Инновационный опыт
методическая разработка по информатике и икт по теме

Кузнецова Юлия Владимировна

Инновационный опыт на тему: "Исследование Интернет-зависимости"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

Левачевой Юлии Владимировны

учителя информатики МБОУ «Лицей №4»

Рузаевского муниципального района

  1. Актуальность и перспективность опыта

 На сегодняшний день Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Компьютеризация и «интернетизация» российского общества ежегодно возрастает на 35 – 40%. В 2004 году количество интернет – пользователей составило приблизительно 14 млн., в 2006 – 27 млн., а в 2010 – 50 млн. человек. В связи с возрастающей компьютеризацией и «интернетизацией» становится актуальной проблема патологического использования интернета, то есть интернет – зависимость (интернет – аддикция, неталогизм, виртуальная аддикция).

В настоящее время актуальность исследования проблемы интернет-зависимости становится все более очевидной в связи с ростом количества интернет-пользователей в России и в мире. Согласно статистическим исследованиям, российские дети являются активными пользователями интернета. В среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет. Однако среди пользователей есть и дети младше пяти лет. Немного раньше начинают пользоваться интернетом дети в европейских странах  – с 9 лет. При этом школьники в России пользуются интернетом более активно и, к сожалению, более рискованно. Большинство детей - 90% выходят в интернет из дома, при этом больше половины несовершеннолетних (62%) свободно посещают любые сайты. Реже получают доступ к сети из школы – и это понятно: в образовательных учреждениях дети пользуются интернетом в основном на уроках информатики (20,2%) и после уроков (13,4%).
Если суммировать все время, что проводят наши дети в интернете, то получится, что часть детей уже в прямом смысле «живет в интернете», проводя в онлайн по двое или трое суток в неделю. Чаще всего это относится к подросткам 15-17 лет. Этому способствует покупка современных гаджетов, например, телефонов, которые обеспечивают выход в Интернет  без привязки к компьютеру. Более четверти детей проводят в сети около 1-2 часов в день.

Актуальность исследования определяется также слабой изученностью нехимических поведенческих зависимостей. Отечественные исследования деятельности человека в Интернет-среде пока что довольно немногочисленны и ограничены по тематике, если сравнивать с зарубежными исследованиями, проведенными К. Янг, Голдберг, Д. Гринфилд, К. Сурратт и др. Если Интернет в России развивается довольно интенсивно, то исследовательская активность в области психологии Интернета еще не набрала темп.

Цель исследования:

  1. изучение роли интернета в жизни учащихся и выявление лиц с риском развития интернет – зависимости.
  2. исследование феномена Интернет - зависимости у школьников 9-11 классов
  3. изучить основные закономерности формирования и динамики развития интернет - зависимости
  4. изучить основные признаки интернет – зависимости
  5. прогнозирование и анализ возникновения и развития интернет - зависимости и составление программ ее коррекции и профилактики.

Задачи исследования:

  1. Теоретический анализ существующих исследований феномена Интернет-зависимости;
  2. Проведение экспериментального исследования феномена Интернет-зависимости.
  3. Изучить особенности формирования интернет – зависимости
  4. Предложить стратегии коррекции и профилактики интернет – зависимости

2.Концептуальность опыта (научная новизна)

В рамках исследования было выявлено, что у интернет-зависимых сформирована аддиктивная личность со свойственными ей стратегиями и системой психологических защит, определенными навыками. Интернет-аддикты испытывают затруднения в установлении и удержании социальных контактов вне сети, в контроле длительности пребывания в интернете, страдает учебная и/или производственная деятельность.

У интернет-аддиктов выявлена предрасположенность к сочетанию химических (алкоголь, наркотики) и нехимических (компьютерный гэмблинг, сексуальная аддикция) аддиктивных реализаций. Также наблюдается депрессия и стрессы. Нередко наблюдается активация саморазрушающего драйва вплоть до суицидальных проявлений.

3. Наличие теоретической базы опыта

Интернет-зависимость — психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета.

Термин «интернет-зависимость» впервые предложил доктор Айвен Голдберг в 1995 г. Этим определением он описывал патологическую и непреодолимую тягу к использованию Интернет. Доктор утверждал, что у человека развивается психологическая зависимость не от одних видимых первопричин, но и от индивидуальных проявлений и эмоций. Использование компьютера у таких людей вызывает двойной стресс, а зависимость пагубно сказывается в быту, на учебе, в социальной и финансовой деятельности.

В США ведущим специалистом в изучении интернет-зависимости сейчас считается Кимберли Янг — профессор психологии Питсбургского университета в Брэтфорде (США), автор известной книги «Пойманные в Сеть», переведённой на многие языки. Она также является основателем Центра помощи людям, страдающим интернет-зависимостью. Центр, созданный в 1995 году, консультирует психиатрические клиники, образовательные заведения и корпорации, которые сталкиваются со злоупотреблением Интернетом. Центр свободно распространяет информацию и методики по освобождению от интернет-зависимости.

Обсуждение данного феномена началось не так давно: в 1994 г. доктор К. Янг разработала и поместила на веб-сайт специальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, авторы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, Интернет-зависимыми людьми.

Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:

  1. Навязчивое желание проверить электронную почту.
  2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.
  3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.
  4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Согласно модели ACE, разработанной доктором Кимберли Янг в 1999 г., компьютеромания и интернет-зависимость развиваются в связи с такими тремя главными факторами:

  1.  доступность информации;
  2.  персональный контроль и анонимность передаваемой информации;
  3.  внутренние чувства, которые на подсознательном уровне устанавливают больший уровень доверия к общению в онлайн. Главная причина широкого распространения компьютерных игр и сайтов – это анонимность игроков и их посещения.

По мнению А. Е. Войскунского, понятие «Интернет-зависимость» объединяет следующие феномены:

  1. зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам опосредствованной компьютером деятельности);
  2. информационная перегрузка, «электронное бродяжничество», т.е. длительная (многочасовая) навигации по WWW без конкретной цели; источником удовольствия служит факт пребывания в Сети, мультимедийные формы поощрения и стимуляции посетителей сайтов либо узнавание нового в результате подобных блужданий;
  3. патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам и биржам или электронным покупкам;
  4. зависимость от социальных контактов: общения (в чатах, групповых играх и телеконференциях) и установления в ходе общения дружеских отношений или «флирта».

Марк Гриффитс делит Интернет – зависимых на две группы, выделяя аддиктов (зависимых) первого и второго порядков.      

  Аддикты 1-го порядка чувствуют себя в приподнятом настроении во время игры. Они любят играть группами в сети, получают позитивное подкрепление со стороны группы, когда становятся победителями и именно это является для них главным. Компьютер для них – средство получить социальное вознаграждение.

Аддикты 2-го порядка используют компьютер для бегства от чего-либо в своей жизни, и их привязанность к машине – симптом более глубоких проблем (например, физические недостатки, низкое самоуважение и т.д.).

В Интернете может своеобразным образом удовлетворяться значительная часть потребностей человека, а именно, согласно представленной иерархии А. Маслоу (1999): определённые физиологические (киберсекс); безопасность (а также анонимность); принадлежность (к значимой группе); любовь (виртуальные романы) и уважение (со стороны других участников виртуального сообщества); самоактуализация (в т.ч. за счёт возможности осуществлять самопрезентации и получать актуальную обратную связь).

Согласно классификации зависимостей (аддикций), предложенной Ц.П. Короленко (1999), могут быть выделены:

  1. химические зависимости, где объектом зависимости

является психоактивное вещество (примеры:

алкоголизм, наркомания, токсикомания и т.п.);

2) нехимические зависимости, где объектом зависимости является поведенческий паттерн (примеры: патологический гэмблинг, зависимость отношений, сексуальная и любовная зависимости, зависимость избегания, зависимость от траты денег, ургентная зависимость, работоголизм, Интернет-зависимость и т.п.);

3) промежуточные зависимости, где непосредственно задействованы биохимические механизмы (например, зависимость от еды - переедание или голодание).

Основные 5 типов интернет-зависимости:

  1. Навязчивый веб-серфинг — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации.
  2. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети.
  3. Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
  4. Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах.
  5. Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

М. Орзак (Orzack, 1998) выделила психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости.

Психологические симптомы:

  1. Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером.
  2. Невозможность остановиться.
  3. Увеличение количества времени, проводимого за компьютером.
  4. Пренебрежение семьей и друзьями.
  5. Ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером.
  6. Ложь работодателям или членам

семьи о своей деятельности.

  1. Проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

  1. Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).
  2. Сухость в глазах.
  3. Головные боли по типу

мигрени.

  1. Боли в спине.
  2. Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.
  3. Пренебрежение личной гигиеной.
  4. Расстройства сна, изменение режима сна.

Основные черты личности Интернет-аддикта

  1. дефицитарная психика с хронической неудовлетво – ренностью собой;
  2. низкая самооценка;
  3. инфантильность;
  4. эгоцентризм;
  5. недостаточная ответственность;
  6. низкая общительность в повседневной жизни;
  7. предпочтение в Интернете сервисов, связанных с общением;
  8. склонность к аффективным колебаниям

Поведенческие характеристики Интернет - зависимого человека

  1. неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы

в интернете, а уж тем более прекратить работу;

  1. досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях, и навязчивые

размышления об интернете в такие периоды;

  1. стремление проводить за работой в интернете все увеличивающиеся отрезки времени и неспособность спланировать время окончания конкретного сеанса работы;
  2. побуждение тратить на обеспечение работы в интернете все больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасенных для других целей сбережений или накоплением долгов;
  3. готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность и частоту работы в интернете;
  4. склонность забывать при работе в интернете о домашних делах, учебе или служебных обязанностях, важных личных и деловых встречах, пренебрегая занятиями или карьерой;
  5. способность освободиться на время работы в интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории;
  6. нежелание принимать критику подобного образа жизни со стороны близких или начальства;
  7. готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей и круга общения из-за

поглощенности работой в интернете;

  1. пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна в связи с систематической работой в интернете в ночное время;
  2. избегание физической активности или стремление сократить ее, оправдываемое необходимостью выполнения срочной работы, связанной с применением интернета.

