Разработка урока "Истинные и ложные высказывания"
методическая разработка по информатике и икт (7 класс) на тему

 Обеспечить в ходе урока повторение, закрепление и контроль усвоения следующих основных понятий: логика, понятие, суждение (высказывание), значение истинности суждений, частные и общие суждения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Истинные и ложные высказывания».

                                        

Цели урока.

Обучающие

1.     Обеспечить в ходе урока повторение, закрепление и контроль усвоения следующих основных понятий: логика, понятие, суждение (высказывание), значение истинности суждений, частные и общие суждения.

 2.     Закрепить следующие умения и навыки:

  1. Уметь определять из перечисленных предложений суждения;
  2.  Уметь распознавать из перечисленных суждений частные и общие;
  3. Уметь определять значение истинности суждений.

Развивающие

Содействие в ходе урока развитию умения выделять главное и существенное в изучаемом материале, умения использовать знания из разных областей, умения находить собственные примеры к теме в окружающей действительности.

Воспитывающие

  1. Содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (причинно-следственные связи), эмоциональной сферы учащихся.
  2. Способствовать воспитанию у учащихся коллективизма, гуманности.

Методы

Репродуктивный метод (придумывание примеров под правило, выполнение практического задания путем применения теоретических знаний)

Метод проблемного изложения (проблемное изложение осуществляется с помощью практического выполнения задания на ЭВМ)

Приемы

  1. Использование наглядных пособий (ЭВМ, опорная схема, плакат с изображением проблемной задачи, плакат к игре «Единицы – нолики»).
  2. Постановка познавательной задачи
  3. Приемы, способствующие созданию определенных условий для поиска ее решения
  4. Приемы аналогии
  5. Прием установления причинно-следственной связи
  6. Приемы творческого применения ранее изученного
  7. Приемы сравнения
  8. Умение делать вывод
  9. Доказательность правильности той или иной мысли посредством несложного рассуждения

Умения и навыки

  1. умение вести учебный диалог
  2. умение отвечать на вопросы
  3. умение формулировать задачи
  4. умение действовать по инструкции, по алгоритму
  5. использовать приобретенные знания в стандартных ситуациях
  6. умение переносить – использовать приобретенные знания в нестандартной учебной ситуации

Дидактическое и техническое обеспечение урока:

Компьютерный класс, опорная схема, лист контроля, карта ответов к самостоятельной работе, плакат с изображением проблемной задачи, плакат к игре «Единицы – нолики».

План проведения урока.

1.     Организационный момент  (постановка цели урока).

2.     Проверка подготовленности учащихся к уроку (устный опрос на знание и понимание используемой терминологии).

3. Проверка понимания учащимися изученного материала, закрепление знаний (решение задач с помощью учителя).   

4. Контроль и самоконтроль.

5. Подведение итогов урока.

6. Информация о домашнем задании.

7. Обобщение и систематизация знаний.

 1. Организационный момент

Здравствуйте ребята. Ну что, дрожите? Да, сегодня мы вместе сдаем экзамен, и я надеюсь, что сдадим его успешно. Сегодня на уроке мы продолжим работать над темой, которую вы начали изучать на прошлом уроке.

2.     Проверка подготовленности учащихся к уроку.

1.   Итак, какую науку называют логикой?

Ответ:  логика – наука правильно рассуждать, наука о формах и законах человеческого мышления.

  2. Что в логике называют понятием?

Ответ:  понятие – мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.

Скажите, а предложение «Урок информатики» является понятием или суждением? Почему.

Ответ: это понятие, т.к. о данном предложении мы не можем судить истинное оно или ложное.

3. Что в логике называют высказыванием?

Ответ:  высказыванием (суждением) называется всякое утверждение (предложение), о котором можно судить, истинно оно или ложно.

А чем высказывание отличается от суждения?

Ответ: высказывание и суждение это одно и тоже.

А как из предложения «Урок информатики» получить суждение?

Ответ:  «Сейчас идет урок информатики».

4. Приведите примеры высказываний.

5. Ребята, а о каких  предложениях мы можем сразу сказать, что они не являются высказываниями? Приведите пример.

Ответ:  вопросительные, восклицательные, повелительные предложения; выражения о переменных.

6. А что вы можете сказать о предложении «Логика – наука правильно рассуждать, наука о формах и законах человеческого мышления»? Является ли оно суждением?

Ответ: нет, так как в нем устанавливается название объекта.

Поэтому определения так  же не являются суждениями.

5. Что называют значением истинности высказывания?

Ответ:  характеристика суждения истинность или ложность называется значение истинности.

6. Скажите, а суждение «Сейчас идет урок информатики» истинное или ложное?

Ответ: истинное.

7. Как обозначаются истинные  высказывания?

