Активизация познавательной деятельности на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) по теме

Жилейкина Ольга Николаевна

интегрированные уроки

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.

        Основным видом деятельности учителя является преподавательская и реализуется она, конечно, на уроках, так как урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса. И качество обучения - это, прежде всего, качество урока. Именно на уроке в первую очередь реализуются обучающие, воспитывающие и развивающие возможности содержания и методов образования.

        Право выбора структуры урока, методов и приемов принадлежит учителю, как специалисту, лучше других знающих данный класс, его возможности.

        Типология урока в современной школе очень разнообразна: классические типы и большое разнообразие уроков нетрадиционных типов - урок-соревнование, урок-зачет, урок-конференция, урок взаимного обучения, интегрированный урок.

        Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, на сколько это возможно, в одном учебном материале обобщающих знаний в той или иной области.

        Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент приходится не только на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки так же предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

        Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

        Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

        Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

        В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

        В-четвертых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для углубления изучения предмета, для развивающей деятельности учащихся.

        В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует развитию способностей.

        Преимущества интегрированных уроков заключается в том, что они:

способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

не только углубляют представления о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;

        интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

        Интегрированный урок по информатике возможно совместить с такими предметами как история, математика, физика, биология.

        В заключение хотелось бы отметить, что в современных условиях образование не может оставаться в стороне от стремительных процессов научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образования выдвигает и реализует все новые требования к человеку, следовательно, и к качеству образования, а именно:

  • к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности,
  • к интеллектуально-физическому развитию, т.к. доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым людям,
  • к способности мыслить и действовать творчески.

        Многие из этих качеств можно развить, вводя в школах интегративные курсы, интегрированные уроки, используя компьютерные технологии. При этом необходимо желание педагогов научить ребят видеть мир целым, а не раздробленным на кусочки маленьких сведений и представлений, которые легко забываются и не находят применение в реальной окружающей действительности.

        Хотелось бы, чтобы мы – педагоги помогали детям увидеть красоту и целостность окружающего мира.

Вот примеры уроков, которые можно использовать как интегрированные.

  1. информатика +история+общество

система и системный анализ при изучении истории.doc

семантическая сеть на уроках обществознания.doc

  1. информатика + математика

        математические вычисления в редакторе MathCAD.doc

  1. информатика + физика



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по информатике и истории

О.Н. Жилейкина – учитель информатики

О.Г. Сергиенко – учитель истории

МОУ «Быковская СОШ №1»

Тема урока:

« Система и системный анализ при изучении истории»

Цель урока:

- закрепить знания определения « система и системный анализ»

- дать характеристику различным видам системного анализа

- рассмотреть системный анализ на примере исторических событий

- систематизировать материал по определенным историческим событиям

Оборудование: компьютер, проектор

План урока:

  1. Опрос домашнего задания по информатике
  2. Проведение системно-элементного анализа I и II Мировых войн (по группам)
  3.  Проведение системно-коммуникационного анализа этих исторических событий
  4. Проведение системно-исторического анализа этих войн.

Ход урока:

Рефлексия: Определение настроения учащихся на начало занятия по пятибалльной системе.

Устный опрос учителя информатики по теме:

- дать определение «Система». Свойства системы. Раскрыть понятие: «Системный анализ»; назвать виды системного анализа.

Учитель истории просит учащихся провести системно-элементный анализ на примере Первой и Второй мировых войн ( работа по группам).

Ответ детей от каждой группы

Итогом работы учеников должен быть алгоритм изучения войн в истории:

  1. Страны-участницы войны, ее даты
  2. Причины войны
  3. Цели воюющих сторон
  4. Ход и место основных событий
  5. Итоги войны
  6. Последствия войны

Этот алгоритм демонстрируется через проектор для всеобщего обозрения

Следующим заданием становится задания для детей провести системно-коммуникационный анализ этих войн. При ответе ученики должны  охарактеризовать эти войны по отношению к другим войнам и друг другу.

В завершение учащиеся должны представить системно-исторический анализ данных событий.

В конце урока подводится итог, выставляются и объясняются оценки по информатике и по истории



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по информатике и обществознанию

О.Н. Жилейкина – учитель информатики

О.Г. Сергиенко – учитель обществознания

МОУ «Быковская СОШ №1»

Тема урока:

Семантическая сеть на уроках обществознания

Цель урока:

 

- дать определение  понятию «семантическая сеть»;

- составить семантическую сеть системы органов государственной власти в России

-объяснить взаимодействие элементов системы органов государственной власти в РФ.

Оборудование: наглядные пособия, компьютер, проектор, Конституция РФ

План урока:

  1. Опрос домашнего задания по информатике
  2. Выявление знаний по обществознанию по данной теме
  3. Работа с наглядными пособиями по группам
  4. Представление результатов работы
  5. Подведение итогов урока

Ход урока:

Учитель информатики проводит опрос по заданной теме

- Дать определение семантической сети

- Приведите примеры систем, которые можно представить в виде семантической сети

Учитель обществознания дает задание детям:

- Вспомнить схему государственных органов Российской Федерации и записать их в тетрадь

При помощи стенда «Органы государственной власти РФ» проверяются результаты работы детей.

Дается следующее задание:

- Создать семантическую сеть государственных органов РФ при помощи Конституции РФ

Оформление результатов имеет дифференцированный характер. Более сильная группа оформляет ответы в текстовом редакторе Word  с последующим выводом на экран проектора. 

Во время самостоятельной работы детей включается музыкальный диск с классической музыкой.

Подводятся итоги работы, выставляются оценки учащимся по информатике и по обществознанию.

Рефлексия. «Оценить свое настроение на конец занятия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизации познавательной деятельности на уроке физики.

Внедрение компьютерных уроков в физике позволяет задействовать одновременно  физический опыт, рисунок, модель, эксперимент, исследования и т.п., что способствует развитию творческих способностей,...

Статья на тему "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности на уроках истории"

Статья "Современные образовательные технологии, используемые для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории"...

Активизация познавательной деятельности на уроках химии

В этой работе описываются формы и методы активизации познавательной деятельности учащихся....

Активизация познавательной деятельности на уроках химии и внеурочной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках хими и внеурочной деятельности....

" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.

Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности  на уроках биологии и ...