Главные вкладки

    Методическая разработка по информатике и икт (11 класс) по теме:
    Решение логических задач по информатике

    Венедиктова Ольга Николаевна

                 В материале рассматриваются два метода решения логических задач и с помощью хорошей презентации урок превращается в  в урок-игру по теме "Логические основы ПК". Данный материал сопровождается раздаточным материалом для учащихся и планом урока. Рекомендуется использовать в урочной и внеурочной деятельности при малом количестве часов на преподавание информатики. Материал рассчитан для преподавания в системе начального и среднего профессионального образования, а также для учащихся 11 классов общеобразовательных школ.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Сюжет 1:

    Шерлок Холмс
    вежливо спросил у инспектора
    Лестрейда
    , кто из трех подозреваемых в расследуемом деле —
    Джон, Смит
    или
    Вессон
    — являются его агентами.
    Лестрейд
    , не желая раскрыть все свои «карты» ответил так: «Если
    Вессон
    мой агент, то и Смит тоже». А потом добавил: «Неверно, однако, что если Джон мой агент, то Смит тоже мой агент».
    Лестрейд
    оба раза сказал правду, по-видимому, он надеялся что Холмсу не удаться вычислить агента. Так выдал ли инспектор своего агента?
    Применением законов
    математической логики
    5
    Табличный
    способ решения
    10
    Y
    X
    Банка
    Колба
    Пробирка
    Бутылка
    Щелочь
    Кислота
    Вода
    Раствор
    яда
    Колба стоит около банки
    и

    сосуда с щелочью
    15
    Найти ошибки в таблицах истинности
    X
    Y
    X

    &
    Y
    0
    0
    0
    0
    1
    1
    1
    0
    1
    1
    1
    1
    X
    Y
    X & Y
    0
    0
    0
    0
    1
    0
    1
    1
    0
    1
    1
    1
    X
    - X
    0
    1
    1
    1
    X
    Y
    X


    Y
    0
    0
    1
    0
    1
    0
    1
    0
    1
    1
    1
    1
    4
    Анализируем ответ:
    Истинность данного высказывания

    возможна
    только тогда, когда
    -B
    &
    D
    &
    -C
    И
    И
    И
    Таким образом агентом инспектора

    Лестрейда

    является Джон.
    9
    Y
    X
    Банка
    Колба
    Пробирка
    Бутылка
    Щелочь
    Кислота
    Вода
    Раствор
    яда
    в банке не кислота и не вода
    14
    Путем наблюдений установлено,

    что
    вода и щелочь не в бутылке
    Y
    X
    Банка
    Колба
    Пробирка
    Бутылка
    Щелочь
    Кислота
    Вода
    Раствор
    яда
    13
    Над презентацией работали:
    Венедиктова
    Ольга Николаевна
    преподаватель информатики
    Видеомонтаж
    студентк
    и

    3 курса
    Махортовой Евгении
    Апрель 2012 год
    СПбКИТ
    Основные

    логические

    операции
    Таблицы

    истинности
    X
    Y
    X v Y
    0
    0
    0
    0
    1
    1
    1
    0
    1
    1
    1
    1
    X
    Y
    X & Y
    0
    0
    0
    0
    1
    0
    1
    0
    0
    1
    1
    1
    X
    - X
    0
    1
    1
    0
    X
    Y
    X


    Y
    0
    0
    1
    0
    1
    1
    1
    0
    0
    1
    1
    1
    3


    x

    y =
    (
    ¬
    x
    v y)

    A1 & A2 = (B

    C) & -(D

    C)

    Для решения задачи необходимо
    A1 & A2 = (-B v C)
    &


    ¬
    (¬D
    v C) =
    (¬B
    v C) & D &
    ¬C
    (=D &
    ¬C
    )
    D
    Раскрываем скобки:
    ¬
    B
    & D &
    ¬C
    v C &
    ¬C
    & D =
    ¬B
    & D &
    ¬C
    0 & D = 0
    A1&A2 = «1»
    8
    Графическими методами
    Метод логических рассуждений
    Средствами алгебры логики
    Табличными методами
    Метод к
    ругов
    Эйлера
    2
    Создадим таблицу
    Y
    X
    Банка
    Колба
    Пробирка
    Бутылка
    Щелочь
    Кислота
    Вода
    Раствор
    яда
    В отличии от предыдущей задачи