Ответ:  1- истинное.

8. Ребята, как из нашего суждения получить ложное? Пример.

9. Как обозначаются ложные суждения?

Ответ: 0 – ложное.

8. Какие высказывания являются общими (частными)? Приведите пример.

Ответ: общие суждения выражают свойства групп объектов или явлений, а частные – конкретные (частные) факты.

Ребята, а знаете ли вы, что общие высказывания обычно начинаются со слов: все, всякий, каждый, ни один?

9. Скажите, суждение «Сейчас идет урок информатики» частное или общее?

Ответ: частное.

10. А можно ли преобразовать суждение «Сейчас идет урок информатики» в общее?

Ответ: да - «Во всех школах сейчас идет урок информатики».

Вид доски.

   ПОНЯТИЕ

           Пример: «Урок информатики»                        

        

        СУЖНДЕНИЕ

                       (ВЫСКАЗЫВАНИЕ)                                

       Пример: «Сейчас идет урок информатики»

          ИСТИННЫЕ (1)                    ЛОЖНЫЕ (0)        

ОБЩИЕ       ЧАСТНЫЕ          ОБЩИЕ         ЧАСТНЫЕ

        Вопросительные

        Восклицательные

        Повелительные

        Выражения с переменной

        Определения

НЕ СУЖДЕНИЯ

3. Проверка понимания учащимися изученного материала, закрепление знаний.   

1. Определите, какие из перечисленных предложений являются суждениями и каково их значение истинности:

  1. «Зеленая доска» - не суждение;
  2. «В настоящий момент все ученики 9 «А» присутствуют на уроке информатики и внимательно слушают» - суждение, ложное;
  3. «Вы сегодня готовы к уроку?» - не суждение;
  4. «Учиться хорошо может не каждый» - суждение, истинное;
  5. «Посмотрите на доску» - не суждение;
  6. «В конце любого урока звенит звонок» -  суждение, истинное;
  7. «3+5=9» -  суждение, ложное

2. Определите, какие из суждений являются частными, а какие общими и каково их значение истинности:

  1. «Владивосток – столица Албании» - частное, ложное;
  2. «Любой квадрат является прямоугольником»- общее, истинное;
  3. «У всех уличных  люков крышка  круглая, а не квадратная потому, что она не может соскользнуть в люк, если поставить ее на ребро» - общее, истинное;
  4. « Для любого х, х2> 0» - общее, ложное;
  5. «Некоторые ученики - двоечники» - частное, истинное;
  6. «Все компьютеры в этом кабинете рабочие» - общее, ложное;
  7. « Выразите 1 час 15 минут в минутах» - не суждение.

Работа в паре.

4. Контроль и самоконтроль.

  1. Каждому ученику предлагается выполнить самостоятельную работу по листу контроля. После того как учащиеся приступят к работе можно включить музыку.

Инструктаж по выполнению.

А сейчас я предлагаю вам  выполнить самостоятельную работу в двух вариантах на листах контроля. В верхнем левом углу укажите свою фамилию и имя. Работа состоит из 5 заданий, на каждое из которых есть 3 варианта ответа. Вам необходимо выбрать один вариант и его выделить.

Инструктаж по проверке.

А теперь проведем взаимопроверку. Поменяйтесь с соседом по парте работой. Перед вами проверочная таблица. Если ответ на вопрос правильный, то поставьте напротив него «+», в противном случае – поставьте «- ».

          Вариант 1                Вариант 2


  1. c                                                               1 c
  2. c                                                               2 b
  3.  b                                                              3 a
  4.  a                                                              4 a
  5.  b                                                              5 b

Подсчитайте количество «+».

Если количество «+» равно 3, то поставьте себе за самостоятельную работу отметку «3».

Если количество «+» равно 4, то поставьте себе за самостоятельную работу  отметку «4».

Если количество «+» равно 5, то поставьте себе за самостоятельную работу отметку «5».


Фамилия, имя:

Самостоятельная работа

1 вариант.

1. Из перечисленных предложений укажите высказывание:

  1. «Окружностью называется множество всех точек плоскости, расстояние которых до данной точки этой плоскости имеет заданную величину»;
  2. «Вы любите математику?»;
  3. «Есть кошки, которые дружат с собаками».

2. Из перечисленных предложений укажите истинное высказывание:

  1. «Устройство вывода предназначено для программного управления работой вычислительной машины»;
  2. «Устройство вывода предназначено для обучения, игры, расчетов и накопления информации»;
  3. «Устройство вывода предназначено для передачи информации от вычислительной машины человеку».
  1. Из перечисленных предложений укажите частное высказывание:
  1. « Все ребята умеют плавать»;
  2. « Некоторые кошки не любят рыбу»;
  3. «Все металлы проводят тепло».