Признаки Интернет-зависимости:

  1. Ребёнок не способен отвлечься от компьютера, а вынужденный отрыв вызывает его досаду и раздражение.
  2. Неспособность планирования времени нахождения в сети и выхода из нее.
  3. Отказ ради Интернета от учебы, работы, выполнения домашних обязанностей.
  4. Потеря отношения с друзьями и близкими людьми.
  5. Ограничение сна, нерегулярность питания, ради пребывания в сети Интернет, что вызывает, в конечном итоге, проблемы со здоровьем.  
  6. Ребёнок постоянно думает об Интернете, перестаёт отличать виртуальный мир от реального.

Признаки, по которым можно определить Интернет - зависимость  

  1. нежелание отвлекаться от виртуального пространства;
  2. пренебрежение личной гигиеной;
  3. отказ от пищи и нарушение пищевых традиций;
  4. расстройства сна;
  5. избегание общения в реальной жизни;
  6. маниакальный поиск литературы по дальнейшему освоению Интернета;
  7. стремление и готовность вкладывать все свободные деньги в компьютер и Интернет;
  8. готовность лгать близким;
  9. синдром отмены, выражающийся в проявлениях депрессии;
  10. конфликт с окружающими и с собой;
  11. рецидивирование зависимости.

Симптомы Интернет – зависимости  


- навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете,

- постоянное ожидание следующего выхода в сеть,

- пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации по WWW или веб-серфинг).

- не желание отвлечься от работы или игры с компьютером;

- раздражение при вынужденном отвлечении;

- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;

- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

- злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;

- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;

- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;

- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Сетевые услуги по частоте интернет-зависимости

Развитие интернет-зависимости проходит несколько стадий:

1. Стадия легкой увлеченности

2. Стадия увлеченности

3. Стадия зависимости

4. Стадия привязанности

К методам лечения компьютерной и интернет-зависимости относятся:

  1.  медикаментозные методы;
  2.  психотерапевтические методы;
  3.  нетрадиционные методы.

   К психотерапевтическим методам лечения компьютерной или интернет-зависимости относят:

  1.  семейную психотерапию;
  2.  поведенческую терапию;
  3.  позитивную психотерапию;
  4.  психосинтез;
  5.  аутогенную тренировку.

4.Ведущая педагогическая идея.

«Исследование Интернет – зависимости у детей»

Около 90% российских детей пользуются интернетом, при этом родители практически не следят за их активностью в Сети. Средний возраст выхода в онлайн в России - десять лет. При этом доля пользователей интернета среди взрослой аудитории (около 35%) значительно ниже, чем среди подрастающего поколения.

80% российских детей из числа пользователей интернета считают себя завсегдатаями социальных сетей. Правила российских соцсетей, например, «Одноклассников» и «В Контакте», позволяют регистрироваться пользователям старше шести лет. Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook принимает в свои ряды только с 13 лет (хотя никто не мешает не достигшим этого возраста детям зарегистрировать аккаунт, он может быть впоследствии заблокирован при появлении подозрений в занижении истинного возраста).

Треть юных пользователей социальных сетей не закрывает свои страницы от посторонних, большинство (60-80%) публикует личную информацию; например, каждый четвертый ребенок выкладывает номер телефона. При этом только 10% родителей знают о том, что дети публикуют контактную информацию в интернете.

Кроме того, российские дети готовы активно общаться с незнакомцами как в интернете, так и за его пределами. Юные пользователи в России в пять раз чаще встречаются с онлайн-незнакомцами, чем их европейские сверстники.

По этому основной идеей работы является вывести причины и симптомы Интернет-зависимости у детей, дать рекомендации родителям, так как очень маленький процент родителей, а именно – 19 % следят чем занимаются их дети в Интернете, остальные не обращают на это внимание.

  1. Оптимальность и эффективность средств.

Для изучения темы инновационного опыта «Исследование Интернет – зависимости у учащихся 9 – 11 классов» были проведены тесты. Данные тесты были интересны и самим учащимся, так как половина из них не воспринимают информацию о том, что они много времени проводят в Интернете, они хотели по итогам тестов узнать зависимы они или нет?

Также мы обговорили с ними о безопасности в Интернете. О том, что нет никакой необходимости выкладывать всю информацию о себе в социальных сетях, просмотрели странички учащихся в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники». И оказалось, что у 17 % учащихся указаны номера мобильных телефонов и адреса проживания.

На основании всего этого можно было предложить родителям такие советы и рекомендации:

  1. Как можно больше общайтесь с ребенком.
  2. Приобщайте ребенка к культуре и спорту.
  3. Не сердитесь на ребенка за увлечение играми и не запрещайте их, кроме игр с насилием и жестокостью.
  4. Объясняйте ребенку разницу между игрой и реальностью.
  5. Напоминайте ребенку, что существуют настоящие друзья, родители и учеба.
  6. Помогите ребенку увлечься еще чем-то, кроме компьютера.
  7. Каждый ребенок талантлив! Помогите ребенку развить его таланты и способности вместо компьютерных игр.
  8. Ребенок должен быть уверен в вашей любви и заботе, понимании и поддержке.

