Развитие ИКТ компетентности студентов средствами проектной технологии
материал по информатике и икт (11 класс) по теме

Кривобоков Анатолий Юрьевич

Обобщение опыта работы по применнению метода проектных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Ставропольского края

Государственный агротехнический колледж

(Обобщение опыта работы)

Подготовил преподаватель информатики Кривобоков Анатолий Юрьевич

с.Московское

2009г.

Пояснительная записка

Сегодня основные задачи профессионального образования, отраженные в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.», сводятся к подготовке не просто квалифицированного работника, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, способного к эффективной работе на уровне мировых стандартов, но и готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребности в получении соответствующего образования. Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы студентов, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Проблема целенаправленной подготовки к творческой деятельности студентов сложна и многогранна. Всем известно, да и практика показывает, что студенты к нам приходят без  сформированных умений и навыков самостоятельной работы (конспектирование, аннотирование, реферирование, работа с библиографией и пр.), без умения рационально ее планировать. И в системе учебного процесса перед преподавателями стоит задача формирования такого рода навыков.

Самостоятельную работу студентов  можно рассматривать как этап подготовки и перехода к целенаправленной научно-исследовательской работе. Широкое привлечение студентов к хорошо организованной, методически продуманной научно-исследовательской работе, тесно связанной с учебным процессом и профилем будущей специальности, становится весьма эффективным средством улучшения качества и повышения уровня их подготовки.

В педагогической науке наблюдается тенденция в необходимости усиления познавательной самостоятельности обучающегося в его образовательной деятельности. Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять исследовательскую работу, развивать коммуникационные навыки.

Введение

В наше время человечество переживает научно - техническую революцию, в качестве материальной основы которой служит электронно-вычислительная техника. На базе этой техники появляется новый вид технологий - информационные. К ним относятся процессы, где «исходным материалом» и «продукцией» (выходом) является информация.

Под информационными технологиями понимается переработка информации на базе компьютерных вычислительных систем.

Практика сегодняшней начальной и средней профессиональной школы показала, что преподаватель должен владеть и активно пользоваться не только знаниями педагогики, психологии и педиатрии, но и технологическими знаниями, необходимыми для эффективного использования электронной техники. Преподаватель информатики не может детально изучить методику другого предмета, а преподаватель - предметник поначалу не может грамотно использовать ПК ввиду недостаточности знаний.

Поэтому необходимо периодически проводить бинарные уроки. Такая организация межпредметных уроков (не только спецдисциплин, но и общеобразовательных), на мой взгляд, есть оптимальное связующее звено и фактор, стимулирующий преподавателей предметников и преподавателя информатики к совместной деятельности.

Информатика очень ценна для преподавания многих предметов рабочего плана, для подготовки квалифицированных рабочих. Информатика обслуживает внутренние межпредметные связи, позволяет формализовать учебный материал, использовать некоторые общие методы решения. Информатику нельзя преподавать изолированно, она должна объединяться с другими учебными предметами, обогащаясь их содержанием, и поставлять им эффективные методы исследований. Важно, чтобы учащиеся пришли к убеждению, что персональный компьютер можно эффективно использовать не только на уроках информатики.

При проведении занятий в компьютерном классе общей установкой стало освоение и практическое использование ПК как средств информационных технологий, закрепление практических занятий по использованию основных инструментов ИТ - текстовой процессор, табличный процессор, графический редактор, программы компьютерной коммуникации и т. д.

ИТ не помогают общению и не развивают личность лучше известных ранее средств, способов, методов. Если кто-то считает, что ПК это какое-то особое устройство, способное реализовать всё что угодно, то он глубоко заблуждается. Это всего лишь средство механизации труда, такое же, как молоток в руках слесаря, поэтому перед преподавателями информатики стоит вопрос об инновационных методах развития творческих способностей студентов (как на общеобразовательном, так и на профессиональном уровне) и умению их общаться в социуме. Опробовав множество вариантов, я остановился на методе проекта.  

Метод проектов, ориентированный в первую очередь на самостоятельную деятельность учащихся, позволяет направить процесс обучения и развития в данном направлении.

