Главные вкладки

    Методическая разработка по информатике и икт (6 класс) по теме:
    Презентация и конспект урока 6_2.3.2 «Как образуются понятия» (Босова Л.Л)

    Урок предназначен для учеников 6-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.

    Цель работы: познакомить с основными логическими приёмами формирования понятия.

    Объяснение нового материала и его закрепление сопровождается демонстрацией презентации 6_2.3.2 «Как образуются понятия».

    При проведении урока приводятся доступные примеры формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение.

    В презентацию включена работа Галкиной И.А. учителя начальных классов МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области по проведению зарядки для глаз.

    Приведены задачи и задания из учебника с ответами на закрепление нового материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    6_2.3.2_Kak_obrazuyutsya_ponyatiya.rar1.62 МБ

    Предварительный просмотр:

    Поспелова Галина Васильевна. МОУ «СОШ №20» г. Новомосковска Тульской области.

    Учитель информатики. Конспект и презентация урока. 2011 год.

    Тема «Как образуются понятия»

    6 класс (УМК Л.Л. Босовой)

    Цели урока:

    1. систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
    2. дать учащимся общее представление об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении;
    3. закрепить умение строить таблицы и диаграммы на основе имеющейся информации средствами текстового процессора Word.

    Задачи:

    Образовательные:

    1. закрепить представления учащихся о восприятии окружающих нас объектов, признаках объектов, о понятии и мышлении; 
    2. систематизация полученных знаний.

    Развивающие:

    1. развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

    Воспитательные:

    1. воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля.

    Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений  и навыков.

    Тип урока: комбинированный.

    Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

    Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.

    Оборудование:  

    1. Ноутбуки;
    2. Комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
    3. Презентация 6_2.3.2_ «Как образуются понятия»;
    4. учебники Информатика 6 класс, Босова Л.;
    5. рабочие тетради по информатике для 6 класса, Босова Л.;
    6. файлы-заготовки для выполнения практической работы.

    Основные понятия:

    1. анализ;
    2. синтез;
    3. сравнение;
    4. абстрагирование;
    5. обобщение.

    Ход урока

    1) Актуализация  и проверка усвоения изученного материала

    1. Ученики отвечают на вопросы №№ 1-8 стр. 38 учебника:
    1. С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности? (С помощью признаков);
    2. Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.
    3. Что такое понятие? Приведите примеры понятий, выраженных одним существительным; словосочетанием.
    4. Приведите 2-3 примера слов-омонимов, выражающих различные понятия.
    5. Приведите 2-3 примера слов-синонимов, выражающих одно понятие.
    6. Можно ли выражать понятие существительным во множественном числе?
    7. Чем отличается реально существующий объект от понятия? (реально существующий объект обладает множеством  признаков, в понятии отражаются только существенные признаки объекта).
    8. Приведите примеры понятий из повседневной жизни, математики, русского языка, информатики.

    2) Объяснение нового материала: Как образуются понятия. § 2.3 (стр.38 – 42).

    (Сопровождается показом презентации 6_2.3.2_ «Как образуются понятия»)

    В соответствии с целью урока учащимся дается только общее представление о приемах формирования понятий, поэтому теоретический материал, излагаемый на этом уроке минимизирован, и как можно шире закрепляется всевозможными примерами.
    Чтобы ответить на вопросы: "Что это такое? Кто это такой?", нужно: сообщить о предмете или о существе все самое важное. Прежде всего – нужно рассказать, из чего предмет состоит и что с ним можно делать (что есть у существа и что оно может делать).

    Например (учитель называет объект, а дети перечисляют его составные части и действия): карандаш (состоит из: оболочки, грифеля, возможно, ластика; можно: рисовать, точить, держать в руке, вертеть,...); велосипед (состоит из: колес, руля, педалей, седла; можно: ездить, рулить, ремонтировать).

    Почти все окружающие нас объекты состоят из отдельных частей.
    Для выделения отдельных признаков требуется расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, то есть произвести
    анализ. (Слайд 3).

    А теперь попробуйте, наоборот, «узнать» предмет по такому описанию учитель называет составные части и действия предмета, а дети называют предмет):
    состоит из: корпуса, трубки и диска; можно: снимать трубку, набирать номер (телефон);
    есть: лепестки, стебель, корень, листья; можно: сажать, поливать, нюхать, срезать (цветок).
    Мысленное объединение частей предмета, отдельных его признаков в единое целое называют
    синтезом. (Слайд 4).

    «Все познается в сравнении», - гласит народная мудрость.

    Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам. (Слайд 5).

    Абстрагирование – мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего мы выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных. (Слайд 6).

    Обобщение – мысленное объединение однородных объектов по какому либо признаку в класс. (класс носителей информации, класс устройств вывода информации, класс животных…). (Слайд 7).

    Как же формируются понятия? Сделаем вывод: для выделения отдельных признаков требуется провести анализ, то есть мысленно расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию – синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных его признаков в единое целое. Для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в предмете очень много. Этому способствует сравнение или сопоставление предметов.

    И наконец, понятие формируется на основе обобщения существенных признаков, присущих классу однородных объектов. (Слайд 8)

    Демонстрируются слайды 9 – 10, на которых наглядно показано как формируются понятия: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение и обобщение.

    3) Физкультминутка.

    1. Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.
    1. Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.
    2. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока.
    3. Продолжительность 1-2 минуты.

    (Проводится электронная физкультминутка для глаз. Слайды 11 – 12).

    4) Практическая работа.

    Практическая  часть  урока  состоит из двух частей:

    1. Выполнение заданий №№ 2, 4, 5 (а, г, д), 6, 8, 10 учебника (стр. 40 – 42) с выводом ответов на экран (Слайды 13 – 17);
    2. Выполнение практической работы № 8 «Строим диаграммы» (задание 3, 4) закрепляет навыки представления информации в табличной форме и умение строить диаграммы.

    5)  Домашнее задание

    § 2.3 (стр. 39 - 42); РТ №11 (с. 45); №17 (с.48)

    6) Рефлексия

    У каждого ученика на столе карточки (зеленая, желтая, красная). Уходя из класса, нужно оставить на столе учителя одну из них:

    1. Зеленая - Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал на уроке получил заслуженную оценку, я понимал все, о чем говорилось на уроке.
    2. Желтая - Урок был интересен, я принимал в нем активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно.
    3. Красная - Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не буду выполнять, к ответам на уроке я не был готов.

    Литература

    1. Информатика и ИКТ : учебник для 6 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2009. - 208 с.:ил.- ISBN : 978-5-9963-0092-1..
    2. Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 320 с.: ил.
    3. http://festival.1september.ru/articles/515029  конспект урока

    Материал размещен на сайтах:

    http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98657209

    http://jgk.ucoz.ru/load/kak_obrazujutsja_ponjatija_6_kl/12-1-0-226

    http://www.uchportal.ru/load/17-1-0-13336

    http://pedsovet.su/load/15-1-0-12521