросам, расширение математического кругозора;

• приобретение опыта ясного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной    речи с использованием математического языка;

• приобретение навыков решения разных типов заданий по рассматриваемым темам;

• самостоятельный поиск методов решения заданий по данным темам;

• личностный рост обучающегося, его самореализация.

Требования к уровню усвоения курса:

В результате изучения данного курса учащийся должен владеть следующими компетенциями:

  • освоить определённый набор приёмов векторного и координатного методов решения геометрических задач и уметь применять их при решении задач;
  • владеть основными принципами математического моделирования, умением выполнять необходимые эскизы к решаемым задачам;
  • приводить полные обоснования при решении задач, используя при этом изученные теоретические сведения, необходимую математическую символику.

Требования к уровню подготовки учащихся

 Учащиеся должны знать:

  • ключевые формулы координатно-векторного метода решения задач;
  • знать свойства геометрических фигур и уметь применять их при решении задач;
  • алгоритм решения стереометрической задачи, используя метод координат.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно проводить анализ условия задачи;
  • выбирать наиболее целесообразный метод решения и аргументировать его выбор;
  • вычислять координаты вершин многогранников и точек, расположенных на их ребрах и гранях;
  • делить отрезок в данном отношении;
  • составлять уравнение прямой и плоскости;
  • находить расстояния между прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями в многогранниках;
  • находить дополнительный материал по изучаемой теме во всех допустимых средствах информации;

Учащиеся должны владеть вычислительными навыками и техникой выполнения чертежа.

При изучении курса используются такие формы занятий, как лекция, практикум, консультация, выступления учащихся с докладами по выполнению индивидуальных заданий, составление презентаций по одной или группе задач.

Формы работы: коллективная, групповая и индивидуальная.

Учебно-тематический план

№ темы

Название темы

Кол-во

часов

1

Координаты и векторы в пространстве

12

2

Основы аналитической геометрии

14

3

Решение стереометрических задач.

 8

Итого

34

                                   

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 I. Координаты и векторы в пространстве. (12 часов)

Понятие вектора. Действия над векторами. Угол между векторами. Координаты вектора. Длина вектора. Скалярное произведение векторов. Векторы в пространстве. Расположение многогранников в системе координат. Каноническое уравнение прямой. Уравнение плоскости, проходящей через три точки. Нормаль к плоскости. Уравнение плоскости, проходящей через заданную точку.

II. Основы аналитической геометрии (14 часов) .

Скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Угол между плоскостями. Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве. Общие точки прямой и плоскости. Угол между прямой и плоскостью. Расстояние от точки до плоскости в координатах. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Расстояние между параллельными плоскостями.

III. Решение стереометрических задач (8 часов)

Использование метода координат в решении стереометрических задач. Решение задач повышенной сложности из вариантов ЕГЭ.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Дата проведения

Приме

чание

по плану

по факту

I. Координаты и векторы в пространстве. (12 часов)

1

Понятие вектора. Действия над векторами.  

1

2

Угол между векторами.

1

3

Координаты вектора.  Длина вектора.  

1

4

Скалярное произведение векторов.

1

5

Векторы в пространстве. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам.

1

6

Расположение многогранников в системе координат. Куб. Прямоугольный параллелепипед. Правильная четырехугольная  пирамида

1

7

Правильная треугольная призма. Правильная треугольная пирамида.

1

8

Правильная шестиугольная призма и пирамида

1

9

Уравнение прямой в пространстве. Уравнение прямой, проходящей через две точки

1

10

Общее уравнение плоскости.

1

11

Уравнение плоскости, проходящей через заданную точку и перпендикулярной вектору n.

1

12

Уравнение плоскости, проходящей через три заданные точки.

1

II. Основы аналитической геометрии (14 часов)

13

Скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве.

1

14

Угол между скрещивающимися прямыми в пространстве.

1

15

Угол между плоскостями.

1

16

Угол между плоскостями.

1

17

Взаимное расположение прямой и плоскости в пространстве. Общие точки прямой и плоскости.

1

18

Угол между прямой и плоскостью.

1

19

Расстояние от точки до прямой.

1

20

Расстояние от точки до прямой.

1

21

Расстояние от точки до плоскости.

1

22

Расстояние от точки до плоскости.

1

23

Расстояние между параллельными плоскостями.

1

24

Расстояние между параллельными плоскостями.

1

25

Расстояние между скрещивающимися прямыми.

1

26

Расстояние между скрещивающимися прямыми.

1

III. Решение стереометрических задач (8 часов)

27-34

Решение стереометрических задач  и задач ЕГЭ по профильной математике

8

итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Некоторые методы решения геометрических задач» для учащихся 9 класса

Данный спецкурс рассчитан на 34 часа. Его  основная цель познакомить учащихся с некоторыми  методами и приемами  решения задач по геометрии, научить выделять в них общие подходы , научи...

Рабочая программа элективного курса по химии "Решение качественных задач по органической химии" для учащихся 10 класса на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.      Данная программа составлена на основе программы курса химии О. С. Габриеляна   для учащихся 10 классов (органическая химия) общеобр...

Программа элективного курса "Математические методы решения физических задач"

Элективный курс "Математические методы решения физических задач" поможет в подготовке к ЕГЭ по физике и предназначен для учеников 11 класса....

Рабочая программа элективного курса "Практикум по решению химических задач"

Рабочая программа элективного курса по химии для учащихся 10 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по химии Решение расчётных задач (подготовка к сдаче ЕГЭ)

Пояснительная запискаПредлагаемый элективный курс направлен на углубление и расширение химических знаний учащихся через решение расчётных задач, а также на подготовку к успешной сдаче единого государс...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные методы решения различных видов уравнений, неравенств, систем»

Программа составлена  на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики" (автор: А.Н. Земляков)...