Метод проектов предполагает осознанное выполнение учащимися различных интеллектуальных действий: анализ, синтез, прогнозирование и т.д. В связи с этим, метод можно успешно применять как в социальной практике, так и в учебной деятельности.

Как мы понимаем сущность метода проектов? В различной методической литературе даются различные определения. Приведём один из них.

Метод проектов – комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. В ходе проектной деятельности обучающиеся овладевают определенными практическими или теоретическими знаниями.

 Само понятие “проект” очень многогранно. Проект можно рассматривать как:

  1. метод обучения (его можно использовать при изучении любого предмета и во внеклассной работе)
  2. содержание обучения (самые современные области человеческой деятельности основаны на проектировании);
  3. форма организации учебного процесса (полноценный проект “не вписывается” в рамки урока, так как природа проекта и урока принципиально различны)

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Преподаватель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль студентов в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате студенты должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в колледже, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к  групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт  (результат) труда. К таким качествам можно отнести в первую очередь:

  1. умение работать в коллективе
  2. умение брать ответственность за выбор решения
  3. умение разделять ответственность
  4. умение анализировать результаты деятельности
  5. способность ощущать себя членом команды (подчинять свой темперамент, характер, время и т.п. интересам общего дела).

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих студентов. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Учебный творческий проект это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материаль ный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, об ладающий субъективной или объективной новизной, выпол ненный под контролем и при консультации учителя.

В современной педагогике проектное обучение использу ется не вместо систематического предметного обучения, а на ряду с ним, как компонент образовательных систем.

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: метатехнология, охва тывающая не только среднюю, но и высшую школу, а также (в различных вариантах) производство, социальную сферу, политику.

Философская основа: зависит от позиции субъекта.

Методологический подход: исследовательский + деятельностный.

Ведущие факторы развития: психогенные + социоген ные.

Научная концепция освоения опыта: деятельности + развития.

Ориентация на личностные сферы и структуры: 1)ЗУН + 2)СПД.

Характер содержания: различной ориентации, адап тивно-вариативный.

Вид социально-педагогической деятельности: управ ления.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: «консультант» + самоуправление.

Преобладающие методы: проблемные.

Организационные формы: альтернативные.

Преобладающие средства: вербальные + программиро ванные + практические.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный.

Направление модернизации: на основе активизации.

Категория объектов: все категории.

Целевые ориентации

- Формирование проектной деятельности, проектного мышления.

- Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.

- Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.

- Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

-Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

- Развитие способности применять знания к жизнен ным ситуациям.

-Развитие способностей к аналитическому, критиче скому и творческому мышлению учеников и учителя.

 - Развитие важнейших компетенций для современной жизни:

-  способности брать на себя ответственность;

-  участвовать в совместном принятии решения:

-  регулировать конфликты ненасильственным путём;

-  оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой;

-  делать свой выбор;

-  владеть устным и письменным общением;

-  способности учиться всю жизнь как основы непрерыв ной подготовки в профессиональной и общественной дея тельности, а также в личной жизни.

- Развитие исследовательских умений: анализа (выяв ления проблем, сбора информации), наблюдения, построе ния гипотез, экспериментирования, обобщения.

Концептуальные позиции

- Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, раз витие его творческих способностей.

- Принцип личной заинтересованности ученика в те ме проекта. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей лично стный смысл для ученика. Это повышает его мотивацию в учении.

- Деятельностный подход.

- Процесс обучения для ученика — это процесс рабо ты над проектом своего будущего.

- Индивидуальный темп работы над проектом обеспе чивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

- Принцип сотрудничества учеников и учителя при
решении разнообразных проблем.

 - Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных фи зиологических и психических функций ученика.

- Принцип чёткого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем. Глубокое, осознанное усвоение базо вых знаний обеспечивается за счёт универсального их ис пользования в разных ситуациях.

- Принцип уважения к иной точке зрения.

- Принцип обеспечения ответственности за резуль тат.

- Использование окружающей жизни как лаборато рии, в которой происходит процесс познания.