6.Результативность опыта.

Исследование проводилось в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Лицей №4» Рузаевского муниципального района. В исследовании принимали участие 75 учеников: мальчиков – 40, девочек – 35.  

Класс

Всего

Мальчики

Девочки

9 класс

25

15

10

10 класс

25

11

14

11 класс

25

14

11

Опрашиваемые ученики учащиеся в 9 –11 классах.

Для исследования феномена Интернет-зависимости использовались следующие методики.

  1. Тест на Интернет-зависимость, который представляет собой  перевод теста Кимберли Янг, адаптированный В.А.Буровой. Тест представлен в Приложении 1.

Инструкция к тесту: «Пожалуйста, ответьте на вопросы, на которые предлагаются соответствующие варианты ответов. Постарайтесь отвечать быстро и честно».

Буровой выделены следующие группы пользователей Интернета:

  1. Обычный пользователь Интернет, который временами остается в сети немного дольше, чем обычно, но он в состоянии контролировать использование Интернета (20 – 49 баллов);
  2. Пользователь, который сталкивается с проблемами по причине чрезмерного использования Интернета время от времени или часто (50 – 79 баллов).
  1. Пользователь, который чрезмерно использует Интернет, что породило значительные проблемы в его жизни (80 – 100 баллов).

2.        Опросник «Восприятие Интернета», разработанный Щепилиной Е. А., включает 66 вопросов по 12 шкалам. Опросник представлен в Приложении 2.

Инструкция: «Пожалуйста, ответьте на вопросы, выбрав один из предложенных вариантов ответа (или написав свой, где это необходимо). «Правильных» или «неправильных» ответов не существует, поэтому выбирайте тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам и Вашему мнению о себе. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Давайте тот, который первым приходит Вам в голову. Постарайтесь по возможности не использовать промежуточные ответы типа «иногда» или «трудно сказать»».

Автор опросника выделяет следующие его шкалы.

  1. Факторы зависимости:
  1. Принадлежность к сетевой субкультуре (вопросы № 2, 12, 15, 49, 54);
  2. Нецеленаправленность поведения (вопросы № 4, 16, 23, 34, 40, 48);
  3. Потребность в сенсорной стимуляции (вопросы № 7, 10, 19, ,27, 31, 41, 55).
  1. Особенности восприятия Интернета:
  1. Мотивация использования Интернета (вопросы № 8, 42);
  2. Изменение состояния сознания в результате использования Интернета (вопросы № 6, 9, 14, 32, 43, 50, 53, 59);
  3. Восприятие Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью («уход») (вопросы № 5, 11, 18, 25, 28, 29, 33, 36, 51, 56, 63);
  4. Общение (вопросы № 3, 13, 17, 24, 35, 38, 52, 64).
  1. Последствия зависимости
  1. Время в Интернете (вопросы № 20, 39);
  2. Пространство в Интернете (вопросы № 46, 57, 66);
  3. Восприятие Интернета как проективной реальности (вопросы №21, 37, 44, 45, 61, 62);
  4. Одушевленность Интернета (вопросы № 22, 30, 58);
  5. Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный (вопросы № 1, 26, 47, 60, 65).

В бланке, который предоставлялся испытуемым, для более полной информации были введёны 2 дополнительных вопроса: 1-й касается доступности Интернета испытуемым, 2-й – количество времени, проводимого в Интернете.

Результаты

Рассмотрим результаты по каждой методике.

1. Тест на Интернет-зависимость, адаптированный В.А.Буровой.

Результаты первой части теста рассмотрим относительно тех признаков Интернет-зависимости, которые были выделены Голдбергом, Орзаком и Янг.

  1. Безуспешные попытки прекратить или начать контролировать время, проводимое в Интернете (36% испытуемых).
  2. Интернет мешает:        приёму пищи                37%;

                                             личной гигиеной                10%;

                                             сну                                37%.

  1. Количество времени, проводимое в сети, увеличивается (21%).
  2. Хорошее самочувствие, эйфория, находясь за компьютером (39%), но лишь 4% испытуемых требуется всё больше времени проводить за компьютером, чтобы получить те же ощущения.
  3. Ложь на вопрос о количестве времени, проводимого в сети (5%).
  4. Ощущение пустоты, депрессии, одиночества, находясь не за компьютером (6%).
  5. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет (17%).
  6. Ощущение сухости в глазах (72%).
  7. Боли в спине (29%).
  8. Произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре, напряжение пальцев, онемение кисти (28%).

По результатам второй части теста оказалось, что все опрошенные испытуемые относятся к обычным пользователям, которые контролируют время, проводимое в Интернете, и которым не характерна зависимость от него.

По данному тесту определим также стаж работы учеников в Интернете (таблица 1).

Таблица 1 – Проценты испытуемых с разным стажем работы в Интернете

До 3-х мес.

3-6 мес.

