Проектная деятельность на уроках информатики и внеурочное время
статья (информатика и икт, 11 класс) по теме

Как добиться прочных знаний? Выход один - необходимо заинтересовать, убедить, увлечь. Метод проектов - чудесная находка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность школьников на уроках информатики и внеурочной деятельности. 

Мищенко Наталья Васильевна (Mishchenkonv@rambler.ru)

МОУ «СОШ №100», г. Саратов.

         В нашем педагогическом единстве мы все хотим, чтобы наши ученики получали прочные знания, которые будут востребованы ими в будущем. Как же добиться прочных знаний?

Выход один - необходимо решить задачи:

  1. заинтересовать
  2. убедить
  3. увлечь.

На мой взгляд, в данном случае метод проектов является чудесной находкой. Он расширяет горизонты в педагогической теории и практике, показывает, как от словесного воспитания и обучения перейти  к обучению и воспитанию самой жизнью, т.е. является конкретной возможностью использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Ученик должен стать субъектом обучения. И это, в общем, совсем не сложно, как казалось раньше. Внедрение в жизнь принципа "Учиться, делая" дает положительный результат.

В последнее время метод проектов стал весьма популярен, и на данный момент его можно назвать основным методом внеурочной деятельности учащихся. Но, несмотря на свою популярность, данный метод достаточно редко используется непосредственно на уроках информатики. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

В своей практике метод проектов я использую при подготовке учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ. Тема «Формирование запросов при поиске информации с использованием логических выражений» включена в раздел «Поиск информации» и представляет собой задания, при выполнении которых необходимо умение осуществлять поиск информации с использованием логических операторов.  

 Работа в группах как способ организации учебной деятельности, ведет к активизации учебно-познавательных процессов учащихся, эффективно формирует систему адекватной самооценки и ответственность за принятое решение.

Основой метода, как известно, является исследование учащимися определенной проблемы. На первом занятии  с помощью презентации организуется групповое обсуждение темы проекта, где в процессе дискуссии формулируется гипотеза исследования - какой метод является оптимальным для решения задач на составление запросов при поиске информации. Учащиеся делятся на группы, с каждой группой уточняются моменты, которые надо доказать в исследованиях, а также договариваемся о форме представления результатов - в виде презентации или буклета. Ребята самостоятельно и с моей  помощью изучают материал раздела, подбирают типовые задачи и рассматривают различные методы решения по группам (рассуждение с использованием свойств логических операций, решение с использованием таблиц истинности и с помощью кругов Эйлера), в том числе и на время.

В зависимости от того, как выполняется эта работа, можно получить представление об уровне знаний учащихся по этой теме.

Если по ходу работы выясняется, что знаний у школьников недостаточно, то детальному изучению логических операций следует посвятить дополнительное время.

Один из основоположников этого метода Килпатрик говорил: "Проект есть всякое действие индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца". Это ярко прослеживалось на стадии рефлексии, когда ребята обсуждают результаты своей работы. При защите  проекта, используя свои презентации, ребята рассказывают о своих решениях, затрагивают возможные  встретившиеся проблемы и  приходят к выводу, что способ с использованием кругов Эйлера оптимален и позволяет наглядно понять и быстро сформулировать ответ на  предстоящем экзамене.

Данный проект явился ценным и для учителя, так как метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершилась вполне реальным  практическим результатом, оформленного в виде презентации, буклета – справочника.

Выполняя проекты, учащиеся не только приобретают необходимые знания, умения и навыки, но и развиваются как личности, получая необходимый заряд для самоопределения в будущем.

Литература

  1. Трофимова A.JI. Информатизация внеурочной деятельности школьников - Вестник РУДН. Серия "Информатизация образования" №1 (3). М.: РУДН, 2010. с. 79-84.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе"

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ...

«Формирование информационно-коммуникативной компетентности обучающихся через проектную деятельность на уроках информатики и ИКТ и во внеурочное время в сельской школе»

Образование – одно из приоритетных направлений в государстве, которое эффективно модернизируется в настоящее время, вводится новый Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколени...

Презентация «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»

Выступление на ГМО заместителей директоров по УР «Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время»...

Презентация к выступлению на педагогическом совете школы "Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время".

quot;...умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития (Е.С.Полат) В "Приоритетном наци...

Организация проектной деятельности на уроке и во внеурочное время по предмету «музыка»

   Одной из приоритетных задач, стоящих перед школой, является создание среды поддержки одаренных и талантливых детей, способствующей выявлению, стимулированию и развитию их способнос...