Можно выделить основные требования к использованию метода проектов:

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2.  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  1. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
  2. выдвижение гипотез их решения;
  3. обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
  4. обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
  5. сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  6. подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  7. выводы, выдвижение новых проблем исследования.

  1. План работы по проекту.

1. Подготовительный этап.

1.1. Составить список необходимого оборудования (фотокамера, сканер, лабораторное оборудование, диктофон и пр.).

1.2.  Составить план-график использования компьютерного класса (в том числе запланировать время для презентации работ студентов), библиотеки/медиатеки.

1.3. Подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.

1.4. При необходимости провести подготовительные занятия со школьниками - участниками проекта.

1.5.  Купить или получить необходимые принадлежности для практических занятий.

2. Процесс обучения.

2.1. Ознакомить учащихся с критериями оценивания итоговых работ.

2.2. Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.

2.3. Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.

2.4. Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности.

2.5. Оценить проведенную работу (самооценка учителя, отзывы учащихся, опрос родителей).

2.6. Выставить отметки по результатам учебной работы.

3. Заключительный этап

3.1. Организовать презентацию итогов проекта для руководства школы, школьного совета или спонсоров.

3.2. Наградить отличившихся учащихся грамотами.

3.3. Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.

Заключение

В результате поэтапного выполнения проектов студенты применяют свои знания, которые востребованы в учебном процессе, повышая тем самым профессионализм и заинтересованность в получении новых знаний.

С помощью этого метода были решены некоторые проблемы не связанные с профессиональными знаниями, но и такие, как информационная поддержка всех (проходящих в колледже) конференций, методических мероприятий, подготовка материалов к конкурсам различного уровня.

В процессе работы осуществляется поиск различной информации во всех источниках – от учебников и научно-популярных журналов до специализированных сайтов различной тематики, и в результате пополняется не только их багаж знаний, но и «копилки» преподавателей, которые этому весьма рады.

В приложенных материалах представлен проект, связывающий информатику, медицину, биологию, охрану труда, т.е. осуществляющий межпредметные связи, развивающий ИКТ компетентность студентов и навыки их самостоятельной работы. Помимо этого представлены образцы презентаций, подготовленных студентами колледжа в рамках конкурса на лучшую презентацию, а также материал по этнографии, подготовленный к внутриколледжной  конференции «Мой колледж – остров дружбы».

 Этот метод позволил развить у студентов, умение аргументировано вести дискуссию, работать в связке, грамотно излагать и отстаивать свою мысль, развил речь и расширил словарный запас учащихся, потребность общения во внеурочное время, умение описывать свою работу и многое другое.

Список литературы

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника. – Самара: Издательство «Учебная литература», издательский дом «Федоров», 2006.-224с.

2. Горбунова Н. В., Кочкина Л. В. Методика организации работы над проектом. - Школьные технологии. №4, 2000 г., с. 10-14.

3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М. : АРКТИ, 2003. – 96 с.

4. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

5. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы – Волгоград: Учитель, 2007.-135с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

Развитие познавательной компетентности младших школьников в условиях работы по технологии Ю. А. Поташкиной

Всегда интересны те технологии, которые формируют грамотность школьников, развивают их способности к речевому взаимодействию, овладению русским языком как средством получения знаний по другим учебным ...

ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ», ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникац...

Методический доклад "Современные педагогические технологии как средство развитие персональной компетентности студентов"

В настоящее время новые требования к профессиональному образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществл...

РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

Роль компьютерных информационных технологий в развитии иноязычной компетентности студентов ...

Развитие профессиональной компетентности при использовании технологии ТРИЗ на уроках АЯ как условие достижения современного качества образования в условиях реализации ФГОС

 Набор приёмов ТРИЗ технологии чрезвычайно богат. Однако использование этих приёмов учителями иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Т...

Методический семинар «Формирование и развитие читательской компетентности. Технология развития критического мышления».

Методический семинар был дан в рамках конкурса "Учитель года".Цель:- обобщение и внедрение передового педагогического опыта;Задачи:- поиск новых, наиболее рациональных методов обучения;обмен...