6 мес. – 1 год

От 1 года до 2 лет

От 2 лет до 3 лет

От 3 лет до 4 лет

От 4 лет до 5 лет

5 лет и более

% исп-х

3

5

6

30

52

4

  1. Опросник «Восприятие Интернета», разработанный Щепилиной Е. А.

Рассмотрим результаты по шкалам, выделенным автором опросника.

  1. Факторы зависимости

К факторам зависимости автор отнёс такие шкалы, как «принадлежность к сетевой субкультуре», «нецеленаправленность поведения» и «потребность в сенсорной стимуляции». Результаты по этим шкалам рассмотрим поподробнее.

Шкала «Принадлежность к сетевой культуре».

  1. Употребление слов и выражений, принятых в сети, в повседневной жизни (31%)
  2. Сложность нахождения языка с людьми, не пользующимися Интернетом (2 %).

Шкала «Нецеленаправленность поведения».

  1. Потеря контроля над происходящим при нахождении в сети (17%).
  2. Потребность в структурировании информации, получаемой из сети (20%).
  3. При захождении в сеть забывание о первоначальном намерении, трата времени на просмотр ненужной информации (63%).
  1. Особенности восприятия Интернета

Мотивация использования Интернета испытуемыми представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Мотивация испытуемых при использовании Интернета

Познавательная

Развлекательная

Коммуникативная

% исп-х

11

51

38

К особенностям восприятия Интернета автор отнёс также такие шкалы, как «изменение состояния сознания в результате использования Интернета», «восприятие Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью («уход»)» и «общение».

Шкала «Изменение сознания в результате использования Интернета».

  1. Ощущение того, что испытуемый в реальной жизни не такой, как сети, и он пытается действовать в реальном мире, так же, как и в виртуальном (7%).
  2. Восприятие Интернета как:        части реального мира                44%;

                                                       самостоятельной реальности        14%;

                                                       источника информации                42%.

  1. Исчезновение границы между виртуальностью и реальностью (11%).

Шкала «Уход».

  1. Желание переселиться в виртуальный мир (0%).
  2. Желание проводить в сети больше времени, чем сейчас (63%).
  3. Помощь Интернета в трудную минуту, человек чувствует себя более комфортно, уверенней, безопасней в сети, она его больше привлекает, чем реальность (19%).

Шкала «Общение».

  1. Предпочтение виртуальных романов реальным (21%).
  2. Предпочтение общаться больше с людьми в сети, чем в реальности, заводить друзей в сети, поскольку они понимают лучше и с ними общаться проще (17%).
  1. Последствия зависимости

Пространство в Интернете испытуемые оценивают следующим образом (таблица 3).

Таблица 3 – Оценка пространства в Интернете

Одно-мерное

Трёх-мерное

Четырех-мерное

Вне измерений

Интернет

безграничен

Интернет имеет границы

% исп-х

9

30

0

61

57

43

Результаты по шкалам «Потеря счёта времени» и «Одушевлённость Интернета», относящиеся к последствиям зависимости, представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Результаты по шкалам «Потеря счёта времени» и «Одушевлённость Интернета»

Потеря счёта времени

Одушевлённость Интернета

Кол-во человек

57

1

И, наконец, последняя шкала - «Стремление перенести нормы виртуального мира в реальный» (36%). Сюда входит перенос действий из виртуального мира в реальный, недопустимость проявления агрессии в сети также, как и в реальной жизни, чтение текста с экрана.

Анализ результатов

В ходе обработки полученных результатов по тесту на Интернет-зависимость, адаптированному В. Буровой, оказалось, что среди опрошенных учеников 14 % - интернет – зависимых учащихся, 62 % учащихся имеют пограничное состояние, 24 % независимы от Интернета. Кроме того, по дополнительным вопросам, касающимся доступа к Интернету и количества времени, проведённого в нём, выяснилось, что 89% учеников имеют персональные компьютеры и количество времени, проводимого в сети, в среднем составляет 3-4 часа в день.

Одним из основных признаков является наличие безуспешных попыток прекратить или начать контролировать время, проводимое в Интернете. Для 36% опрошенных испытуемых свойственны такие признаки. А поскольку эти попытки оказываются безуспешными, то Интернет мешает 37% учеников приёму пищи, 10% - личной гигиене и 37% - сну. Это касается испытуемых, которые имеют доступ к сети каждый день. А для испытуемых, которым сеть доступна только ночью - мешает нормальному сну.

Ещё одним из признаков Интернет-зависимости является увеличение времени, проводимого в сети, которое свойственно только 21% испытуемых.

Доктором М. Орзаком были выделены такие психологические симптомы, как жалобы окружающих на то, что человек проводит много времени в сети, и проблемы с учебой (работой). Что касается жалоб со стороны окружающих, то они характерны для 17% испытуемых. Если же говорить о проблемах с учёбой, то в данном исследовании проявился совершенно противоположный эффект: Интернет, наоборот, помогает в учёбе. Его большинство использует Интернет как дополнительный источник информации необходимый для написания рефератов и докладов. Но всё же воспринимают Интернет первоначально как развлечение и средство общения.