    у
    нас две переменных:
    X — вещество; Y - емкость
    12
    Первую часть задачи

    «Если
    Вессон
    мой агент, то и Смит тоже» обозначим A1.
    Введем дополнительные обозначения. И получим выражение...
    B
    С
    A2 = -(D

    C)
    Вторая часть задачи

    «Неверно, что если Джон мой агент, то Смит тоже мой агент
    »


    обозначим A2.
    Введем дополнительные обозначения. И получим выражение...
    D
    С
    A1 = B

    C
    7
    Y
    X
    Банка
    Колба
    Пробирка
    Бутылка
    Щелочь
    Кислота
    Вода
    Раствор
    яда
    Самостоятельно заполняем
    таблицу и находим ответ
    16
    Преподаватель:
    Венедиктова
    Ольга Николаевна
    Если даны высказывания
    A1, A2,....
    An
    ,

    а
    спрашивается о высказывании
    B
    , то

    необходимо
    проверить является ли
    B


    логическим
    следствием высказываний

    A1&A2
    &....&
    An

    Для это достаточно выяснить будет ли

    истинной
    высказывание

    A1&A2
    &....&
    An


    B

    или
    , что равносильно будет ли
    ложью


    высказывание

    A1&A2
    &....&
    An

     
    B
    6
    Сюжет 2:
    От своих агентов Шерлок Холмс узнал, что Мортимер хранит яд в своей лаборатории, но емкости не подписаны.
    Известно что, в бутылке, колбе, пробирке и банке находятся щелочь, кислота, раствор яда и вода.
    Путем наблюдений установлено, что вода и щелочь не в бутылке, а в банке не кислота и не вода.
    Колба стоит около банки и сосуда с щелочью.
    Что находится в каком сосуде?
    11

    Предварительный просмотр:

    План открытого урока информатики

    Дата проведения:17 апреля 2012 года

    Тема урока: «Решение логических задач различными методами»

    Цель урока: познакомить учащихся с методами решения логических задач средствами алгебры логики и табличным методом

    Задачи урока:

    1. образовательная – знакомство студентов с методами решения логических задач средствами алгебры логики;
    2. развивающие – развитие логического мышления студентов, памяти, внимания, а также интереса к разделу информатики - алгебре логики;
    3. воспитательные – работа над повышением знаний основных понятий и законов алгебры логики, достижение сознательного усвоения материала студентами с применением полученных знаний на практике.

    Тип урока: повторительно-обобщающий, комбинированный.

    Возраст учащихся: 1 курс, после 9 класса

    Оборудование урока:

    1. мультимедийный проектор;
    2. презентация, подготовленная в MS Power Point;
    3. листки с законами алгебры логики.

    Требования к знаниям и умениям учащихся:

    студенты должны знать:

    1. основные понятия и определения алгебры логики;
    2. основные законы алгебры логики.

    студентыдолжны уметь:

    1. упрощать логические выражения;
    2. строить таблицы истинности;
    3. строить логические схемы по логическому выражению и наоборот;
    4. записывать составные высказывания в виде логических функций.

    Системы оценивания: по ходу урока студенты решают задачи в индивидуальном порядке, результат заносит студент в таблицу электронного журнала.

    План урока:

    Время,
    мин

    Этап урока

    Деятельность преподавателя

    Деятельность студента

    5

    Орг. Момент

    Вступительное слово

    Подготовка к уроку

    5

    Разминка

    На экране таблицы истинности основных логических операций.

    Слайд 3, 4

    Повторяют основные логические операции, находят ошибки в представленных таблицах истинности

    10

    Объяснение нового материала.

    Презентация к уроку. Объяснение метода решения логических задач методом алгебры –логики.. Слайд 6 - 9

    Ведут конспект нового материала.

    10

    Объяснение нового материала.

    Презентация к уроку. Объяснение метода решения логических задач методом построения таблицы. Слайд 11 16 -

    Разрабатывают алгоритм решения задачи, записывают решение, сверяют свое решение с доской

    10

    Самостоятельная работа. Решение задачи методом построения таблицы.