4. Из перечисленных предложений укажите общее высказывание:

  1. «Все солдаты храбрые»;
  2. «Некоторые ученики – двоечники»;
  3. «Мой кот страшный забияка».

     5. Из перечисленных предложений укажите ложное высказывание:

  1. «Некоторые люди являются художниками»;
  2. «Б – первая буква в алфавите»;
  3. «Некоторые медведи – бурые».

Оценка за самостоятельную работу:

Оценка за работу на компьютере:


Фамилия, имя:

Самостоятельная работа

2 вариант.

1. Из перечисленных предложений укажите высказывание:

  1. «Медианой треугольника называется перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на противоположную сторону»;
  2. «Пейте томатный сок!»;
  3. «У каждой лошади есть хвост».

2. Из перечисленных предложений укажите истинное высказывание:

  1. «Устройство ввода предназначено для обработки вводимых данных»;
  2. «Устройство ввода предназначено для передачи информации от человека вычислительной машине»;
  3. «Устройство ввода предназначено для реализации алгоритмов обработки, накопления и передачи информации».
  1. Из перечисленных предложений укажите частное высказывание:
  1. «Тигр – хищное животное»;
  2. « Все лекарства неприятны на вкус»;
  3. «Все кошки не любят рыбу».

4. Из перечисленных предложений укажите общее высказывание:

  1. «Каждый неразумный человек ходит на руках»;
  2. «Некоторые ученики – отличники»;
  3. «Киев – столица Украины».

     5. Из перечисленных предложений укажите ложное высказывание:

  1. «Некоторые люди имеют голубые глаза»;
  2. «Число 2 меньше числа 0 »;
  3. «А – первая буква в алфавите».

Оценка за самостоятельную работу:

Оценка за работу на компьютере:


  1. На данном этапе урока учащимся предлагается наглядное представление задачи (плакат), решать которую они будут в паре на ЭВМ.

Вам сегодня еще предстоит поработать на компьютерах, но прежде чем приступить, обратите внимание на плакат. (Оцените мои способности). Перед вами увеличенный экран монитора. Он разбит на две части, в каждой из которых находится рисунок. В нижней части экрана записывается суждение. Вы  должны определить область истинности суждения для каждого из рисунков и ввести ответ с клавиатуры (истинное – 1, ложное – 0) для каждого из рисунков, а затем нажать на клавишу ввода.

Пример: «Некоторые животные – персонажи сказки «Репка»» - истинное для первого и второго рисунков.

В правой части экрана будет отображаться результат выполнения задания. Если ответ правильный, то окошечко закрасится, в противном случае останется не закрашенным. Таким образом вы набираете баллы за работу на компьютере. Вопросы есть? Приступили к работе. (Включить музыку).

Ответы к работе.

Суждение

Рис. 1

Рис. 2

1

Все животные на картинке умеют плавать.

1

0

2

На картинке нет ни одного животного без усов.

0

1

3

На картинке нет ни одного животного, умеющего плавать.

0

0

4

У всех животных есть усы.

0

1

5

Все животные не умеют плавать.

0

0

6

Все животные не умеют летать.

1

1

7

Некоторые животные  умеют плавать.

1

1

8

У некоторых животных есть усы.

1

1

9

На картинке есть животные, умеющие плавать.

1

1

10

На картинке нет ни одного животного, умеющего летать.

1

1

11

Все животные – персонажи сказки «репка».

0

1

 Таких суждений будет одиннадцать, поэтому оценка «5» выставляется за 99% правильности (0 или 1 ошибка), оценка «4» - 88% - 77% (2 или 3 ошибки), оценка «3» - 66% -  55% (4 или 5 ошибок), в остальных случаях – оценка «2».

По выполнению работы в лист контроля необходимо поставить оценку.

5. Подведение итогов урока.


Итак, сегодня на уроке мы повторили с вами такие формы логики как понятие и суждение. Какими могут быть суждения? Узнали, с каких слов обычно начинаются общие суждения, а также научились определять истинные и ложные суждения, а также выделять предложения, которые не являются суждениями (поработать по опорной таблице).

Ваша оценка за урок на листе контроля в красном конверте (назвать каждому ученику его оценку).

Замечание: оценка «5» выставляется, если ученик самостоятельную работу по карточкам и за работу на ЭВМ получил оценку «5»;

оценка «4» выставляется, если ученик  выполнил самостоятельную работу по карточкам и за работу на ЭВМ получил оценку «4».

оценка «3» выставляется, если  при выполнении самостоятельной работы по карточкам и за работу на ЭВМ получил оценку «3».

Замечание: Выставление оценки может варьироваться.

6. Информация о домашнем задании.

Дома вы выучите эту опорную схему, которую я вам дарю и, которая пригодится вам в дальнейшем.