Ещё одним из психологических симптомов Интернет-зависимости является ощущение пустоты, депрессии, одиночества, находясь не в сети. Такие симптомы обнаружены только у 6% испытуемых.

Теперь рассмотрим физические симптомы исследуемого феномена.

Одни из симптомов - произвольные или непроизвольные движения пальцами, напоминающие печатание на клавиатуре, напряжение пальцев, онемение кисти, - наблюдаются у 28% опрошенных учащихся. Сухость в глазах характерна для 72% испытуемых, а боли в спине – для 29%.

При рассмотрении физических показателей данного феномена были  обнаружены более высокие проценты испытуемых, для которых характерны вышеописанные симптомы. Однако это может быть связано не только с зависимостью от Интернета, но и с довольно долгой работой за компьютером вне глобальной сети. Ведь по учёбе ученикам приходится долгое время взаимодействовать с компьютером, во влиянии которого на человека можно выделить разнообразные отрицательные факторы. В связи с чем возможны образования таких симптомов, как боли в спине  и сухость в глазах.

Приложение 1

Тест на Интернет-зависимость, который представляет собой  перевод теста Кимберли Янг, адаптированный В.А.Буровой

Инструкция: «Пожалуйста, ответьте на вопросы, на которые предлагаются соответствующие варианты ответов. Постарайтесь отвечать быстро и честно».

  1. Ваш стаж в Интернет: а) до 3 мес. б) 3-6 мес. в) 6 мес.-год г) от 1 года до 2 лет  д) от 2 лет до 3 лет е) от 3 лет до 4 лет ж) от 4 лет до 5 лет з) 5 и более лет
  2. У Вас есть дети? а) да б) нет
  3. Используете Вы интернет для учёбы (работы)? а) да б) нет
  4. Можете ли Вы назвать себя 'специалистом по компьютерным сетям'? а) да б) нет
  5. Можете ли Вы сказать о себе: 'Да, я гуманитарий'? а) да б) нет
  6. Бывали ли у Вас в жизни периоды, когда Вы злоупотребляли алкоголем, наркотиками или любыми другими веществами, изменяющими состояние сознания? а) да б) нет
  7. Бывали ли у Вас в жизни периоды, когда Вы 'с головой' уходили в компьютерные игры? а) да б) нет
  8. Бывало ли так, что из-за проблем в личной жизни у Вас появлялись суицидальные мысли? а) да б) нет

1-я часть.

  1. Чувствуете ли Вы эйфорию, оживление, возбуждение, находясь за компьютером? а) да б) нет

10. Требуется ли Вам проводить все больше времени за компьютером, чтобы получить те же ощущения? а) да б) нет

11. Чувствуете ли вы пустоту, депрессию, раздражение, находясь не за компьютером? а) да б) нет

12. Случалось ли Вам пренебрегать важными делами, в то время как Вы были заняты за компьютером, но не работой? а) да б) нет

13. Проводите ли Вы в сети больше 3-х часов в день? а) да б) нет

14. Если Вы в основном используете компьютер для работы, участвуете ли в рабочее время в чатах или обнаруживаете себя на не связанных с работой сайтах более, чем дважды в день? а) да б) нет

15. Заходите ли Вы на порносайты? а) да б) нет

16.Считаете ли Вы, что с человеком легче общаться онлайн, нежели лично? а) да б) нет

  1. Говорили ли Вам друзья или члены семьи, что Вы слишком много времени проводите в интернете? а) да б) нет
  2. Мешает ли Вашей учёбе количество времени, проводимое в сети? а) да б) нет

19. Бывало ли такое, что Ваши попытки ограничить время, проводимое в сети оказывались безуспешными? а) да б) нет

20. Бывает ли так, что Ваши пальцы устают от клавиатуры или щелканья кнопкой мыши? а) да б) нет

21. Случалось ли Вам лгать на вопрос о количестве времени, проводимом в сети? а) да б) нет

22. Был ли у Вас хоть раз онемение и боли в кисти руки? а) да б) нет

23. Бывают ли у Вас боли в спине чаще, чем 1 раз в неделю? а) да б) нет

24. Бывает ли у Вас ощущение сухости в глазах? а) да б) нет

25. Увеличивается ли время, проводимое Вами в сети? а) да б) нет

26. Случалось ли Вам пренебречь приемом пищи или есть прямо за компьютером, чтобы остаться в сети? а) да б) нет

27. Случалось ли Вам пренебречь личной гигиеной, например, бритьем, причесыванием и т.п., чтобы провести это время за компьютером? а) да б) нет

28. Появились ли у Вас нарушения сна и/или изменился ли режим сна с тех пор как Вы стали использовать компьютер ежедневно? а) да б) нет

2-я часть. На предложенные ниже вопросы выберите (подчеркните) следующие варианты ответов: 1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

  1. Часто ли Вы замечаете, что проводите он-лайн больше времени, чем намеревались?

1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

  1. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?

1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

  1. Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети интимному общению с партнером?

1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

  1. Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь он-лайн?

1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

  1. Часто ли окружающие интересуются количеством времени, проводимым Вами в сети?