    Зачитывает условие задачи. Отвечает на вопросы.  Приложение 1

    Разрабатывают алгоритм решения задачи, записывают решение, сверяют свое решение с доской.

    5

    Подведение итогов

    Выставляет баллы за работу на уроке.

    Помощник оглашает результаты, баллы, полученные за урок.

    Рефлексия урока.


    Предварительный просмотр:

    Приложение 1

    Задача 1: Шерлок Холмс вежливо спросил у инспектора  Лестрейда, кто из трех подозреваемых в расследуемом деле — Джон, Смит или Вессон — являются его агентами. Лестрейд, не желая раскрыть все свои «карты» ответил так: «Если Вессон мой агент, то и Смит тоже». А потом добавил: «Неверно, однако, что если Джон мой агент, то Смит тоже мой агент». Лестрейд оба раза сказал правду, по-видимому, он надеялся, что Холмсу не удаться вычислить агента. Так выдал ли инспектор  своего агента?

    Задача 2: От своих агентов Шерлок Холмс узнал, что Мортимер хранит яд в своей лаборатории, но емкости не подписаны.

    Известно что, в бутылке, колбе, пробирке и банке находятся щелочь, кислота, раствор яда и вода.

    Путем наблюдений установлено, что вода и щелочь не в бутылке, а в банке не кислота и не вода.

    Колба стоит около банки и сосуда с щелочью.

    Что находится, в каком сосуде?  

    Y

    X

    Банка

    Колба

    Пробирка

    Бутылка

    Щелочь

    Кислота

    Вода

    Раствор
    яда

    Задача 3: Восемь школьников, оставшихся в классе на перемене, были вызваны к директору. Один из них разбил окно в кабинете. На вопрос директора, кто это сделал, были получены следующие ответы:

    Федя: «Разбил Антон!»

    Соня: «Валера разбил».

    Оля: «Разбила Соня».

    Маша: «Это кто-то из- другого класса!»

    Надя: «Да, Оля права...»

    Коля: «Это либо Валера, либо Соня!»

    Антон: «Ни Валера, ни Соня этого не делали».

    Кто разбил окно, если известно, что из восьми высказываний истинно ровно три?


    Предварительный просмотр:

    Приложение 2

    Теоремы алгебры логики

    1. x + 0 = x,   x  1 = 1
    2. x + 1 = 1, x  0 = 0
    3. x + x = x, x  x = x
    4. x +  = 1, x   = 0
    5.  = x
    6. x + x  y = x,  


    Теоремы алгебры логики

    1. x + 0 = x,   x  1 = 1
    2. x + 1 = 1, x  0 = 0
    3. x + x = x, x  x = x
    4. x +  = 1, x   = 0
    5.  = x
    6. x + x  y = x,  

    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков

    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

            В наше время, когда наблюдается быстрый рост научных знаний и их широкое внед...

    патриотическое внеклассное мероприятие "Курс молодого курса"

    патриотическая игра-эстафета для учащихся старших классов "Курс молодого бойца"...

    Урок математики в 6 классе по теме "Решение задач на проценты"

    Использование приемов занимательности для закрепления учебного материала...

    конспект урока и презентация по теме: "Сфера" по учебнику Атанасяна 11 класс

    Конспект содержит полную информацию о деятельности учителя и учащихся на уроке.  Выполнена презентация к уроку. Под...

    круглый стол "Эхо прожитых лет"

    патриотическое внеклассное мероприятие ...

    Рабочая программа по истории для 6 класса

         Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древности до конца XVI в. для 6 класса...

    Цикл уроков по теме: "Аксиомы стереометрии" по учебнику Атанасяна 10 класс

    Цикл уроков по теме : "Аксиомы стереометрии" состоит из следующих уроков: 1. Предмет стереометрии. Аксиомы стереоме...

    открытый урок по физике в 9 классе "Закон Ампера. Электродвигатель"

    План-конспект  открытого урока по физике в 9 классе "Закон Ампера. Электродвигатель." Самоанализ урока. Литература ...

    Роль коллектива в обучении и развитии младших школьников

    Таким образом, эффективное решение вопроса о воспитании и развитии личности в коллективе составляет педагогическую задач...

    Урок проверки и оценки знаний по теме "Четырёхугольники"( геометрия 8 класс)

    План урока и презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме "Четырёхугольники"....