7. Обобщение и систематизация знаний.

А сейчас мы еще раз проверим то, над чем работали, но теперь я предлагаю вам игру. Обычно ученики играют в «Крестики – нолики», а мы поиграем «В единицы и нолики». Первый вариант – команда единиц, второй – команда ноликов.

Перед вами таблица из 15 секторов. Каждый сектор содержит вопрос. Вы вправе выбрать любой сектор.

1

9

2

5

11

3

6

12

14

7

15

10

8

13

4

Команда, которая начинает игру, выбирает номер сектора и задание зачитывается команде соперников. Если соперники не отвечают, то право ответа переходит команде, выбравшей данный сектор. Эмблема команды, давшей правильный ответ, помещается в этот сектор. В случае если ни одна из команд не дала правильного ответа, право ответа переходит учителю и тогда в сектор помещается специальная эмблема.

1

0

Эмблема команды «Истина».

Эмблема команды «Ложь».

Эмблема учителя.

 Та команда, чьих эмблем в таблице будет больше и будет победителем.

Задания.

  1. Придумать частное истинное высказывание.
  2. Определите истинность высказывания «Все девятиклассники - двоечники».

Ответ: ложное.

3. Определите,  является ли высказыванием предложение «Синус – отношение противолежащего катета к гипотенузе».

Ответ: нет, так как это определение, а определения высказываниями не являются.

4. Преобразуйте частное высказывание « Некоторые ученики любят учиться» в общее и определите его область истинности.

Ответ: «Все ученики любят учиться» - ложное.

5. Является ли высказыванием предложение «Х+5=10»?

Ответ: нет, так как выражения с переменной не являются высказываниями.

6. Преобразуйте предложение «Х- 4=1» в истинное высказывание.

Ответ: «Если Х=5, то Х-4=1»


7. Определить является ли предложение высказыванием «Внимание! Близится конец урока.»

Ответ: не является, так как восклицательные предложения высказываниями не являются.

8. Преобразуйте общее высказывание «Каждый человек - художник » в частное истинное.

Ответ: «Некоторые люди – художники».

9. Частным или общим является высказывание «Ни один внимательный человек не совершит оплошность».

Ответ: общим.

10. Придумайте общее ложное высказывание.

11. Приведите пример предложения, не являющегося высказыванием.

12. Какие предложения называют суждениями?

13. Является ли высказыванием предложение «Вы регулярно готовитесь к информатике?»

Ответ: нет, не является,  так как оно вопросительное.

14. Определите область истинности высказывания «Учиться никогда не поздно».

Ответ: истинное.

15. Преобразуйте частое истинное суждение в общее ложное «В 21.00 кино на СТС».

Ответ: в 21.00 кино на всех каналах.

На этом мы игру заканчиваем, так как время близится к концу урока. Но прежде чем мы расстанемся мне бы хотелось, чтобы вы уходя оставили свое впечатление об уроке мне на память.

Инструктаж.


У каждого из вас на листе контроля есть окружность. Если вам урок понравился, то нарисуйте  в ней улыбающегося человечка, в противном случае -  недовольного человечка

        Всем спасибо за вниманье.

        За задор и тихий смех,

        За огонь соревнованья,

        Обеспечивший успех.

Звенит звонок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока "Основы логики. Алгебра высказываний"

Разработка содержит понятия: логика, высказывание, переменная, логические выражения и операции; примеры на запись высказываний в виде логических выражений....

Разработка урока по математике в 4 класс "Высказывания. Логическая связка "или".

 Данная работа представляет собой разработку урока по математике в 4 классе  Учащиеся знакомятся с новым понятием "Логическая связка "или". В процессе урока повторяется понятие "Выска...

Методическая разработка по теме: "Виды предложений по цели высказывания"-5 класс

Цели урока: Образовательные: • Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания, • Учить: а) находить и правильно произносить предложения с различной целью высказывания; б) ставить знаки...

Разработка урока «Виды предложений по цели высказывания»

Учащиеся знакомятся с видами предложений по цели высказывания...

Методическая разработка урока в 5 классе (по ФГОС) на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений".

Данная разработка поможет учителю подготовиться к уроку по заявленной теме: Виды предложений по цели высказывания и знаки препинания в конце предложений. Урок получится интересным и полезным для учащи...

Методическая разработка. Обучение устной речи на английском языке. Методические подходы к обучению монологического высказывания.

Как известно, многие учащиеся сталкиваются с трудностями именно в освоении такого вида речевой деятельности, как говорение или устная речь. Хотелось бы остановиться поподробнее на некоторых методическ...


 

Комментарии

Соловьева Евгения Викторовна

Очень хорошая разработка. Вы молодец!!!