1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

  1. Часто ли страдают Ваши успехи в учёбе или работе, так как Вы слишком много времени проводите в сети?

1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

  1. Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше, чем сделать что-то другое, более необходимое?

1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

  1. Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом?

1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

  1. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?

1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

10. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете?

  1. никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

11. Часто ли Вы обнаруживаете себя предвкушающим, как вновь окажетесь в Интернете?

  1. никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

12. Часто ли Вы ощущаете, что жизнь без Интернета скучна, пуста и безрадостна?

  1. никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

13. Часто ли Вы ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в сети?

  1. никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

14. Часто ли Вы пренебрегаете сном, засиживаясь в Интернете допоздна?

  1. никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

15. Часто ли Вы предвкушаете, чем займетесь в Интернете, находясь оффлайн, или фантазируете о пребывании он-лайн?

1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

16. Часто ли Вы говорите себе «еще минутку», находясь в интернете?

1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

  1. Часто ли терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в сети?

1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

  1. Часто ли Вы пытаетесь скрыть количество времени, проводимое Вами в сети?

1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

19. Часто ли Вы выбираете провести время в Интернете, вместо того, чтобы выбраться куда-либо с друзьями?

1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

20. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только Вы оказываетесь в ней?

1) никогда или крайне редко 2) иногда 3) регулярно 4)часто 5)всегда

Приложение 2

Опросник «Восприятие Интернета», разработанный Щепилиной Е. А.

Инструкция: «Пожалуйста, ответьте на вопросы, выбрав (подчеркнув) один из предложенных вариантов ответа (или написав свой, где это необходимо). "Правильных" или "неправильных" ответов не существует, поэтому выбирайте тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам и Вашему мнению о себе. Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Давайте тот, который первым приходит Вам в голову. Постарайтесь по возможности не использовать промежуточные ответы типа "иногда" или "трудно сказать"».

1. Я считаю, что проявления агрессии в сети так же недопустимы, как и в реальной жизни. а)да б)нет в)трудно сказать

2. Порой мне кажется, что я воспринимаю Интернет не так, как другие люди. а) иногда б) часто в) никогда

3. У меня гораздо больше друзей в сети, чем в реальной жизни. а) да б) нет в) трудно сказать

4. Бывает, что, ища в Интернете нужную мне информацию, я забываю о своем первоначальном намерении.  а) иногда б) часто в) никогда

5. Порой мне хочется переселиться в виртуальный мир. а) иногда б) часто в) никогда

6. При подключении к Интернету мое настроение обычно улучшается. а) да б) нет в) трудно сказать

7. Для меня важнее, как выглядит сайт, чем то, какая на нем информация. а) да б) нет в) трудно сказать

8. Я считаю, что Интернет нужен для: а) развлечения б) поиска и хранения информации в) общения

9. Я часто воспринимаю виртуальный мир как реальность. а) да б) нет в) трудно сказать

10. Мне больше нравятся сайты, на которых мало графики. а) да б) нет в) трудно сказать

11. Когда все против меня, Интернет помогает мне пережить трудные времена. а) иногда б) часто в) никогда

12. Я часто употребляю слова и выражения, принятые в сети, в своей реальной жизни. а) да б) нет в) трудно сказать

13. Мои друзья в сети гораздо лучше понимают меня, чем мои друзья в реальной жизни. а) иногда б) часто в) никогда

14. Я воспринимаю себя в Интернете иначе, чем в реальной жизни. а) да б) нет в) трудно сказать

15. Я предпочитаю общаться с теми людьми, которые хорошо разбираются в Интернете. а) да б)нет в) трудно сказать

16. У меня часто возникает потребность в структурировании информации, получаемой из Интернета.  а) да б) нет в) трудно сказать

17. Я часто завожу виртуальные романы. а) иногда б) часто в) никогда

18. Обычно я чувствую себя комфортней в сети, чем в реальной жизни. а) иногда б) часто в) никогда

19. Я предпочитаю сайты, где много графики. а) да б) нет в) трудно сказать

20. Я часто не знаю точно, сколько времени провел в сети. а) да б) нет в) трудно сказать

21. Мне бывает сложно объяснить окружающим, что меня привлекает в Интернете. а) иногда б) часто в) никогда

22. Иногда Интернет кажется мне живым существом. а) иногда б) часто в) никогда

23. Бывает, что закончив работу в сети, я не могу вспомнить все, что я делал, где был. а) иногда б) часто в) никогда

24. Обычно я предпочитаю переписываться с человеком по электронной почте или общаться с ним по ICQ, чем говорить с ним по телефону или встречаться лично. а) да б) нет в) трудно сказать

25. Порой, после длительного пребывания в сети, у меня возникает страх (или чувство незащищенности) перед окружающей действительностью. а) иногда б) часто в) никогда

26. Даже большие тексты я предпочитаю читать с экрана монитора, а не в бумажном варианте. а) да б) нет в) трудно сказать

27. Я предпочитаю чаты, электронной почте и форумам. а) да б) нет в) трудно сказать

28. Мне бы хотелось проводить в сети больше времени, чем сейчас. а) да б) нет в) трудно сказать

29. Я скорее способен изменить что-то в виртуальном мере, чем в реальной жизни. а) да б) нет в) трудно сказать

30. Компьютер, на котором я работаю скорее: а) "девочка" б) "мальчик" в) просто машина

31. Находясь в сети, я люблю слушать музыку. а) иногда б) часто в) никогда

32. Бывает, что я пытаюсь действовать в реальном мире так же, как и в виртуальном. а) иногда б) часто в) никогда

33. В сети я чувствую себя гораздо увереннее, чем в реальной жизни. а) иногда б) часто в) никогда

34. Когда я захожу в Интернет, я точно знаю, чего хочу. а) да б) нет в) трудно сказать

35. Я предпочитаю виртуальные романы реальным. а) да б) нет в) трудно сказать

36. В Интернете я реализуюсь как личность лучше, чем в реальной жизни. а) да б) нет в) трудно сказать

37. Бывает, что после работы в сети, у меня возникает ощущение, что я о чем-то забыл или чего-то не сделал. а) иногда б) часто в) никогда

38. Порой мне кажется, что люди, с которыми я общаюсь в сети, понимают меня гораздо лучше, чем те, кто окружают меня в повседневной жизни. а) иногда б) часто в) никогда

39. Время в сети идет не так, как в реальной жизни. а) да б) нет в) трудно сказать

40. Бывает, что, находясь в сети, мне кажется, что я теряю контроль над происходящим. а) иногда б) часто в) никогда

41. Мне больше нравится рассматривать различные картинки, чем читать. а) да б) нет в) трудно сказать

42. Пребывание в Интернете для меня скорее: а) развлечение б) работа в) жизнь г) другое (укажите, что именно)____________________________

43. Когда я нахожусь в Интернете, я перестаю замечать окружающую действительность. а) иногда б) часто в) никогда

44. Я всегда пытаюсь представить, как выглядит мой собеседник. а) иногда б) часто в) никогда

45. Мне кажется, что Интернету присущи некие мистические свойства. а) да б) нет в) трудно сказать

46. В сети для меня не существует понятий: верх, низ, право, лево. а) да б) нет в) трудно сказать

47. Мне нравится, что в Интернете можно нарушать правила реального мира. а) да б) нет в) трудно сказать

48. Бывает, что я трачу много времени на просмотр ненужной мне информации. а) иногда б) часто в) никогда

49. Порой я чувствую, что сильно отличаюсь от людей, не пользующихся Интернетом. а) иногда б) часто в) никогда

50. Интернет для меня скорее: а) часть реального мира б) отдельная, самостоятельная реальность в) другое (укажите, что именно)________________________________

51. Происходящее в сети зачастую гораздо интереснее того, что происходит в реальной жизни. а) да б) нет в) трудно сказать

52. Обычно я не переношу виртуальные знакомства в реальность. а) да б) нет в) трудно сказать

53. Случается, что граница между реальным и виртуальным миром для меня исчезает. а) иногда б) часто в) никогда

54. Мне сложно найти общий язык с людьми, не пользующимися Интернетом. а) да б) нет в) трудно сказать

55. Порой мне бывает трудно перевести образы в слова. а) иногда б) часто в) никогда

56. Порой виртуальный мир кажется мне более привлекательным, чем реальный. а) иногда б) часто в) никогда

57. Интернет кажется мне: а) одномерным б) трехмерным в) четырехмерным г) вне измерений

58. Иногда компьютер кажется мне живым существом. а) да б) нет в) трудно сказать

59. Когда я в Интернете, я другой, чем в реальной жизни. а) да б) нет в) трудно сказать

60. Порой мне хочется перенести свои действия в сети на реальную жизнь (Например, в конфликтной ситуации – желание "отключиться", занести в "игнор"). а) иногда б) часто в) никогда

61. Находясь в Интернете, я чувствую себя частью чего-то большего. а) да б) нет в) трудно сказать

62. Мне бывает сложно выразить то, что я чувствую, находясь в сети. а) иногда б) часто в) никогда

63. В Интернете я чувствую себя в большей безопасности, чем в реальном мире. а) да б) нет в) трудно сказать

64. Часто мне сложнее найти общий язык с людьми в реальной жизни, чем в Интернете. а) да б) нет в) трудно сказать

65. Меня устраивают законы и правила виртуального мира гораздо больше, чем реального. а) да б) нет в) трудно сказать

66. Интернет для меня скорее: а) безграничен б) имеет границы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы

Использование космических технологий на уроках информатики «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века...

Инновационный опыт

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКАприоритетного национального проекта «Образования»...

Сотрудничество с родителями дошкольников по формированию социального опыта обучающихся: инновационный опыт учреждения.

Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, её традиций, опыта. Игнорирование необходимос...

Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»

С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...

инновационный опыт работы

Опыт работы с одаренными детьми...

Инновационный опыт работы учителя математики Водяковой В. В.

Целью своей педагогической деятельности считаю эффективное построение учебного процесса обучения, поэтому стараюсь организовать его так, чтобы он обеспечивал благоприятн...